Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:08, реферат
Ученые так и не решили, кого изображают каменные бабы - бога или человека. Но несомненно, что в III тысячелетии до н.э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы он занимает в искусстве все большее место. Если в каменном веке зверей изображали чаще, чем людей, то в бронзовом соотношение обратное. Так, в III-II тысячелетиях до н.э. в искусстве наступил решающий перелом. Отошло в прошлое творчество великих анималистов каменного века. В центр внимания мирового искусства все настойчивее выходит человек.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Духовная жизнь первобытного общества……………………………………………5
1.1. Начало религии………………………………………………………………………….5
1.2. Культ Богини-Матери………………………………………………………………….5
1.3. Фетишизм………………………………………………………………………………..7
1.4. Тотемизм…………………………………………………………………………………8
1.5. Культ животных………………………………………………………………………..9
1.6. Промысловый культ…………………………………………………………………...10
1.7. Культ растений…………………………………………………………………………10
1.8. Анимизм…………………………………………………………………………………11
1.9. Культ предков…………………………………………………………………………..12
1.10. Аграрные культы………………………………………………………………13
2. Искусство первобытного общества…………………………………………………15
2.1. Искусство эпохи палеолита…………………………………………………………15
2.2. Искусство эпохи мезолита…………………………………………………………..15
2.3. Искусство эпохи неолита……………………………………………………………16
2.4. Музыка первобытного общества……………………………………………………17
2.5. Древние формы театральных представлений…………………………………….18
3. Первобытные машины и изобретения……………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………………….41
Список использованных источников……………………………………………………42
Изделия примитивного гончарного промысла обжигаются на открытом огне и нередко украшаются нацарапанным орнаментом или росписью. Глазурь также принадлежит к изобретениям уже высококультурных народов.
Некоторым западно-африканским племенам известей очень интересный способ орнаментировки глиняных сосудов. Они вырезают геометрический орнамент с острыми гранями на деревянной палочке, которую затем прокатывают по мягкой верхней поверхности глиняного сосуда, так что узор равномерно на ней отпечатывается. Для получения более сложного узора деревянную палочку вдавливают в сосуд крест-накрест. В Камеруне орнаментируемые таким образом горшки и миски сначала сушат несколько часов на воздухе, а затем в течение ночи обжигают на огне. Эти керамические изделия отличаются большой красотой и прочностью. В Западной Африке глиняные сосуды делают самых различных размеров—от маленькой миски до огромного круглого горшка для варки пищи.
В Северной Америке хорошие гончарные изделия изготовляют только индейцы пуэбло. Однако за последнее столетие их мастерство сильно деградировало. Древние крашеные керамические изделия, найденные в покинутых поселениях племени хопи, представляли собой произведения искусства; часто они бывают украшены замечательно эффектным черным орнаментом. У калифорнийских индейцев гончарное дело принадлежит к забытым ремеслам, и современные поколения индейцев вынуждены узнавать у находящихся еще в живых дедов о том, как делали глиняные сосуды, которыми они пользуются до сих пор.
Южноамериканские индейцы являються изобретателями сосудов с вогнутом краем , в местностях, бедных камнем, они изготавливали глиняные шаровидные сосуды, которыми пользовались для варки пищи вместо применявшихся ранее раскаленных камней Эти племена выделывают также глиняные курительные трубки оригинальной формы.
Однако даже в древнейшие времена из глины изготовляли не только посуду, но и человеческие фигурки, которые в Центральной Европе были обнаружены уже в так называемый ориньякский период. Неолит изобиловал статуэтками животных и людей (главным образом женскими фигурками), встречающимися параллельное великолепно орнаментированными горшками, разукрашенными пряслицами, глиняными штампами и другими предметами обихода.
В древнеегипетских гробницах были найдены всевозможные изделия художественной керамики, назначением которых было служить мертвым в потустороннем мире. В Британском музее можно видеть сотни таких изделий, в частности символические фигурки и амулеты, а также крошечные тарелочки, наполненные плодами и овощами.
