Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:45, реферат
Таким образом, объект данной работы – культура речи. Предмет – риторика. Цель работы – рассказать о культуре ораторской речи. Задачи:
- раскрыть понятие ораторской речи, рассказать о ее видах, родах и структуре;
- рассказать о том, как подготовиться к выступлению;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3-4
1 ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, ЕЕ ВИДЫ И СТРУКТУРА
1.1 Ораторская речь, ее роды и виды…………………………………………………5-12
1.2 Структура ораторской речи…………………………………………………………12-20
2 ПОДГОТОВКА РЕЧИ И ВЫСТУПЛЕНИЕ………………………………………..21-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..26-30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..31
9. И последний совет: на листке плана выступающий должен оставить широкие поля - на них он может записать опорные (ключевые) слова: по опорному слову выступающий легко восстановит в памяти весь соответствующий раздел. На основной части листка напишет фактическую часть («шпаргалку») к данному разделу. После этого можно пойти на прогулку, захватив с собой подготовленные карточки. Произносить речь на ходу.
Таковы основные принципы подготовки и репетиции публичного выступления.
Импровизация. Техника речевой импровизации разработана весьма детально и представляет собой достаточно изощренную, тонкую и сложную систему.
Если у выступающего есть около 5 минут на подготовку (такое время необходимо предоставить себе в начале занятий импровизацией, когда опыта еще мало, а скованность велика), то ему следует:
1) сформулировать четко тему и главную, центральную мысль, которую выступающий хочет передать;
2)сформулировать позиции основной части (по крайней мере, важнейшие; их должно быть немного — 2—3);
3) сформулировать несколько вводных и заключительных замечаний;
4) подумать, если осталось еще время, о доказательствах, фактах, примерах, вернувшись к основной части. Может быть, выступающему придет в голову цитата, афоризм, пословица, анекдот, случай из жизни, пример из истории или литературы;
5) подумать о переходах; если есть время, сформулировать их.»[3;c.303]
«Импровизированная речь (как упражнение) должна быть короткой (около 5 минут), возможно более отчетливой структуры, ясной для слушателей, как можно более яркой и образной, даже парадоксальной. Именно она предоставляет возможность научиться применять шутку, «шоковую технику» парадокса, привыкнуть не бояться высказать свое мнение.
Как
запомнить структуру
Говоря, следует усиливать выразительность жестом, движением (сменой поз), мимикой. Здесь не стоит бояться «переборщить» - пока это только упражнение, которое служит выступающему, чтобы научиться чувствовать себя свободно.
Обдумывая импровизированную речь, не надо волноваться и пытаться сразу, при подготовке, все облечь в слова, необходимо следовать плану работы. Темы для импровизации можно придумывать самим; лучше выбрать такие, которые связаны с абстрактными понятиями, ключевыми моментами человеческой жизни, чтобы упражнения пригодились выступающему в дальнейшем (в ситуациях поздравления, тоста, приветствия и т. п.): красота, любовь, радость, верность; можно использовать пары-оппозиции (молодость и старость, долг и чувство, горе и радость и т. п.).»[3;c.305]
Итак,
чем ярче и нестандартней, тем
лучше. Чем смелей, чем образней,
тем успешней. И необходимо помнить
о принципах коммуникативности — контакте
взгляда и голоса, о разговорности речи,
ее простоте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Публичная речь - своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание.
В данной работе была рассмотрена ораторская речь, как одна из важнейших составляющих языка и культуры речи, а так же правила подготовки ораторской речи.
Первая глава посвящена родам и видам ораторской речи, а так же ее структуре. Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая.
Род красноречия — это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское).
К
социально-политическому
Академическое красноречие — род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция.
Судебное красноречие — это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.
Духовное (церковно-богословское) красноречие — древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.
