Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:00, контрольная работа
Своеобразие месопотам ской культуры: космос как государство. Добронравная жизнь в Шумере и Вавилоне. Поэма о Гильгамеше. «Ме» - божественные законы и начала научной классификации явлений мира. Боги как люди. Жрецы, жрицы, обряды. Первые в мире правовые кодексы. Повседневная жизнь жителей Месопотамии. Искусство Двуречья. У истоков библейских сказаний.
Шумеры развивали также
Шумеры первыми в истории
искусства применили
Он умыл свое тело, все оружие блестело, Со лба на спину волосы он закинул, С грязным он разлучился, чистым он облачился. Как только накинул он плащ и стан подпоясал, Как только венчал себя Гильгамеш тиарой, На красоты Гильгамеша очи подняла владычица Иштар.
Этот принцип эстетической меры действительности пронизывает культуру Месопотамии, начиная дошумерскими временами и кончая цивилизацией Вавилона.
Искусство Месопотамии, первоначально
неразрывно связанное с ритуалом,
пройдя несколько этапов, приобрело
ко II тысячелетию до и.э. облик, в
котором современный человек
уже угадывает знакомые черты. Многообразие
жанров, поэтический язык с различными
видами повторений, параллелизмов, хоровых
рефренов, сравнений и метафор, эмоциональная
мотивировка действий героев, оригинальная
метрическая форма
Стиль шумерского искусства был воспринят вавилонской, ассирийской и халдейской цивилизациями. Вместе с этим кончается независимость городов-государств Месопотамии, тиранических царств, которые все породили искусство одного стиля. Наконец, с установлением персидского господства появились новые обычаи, законы и верования. Вавилон перестал быть столицей, дворцы опустели, зиккураты постепенно превращались в руины. Вавилонская цивилизация, культура которой представляет собой последнюю фазу шумерской культуры, знаменует рождение нового социопсихического космоса - нравственно-этического, предтечу христианского - вокруг нового солнца, страждущего человека.
Многие достижения культуры Месопотамии были ассимилированы и творчески переработаны соседними народами, в том числе греками и древними евреями. Покажем это на примере библейских сказаний, отправной точкой которых служат шумерские мифы о деяниях бога Энки на острове Дильмун. У современного человека сложилось, например, весьма определенное представление о рае. Библия, живопись, литература рисуют перед нами прекрасный сад, где прогуливается первый человек, Адам в сопровождении Евы, созданной богом из его ребра есть здесь и змей-искуситель, уговоривший Еву вкусить запретного плода. Оказывается, что шумерское представление о «райском саде», где нет смерти, соответствует библейскому. О заимствовании у шумеров библейской идеи божественного рая говорит и местоположение рая; в Библии прямо указывается, что реки, текущие в библейском раю, находятся в районе Евфрата, т.е. в Месопот^мии.
Следует обратить внимание на еще один момент, который особо подчеркивается в шумерском мифе; это безболезненные роды. Ведь в Библии только из-за непослушания Адама и Евы на них было послано проклятие: «со скорбию рожать будешь детей» (Книга Бытия 3:16). Интересно также сопоставить «преступления» Энки и «грех» первых людей. Желая познать «сердце» растений, Энки съедает их. Адам и Ева вкушают запретный плод, хотя бог сказал: «От дерева познания добра и зла, не ешь от него» (Книга Бытия 2:17). Итак, стремление к познанию явилось причиной того, что у шумеров по воле богини Нинхурсаг (Мать-Земля) заболел Энки, а в Библии по приказанию бога из рая были изгнаны Адам и Ева.
Сопоставление библейского описания сотворения мира в «Книге Бытия» с вавилонской поэмой «Энума элиш» («Когда вверху») позволяет увидеть множество аналогий между ними. Космогония, сотворение человека из глины и отдых творца и там, и здесь почти совпадают по очередности, однако мы встречаемся с иудейской интерпретацией. Бог Яхве говорит: «Создадим человека по образу и подобию нашему и
Это пресловутое и логически необъяснимое ребро имеет ясное объяснение, и оно состоит именно в некорректном заимствовании древними евреями шумерского текста! «На шумерском языке ребро обозначается словом «ти». Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нин-ти, то есть «Госпожа ребра». Но шумерское слово «ти» означало также «давать жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не остаётесь, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по разному» (Кремер С. История начинается в Шумере. М., 1965. С. 171).
"…пусть господствует над рыбами... и над пернатыми... н над скотом и над всей землей». (Книга Бытия 1, 26). Этот человек, сотворенный в самом конце по-вавилонски и сделанный из глины тоже по-вавилонски, получает иудейскую интерпретацию. Она заключается в реплике Создателя, в корне отличной от шумерского «раба божьего», а именно - человек должен господствовать над землей со всем, что на ней есть. Это уже не по-шумерски, а по-иудейски и по-европейски. И это колонизаторское господство «над всей землей», завещанное Торой, уже на протяжении нескольких десятилетий угрожает человечеству глобальной экологической катастрофой. Вот к чему может привести богоподобие человека, его право распоряжаться землей, растениями, животными, воздухом и водой. В целом же следует отметить, что не только в негативных, но и в позитивных интерпретациях культурный опыт Месопотамии используется в современной мировой культуре.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/