Культура первобытного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Культура и искусство сопровождали человека с глубокой древности. Все народы и в наше время, и в прежние времена стремились творить по законам красоты, восхищались произведениями искусства и почитали их создателей. Ничто, кроме культуры и искусства, не в состоянии передать мир во всем его богатстве и многообразии. Благодаря дошедшим до нас произведениям культуры, мы узнаем о давних временах и исчезнувших народах. История культуры и искусства - это история высших достижений человечества, ценность которых не уменьшается с ходом тысячелетий.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...3
Возникновение первобытного общества и культуры.
Периоды и этапы ………………………………………………………………… 4
Первобытное искусство …………………………………………………………. 7
Наскальная живопись и миниатюрная скульптура
Геометрический орнамент
Первобытная архитектура
Погребения
Духовная культура первобытного общества…………………………………….16
Магия и колдовство
Тотемизм
Анимизм
Фетишизм
Заключение ………………………………………………………………………. 30
Список литературы…………………………………………………………….… 31

Работа содержит 1 файл

Культ перв общ.docx

— 162.88 Кб (Скачать)

Первобытная живопись представляла собой  двухмерное изображение объекта, а  скульптура — трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели  его главным достижением —  техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние  египтяне и греки, средневековые  европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло  только в эпоху Возрождения).

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а  также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество  изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур  мог быть изображен рядом с  крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций  не позволяло первобытному художнику  подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта  очень поздно — в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через  положение ног (скрещивающиеся ноги например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

 

Археологи так и не обнаружили в  древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему? Может быть, это еще раз  доказывает первичность религиозной  и вторичность эстетической функции  культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались.

И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое  применение. Иными словами, они выполняли  культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.

Поскольку изображения животных имели  магическое назначение, то процесс  их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки  большей частью укрыты глубоко в  недрах пещеры, в подземных ходах  в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает  полуметра. В таких местах кроманьонский  художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с  горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены  в доступных местах, на высоте 1,5—2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В  этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них  обнаружены наскальные изображения, созданные  краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой  уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства), художественные достоинства  которых привлекают сегодня множество  ученых и туристов. Наскальные рисунки  древнекаменного века называют настенной  живописью или пещерной росписью.

Картинная галерея Альтамиры тянется  более чем на 280 метров в длину  и состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты  и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н. э. По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного  века. В самой уникальной части  пещеры — «Зале животных» —  найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра, чтобы рассмотреть их подробнее, приходится ложиться на пол. Большинство  фигур нарисованы коричневым. Художники  искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными  и выгравированными в скале фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают человеческое тело.

В 1895 году были найдены рисунки  первобытного человека в пещере Ля-Мут  во Франции. В 1901 году здесь же, в  пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую  «картинную галерею» — 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.

При создании наскальной живописи первобытный  человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые  он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых  костей с пучками волосков диких  зверей на конце, а порой выдувал  через трубчатую кость цветной  порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений  методом глубокого прореза художнику  приходилось пользоваться грубыми  режущими инструментами. Массивные  каменные резцы были найдены на стоянке  Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими  неглубокими линиями. В такой  же технике выполнены рисунки  с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.

В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 километр, сохранилось собрание наскального  искусства доисторических времен, наиболее представительное и наиболее важное из всех, что до сих пор были обнаружены в Европе. Первые «гравюры» появились  здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых  камней. До настоящего времени зарегистрировано около 170 000 наскальных рисунков, но многие из них пока только ожидают научной  экспертизы.

Таким образом, первобытное искусство  представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные  минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные  из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и  барельефы.

 

Геометрический орнамент

Особая область первобытного искусства  — орнамент. Орнамент (от лат. omamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.

 

Геометрический орнамент широко применялся уже в палеолите. В частности, на Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены таким способом украшенные костяные изделия. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы.

Однако подлинного расцвета геометрический орнамент достигает в эпоху земледельческих  обществ, где он превращается в настоящее  искусство геометрических абстракций, за которым скрывались определенное мировоззрение и сложная символика.

Художники высокоразвитых земледельческих  культур уже не копируют природу. Она отражена в геометрических абстракциях: круге, овале, линии. Фигурки женского божества подразумевают уже не реальную женщину, а обобщенное понятие плодородия. Спираль или ломаная линия обозначали воду, треугольник — плодородие, мир представлялся ромбом, ориентированным по сторонам света.

