Культура Ораторской Речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:45, реферат

Описание работы

Таким образом, объект данной работы – культура речи. Предмет – риторика. Цель работы – рассказать о культуре ораторской речи. Задачи:
- раскрыть понятие ораторской речи, рассказать о ее видах, родах и структуре;
- рассказать о том, как подготовиться к выступлению;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3-4
1 ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, ЕЕ ВИДЫ И СТРУКТУРА
1.1 Ораторская речь, ее роды и виды…………………………………………………5-12
1.2 Структура ораторской речи…………………………………………………………12-20
2 ПОДГОТОВКА РЕЧИ И ВЫСТУПЛЕНИЕ………………………………………..21-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..26-30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Реферат Культура Ораторской Речи.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Когезия — это особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные ее фрагменты, расположенные на некотором (и даже значительном) расстоянии друг от друга, но в той или иной степени связанные между собой. Этот тип связи может выражаться различными повторами, словами, обозначающими временные, пространственные и причинно-следственные отношения: таким образом, итак, во-первых, во-вторых, в-третьих, следующий вопрос, в настоящее время, совершенно очевидно, посмотрим далее, перейдем к следующему. Связующую роль выполняют и такие слова и словосочетания: принимая во внимание, с одной стороны, с другой стороны, между тем, несмотря на это, как оказывается, по всей вероятности, как оказалось впоследствии.»[1;c.135]

     «Ректроспекция — это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может ссылаться на информацию, которая имеется помимо его выступлений (таким образом происходит связь данной речи с общим информационным контекстом), отсылать слушателей к информации, которая содержится в предыдущих его выступлениях или в данном выступлении, но изложена ранее (так осуществляется связь речи с предыдущими речами).

     Ретроспекция  может выражаться словами и словосочетаниями различного типа: как мы знаем, как мы понимаем, как было сказано ранее, как я говорил об этом, это заставляет нас вспомнить, ранее мы уже говорили об этом, вспомним, вы слышали, вы видели, известно, мы имели случай сказать об этом, в прошлый раз я уже говорил об этом.

     И, наконец, проспекция — это один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет  говориться в последующих частях выступления. Проспекция дает возможность  слушателю яснее представить  себе связь и взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи. Вначале оратор может обещать слушателям дать некоторую информацию в данном выступлении, а также говорить и о своих будущих выступлениях или о выступлениях других ораторов. Это и будет проспекция.»[1;c.136]

     «Важным на начальном этапе воздействия является установление контакта со слушателями. Коммуникативный контакт дает возможность оказывать влияние на слушателей и помогает достичь необходимого эффекта. Ведь оратор имеет целью не только передать какое-либо содержание, но и побудить слушателей к некоторым решениям, воздействовать на их волю и чувства, убедить, призвать к определенным действиям.

     Первым  источником субъективности речи и ее контактности являются личные местоимения. Активным творцом речи становится “я”, поскольку я выражаю свои эмоции, я побуждаю своих слушателей к каким-либо действиям, я задаю вопросы или отвечаю на них, я сообщаю что-либо. Местоимения первого и второго лица можно охарактеризовать как коммуникативные. “Я” означает отправителя речи, оратора и действительно только в его речи. “Вы” означает слушателей, к которым обращается оратор. “Мы” содержит ряд значений: собственно оратор (лекторское “мы”), оратор и слушатели, оратор и относящиеся к нему лица. В сочетании с предлогом “с” и творительным падежом других местоимений и существительных обозначает группу лиц во главе с оратором. Эффект речи зависит именно от того, как оратор выполняет одну из своих коммуникативных задач — преодолевает дистанцию между собой и слушателями. “Мы” чаще всего характеризуется как “мы совместное” в значении “я” и “вы”. Оно и помогает создать и передать атмосферу взаимопонимания между оратором и аудиторией. С помощью такого приема оратор приглашает слушателей к совместному размышлению о каких-либо фактах, создаёт атмосферу непринужденного разговора.