Вершины своего развития гончарное искусство достигло, когда был открыт способ изготовления фарфора; это открытие представляет собой еще один вклад высокой китайской культуры в материальное богатство человечества. Историю фарфора можно проследить до VII века н. э. Изобретение фарфора явилось результатом стремления найти замену для дорогих тарелок и мисок из нефрита, изготовлявшихся в более древние времена. В самых ранних своих изделиях из фарфора китайцы старались по возможности имитировать форму и цвет этих изделий из нефрита. Поэтому древнейший фарфор был не белым, а имел зеленый, серый или голубоватый цвет нефрита. Посуда из тонкого и хрупкого фарфора приобрела особую ценность значительно позднее, тогда, когда на новый материал перестали смотреть как на имитацию нефрита и когда фарфоровая глина сама по себе стала рассматриваться как ценное сырье для изготовления из него высокохудожественных изделий.
Еще и сейчас самым ценным в мире фарфором считается фарфор, изготовляемый в мастерских Цзиндэчжэня (провинция Цзянси). Во все века фарфор почитался благороднейшим украшением стола. Во время второй мировой войны японцы, едва успев вступить в провинцию Цзянси, сразу же постарались вывезти из Цзиндэчжэня в качестве трофеев как можно большее количество художественных изделий; когда китайский народ вновь обрел свою свободу, правительство, чтобы отметить возрождение былой славы Китая, поручило художникам Цзиндэчжэня изготовить несколько особенно великолепных фарфоровых сервизов в честь праздника победы над разгромленными захватчиками.
Впрочем, для изготовления художественных изделий и предметов обихода человечество использует не только минералы и растения. Обогащению культурного наследия человечества в значительной степени способствовал также животный мир. Мы уже знаем, что скребла для шкур, ножи для их снимания и тому подобные орудия принадлежат к предметам доисторической древности, и не подлежит сомнению, что умение снимать с животного шкуру и обрабатывать ее следует отнести к древнейшим трудовым навыкам человека.
Если самые примитивные племена еще не были знакомы с процессами дубления, промывания и -протравки кож, то все же австралийцы, живущие в более холодных районах, делают меховые плащи из звериных шкур, которые они сшивают сухожилиями кенгуру. Грубые меховые плащи носят также, и туземцы Южной Африки, а на Огненной Земле меховые плащи и спальные одеяла из шкур гуанако считаются предметами первой необходимости. Всевозможные звериные шкуры употребляются на изготовление множества всякого рода предметов и частей одежды на всем восточно-африканском побережье от южной оконечности континента и до лесов Экваториальной Африки, так что целые районы Судана могут рассматриваться как «кожевенные провинции».
Но если на всех континентах в обычае использовать шкуры зверей, то способы обработки шкур или кож у разных народов совершенно различны. Особенно больших успехов в этом отношении достигли пастушеские народы, но и арктические и субарктические охотники, а также племена Центральной Азии, прекрасно умеют обрабатывать кожи. Для изготовления более грубых изделий, как, например, сосудов для воды, покрытий для палаток, носильных мешков и т. п. мясо и сухожилия попросту отскребываются с внутренней стороны шкуры. Но если требуется более мягкая кожа для изготовления одежды, мокасинов, головных уборов и т. д. то тогда с кожи приходится удалять и волосы. Очистка производится при помощи каменных, костяных, шиферных или раковинных скребл, причем обычно это делается на бревнообразной подставке, после чего шерсть удаляется путем выдирания волос или размягчения кож в соответствующих растворах.
Для удаления волос кожи подвергают предварительной обработке. Способы такой обработки весьма многочисленны. В Африке кожи зарывают в землю вместе с золой или листьями, а в Калифорнии шкуры замачивают в растворе юкки или пальмовой лилии. Жители Арктики часто вымачивают кожи в моче — способ, который был известен также в Греции и Риме. После такой обработки волосы легко отделяются от кожи и их либо без труда выщипывают, либо, как это делают во многих районах Африки, сдирают при помощи трения о туго натянутый канат. Лабрадорские индейцы племени наскапи натягивают шкуру на вертикально установленную раму и соскребывают волосы бедреной костью медведя или зубом бобра.