Таким образом, орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира. Уже искусство эпохи  неолита показывает, что религиозное мировоззрение и эстетическое восприятие мира отнюдь не сводились к технической и функциональной целесообразности.

Таким образом, на смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстрактного орнамента, нанесенного на глиняную посуду. Земледельцы начинают украшать не стены естественно возникших пещер, а предметы, искусственно созданные своими руками. Украшения утвари, прежде всего керамической посуды, было естественным способом введения в круг искусства того, что раньше никогда к нему не принадлежало, а именно бытовых вещей, которые никакой религиозной функции не выполняли. Абстрактные символы отражали более сложное мировосприятие людей, их социальное взросление.

 

Первобытная Архитектура

Важнейшим моментом формирующейся  земледельческой цивилизации стало зарождение совершенно нового вида искусства, невозможного и неизвестного охотникам и собирателям. Речь идет об архитектуре. Укрываться в случайно обнаруженной пещере — это одно, а строить из глины, дерева или камня искусственные постройки произвольных размеров и формы, располагая их в специально подобранных местах, — это уже совсем другое дело.

Под архитектурой понимается искусство проектировать и строить здания в соответствии с заранее намеченными целями и проектом, отвечающим техническим возможностям и эстетическим критериям местного коллектива (поселка, города, страны). Как вид искусства архитектура входит уже в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

Организовывать, перестраивать и  осваивать окружающую среду по собственным  меркам земледельцы начали сразу  в двух направлениях — с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие — на сооружение общественных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Сюда же надо включить крупные инженерные проекты, как например, большие ирригационные системы Древнего Египта.

Самой ранней формой человеческого  жилья служили стоянки — временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубоотесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в Средневековье).

Несколько позже — в период древневосточных  цивилизаций — архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область — градостроительство.

 

Погребения

Погребения следует считать  искусством, возникшим на пересечении  скульптуры, архитектуры и религии.

Археологи утверждают, что первыми  начали хоронить своих предков еще  неандертальцы 80—100 тыс. лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской культуры. Так в археологии именуется позднейшая культура раннего палеолита в Европе, Южной Азии, Африке (получила название по пещере Ле-Мустье во Франции).

Обряды погребения отражали двойственное стремление — удалить, обезвредить  умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т. п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и др.

Именно неандертальцы первыми  на земле стали задумываться над  вопросами жизни и смерти. Мертвых  они предавали земле и клали  в могилу оружие, инвентарь, пищу. Из этого можно сделать вывод, что они верили в загробную жизнь. А так как подобные представления предполагают наличие абстрактного мышления, неандерталец должен был обладать также способностью выражать свои мысли при помощи примитивного языка.

На более высокий уровень  культура погребений поднялась у  кроманьонцев. Умершим они давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служившие талисманами). В могилах кроманьонцев встречаются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали кроваво-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались подбородка.

Обряды погребения зависели от общественного  положения умершего (курганы вождей, пирамиды фараонов), религиозных представлений  и др. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются кремация и захоронение в землю (ингумация). Более подробно о погребальных обрядах сказано в главе об архаичной религии.

В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с  надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

 

Курганы (тюрк.) представляют собой надмогильные насыпи из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Древнейшие курганы датируются 4—3 тыс. до н. э., позднейшие — XIV— XV вв. н. э. Распространенные практически во всех странах мира, они бывают одиночные или располагаются группами, иногда до нескольких тысяч курганов. Мегалиты (от греч. megas — большой и lithos — камень) — культовые сооружения 3—2 тыс. до н. э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы (Стонхендж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи.

В археологии получили известность  курганы Ямной культуры, обнаруженные в степях Восточной Европы, в частности в Приднепровье, и относящиеся к эпохе энеолита (2-я половина 3-го — начало 2-го тыс. до н. э.). Она названа так по устройству могильных ям под курганами. Размеры ямных курганов очень внушительны. Диаметр их кромлехов достигает 20 м, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 м. Вдобавок ко всему над курганами возвышаются еще каменные бабы — каменные изваяния человека (воинов, женщин), простоявшие четыре с лишним тысячи лет.

Информация о работе Культура первобытного общества