Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:08, реферат
Ученые так и не решили, кого изображают каменные бабы - бога или человека. Но несомненно, что в III тысячелетии до н.э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы он занимает в искусстве все большее место. Если в каменном веке зверей изображали чаще, чем людей, то в бронзовом соотношение обратное. Так, в III-II тысячелетиях до н.э. в искусстве наступил решающий перелом. Отошло в прошлое творчество великих анималистов каменного века. В центр внимания мирового искусства все настойчивее выходит человек.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Духовная жизнь первобытного общества……………………………………………5
1.1. Начало религии………………………………………………………………………….5
1.2. Культ Богини-Матери………………………………………………………………….5
1.3. Фетишизм………………………………………………………………………………..7
1.4. Тотемизм…………………………………………………………………………………8
1.5. Культ животных………………………………………………………………………..9
1.6. Промысловый культ…………………………………………………………………...10
1.7. Культ растений…………………………………………………………………………10
1.8. Анимизм…………………………………………………………………………………11
1.9. Культ предков…………………………………………………………………………..12
1.10. Аграрные культы………………………………………………………………13
2. Искусство первобытного общества…………………………………………………15
2.1. Искусство эпохи палеолита…………………………………………………………15
2.2. Искусство эпохи мезолита…………………………………………………………..15
2.3. Искусство эпохи неолита……………………………………………………………16
2.4. Музыка первобытного общества……………………………………………………17
2.5. Древние формы театральных представлений…………………………………….18
3. Первобытные машины и изобретения……………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………………….41
Список использованных источников……………………………………………………42
Большинство примитивных предметов домашнего обихода почти ничем не отличается от наших, разве только тем, что часто они бывают тщательнее отделаны и имеют более красивые формы. Особенно это верно в отношении столовых и разливательных ложек, сосудов для питья, тарелок и мисок. Для еды употреблялись даже деревянные вилки, хотя они были распространены лишь в определенных областях и в большинстве случаев являлись обрядовыми предметами. Так, типичная океанийская трехзубая вилка применялась каннибалами только для человеческого мяса. В домашнем хозяйстве калифорнийского племени юрок встречаются чаши для ополаскивания пальцев, подносы и красивые ящики из красного дерева. Почти во всех частях земного шара можно найти самые разнообразные головные скамейки, скамейки для сиденья и хранилища для припасов. Искусно вырезанные сандалии африканского племени тикар во многих случаях бывают элегантнее и красивее нашей пляжной обуви. Великолепно отделанные столбы домов, танцевальные маски, барабаны, деревянные миски и застежки для одежды в Полинезии также делаются без металлических инструментов с помощью одних только раковин, крупной рыбьей чешуи, песка и пемзы.
Африканские народы еще задолго до появления европейцев освоили искусство изготовления железа . Образцы их прикладного искусства — миски, столбы домов, изображения богов и троны вождей—находятся на грани такого совершенства, что белые посещают художественные школы этих диких племен, чтобы изучить их мастерство и научиться им подражать.
Хотя техника обработки дерева и усовершенствовалась у высококультурных народов, особенно благодаря изобретению рубанка и искусству соединения отдельных частей дерева, в принципе она все же не изменилась. Деревянные западни первобытных народов, их луки и стрелы и многие другие предметы их культуры служили не только объектом подражания для современной промышленности, но и образцом для изделий, которые cтали изготовляться позднее из других материалов.
Среди различных древесных материалов кора поддается обработке легче всего. Из коры был сооружен древнейший дом человека — ветровой заслан. Многие племена изготовляют из коры корзины и различные сосуды, и существуют обширные культурные области, где кора является важнейшим материалом. Так например, у индейцев Лабрадора почти все предметы, за исключением изделий из кожи, для чего употребляются шкуры убитых на охоте животных, делаются из дерева и коры. Но я кожу они не могли бы получить, если бы у них не было деревянных саней и корьевых лодок. Почти вся их домашняя утварь делается из бересты, которая изящно выкраивается и сшивается. Орудием для сшивания служит зуб бобра, а нитью — тонкий кожаный ремень, сухожилия животных или волокна расщепленного корня ели. Посуда и вместилища делаются водонепроницаемыми при помощи кипящей смолы или рыбьего клея и украшаются скобленым орнаментом — чаще всего фигурами животных, мифическими символами, растениями или геометрическими рисунками. Цветовые контрасты украшений от бежевого до шоколадноно-коричневого очень приятны на вид. Сгущенная черничная пастила, медвежий жир и знаменитый пеммикан надежно хранятся в прочных, весьма удобно устроенных берестяных коробах, снабженных плотно закрывающимися крышками для защиты от насекомых, грязи и сырости.
