Культура классического периода и эллинизма в Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 23:18, реферат

Описание работы

Античная культура есть величайшее творение человечества и одновременно колыбель европейской цивилизации. Греческий и латинский языки, произведения искусства и философии, научные знания и ещё многое другое стали неотъемлемой частью европейской культуры. История мирового искусства переполнена воспроизведениями античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, античной истории и быта.

Содержание

Введение 3
Древнегреческая культура 4
Культура эпохи высокой классики (V в. до н. э.) 5
Драматургия и театр 5
Архитектура 7
Скульптура 9
Живопись и вазопись 11
Культура Греции Периода Поздней Классики (конец V в. – IV в. до н.э.) 11
Архитектура 11
Скульптура 12
Культура Эпохи Эллинизма (конец IV в. – I в. до н.э.) 13
Литература 14
Архитектура 14
Скульптура 16
Вывод 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Культорология.doc

— 840.00 Кб (Скачать)
 

       Эллинистический этап был последним в истории  Древней Греции. Начало ему было положено завоевательными походами на Восток Александра Македонского, сына Филиппа II (356 – 323 гг. до н.э.). В результате подчинения власти македонского царя громадных территорий бывшей Персидской державы (Египет, Месопотамия, Малая Азия, Средняя Азия и др.) была создана обширная империя Александра, простиравшаяся от Египта до Индии (вспомним, что ещё его отец Филипп II подчинил Грецию). Неожиданная и ранняя смерть главы этой империи повлекла за собой её скорый распад: полководцы (диадохи) Александра разделили её территорию на отдельные независимые царства, жизнь в которых была устроена по эллинскому образцу. Отсюда название новой эпохи – эллинизм (от греч. – «подражать эллинам»). Культура образовавшихся в результате распада империи Александра государств – Египетского царства, где правила династия Птолемеев, царства Селевкидов, Пергамского царства и др. – представляла собой синтез греческих (греко-македонских) и местных, варварских (восточных), начал и традиций. Своеобразный сплав греческих и восточных элементов в культуре и искусстве был характерен также и для эллинистической Греции.

       В период эллинизма, наряду с традиционными  культурными центрами – Афины, Коринф, Дельфы, Эфес, Милеет и др., возникло много новых: Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, остров Родос и др. Интенсивно развивались наука и техника, философия и литература, различные виды искусства. Военные походы, торговые путешествия в другие страны значительно расширили кругозор греков и способствовали развитию техники, механики, математики, астрономии, географии и других наук. В эллинистическую эпоху работали знаменитые учёные: Евклид – создатель элементарной геометрии, Архимед – основоположник механики, Аристарх Самосский и Эратосфен – географы и астрономы, Герофил – врач, Феофраст – ботаник и географ, Эпикур и Зенон – основатели новых направлений в философии, многие другие.

       Выдающаяся  роль в развитии науки в период эллинизма принадлежит Александрии Египетской, где были сосредоточены лучшие научные силы. В Александрии находился знаменитый Мусейон – «храм муз», где жили и работали самые известные учёные того времени. Александрия была настоящим научным центром эллинистического мира. Там же находилась и одна из крупнейших библиотек того времени.

       В формировании эллинистической культуры принимали участие не только греки, но и представители других народов: египтяне, сирийцы, карфагеняне, евреи  и пр. Поэтому эллинистическую  культуру можно назвать в прямом смысле слова мировой. Не случайно именно в то время был составлен перечень всего лучшего, что было создано древними цивилизациями за всё время их существования – «семь чудес света».

         Литература

 

       Литература  эллинистической эпохи необычайно богата по количеству произведений и многообразию жанров. Однако она значительно уступает классической: традиционные жанры продолжали существовать, но литература теряет свою непосредственность и становятся более рассудочной, изысканной и виртуозной. При дворах эллинистических царей процветала пышная, утончённая, полная учёности придворная поэзия, образцами которой были идиллии и гимны Каллимиха из Кирены, эпическая поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского и др. Поэзия стала искусством для избранных: её весьма изысканный и часто вычурный стиль был далёк от проблем, волновавших общество в целом. наиболее распространены были малые литературные формы – элегии и эпиллии, в которых преобладали мифологические и любовные сюжеты. Более жизненный характер имели короткие и выразительные эпиграммы, которые тогда писали повсюду. Модными были и сельские мотивы в поэзии. Картинки из жизни простых пастухов Сицилии рисует в своих знаменитых буколических (пастушеских) идиллиях Феокрит из Сиракуз.

