Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:00, контрольная работа
Своеобразие месопотам ской культуры: космос как государство. Добронравная жизнь в Шумере и Вавилоне. Поэма о Гильгамеше. «Ме» - божественные законы и начала научной классификации явлений мира. Боги как люди. Жрецы, жрицы, обряды. Первые в мире правовые кодексы. Повседневная жизнь жителей Месопотамии. Искусство Двуречья. У истоков библейских сказаний.
Культура Месопотамии
Своеобразие месопотам ской культуры: космос как государство. Добронравная жизнь в Шумере и Вавилоне. Поэма о Гильгамеше. «Ме» - божественные законы и начала научной классификации явлений мира. Боги как люди. Жрецы, жрицы, обряды. Первые в мире правовые кодексы. Повседневная жизнь жителей Месопотамии. Искусство Двуречья. У истоков библейских сказаний.
Если Древний Египет представлял империю со всеми вытекающими отсюда последствиями, то несколько иная ситуация сложилась в Месопотамии (Двуречье) с ее двумя большими реками - Евфратом и Тигром, имеющими несколько притоков. В дополнение к египетской цивилизации цивилизация месопотамская представляет особый тип существовавшей на древнем Ближнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации.
Возделываемые районы были в меньшей степени зависимы друг от друга, чем в долине Нила, и поэтому здесь, в Шумере, ок. 3000 г. до н.э. возникли первые города-государства, которыми правили цари-жрецы. Именно в регионе Двуречья и Евфрата впервые, за исключением Египта, сложились начальные формы классового общества и древнейшего государства, т.е. не было воздействия других более развитых обществ. Важнейшие государства: Ур, Эриду, Ларе, Ниппур, Лагаш, Урук, Сиппар. Богатству своему они обязаны развитию ремесла и торговли. Эпоху ранних династий в Уре, Уруке, Лагаше и Кише называют золотым веком Шумера или «первым расцветом Шумера». Здесь производили предметы из золота, мечи, цветное стекло. Свободные члены общин были еще и владельцами значительной части земли. Владыки городов возводили дворцы, храмы и гробницы. Шумеры заложили основания для позднейшего хозяйственного и культурного развития Месопотамии.
Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создали клинописную письменность. Шумеры изобрели цветное стекло (около 2400 г. до н.э.), на высоком уровне находилось ювелирное искусство. Влияние шумеров благодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет. Шумеры создали правовые кодексы; в литературе особенное значение имели эпосы мифологического содержания (поэма о Гильгамеше). Около 2300 г. до н.э. Саргон 1 сформировал первую постоянную профессиональную армию, примерно в 2000 г. до н.э. была создана арифметика, в основе которой лежала 60-ричная система исчисления (для сравнения: древнеегипетский «Московский математический папирус» датируется 1900 г. до н.э.), что оказалось важным изобретением в истории человечества.
В связи с этим рассмотрим специфику
месопотамской культуры, на которую
наложила сильный отпечаток окружающая
среда, опыт Природы. И здесь, как
в Египте, человек сталкивался
с теми же самыми великими космическими
ритмами - смена времен года, неизменное
движение солнца, луны и звезд, - но он
находил здесь также и элементы
силы и насилия, которых не было в
Египте. Тигр и Евфрат не похожи на Нил:
они могут разливаться
Дух месопотамской культуры отражает сокрушающую силу Природы. Человек не склонен переоценивать свои силы, наблюдая столь могущественные силы природы, как гроза или ежегодное наводнение. Не случайно житель Месопотамии говорил о грозе, что «ее ужасные вспышки света покрывают землю, словно ткань». Еще более страшные последствия вызывало наводнение. Окруженный такими силами, человек видит, как он слаб, с ужасом осознает, что он вовлечен в игру чудовищных сил. Его собственное бессилие вызывает в нем отчетливое осознание трагических возможностей.
Опыт Природы, породивший это настроение, нашел свое непосредственное выражение в представлении жителя Месопотамии о том космосе, в котором он жил. От его взора ни в коей мере не ускользали великие ритмы космоса; он видел в космосе порядок, а не анархию. Но для него этот порядок отнюдь не был таким безопасным и успокоительным, каким он был для египтянина. Через него и за ним он ощущал множество могущественных индивидуальных воль, потенциально расходящихся между собой, потенциально вступающих в конфликт, чреватых возможностью анархии. Он сталкивался в природе с чудотворными и своевольными индивидуальными силами.
Для жителя Месопотамии соответственно космический порядок не казался чем-то данным, он скорее становился чем-то достигнутым путем непрерывной интеграции множества индивидуальных космических воль, каждая из которых столь могущественна, столь пугающа. Поэтому его понимание космоса стремилось быть выраженным в терминах интеграции воль, т.е. в терминах социальных институтов, таких, как семья, община, и в особенности, государство. Короче говоря, космический порядок представлялся ему порядком воль - государством. Следует учитывать, что здесь государство является примитивной демократией, вот почему в космическом государстве общее собрание было собранием богов. Члены собрания обсуждают вопросы, высказываясь «за и против», пока, наконец, не возникает единодушие; чашу весов в пользу этого единодушия склоняют своим согласием семеро самых выдающихся богов, среди них Ану (верховный бог, бог неба) и Энлиль (бог грозы); таким образом, судьбы, великие предстоящие события созидаются, утверждаются, поддерживаются объединенными волями великих сил вселенной и приводятся в исполнение Энлилем. Так функционирует вселенная, космос. Понятно, что при таком воззрении на мир не существовало фундаментального разделения на одушевленное и неодушевленное, живое и мертвое. В месопотамской вселенной все, будь то живое существо, вещь или абстрактное понятие - любой камень, любое дерево, любая идея - обладали собственной волей и характером.
