Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:08, реферат
Ученые так и не решили, кого изображают каменные бабы - бога или человека. Но несомненно, что в III тысячелетии до н.э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы он занимает в искусстве все большее место. Если в каменном веке зверей изображали чаще, чем людей, то в бронзовом соотношение обратное. Так, в III-II тысячелетиях до н.э. в искусстве наступил решающий перелом. Отошло в прошлое творчество великих анималистов каменного века. В центр внимания мирового искусства все настойчивее выходит человек.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Духовная жизнь первобытного общества……………………………………………5
1.1. Начало религии………………………………………………………………………….5
1.2. Культ Богини-Матери………………………………………………………………….5
1.3. Фетишизм………………………………………………………………………………..7
1.4. Тотемизм…………………………………………………………………………………8
1.5. Культ животных………………………………………………………………………..9
1.6. Промысловый культ…………………………………………………………………...10
1.7. Культ растений…………………………………………………………………………10
1.8. Анимизм…………………………………………………………………………………11
1.9. Культ предков…………………………………………………………………………..12
1.10. Аграрные культы………………………………………………………………13
2. Искусство первобытного общества…………………………………………………15
2.1. Искусство эпохи палеолита…………………………………………………………15
2.2. Искусство эпохи мезолита…………………………………………………………..15
2.3. Искусство эпохи неолита……………………………………………………………16
2.4. Музыка первобытного общества……………………………………………………17
2.5. Древние формы театральных представлений…………………………………….18
3. Первобытные машины и изобретения……………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………………….41
Список использованных источников……………………………………………………42
К важнейшим изобретениям южноамериканских индейцев относится так называемое типити—трубчатый пресс для отжимания несъедобного сока из клубней маниоки, раздробленных для приготовления муки. Трубка эта сплетается из диагонально расположенных растительных волокон, которые стягиваются, если тянуть трубку за оба конца, в результате чего из мучной кашицы удаляется весь сок. Кроме типити на р. Шингу изготовляют еще множество других плетеных изделий, в том числе большие корзины из пальмовых листьев, крошечные колчаны для стрел, веера для раздувания огня, коробки с крышками и большие корзины для переноски груза на спине.
Искусство плетения корзин распространено также в Индонезии и на островах Океании, где известно очень много технически усовершенствованных видов этого искусства, начиная со спирально-жгутового способа и кончая чрезвычайно тонкой обработкой плетеных сандалий и корзин) для переноски грузов. На островах Санта-Крус эти корзины богато орнаментируются, украшаются кистями и бахромой, искусство их изготовления достигает такой степени совершенства, что плетение напоминает тканую материю, хотя корзины и сплетены голыми руками. Эти изделия, столь же прочные, как и мягкие, плетут так называемым безузелковым способом. Океанийские повара плетут большие, похожие на палатки колпаки, которыми они накрывают огонь, если внезапно начинает идти дождь. Такой же тонкостью работы отличаются и прославленные цыновки, изготовляемые этими народами для сиденья и спанья.
Еще одной важной областью применения растительных волокон является изготовление шнуров или веревок, которые играют важную роль в быту первобытных народов и употребляются для связывания различных материалов. Из шнуров делаются также сети и силки, а опорные столбы при постройке дома связываются с помощью скрученных растительных волокон. Волокна употребляются для изготовления веревок либо в их природном состоянии, либо подвергаются сложному процессу гниения, благодаря которому связующий материал приобретает чрезвычайную прочность. Так, сети для ловли акул, изготовляемые туземцами островов Санта-Крус, достаточно прочны, чтобы удержать эту огромную рыбу.
На изготовление веревок и плетений идет даже человеческий волос. Австралийцы плетут из волос человека и опоссума пояса, нашейные и головные повязки, и если зять попросит у своей тещи волос для изготовления шнурков, то она не вправе отказать ему в этой просьбе. Жители Новой Каледонии украшают головные уборы своих вождей длинными шнурками из человеческих волос, в то время как обитатели Ассама украшают человеческими волосами свои копья. На островах Мель-виль (Австралия) из человеческих волос, переплетенных с перьями и растительными волокнами, делают пояса, браслеты и другие украшения, а воины вешают себе на шею шнурки из человеческих волос с желтыми шарами из перьев, которые они закусывают во время боя, подобно тому как современные боксеры во время схватки зажимают между зубами мундштук. .