     В речи часто прибегают к использованию  некоторых местоименных конкретизаторов, которые усиливают степень контактности: мы с вами, мы вместе, мы все, мы все  слушатели, мы все вместе с вами, вместе с вами мы... Благодаря этим приемам устанавливается доверительный разговор между оратором и аудиторией, объединяется позиция оратора и слушателей, возникает их своеобразный диалог.

     Другим  средством контакта являются глагольные формы. Глагольная форма объединяет оратора со слушателями и выражает их совместное мнение. Глаголы в речи обозначают совместное действие, оратор как бы привлекает слушателей к участию в обсуждении фактов, мыслей. Глаголы могут иметь разное значение, например, квалифицируют направление высказывания: проясним, оговоримся, конкретизируем, поясним, будем откровенны, попробуем понять, скажем прямо, отметим и т. п. Все эти глаголы несут коммуникативное содержание.

     Средством установления контакта можно считать  и некоторые вводные конструкции, содержащие обращения к слушателям: как вы понимаете, как вы догадываетесь, как видите, как вы знаете, как мы знаем, как вы убедились и др. Они являются своеобразным призывом к концептуальной солидаризации. С помощью вводных конструкций оратор подготавливает сообщение новой информации, сопоставляя ее с уже имеющейся.

     Можно использовать и конструкции с  изъяснительными придаточными, имеющими императивную окраску: ясно, что... известно, что... понятно, что... Они имеют добавочные оценочные оттенки.

     Контактность  речи создают также побудительные предложения, например: согласитесь, прочитайте, подумайте, возьмите, считайте, отметьте, запомните, проанализируйте, возразите, решайте. Они обращены к слушателям, призывают их к определенным действиям. Таким образом и возникает контакт между оратором и слушателями.

     Установлению  контакта с аудиторией и привлечению  внимания к информации служит вопросоответное  единство. Оно создает ситуацию непосредственного  общения со слушателями и придает  сообщению непринужденный, разговорный  характер. Оратор задает вопрос и сам отвечает на него. Вопросы слушателей он может прогнозировать.»[8]

       «Этикет ораторской речи - это специфические устойчивые единицы общения, принятые в ораторской практике и необходимые для установления контакта с аудиторией, поддержания общения в избранной тональности, передачи другой информации. Помимо основной функции — поддержания контакта — указанные речевые формулы выполняют функцию вежливости, регулирующую функцию, благодаря которой устанавливается характер отношений между оратором и слушателями и восприятия речи, а также эмоционально-экспрессивную.

     Речевой этикет используется в конкретной ситуации, т. е. при таком сочетании условий  и обстоятельств, которые создают  определенную обстановку, требующую  оптимального стилистического оформления речи. Оратор обращается к формулам этикета речевого, учитывая ситуацию выступления, существуют формулы официальные (товарищи, товарищи судьи, граждане, дамы и господа, господа, коллеги) и неофициальные: нейтральные, констатирующие (разрешите на сегодня закончить, этим я заканчиваю свое приветствие вам, позвольте обратить ваше внимание, я позволю себе начать, позволю себе утверждать, позвольте сейчас же ответить на ваши вопросы) и эмоциональные (друзья, дорогие друзья, мне было очень приятно выступить перед вами, я хочу поблагодарить вас за внимание, благодарю вас).

     Чаще  всего в речевом этикете используется обращение. Распространены также приветствия  аудитории, т. е. выражение дружеских  чувств, дружеского расположения, доброжелательности. Следующая группа — формулы “прощания” и “благодарности за внимание”. Выделяется также группа речевых клише, относящихся к знакомству. Оратор обязательно должен быть представлен или должен представиться сам. И в этом “ритуале” также проявляется контактность и вежливость. В ораторской речи используется высокая, нейтральная и эмоциональная тональность, так как благодаря ей устанавливается благоприятный контакт со слушателями.»[2;c.62]

     Итак, композицию речи составляют различные  смысловые блоки, содержательно  связанные между собой. Поддерживают композицию средства интеграции, которые делают речь целостной, обозримой, и 'средства контакта и речевого этикета, которые также играют конструктивную роль в композиции и помогают установить контакт со слушателями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ПОДГОТОВКА РЕЧИ И ВЫСТУПЛЕНИЕ 

     При подготовке к любому публичному выступлению  следует руководствоваться рядом  советов, рекомендаций, которые сформулировала риторика на протяжении ее многовекового развития.