Быть может, самой важной областью применения коры является переработка ее в материю, которая употребляется для одежды и служит полноценным заменителем тканей. Материя из коры, не известная собирателям и охотникам, представляет собой признак более высокой культуры. Ее изготовляют в Африке и на Мадагаскаре, но главным образом — в Индонезии и Полинезии, где она известна под названием тапы умение изготовлять материю из коры, повидимому, проникло из Океании в Северную и Южную Америку, а в Азии и Европе это искусство было известно еще в доисторические времена. Тапа изготовляется из коры деревьев с большим содержанием луба: хлебного, фигового или тутового. После обдирки коры со ствола дерева и размягчения ее, кору обрабатывают при помощи специальных дубинок или колотушек до тех пор, пока она не превращается в легкий и гибкий материал. Конечный продукт, то есть сама материя, часто бывает тоньше иной ткани. В Полинезии тапу украшают многоцветными, четко выполненными орнаментами, либо расписывая ее красками, либо отпечатывая узор с помощью деревянных или бамбуковых штампов. В Африке при выделке тапы в качестве колотушек часто употребляют кусок слоновой кости, а для раскраски — растертое в порошок красное дерево. Индейцы северозападной части Америки отдирают кору от кедров с помощью костяных орудий и обрабатывают ее костяными колотушками. Их великолепно разрисованные танцевальные покрывала в большинстве случаев изготовляются из кедровой коры, а спальные одеяла, изготовляемые из собачьего или козьего волоса, часто бывают переплетены лубяными волокнами.
Выделка тапы путем расплющивания лубяных волокон положила начало бумажному производству, изобретенному древними китайцами. Древнейшие сорта китайской бумаги состояли из смеси волокон тутового дерева и других растений. Сходной была и технология производства египетского папируса, изготовлявшегося из обработанных колотушками и проклеенных волокон тростника.
Наряду с деревом и корой человек уже в доисторические времена употребляли также в качестве своих орудий кости, рога и раковины. Целые доисторические эпохи получили свое название от особенностей употреблявшихся в то время костяных орудий. Жир и краски хранились в сосудах, представлявших собою части костей. Челюстные кости пещерного медведя, с их большими зубами, применялись как весьма действенное орудие, и наконечники для гарпунов, шилья, скребла для шкур и иглы уже в доисторические времена изготовлялись из костей точно так же, как это и поныне делается многими современными первобытными народами.
Австралийцы употребляют костяные шилья для изготовления корзин из спиральных жгутов, на островах Санта-Крус шьют иглами, сделанными из свиных ребер, и на всем пространстве от Лабрадора до Калифорнии одним из важнейших рабочих инструментов является скребло для шкур, изготовляемое из бедренных костей убитых на охоте животных. Ножи из бедренных костей обезьян с заячьими зубами вместо лезвия обычны в джунглях Восточной Боливии. Такого же типа ножами с деревянными ручками и клинками из бобровых зубов вооружены охотники канадских охотничьих племен. С течением веков эти орудия почти не изменились и по сей день употребляются в таком же виде, как и в первобытные времена.
Уже так называемые ручные рубила нижнего палеолита (обработанные путем обивки куски кремня миндалевидной, овальной или дискообразной формы) представляют собой настолько хорошо обработанные орудия, что мы должны рассматривать их как результат длительного периода развития. Слово «палеолит» означающим «древний каменный век», в то время как «неолит» (или новый каменный век) уже в своих древнейших формах характеризовался, как мы это видели ранее, так называемой земледельческой культурой валикового топора, причем в период мотыжного земледелия для обработки земли употреблялась мотыга, с уже шлифованным лезвием.