Форма выражения в ораторской речи может не отрабатываться с той степенью полноты и тщательности, как это бывает в речи письменной. Но нельзя согласиться и с тем, что ораторская речь спонтанна. Ораторы готовятся к выступлению, хотя и в разной степени. Это зависит от их опыта, мастерства, квалификации и, наконец, от темы выступления и ситуации, в которой произносится речь.
Говоря о структуре ораторской речи необходимо сказать, что целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы — главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, — и смысловых частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. Путаное, непоследовательное высказывание не достигает цели, не вызывает у слушателей запланированной оратором реакции.
Композиция речи - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. Композицию речи составляют различные смысловые блоки, содержательно связанные между собой. Поддерживают композицию средства интеграции, которые делают речь целостной, обозримой, и средства контакта и речевого этикета, которые также играют конструктивную роль в композиции и помогают установить контакт со слушателями. В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Это, так сказать, классическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме, разумеется, основной (ведь без содержания нет и речи).
Вторая глава посвящена подготовке речи и выступлению. При подготовке к любому публичному выступлению следует руководствоваться рядом советов, рекомендаций, которые сформулировала риторика на протяжении ее многовекового развития.
Ораторская этика, основанная на уважении к слушающим, подразумевает необходимость ценить не только свое, но и чужое время.
Выступление современного оратора должно быть естественным, а речь — приближена к разговорной. В связи с этим можно сформулировать несколько рекомендаций:
накануне, а за несколько дней.
2. Речь нужно репетировать.
3. Репетировать речь нельзя «по кускам», а нужно только как целое.
4. Кроме того, готовясь к речи, выступающий может составить «шпаргалку» — несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руке.
5. Перед тем как репетировать речь, необходимо составить план.
6. Когда
выступающий репетирует, ему следует
представить себе, если возможно,
ситуацию будущей речи –
7. Репетируя, не стоит стараться запоминать фразы, отдельные обороты.
8. Естественно, что при каждой репетиции речь будет получаться по-разному.
9. И
последний совет: на листке
плана выступающий должен
Если у выступающего есть около 5 минут на подготовку (такое время необходимо предоставить себе в начале занятий импровизацией, когда опыта еще мало, а скованность велика), то ему следует:
1) сформулировать
четко тему и главную,
2)сформулировать позиции основной части (по крайней мере, важнейшие; их должно быть немного — 2—3);
3) сформулировать
несколько вводных и
4) подумать, если осталось еще время, о доказательствах, фактах, примерах, вернувшись к основной части;
5) подумать о переходах, если есть время, сформулировать их.
Импровизированная речь (как упражнение) должна быть короткой (около 5 минут), возможно, более отчетливой структуры, ясной для слушателей, как можно более яркой и образной, даже парадоксальной. Итак, чем ярче и нестандартней, тем лучше. Чем смелей, чем образней, тем успешней. И необходимо помнить о принципах коммуникативности — контакте взгляда и голоса, о разговорности речи, ее простоте.
Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству.
Рассудочная
и эмоциональная сферы
восприятия органически взаимосвязаны.
Настоящая публичная речь должна
волновать и возбуждать не только мысли,
но и чувства. Так важнейшим условием ораторского
искусства является умение пользоваться
образами и картинами. Без этого речь всегда
бледна и скучна, а главное — неспособна
воздействовать на чувства и через них
на разум слушателей. Но для того чтобы
стать истинным оратором, умело воздействовать
на воображение и представления слушателей,
увлечь их своими идеями, необходимо работать
над собой, ведь как говорил знаменитый
древнеримский политик, философ и блестящий
оратор Марк Туллий Цицерон: «Поэтами
рождаются, ораторами становятся».
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Платонова. – М.:НОРМА-ИНФРА. –
– М.: Гардарики. – 2001. – 413с.
А.К. Михальская. – М.: Просвещение. – 1996. – 416с.
4. Википедия [Электронный ресурс]: энциклопедия. – Электрон. Дан. – 2008.
- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
5. Википедия [Электронный ресурс]: энциклопедия. – Электрон. Дан. – 2008.