Такая картина мира - представление
о действительности в целом как
о государстве - возникла вместе с
самой месопотамской (шумерской) культурой
около IV тысячелетия до н.э. и было
оформлено в произведениях
Одной из таких интеллектуальных концепций является мифологема человека в Двуречье - из глины сотворен, на крови бога замешан.
Особенно выразительно данная формула звучит в вавилонском мифе об Атрахасисе Воистину божье и человечье соединяется, Смешавшись в глине! Чтоб вечно мы слышали стуки сердца, Да живет разум во плоти бога, Да знает живущий знак своей жизни, Не забывал бы, что имеет разум!
Человек был создан для того, чтобы трудиться вместо богов и на богов, а также и для того, чтобы вкушать продукты богинь Лохар - овцы и Ашнан - зерна, которые почему-то не могли есть боги.
В культуре, которая рассматривает
всю вселенную как государство,
послушание должно необходимым образом
выступать первейшей
Однако слушаться старших
Если эта монотонная тема послушания
- семье, правителям, богам - была сущностью
добронравия, т.е. правилом жизни в
древней Месопотамии, то что же, позволительно
спросить, выигрывал человек, ведя добронравную
жизнь? Наилучший ответ может
быть дан в терминах месопотамского
мировоззрения, в терминах положения
человека в космическом государстве.
Человек ведь был создан для рабской
службы богам. Он их слуга. Так вот, усердный
и послушный слуга может
Хорошо известно, что по мере старения культуры ее основные ценности рискуют потерять свое значение для ее носителей. Скептицизм, сомнение и безразличие начинают подтачивать основные структуры культуры. Такой скептицизм по отношению ко всем ценностям, крайнее отрицание возможностей добронравной жизни начинают появляться в месопотамской культуре в 1 тысячелетии до н.э. Этот скептицизм нашел выражение в длинном диалоге между хозяином и его рабом; он известен как «Пессимистический диалог», появившийся в Вавилоне. В нем взвешиваются все типичные занятия месопотамского вельможи, все они оказываются ущербными. Ничто, в сущности, не хорошо, ничто не стоит стараний, будь то искание милостей при дворе, радости стола, набеги на кочевников в пустыню, увлекательность жизни мятежника, начало судебного процесса, любовные приключения или что бы там ни было. Достаточно процитировать несколько строф о любви:
- Раб, соглашайся со мною! -Да, господин мой, да! - Женщину я полюблю! - Полюби, господин, полюби! Любящий женщину позабудет печаль и невзгоды.
- Нет, раб, о нет, я женщину не полюблю! - Не полюби, господин, не полюби! Женщина - яма, западня и ловушка, Женщина - острый кинжал, что горло мужчины пронзает.
В итоге делается вывод о том, что все в мире - суета, в жизни нет толку, т.е. отрицаются все ценности, отрицается существование «добронравной жизни».
Другой фундаментальной
Кто, мой друг, вознесся на небо? Только боги с Солнцем пребудут вечно, А человек - сочтены его годы, Что б он ни делал, - все ветер!
Основная идея эпоса - мечта о вечной славе, заменившая мечту о бессмертии, во имя чего совершались великие подвиги. Эпос представляет собой гимн славным деяниям человека. В нем проводится мысль о том, что смерть - это зло, но она не может перечеркнуть ценность жизни. Человеческая жизнь по сути своей прекрасна, и это проявляется во всех сторонах обыденной жизни, в радости победы, в любви к женщине, в дружбе:
Боги, когда создавали человека, - Смерть они определили человеку, Жизнь в своих руках удержали. Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок, Днем и ночью да будешь ты весел, Праздник отправляй ежедневно, Днем и ночью играй и пляши ты! Светлы да будут твои одежды, Волосы чисты, водой омывайся, Гляди, как дитя твою руку держит, Своими объятиями радуй подругу - , Только в этом дело человека!
Смерть же знаменует конец жизненного пути индивида. Более того, бна как бы стимулирует человека жить мудро и осмысленно, чтобы бставить о себе память в сердцах людей. Следует умирать в борьбе со ^лом, даже в борьбе со смертью. Не нужно отступать ни перед чем, даже йеред богами. В награду за это - «имя» и благодарная память потомков. В этом и состоит бессмертие человека, смысл его жизни.
Герой эпоса - это типичный человек,
трагедия которого состоит в невозможности
избежать смерти. Однако здесь мы не
встречаем и нотки
Шумерские жрецы систематически проводили
наблюдения на протяжении весьма длительного
времени. Например, в Уре обнаружен
реестр астрономических наблюдений,
проведенных халдейскими
В шумерской цивилизации уже
были заложены начала науки, которая, будучи
вписанной в религиозное
Специфика научного освоения мира в
рамках шумерской и других цивилизаций
Древней Месопотамии