Древнейшие из неполированных каменных орудий отличаются чрезвычайным многообразием форм раковистых отщепов. И сейчас еще по их форме легко установить, для чего они предназначались. Так мы без труда различаем самые разнообразные скребла для шкур, проколки, ножи и другие орудия, деревянные ручки которых, конечно, не могли сохраниться в течение тысячелетий. Камедные наконечники для стрел относятся к более позднему времени. Каменными ножами и сейчас еще пользуются многие племена эскимосов и индейцев. Такие ножи либо изготовляют из одного куска с концом, отполированным для захвата рукой, либо прочно скрепляют каменный клинок с деревянной рукояткой. Так, индейцы Калифорнии употребляют кварцевые или обсидиановые ножи первого вида для снятия шкур с убитых на охоте крупных животных, в то время как более мелкими каменными клинками с деревянными рукоятками пользуются в домашнем хозяйстве. Древние ацтеки для человеческих жертвоприношений пользовались каменными ножами из обсидиана. Об этом древнем обычае до сих пор еще напоминают каменные ножи, применяемые многими народами при обряде обрезания. При археологических раскопках в Южной Америке были найдены каменные топоры. У современных нам первобытных народов и теперь еще встречаются каменные пилы, в точности похожие на пилы, обнаруженные при раскопках доисторических свайных построек в Швейцарии. Такие пилы состоят из деревянного основания с вставленными в него каменными осколками. Даже высококультурные народы Индии до сих пор пользуются камерными сверлами. Каменные топоры первобытных народов соединяются c деревянной рукояткой при помощи мастики или смолы и привязываются к рукоятке шнуром.
На ещё одну важную область применения камня в домашней хозяйстве указывают ступки и зернотёрки, употребляемые первобытными народами всего мира. Основанием зернотёрки служит большой плоский камень, по которому двигают меньший круглый камень, предназначенный для растирания или размалывания зерен или овощей. Такого рода каменные ступки и зернотёрки употребляют как народы-собиратели урожая в Северной Америке, так и земледельческие племена Африки и Океании.
Многие народы изготовляют также из камня предметы украшения. Так, туареги и племена Западного Судана носят браслеты из черного мрамора чрезвычайно красивой и правильной формы. Необычайным великолепием отличаются также церемониальные палицы океанийцев. Изготовляемые из базальта, нефрита и полудрагоценных камней, часто украшаемые разными узорами, они являются символом власти вождя. Скипетры маори из темнозеленого нефрита принадлежат к наиболее художественным образцам, представленным в наших музеях.
Каждого, кто рассматривает этнографические коллекции, поражает чистота и красота форм сплетенных первобытными народами вееров, сумок и корзин, которые часто намного превосходят наши современные изделия. Хотя искусство плетения из растительных волокон известно во всем мире, все же лучшие образцы его дают Африка и Океания. В арктических же районах из-за отсутствия необходимого для плетения растительного материала местное прикладное искусство часто находило иные формы выражения.
Искусство плетения принадлежит к древнейшим ремеслам человечества . Из простого сплетения пальмовых листьев, лубяных волокон и стеблей травы в конечном итоге развилось ткацкое искусство со всеми его различными видами тканей, изготовленных на ткацком станке. В то время как искусство плетения было распространено во всем мире, ткацкий станок появился только в переод расцвета земледельческих культур как признак более высокой ступени цивилизации.
Для изготовления вместилищ, цыновок, сит, и других предметов, изготовляемых из симметрично сплетаемых растительных волокон, не требуется никаких других инструментов, кроме костяного или деревянного шила или иглы. К простейшим образцам такого рода искусства принадлежит сплетенный из отдельных волокон одного перистого пальмового листа веер, который пользуется большой популярностью в Океании и Южной Америке.
