Культура Ораторской Речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:45, реферат

Описание работы

Таким образом, объект данной работы – культура речи. Предмет – риторика. Цель работы – рассказать о культуре ораторской речи. Задачи:
- раскрыть понятие ораторской речи, рассказать о ее видах, родах и структуре;
- рассказать о том, как подготовиться к выступлению;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3-4
1 ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, ЕЕ ВИДЫ И СТРУКТУРА
1.1 Ораторская речь, ее роды и виды…………………………………………………5-12
1.2 Структура ораторской речи…………………………………………………………12-20
2 ПОДГОТОВКА РЕЧИ И ВЫСТУПЛЕНИЕ………………………………………..21-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..26-30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Реферат Культура Ораторской Речи.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 

                                                                   Кафедра связей с общественностью  и

                                                                      лингвистики

                                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

на тему: «КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ» 
 
 
 
 
 

                                                                      Выполнила: Пакулина Д.,

                                                                                     студентка

                                                                                               группы НЭ-181 

                                                Проверила: Марьева М.В.,

                                                                                             канд. фил. наук,

                                                                                               доцент кафедры

                                                                                                       связей с  

                                                                                                       общественностью и

                                                                                                       лингвистики

                                                                                                        
 

Мурманск

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3-4

1 ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, ЕЕ ВИДЫ И СТРУКТУРА

1.1 Ораторская речь, ее роды и виды…………………………………………………5-12

1.2 Структура  ораторской речи…………………………………………………………12-20

2 ПОДГОТОВКА РЕЧИ  И ВЫСТУПЛЕНИЕ………………………………………..21-25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..26-30

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Красноречие играло очень большую роль в истории  многих культур, не смотря на это, профессией оно стало только в демократических государствах Древней Греции, поскольку там впервые появилась публичная политика и публичный суд. «Тогда же появилась и специальная наука об ораторском искусстве — риторика, и профессия учителя ораторского искусства — ритора. Пока древнегреческие государства оставались демократическими, ораторы оставались главными деятелями политической сцены. Ту же роль играли и политические ораторы в республиканский период Древнего Рима. В эллинистических государствах и Римской империи оратор перестал быть политической фигурой, хотя продолжали существовать судебные ораторы, работали риторские школы»[4].

     Однако  с появлением христианства — проповедующей  религии — ситуация меняется. «И для поздней античности, и для Средних веков, и для раннего Нового времени религиозный проповедник — фигура, по влиятельности сопоставимая с королём или князем церкви. Хрестоматийный пример — проповедь Петра д’Альби, приведшая к организации первого крестового похода.»[4]

     В эпоху Возрождения опять, как и в поздней античности, возрастает значение эстетической составляющей ораторского искусства. Типичная фигура эпохи — придворный оратор, сочинитель панегириков.

     «В эпоху Реформации и Контрреформации опять приобретают вес проповедники.

     В Новое время, с переходом к демократическому типу государственного устройства, опять главным типом политика становится политический оратор, главным типом юриста — судебный оратор.

     Лишь  вторая половина XX века, с её ориентацией  на визуальную культуру, теснит оратора из политической сферы.»[4]

     В наши дни умение владеть ораторским искусством становится неотъемлемой частью для специалистов любого уровня от продавца, до владельца компании.

     Ораторское  искусство в первую очередь, это  работа над собой.

     Таким образом, объект данной работы  – культура речи. Предмет – риторика. Цель работы – рассказать о культуре ораторской речи

     Задачи:  - раскрыть понятие ораторской речи, рассказать о ее видах, родах и  

                      структуре;

                   - рассказать о том, как подготовиться к выступлению;

     Ораторское  искусство необходимо везде: в институте  при ответе лектору на экзамене, или при научном докладе (ораторское искусство сыграло большую роль в популяризации науки). Ораторское мастерство нужно дипломатам, агитаторам, священникам. Речи произносят и за праздничным столом, и за поминальным. Поэтому искусство быть оратором - это не просто приятное знание и умение, а необходимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, ЕЕ ВИДЫ И СТРУКТУРА 

1.1 Ораторская речь, ее роды и виды  

     «Ораторская речь — разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи — обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными высказываниями) двух или нескольких собеседников — публичная речь организуется в форме монолога, т. е. сложно построенного, развернутого и длительного высказывания, обращенного ко многим, к обществу (монологический речевой обмен в условиях массового общения). Монологическая форма общения, при котором высказывание развертывается в «речь» для планомерного и целостного раскрытия содержания, реализуется то в условиях непосредственного обмена — как речь устная, то опосредствованного — как речь письменная (через книгу, газету и пр.). Устная публичная речь предполагает особую организацию общения, а именно «собрание» — непосредственное наличие коллектива слушателей-собеседников. Количественные и качественные признаки наличного «собрания» играют немаловажную роль, так же как и условия непосредственного взаимодействия говорящего лица с аудиторией в процессе самого речеведения, как и коллективное одновременное восприятие речи на фоне всей обстановки «собрания» и в частности восприятие реального облика говорящего (голос, мимика, жесты и пр.).»[7]