     Ораторская  этика, основанная на уважении к слушающим, подразумевает необходимость ценить не только свое, но и чужое время.

     Всякий  оратор хочет, чтобы его слушали, но отнюдь не всякий умеет поставить  себя на место своего адресата и  подумать о том, действительно ли его речь достойна внимательного  отношения.

     «Величайшие ораторы древности, имевшие колоссальный опыт, все же в поте лица, не жалея сил готовили свои выступления. Демосфен никогда не говорил публично без тщательной подготовки. Известно, что один болтливый афинский оратор хотел укорить Демосфена тем, что его речи хоть и хороши, но «отдают потом». Но Демосфен сумел обратить насмешку в похвалу, сказав, что проводит многие часы в уединенной работе из уважения к своим согражданам, ибо кто не усерден в подготовке, тот высокомерен к слушателям и приобретает успех более обманом, чем заслугами.

     По  словам Цицерона, оратор должен с молодых  лет ежедневно упражняться в искусстве владения словом, как атлет упражняется в применении оружия. Замечателен дошедший до нас факт: Цицерон, готовясь к речи в суде, дал свободу рабу, принесшему ему известие о том, что заседание суда отложено,— так он был рад появившейся у него возможности еще более усовершенствовать свою речь. Знаменитый ритор Гортензий, как считал Цицерон, «опустился» — стал небрежно относиться к своему мастерству: говорить, пренебрегая подготовкой.

     Выступление современного оратора должно быть естественным, а речь — приближена к разговорной. Этого эффекта не будет, если озвучивать заученный наизусть написанный текст. К тому же даже человек с прекрасной памятью от волнения может забыть все, если потеряет хотя бы одну фразу из выученного текста. Кроме того, этот путь неоправданно трудоемок.»[4]

     «Рекомендации.1. Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Это позволит «вжиться» в тему.

     2. Речь нужно репетировать. Даже  лучшие лекторы (И. П. Павлов, К. А. Тимирязев, многие профессора Московского университета) репетировали лекции перед зеркалом по нескольку раз. Поскольку темп жизни современного человека иной, придется ограничиться хотя бы двумя-тремя репетициями.

     3. Репетировать речь нельзя «по  кускам», а нужно только как  целое. Если оратор начал говорить, он не должен останавливаться, пока не закончит, даже если ему нужно что-то изменить или если он что-то забыл. Менять последовательность изложения, дополнять или сокращать содержание он будет при следующей репетиции. Такая тактика помогает воспроизвести ситуацию реального выступления. Упустив нечто важное, всегда можно ввести пропущенное в удобное место, сказав: Чуть было не забыл,..., Вы еще спросите,...— и добавить то, что нужно. Иногда проявление оратором такой человеческой и вполне объяснимой слабости, как забывчивость, даже используется в качестве специального ораторского приема, позволяющего, как это ни странно, вызвать симпатии аудитории к говорящему.

     4. Кроме того, готовясь к речи, выступающий может составить «шпаргалку» — несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они должны содержать необходимый фактический справочный материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства.

     5. Перед тем как репетировать  речь, необходимо составить план. Для короткого выступления это может быть просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного — развернутый общий план, отражающий завершенную форму будущей речи: выступающий должен заранее обдумать основные элементы структуры речи. Готовясь к большому выступлению, перед репетицией надо подготовить «шпаргалку».»[3;c.299]

     «6. Когда выступающий репетирует, ему следует представить себе, если возможно, ситуацию будущей речи – аудиторию, помещение.

     7. Репетируя, не стоит стараться запоминать фразы, отдельные обороты. Здесь есть опасность: всякая заученность мешает эффекту живого общения с аудиторией; это неблагоприятно и для запоминания: цель выступающего — запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются.

     8. Естественно, что при каждой репетиции речь будет получаться по-разному. Это и хорошо. Репетируя, следует обращаться к написанному плану только в том случае, если забудете сам ход мысли.

Информация о работе Культура Ораторской Речи