Все эти тканые и плетеные предметы создаются человеческими руками без всяких вспомогательных приспособлений, самое большее с помощью шила или иглы. Но для некоторых плетеных изделий требуются специальные приспособления: например, маленькая дощечка, при помощи которой ячейкам сети придаются необходимые формы и размеры, или специальная деревянная рама, на которой держится плетение во время работы. Такой рамой пользуются, например, лабрадорские наскапи при изготовлении своих замечательных спальных одеял из шкурок белого зайца, как бы связываемых из нарезанных косыми полосками смоченных меховых валиков. Готовое изделие представляет собой толстое, легкое и теплое покрывало, которое кажется сделанным из одного цельного куска, хотя на самом деле одеяло представляет собой огромную сеть из переплетенных друг с другом полосок.
Индейцы майду связывают полоски меха в одну длинную полосу, которая пропускается между рядами вертикально натянутых на раму меховых полос по принципу штопки. Техника же лабрадорских индейцев значительно тоньше, так как они связывают свои меховые валики при помощи деревянной иглы в крошечные квадраты, которые, располагаясь близко один возле другого, образуют большое настоящее покрывало, чрезвычайно теплое благодаря имеющимся в нем невидимым воздушным отверстиям. Другие индейские племена Калифорнии плетут спальные одеяла из растительных волокон, подвязывая к ним для украшения перья.
Все эти плетеные изделия отличаются симметрией, эластичностью и чистотой исполнения и представляют собой подлинные произведения прикладного искусства. Но настоящее ткачество могло возникнуть только при наличии более тонкой и длинной нити, которая должна была заменить короткие сплетаемые волокна или шнуры народов древнейшей культуры.
Потребность в длинной тонкой нити, равномерной по толщине, привела к изобретению нового орудия — веретена. Техника отделения, очистки и «трепания» растительного волокна была известна уже многим народам, но настоящее прядение требовало, по словам Хупера, «равномерного натяжения чесаных волокон и их сплетения в чрезвычайно тонкую или, наоборот, грубую нить». Этот же автор приводит следующее определение веретена: «Если к нити, которая прядется, подвесить снабженное наверху крючком и утяжеленное внизу деревянное приспособление, то можно добиться равномерного сцепления волокон путем непрерывного вращения утяжеленной палочки или, как принято называть это приспособление, веретена».
С переходом племён к оседлости веретено становится одним из важнейших орудий ремесла, и вполне оправдано утверждение, что изобретение земледелия и появление веретена как элемента культуры тесно связаны между собой. Уже древнейшие находки показывают, что в домашнем обиходе доисторических земледельцев искусство прядения и тканья было делом общераспространенным. В самых нижних культурных пластах Анау были обнаружены глиняные пряслица, которые хронологически можно отнести, по крайней мере, к 3500 году до н. э. Такие же пряслица были найдены в развалинах Эриду, в так называемой культуре Сескло доисторической Греции, а также при раскопках критского неолита. Особенно много пряслиц и ткацких грузил было найдено в местах бывших свайных поселений в Европе, где, несмотря на прошедшие тысячелетия, сохранились даже части ткацких станков, ткацкие рамы, прялки, а также куски тканых цыновок и льняных тканей. Применяемые и до сих пор примитивные веретена в точности похожи на веретена далекой древности, а также на веретена древнего Египта, Индии и Перу. Когда знатная перуанка выходила из дому, чтобы навестить свою соседку, то за ней всегда следовала рабыня, неся корзиночку с веретеном и другими принадлежностями рукоделия.
Как показывают факты, ткацкий станок, ведущий свое происхождение от техники плетения, также был изобретением женщины. Лишь начиная со времени более поздних культур, когда наметилось уже обособление ремесла, ткацкое искусство стало достоянием мужчин. Свою форму ткацкий станок заимствовал у рамы для плетения с ее параллельно расположенными нитями основы, через которые пропускается рабочая нить, или уток. И ныне еще жители Меланезии и население южноамериканских тропиков, так же как и многие североамериканские индейцы, ткут свои головные повязки и разного рода пояса на таких же простых рамах при помощи костяной или деревянной иглы для плетения сетей, которая была предшественником челнока.