Хотя искусство дубления кож при помощи солей, квасцов и других минералов изобретено высококультурными народами, примитивным кочевникам также известно немало способов вымачивания и размягчения кож. Они втирают в сырую кожу рыбий жир, различные виды мхов, мозг или печень животного и затем размягчают кожу катанием, колочением, выжиманием и тому подобными способами. Все это более чем оправдывает слова старого исследователя Мэзона о том, что «при обработке кож у примитивных народов главным ингредиентом являются человеческие мускулы».
Не менее многочисленны и способы окраски выделанных кож. Чрезвычайно мягкая бархатистая кожа карибу, которую индейцы монтанье и наскапи употребляют для изготовления мокасин, приобретает после чистки и обработки белоснежный цвет. Для того чтобы обувь, сшитая из этой-кожи, не загрязнялась бы сразу же, мягкие кожи сшиваются вместе в форме мешка и подвешиваются над ведром, наполненным тлеющими стружками. От этого кожа приобретает красивый светло-коричневый цвет. Черноногие индейцы окрашивают в темный цвет свои мокасины и кожаные гамаши, прокапчивая сырую кожу тлеющей дубовой корой. По цвету обуви это племя и получило свое название. Эскимосы умеют окрашивать кожу в красный цвет, разжевывая ее после очистки и размягчения вместе с соком пурпурной улитки. Индейцы омаха получают синюю окраску, смешивая кору белого клена с желтой охрой, тогда как индейцы прерий часто употребляют для изготовления красок для кож сок кактуса. Темно-красная краска африканских племен хаусса и мандинго добывается ими из коры мангровового дерева .
Перечисленные здесь способы обработки касаются лишь выделки кож. Но существует и другое важное ремесло — производство войлока, которое связано с обработкой срезанных с кожи волос. Особенно важное значение имеет производство войлока для народов Центральной Азии и Судана. Высшей степени совершенства оно достигло в Тибете. Необходимый для производства войлока волос дает як, а недубленые кожи этого же животного идут на изготовление обуви, седел, упряжи и других предметов обихода. Для получения необходимого для производства войлока сырья тибетцы стригут живых животных. Волосы яка имеют на конце крошечные крючочки и после соответствующей обработки хорошо сваливаются. Чесаная шерсть расстилается, смачивается и крепко спрессовывается, в результате чего получается прочный и водонепроницаемый, похожий на ткань материал. Тончайшие сорта тибетского войлока тонки, как вуаль. Если при изготовлении зимних покрытий для палаток, подседельников, стелек для обуви, половиков и тому подобных предметов требуется более толстый войлок, то его спрессовывают из нескольких слоев.
Любопытно, что большинство народов, занимающихся обработкой шерсти, не перерабатывает животное волокно в пряжу и ткани и что производство войлока значительно древнее искусства изготовления шерстяных тканей.
Таким образом, сырье для древнейших ремесел поставляли растения, животные и минералы. Но разум человека этим не довольствовался и сумел обнаружить сокровища, скрытые в земле. Человек открыл медь и железо и проник в тайну золотоносного речного песка; в результате сплавления различных металлов были получены новые металлы, и среди девственной природы выросли доменные печи. Возникшая из этой новой области знания возможность изготовлять металлические орудия дала новый толчок унаследованному от более древних ступеней культуры мастерству и породила новые способы созидания и завоевания. Новые изобретения, новые отрасли промышленности и большая независимость от капризов природы придали. человеку новые силы и открыли перед ним новые возможности развития.
У первобытных народов, как и у нас, чрезмерная специализация может привести к ограничению индивидуальных способностей. Все же многие ремесленники XX века пытаются вновь возродить престиж ручных изделий, чтобы вновь изготовлять высококачественные товары, не уступающие изделиям первобытных народов, для которых производство «предметов высшего качества для всех» не составляло особой проблемы.
Заключение
Список использованных источников
1 . Першиц А.Ц. История первобытного общества. - М., Наука, 1974, 123 с;
2 . Дмитриева Н.А. Первобытное общество . Основные проблемы развития. - М., Наука, 1975, 456с;
3 . Любимов Л. Искусство древнего мира, М., Просвещение, 1971,250 с.
4