       Интересы  и вкусы горожан выражали комедия и мим (бытовая сценка). Особенно славились мимы Герода, реалистически изображающие городской быт. Из многочисленных  (более 60 имён) авторов возникшей в конце IV в. до н.э. в Греции новой аттической комедии, или комедии нравов, наибольшей популярностью пользовался  Менандр. Темой его комедий («Третейский суд», «Брюзга», «Щит» и др.) становится не общественная, как прежде у Аристофана, а частная жизнь горожан.

       Архитектура

 

Искусство эпохи эллинизма переживало период бурного расцвета. Оно приобрело  более светский характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей. велось активное строительство, в том числе и новых городов: сам Александр Македонский, по преданию, основал 70 городов, названных Александриями в его честь. Новые эллинистические города имели прямоугольную форму и весьма рациональную планировку. Улицы в Пергаме были вдвое шире улиц старых греческих городов, а эллинистическая Приена наличием удобств превосходила средневековый Париж. Особое развитие в эпоху эллинизма получило строительство общественных зданий и сооружений. Монументальность городского ансамблю придавали обязательные портики, которые укрывали и от палящего солнца, и от дождя. Впоследствии римляне заимствовали этот тип конструкции. Портиками окружали агору (площадь для народных собраний), территорию храма, палестру, существовавшие в каждом греческом городе. Повсюду на склонах холмов возникают каменные театры – наиболее примечательные были построены в Дельфах, Додоне, Оропе, Приене, Пергаме и Сиракузах.

        В храмовой архитектуре получил всеобщее распространение ионический ордер, особенно в Малой Азии. Продолжалась реконструкция храма Артемиды в Эфесе, возводился великолепный храм Аполлона в Дидимах около Милета, строительство которого продолжалось почти 200 лет. Храм аполлона – это гигантское здание (116х52 м) с двумя рядами колонн по длинным сторонам и с тремя по фасаду, представлявшее образец классического диптера. Появились отдельные образцы нового стиля – псевдодиптеры, например, храм Артемиды в Магнесии. Псевдодиптер хорошо использовался впоследствии в римской архитектуре. Хотя в эллинистической архитектуре и продолжал применяться дорический ордер (но со значительно облегчёнными пропорциями), все же его роль была невелика.

        Постройки эллинистического времени  часто отличала тяга к колоссальному, своего рода гигантомания. Это относится прежде всего к монументальным алтарям – алтарю Гиерона II в Сиракузах и особенно к замечательному памятнику эпохи – алтарю Зевса в Пергаме (II в. до н.э.). Последний знаменит главным образом своим грандиозным фризом, опоясывающий цоколь здания (его размеры – 36х34х5,6 м) и украшенным великолепной скульптурой. В отличие от сооружений классической эпохи, прославлявших полис и его граждан, памятники архитектуры эпохи эллинизма прославляли царей и правителей.

Спецификой эллинистической архитектуры  было появление нового типы общественных зданий – библиотек (в Александрии, Пергаме, Антиохи и др. городах) и  сооружений научно-практического назначения – Фаросский маяк в Александрии, «Башня ветров» в Афинах. самым выдающимся было творение Сострата из Книда (III в. до н.э.) – морской маяк на острове Фарос близ Александрии, который считался одним из «семи чудес света» (до нашего времени он не сохранился). Он представляет собой трёхъярусную башню высотой 120 м: цоколь его был квадратным, средний ярус имел форму восьмиугольника, а верхний представлял собой круглое сооружение с украшавшими его статуями. В верхней части маяка, оборудованной металлическими зеркалами, постоянно поддерживался огонь. Маяк служил одновременно наблюдательным пунктом и крепостью.

       Скульптура

 

         Пластическое искусство эпохи эллинизма характеризуется стремлением к эффектности, грандиозности и показной пышности – эти черты были унаследованы им от восточной монархии. То, что составляло славу греческой классики, - чувство меры и гармонии – было безвозвратно утеряно эллинистическим искусством. Вместо этого на первый план выступили грубость, жестокость, беспомощность и трагизм – чувства, к которым проявляли повышенный интерес скульпторы IV в. – I в. до н.э., достигшие высочайшего мастерства в технике обработки мрамора.