Разновидностей примитивного ткацкого стана такое множество, что они могут дать материал для специального исследования. Этнографы делят их по принципу механического действия на три основные группы: станок с одним деревянным брусом (навоем), подвешенным между двумя стойками; станок с двумя брусьями, имеющий подножку (в большинстве случаев горизонтальный), у которого основа натягивается между двумя неподвижно укрепленными брусьями; станок с двумя брусьями высококультурных народов древности; благодаря применению вращающихся валов (навоев) он позволяет изготовлять материи неограниченной длины. Этот третий вид обладает таким большим количеством усовершенствований, что его можно рассматривать уже как прообраз современного фабричного ткацкого станка.
Однако из древних ручных ткацких станков выходили настолько замечательные ткани, что многие из них значительно превосходят изделия современной промышленности. Поразительная прочность и красота этих материй объясняется тем, что их изготовляли не спеша. Они замечательны своими древнейшими ткаными орнаментами и удивительно нежными натуральными красками. Распространение ткацкого станка сравнительно ограничено определенными районами, так как он появился на довольно позднем этапе развития человеческой культуры. Ткацкий станок остался неизвестен на всей территории распространения полинезийской культуры, высоко развитой во всех прочих отношениях.
За исключением племен пуэбло и навахо, чьи тканые покрывала и одежда славятся по всему миру, ткацкий станок остался неизвестным североамериканским индейцам. Не знают .его также и племена Южной Африки, степные народы Азии и арктические племена, которые заменяют ткани войлоком и шкурами животных.
Тот факт, что ткацкое искусство начало развиваться из искусства плетения, подтверждается перечнем древнейших употреблявшихся для тканья материалов. Это были по преимуществу растительные волокна — банановый луб, волокно крапивы, хлопок и конопля. Шерстяные ткани начали ткать намного позднее Лучшими африканскими ткачами являются тикары из Камеруна, чьи хлопчатобумажные набедренные повязки, окрашенные красным деревом, необыкновенно красивы. Вожди племени хаусса и их соседей носят великолепные пестро-полосатые длинные одежды , а хлопчатобумажные «фригийские» колпаки жителей западной Африки отличаются необыкновенной тонкостью работы.
На ткацких изделий меланезийцев (чьи плетеные спальные цыновки, а также цыновки, служащие даже единицей обмена, отличаются очень хорошей отделкой) следует упомянуть в первую очередь набедренные повязки, сотканные из банановых волокон и отделанные бахромой и кромкой с мережкой.
Ткани, которые создавали на своих станках древние высококультурные народы, представляли собой шедевры искусства и тщательной работы. Так, у перуанцев в эпоху, предшествовавшую Колумбу, их «солнечные девы» ткали предназначавшиеся для жертвоприношения богам туники и накидки, узоры которых воспроизводили целые легенды, изображающие демона-ягуара, зигзагообразную змею и т. д. На их древних одеждах изображены копьеметалки и стаи летящих птиц, а их рубашки, пояса и отделанные бахромой платки, остатки которых были найдены в доисторических могилах, отличаются тонкостью исполнения.
Однако вопреки всем новейшим открытиям, сделанным в современных лабораториях в области текстильного производства, самой дорогой тканью в течение многих столетий неизменно оставался шелк, ради которого люди рисковали и жертвовали жизнью, лишь бы выведать у китайцев хранимую ими в течение тысячелетий тайну его производства. Приблизительно за 200 лет до н. э. корейцы узнали способ разведения шелковичного червя, и вести «божественной ткани» и сведения о технике ее изготовления медленно распространяться через Японию и внутренние регионы Азии в Персию и Тибет. Лишь в VI веке н. э. при Юстиниане Византия ознакомилась с искусством шелкового производства, которое только после этого перешло к грекам. Ни одному первобытному народу не удалось открыть способ изготовления шелка. История шелка — это история народов высокой культуры.