Несравненно большее значение имело производство плетеных коробок, в которых примитивные народы хранили свою утварь и носили с собой пищу. Уже самое понятие «собиратели и охотники» наталкивает на мысль о том что даже древнейшим народам требовались какие-то вместилища, чтобы собирать и носить в них необходимые человеку съедобные растения. Поэтому эти народы придавали очень большое значение легкости, прочности и целесообразной форме своих плетеных вместилищ.
Австралийские корзины либо просто плетутся, либо изготовляются при помощи так называемой спирально-жгутовой техники, которая развивалась из петельного плетения. Жгут, сделанный из тростника или травы, оплетается лубяными волокнами, и отдельные жгуты затем сшиваются. Большинство корзин для собирания снабжается длинными шнурами с тем, чтобы их можно было вешать через плечо, оставляя руки свободными, для палки-копалки. Некоторые австралийские племена, например туземцы земли Арнгем, украшают свои плетеные корзины фигурками людей или животных (главным образом ящерицами, крокодилами и игуанами), сделанных в стиле типичного для них искусства «рёнтген».
Африканские бамбути (вамбутти) плетут корзину сразу же после того, как убьют животное, на которое они охотились, для того чтобы отнести домой его мясо. Как указывает Дж. Дэвид, это делается следующим образом: «Если вамбутти нужно разрезать дичь на куски и унести ее, он тут же на месте делает себе корзину, взяв за образец конструкцию своей круглой хижины. Когда это маленькое плетеное сооружение, в точности похожее на хижину и имеющее в высоту около одного метра, оказывается достаточно плотным, его вытаскивают из земли, опрокидывают, наполняют мясом и потрохами, и ноша бывает готова».
У американских индейцев искусство плетения корзин достигло высокого совершенства, так что они часто плетут даже такие предметы, которые другими народами изготовляются из дерева или глины. Они до сих пор еще пользуются плетеными тарелками, мисками, детскими люльками, горшками для варки пищи и сосудами для воды. В частности калифорнийские индейцы, чье искусство плетения Кребер считает «развитым до высшей степени ремеслом» плетут домашнюю утварь и сосуды, отличающиеся красивыми формами, гладкостью и прочностью; эти предметы бывают нередко украшены геометрическими орнаментами и выглядят очень красиво благодаря применению различных красящих материалов. В то время как индейцы северной Калифорнии— юроки и их соседи — почти совершенно отказались от древней техники спирально-жгутового плетения, все корзины племени майду (Южная Калифорния) плетутся именно этим способом. Материалом плетения всегда служат жгуты, состоящие из трех очищенных от коры ивовых прутьев, либо неочищенных веток красного дерева. Орудием для сшивания жгутов служат костяные шилья или деревянные иглы. Корзины майду бывают обычно двухцветными (сочетание коричнево-красного и белого цветов) и могут вполне соперничать с изделиями других калифорнийских корзинщиков, хотя они и не так красивы, как плетеные изделия племени помо. Одним из их наиболее интересных орудий является плетеная из ивовых прутьев колотушка для семян, которая у этих народов-собирателей урожая играет очень важную роль при обработке собираемых ими дикорастущих семян и плодов. К излюбленнейшим предметам обихода калифорнийских индейцев принадлежат плетеные тростниковые цыновки. Они служат в качестве подстилок для сиденья, постелей, кровельных покрытий и дверных занавесок.
Другие племена американских индейцев, например апачи, плетут очень прочные и тонкие корзины, которые обладают почти абсолютной водонепроницаемостью даже без последующей обработки. Для изготовления их женщины апачи собирают ивовые прутья, которые замачиваются в воде для придания им большей гибкости. После этого их расщепляют вдоль, дочиста отскребывают и сплетают в корзину кругообразно на каркасе из твердых жердочек. Небольшие оставшиеся отверстия заплетаются по большей части тонкими полосками из кожи серны. Готовое изделие представляет собой большой короб для припасов с широким отверстием. Плетеный кувшин для воды, или тус , емкостью около десяти литров, перед употреблением смазывается снаружи и изнутри разогретой кедровой смолой.