       В отличие от архитектуры скульптура эллинистической эпохи более  всего сохранила греческий облик, продолжая традиции поздней классики. как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью архитектурного убранства городов. Но если классические формы искусства сложились в рамках демократического полиса и воплощали идеал человека-гражданина, то в эпоху эллинизма пластика приобрела новые черты. Монархический строй эллинистических государств и иное мировоззрение вызвали в жизни официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в монументальных портретных и аллегорических статуях. Другая тенденция эллинистической скульптуры нашла выражение в интересе к изображению частного, личного, а не общественного, как прежде. Для неё характерно любопытство к житейским подробностям, к повседневности, ко всему тому, что позднее стали называть «жанром».

Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала главным образом афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества – Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для неё патетикой и подчёркнутым драматизмом скульптурных изображений. Так, монументальный фриз огромного Пергамского алтаря, исполненный в очень высоком рельефе, передаёт битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли – гигантами. Гиганты   гибнут, их фигуры выражают отчаяние и страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойны и воодушевлены. Авторы пергамского фриза прекрасно выразили дух своей беспокойной эпохи, весь ужас и безнадёжность перед лицом смерти. Также не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура пергамской школы. «Умирающий галл», «Галл, убивающий себя и свою жену» - великолепные образцы патетики и пафоса пергамского искусства, мужественного и прекрасного.

       Традиции  искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических  статуй – «Ника Самофракийская». Статуя богини победы воздвигнута на острове Самофракия в честь победы Родосского флота (ок. 190 г. до н.э.). Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утёсе на берегу моря. Голова статуи не сохранилась, но её торс в развивающихся одеждах исполнен стремительного движения.

        Скульпторы эллинистической эпохи  обращались и к классическим образцам. примером этого может служить статуя работы Агесандра«Афродита Милосская» (II в. до н.э.). Современные ей статуи богини любви были более чувственны и даже жеманны, Агесандру же удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы.

       Прославленные статуи Ники Самофракийской и Афродиты Милосской украшают собой Парижский  Лувр.

        Блестящая школа эллинистической  скульптуры существовала на острове Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа «Лаокоон», изваянная Родосскими мастерами Агесандром, Афинодором и Полидором (I в. до н.э.). Сюжет этой скульптуры взят из «Одиссеи» Гомера: троянский жрец Лаокоон и его сыновья, предостерегавшие троянцев от введения в город оставленного греками-ахейцами деревянного коня, были жестоко наказаны богами – покровителями греков – Афиной и Посейдоном, которые наслали на троянских героев гигантских змей, задушивших их. В «Лаокооне» ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его острый драматизм и трагичность. Скульпторы прекрасно передали ужасные страдания и агонию своих героев. Скульптура «Лаокоон» сейчас хранится в Ватиканском музее.

       Не  обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гармонии: ярким  образцом её являлась огромная 32-метровая статуя бога Гелиоса из золочёной бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей Колосса Родосского 12 лет трудился ученик Лиссипа Харес из Линда, и это чудо инженерного искусства заняло последнюю, седьмую, строчку в списку «чудес света». Как и большинство других «чудес», Колосс Родосский не сохранился до нашего времени.

       Синкретическая  эллинистическая культура была унаследована и римлянами, и Византией, и арабами  и вошла составной частью в  золотой фонд мировой культуры.

       Особенно  велико было влияние культуры эллинизма  на римскую культуру: в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные рабы и т.д., которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво подтверждают слова римского поэта. 

       Гораций:

         Греция, пленницей став,

                                победителей грубых пленила.

       В Лациум сельский искусства  внесла.

 

       Вывод

 

       Культура  Древней Греции отличалась глубоко  светским характером, а самым важным её завоеванием было отношение к  человеку как к подлинной ценности, как мере всего сущего. В греческой  культуре нашли детальное осмысление такие понятия, как гражданская свобода и равноправие, гражданский долг, гармоническое развитие личности и др. Наша европейская цивилизация развивалась, главным образом, на основе древнегреческой (и сменившей её древнеримской).

Информация о работе Культура классического периода и эллинизма в Древней Греции