Но от тех же первобытных ремёсел произошло и ещё одно важное древнее ремесло, которое было изобретено женщинами позже — искусство керамики, производство горшков и сосудов из глины. Хотя для плетения и гончарного дела необходимы совершенно различные материалы, способы изготовления изделий и в том и в другом случае очень сходны между собой.
Так, один из наиболее древних способов изготовления гончарных изделий — производство сосудов из глиняных валиков — непосредственно восходит к спирально-жгутовой технике плетения. Это, однако, не означает, что народы, знакомые с древнейшей техникой плетения, должны были уже знать этот вид гончарного производства. Как и ткацкий станок, гончарное дело впервые появилось у тех народов, которые уже освоили земледелие. У кочевых племен при их бродячем образе жизни, то есть на более ранней стадии развития хозяйства, не 'было ни времени, ни возможности развивать свои сведения в области керамики. К тому же, постоянно меняя место своего пребывания, люди просто не могли носить с собою хрупкие сосуды.
Существует целый ряд теорий, пытающихся так или иначе объяснить изобретение гончарного производства. Так, например, высказывалось предположение, что, быть может, оно произошло от обычая придавать водонепроницаемость плетеным сосудам с помощью обмазки их глиной и что пользование такими сосудами в непосредственной близости от огня навело человека на мысль изготовлять сосуды из одной только глины, без плетеного каркаса. Такое предположение может вполне соответствовать действительности. Но сейчас мы уже не в состоянии воссоздать точную картину зарождения гончарного производства. И если данная гипотеза может дать удовлетворяющее объяснение происхождения сосудов, сделанных из высушенной глины, то весьма сомнительно, чтобы подобным образом можно было объяснить возникновение глиняных сосудов, обожженных на огне.
Народы, занимавшиеся гончарным делом, выработали самые разнообразные приемы обработки глины в зависимости от свойств имевшегося в их распоряжении сырья. Глина очищается, сушится и из нее при помощи просеивания удаляются инородные тела. Если глина слишком жирна, ее смешивают со связывающими веществами—пеоком, отрубями, золой, мелкими кусочками дерева или травы. Добавление к глиняной массе кусочков гуоки является специфическим изобретением южноамериканских индейцев. Когда «тесто» становится достаточно мягким и податливым, можно приступать к собственно гончарной работе.
Простейший способ заключается в изготовлении из одного юмка глины грубого сосуда, середина которого выдавливается, а дружные стенки формуются рукой. При этом для облегчения раооты внутрь сосуда часто кладется камень. Таким способом папуасы Новой Гвинеи изготовляют значительную часть своих сосудов; впрочем они знакомы и с иной техникой гончарного производства.
При спирально-жгутовой технике из глины изготовляют длинную колбасу, из которой сначала, свертывая ее спиралью, делают дно сосуда, а затем укладывают по спирали вертикально, пока сосуд не достигнет желаемой высоты. Вслед за этим внешние и внутренние стенки сосуда выравнивают камнем или деревяшкой.
При четвертом способе лепки гончарной посуды сначала формуют круглое дно со свисающими вниз боковыми пластинами. Затем, медленно поворачивая сосуд, эти пластины отгибают вверх и соединяют вместе.
Пятый способ формовки керамических сосудов, характерный для высококультурных народов, основан на применении нового усовершенствования—гончарного круга. Гончарный круг, как и все колеса вообще, был революционным нововведением, так как основан на принципе, не имеющем своего прообраза в природе. Изобретение колеса является подлинным триумфом человеческого разума, потому что ни колесо, ни вращающийся круг не копируют никаких природных явлений, наблюдаемых человеком. В Египте гончарный круг был известен уже в начале третьего тысячелетия до н. э.; критские ремесленники пользовались им уже в древнейшие периоды бронзового века. Знали гончарный круг также и во многих районах Индии. В Европе—во Франции и Германии — он появился впервые за 500 лет до н. э. Что же касается коренного населения американского континента, то оно так и не знало гончарного круга вплоть до прибытия туда европейцев.