     «Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII—XVIII веков авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное красноречие — обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу.»[5]

     «Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой, например, можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй — дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей — военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой — юбилейную (похвальную) речь или застольную речь (тост). Конечно, такое деление не имеет абсолютного характера. Например, выступление на социально-экономическую тему может обслуживать научную сферу (научный доклад), деловую сферу (доклад на съезде), информационно-пропагандистскую сферу (выступление пропагандиста в группе слушателей). По форме они также будут иметь общие черты

     В современной практике публичного общения  выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Род красноречия — это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков, являются виды или жанры. Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления.» [1;c.98]

     «К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.

     Некоторые жанры красноречия носят черты  официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные  документы. В таких речах анализируются  положение в стране, события в  мире, основная их цель — дать слушателям конкретную информацию. В этих публичных выступлениях содержатся факты политического, экономического характера и т. п., оцениваются текущие события, даются рекомендации, делается отчет о проделанной работе. Эти речи могут быть посвящены актуальным проблемам или могут носить призывный, разъяснительный, программно-теоретический характер. Выбор и использование языковых средств зависит в первую очередь от темы и целевой установки выступления. Некоторому виду политических речей свойственны те стилевые черты, которые характеризуют официальный стиль: безличность или слабое проявление личности, книжная окраска, функционально окрашенная лексика, политическая лексика, политические, экономические термины. В других политических речах используются самые разнообразные изобразительные и эмоциональные средства для достижения нужного оратору эффекта. Скажем, в митинговых речах, имеющих призывную направленность, часто используется разговорная лексика и синтаксис.»[8]

     «Политическое красноречие в России в целом было развито слабо. Лишь военное ораторское искусство достигло сравнительно высокого уровня. Не раз обращался к воинам Петр I. Выдающимся военным оратором был и полководец А. В. Суворов. Его беседы с солдатами, его речи и приказы, дошедшая до нас “Наука побеждать” наглядно показывают, как искусно владел он словом. Говоря о военных ораторах, следует упомянуть и русского полководца конца XVIII—начала XIX в. М. И. Голенищева-Кутузова. Он неоднократно обращался с речами к солдатам и народу, призывал их к борьбе с врагами Отечества в ходе войны 1812 года. Среди русских дипломатов-ораторов XVII—XVIII вв. видное место занимает А. О. Ор-дын-Нащокин. Во второй половине XVIII в. при Екатерине П выдвинулись талантливые дипломаты-ораторы Г. А. Потемкин и Н. И. Панин. Обращались к народу с яркими речами и руководители крестьянских восстаний — Петр Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачев. Это были ораторы из народа. Их речи не дошли до нас, но мы знаем о них по мемуарам, по “прелестным письмам” (воззваниям).»[4]

     К числу талантливых политических ораторов принадлежали М. А. Бакунин, русский революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества, П. А. Кропоткин, русский революционер международного масштаба, участник многих событий в Европе, В. И. Засулич, одна из организаторов группы “Освобождение труда”.

     Среди известных политиков, выступавших  в Государственной думе (1906—1917), назовем уже упомянутого П. А. Столыпина, С. Д. Урусова, В. А. Маклакова, Ф. А. Головина, И. Г. Церетели, П. Б. Струве, П. Н. Милюкова, В. М. Пуришкевича, Н. А. Хомякова, В. В. Шульгина, С. Ю. Витте, И. Г. Петровского, А. Е. Бадаева. Выдающимся оратором был Г. В. Плеханов, который владел удивительной способностью привлекать к своим словам внимание аудитории.

     «В начале XIX в. развернулась кипучая деятельность революционных ораторов. Они в основном выступали на митингах. Эти ораторы несли в массы новые идеи о жизни и светлом будущем. К первым годам установления советской власти относятся выступления таких сложившихся еще до революции ораторов, как Н. И: Бухарин, Г. Е. Зиновьев, С. М. Киров, А. М. Коллонтай, В. И. Ленин, А. В. Луначарский, Л. Д. Троцкий, Г. В. Чичерин и другие.»[4]

     Стремительно  развивается парламентское красноречие  и сегодня. В нем отражается столкновение различных точек зрения, проявляется дискуссионная направленность речи.

     «Академическое красноречие — род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, академическое красноречие близко научному стилю речи, но в то же время в нем нередко используются выразительные, изобразительные средства. Вот что пишет академик М. В. Нечкина об известном ученом XIX в. В. О. Ключевском: “А. Ф. Кони говорит о “чудесном русском языке” Ключевского, “тайной которого, он владел в совершенстве”. Словарь Ключевского очень богат. В нем множество слов художественной речи, характерных народных оборотов, немало пословиц, поговорок, умело применяются живые характерные выражения старинных документов.

Информация о работе Культура Ораторской Речи