Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 23:18, реферат
Античная культура есть величайшее творение человечества и одновременно колыбель европейской цивилизации. Греческий и латинский языки, произведения искусства и философии, научные знания и ещё многое другое стали неотъемлемой частью европейской культуры. История мирового искусства переполнена воспроизведениями античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, античной истории и быта.
Введение 3
Древнегреческая культура 4
Культура эпохи высокой классики (V в. до н. э.) 5
Драматургия и театр 5
Архитектура 7
Скульптура 9
Живопись и вазопись 11
Культура Греции Периода Поздней Классики (конец V в. – IV в. до н.э.) 11
Архитектура 11
Скульптура 12
Культура Эпохи Эллинизма (конец IV в. – I в. до н.э.) 13
Литература 14
Архитектура 14
Скульптура 16
Вывод 19
Список литературы 20
Эллинистический этап был последним в истории Древней Греции. Начало ему было положено завоевательными походами на Восток Александра Македонского, сына Филиппа II (356 – 323 гг. до н.э.). В результате подчинения власти македонского царя громадных территорий бывшей Персидской державы (Египет, Месопотамия, Малая Азия, Средняя Азия и др.) была создана обширная империя Александра, простиравшаяся от Египта до Индии (вспомним, что ещё его отец Филипп II подчинил Грецию). Неожиданная и ранняя смерть главы этой империи повлекла за собой её скорый распад: полководцы (диадохи) Александра разделили её территорию на отдельные независимые царства, жизнь в которых была устроена по эллинскому образцу. Отсюда название новой эпохи – эллинизм (от греч. – «подражать эллинам»). Культура образовавшихся в результате распада империи Александра государств – Египетского царства, где правила династия Птолемеев, царства Селевкидов, Пергамского царства и др. – представляла собой синтез греческих (греко-македонских) и местных, варварских (восточных), начал и традиций. Своеобразный сплав греческих и восточных элементов в культуре и искусстве был характерен также и для эллинистической Греции.
В период эллинизма, наряду с традиционными культурными центрами – Афины, Коринф, Дельфы, Эфес, Милеет и др., возникло много новых: Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, остров Родос и др. Интенсивно развивались наука и техника, философия и литература, различные виды искусства. Военные походы, торговые путешествия в другие страны значительно расширили кругозор греков и способствовали развитию техники, механики, математики, астрономии, географии и других наук. В эллинистическую эпоху работали знаменитые учёные: Евклид – создатель элементарной геометрии, Архимед – основоположник механики, Аристарх Самосский и Эратосфен – географы и астрономы, Герофил – врач, Феофраст – ботаник и географ, Эпикур и Зенон – основатели новых направлений в философии, многие другие.
Выдающаяся
роль в развитии науки в период
эллинизма принадлежит Александ
В формировании эллинистической культуры принимали участие не только греки, но и представители других народов: египтяне, сирийцы, карфагеняне, евреи и пр. Поэтому эллинистическую культуру можно назвать в прямом смысле слова мировой. Не случайно именно в то время был составлен перечень всего лучшего, что было создано древними цивилизациями за всё время их существования – «семь чудес света».
Литература
эллинистической эпохи
Интересы и вкусы горожан выражали комедия и мим (бытовая сценка). Особенно славились мимы Герода, реалистически изображающие городской быт. Из многочисленных (более 60 имён) авторов возникшей в конце IV в. до н.э. в Греции новой аттической комедии, или комедии нравов, наибольшей популярностью пользовался Менандр. Темой его комедий («Третейский суд», «Брюзга», «Щит» и др.) становится не общественная, как прежде у Аристофана, а частная жизнь горожан.
Искусство эпохи эллинизма переживало период бурного расцвета. Оно приобрело более светский характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей. велось активное строительство, в том числе и новых городов: сам Александр Македонский, по преданию, основал 70 городов, названных Александриями в его честь. Новые эллинистические города имели прямоугольную форму и весьма рациональную планировку. Улицы в Пергаме были вдвое шире улиц старых греческих городов, а эллинистическая Приена наличием удобств превосходила средневековый Париж. Особое развитие в эпоху эллинизма получило строительство общественных зданий и сооружений. Монументальность городского ансамблю придавали обязательные портики, которые укрывали и от палящего солнца, и от дождя. Впоследствии римляне заимствовали этот тип конструкции. Портиками окружали агору (площадь для народных собраний), территорию храма, палестру, существовавшие в каждом греческом городе. Повсюду на склонах холмов возникают каменные театры – наиболее примечательные были построены в Дельфах, Додоне, Оропе, Приене, Пергаме и Сиракузах.
В храмовой архитектуре получил всеобщее распространение ионический ордер, особенно в Малой Азии. Продолжалась реконструкция храма Артемиды в Эфесе, возводился великолепный храм Аполлона в Дидимах около Милета, строительство которого продолжалось почти 200 лет. Храм аполлона – это гигантское здание (116х52 м) с двумя рядами колонн по длинным сторонам и с тремя по фасаду, представлявшее образец классического диптера. Появились отдельные образцы нового стиля – псевдодиптеры, например, храм Артемиды в Магнесии. Псевдодиптер хорошо использовался впоследствии в римской архитектуре. Хотя в эллинистической архитектуре и продолжал применяться дорический ордер (но со значительно облегчёнными пропорциями), все же его роль была невелика.
Постройки эллинистического времени часто отличала тяга к колоссальному, своего рода гигантомания. Это относится прежде всего к монументальным алтарям – алтарю Гиерона II в Сиракузах и особенно к замечательному памятнику эпохи – алтарю Зевса в Пергаме (II в. до н.э.). Последний знаменит главным образом своим грандиозным фризом, опоясывающий цоколь здания (его размеры – 36х34х5,6 м) и украшенным великолепной скульптурой. В отличие от сооружений классической эпохи, прославлявших полис и его граждан, памятники архитектуры эпохи эллинизма прославляли царей и правителей.
Спецификой эллинистической
Пластическое искусство эпохи эллинизма характеризуется стремлением к эффектности, грандиозности и показной пышности – эти черты были унаследованы им от восточной монархии. То, что составляло славу греческой классики, - чувство меры и гармонии – было безвозвратно утеряно эллинистическим искусством. Вместо этого на первый план выступили грубость, жестокость, беспомощность и трагизм – чувства, к которым проявляли повышенный интерес скульпторы IV в. – I в. до н.э., достигшие высочайшего мастерства в технике обработки мрамора.
В
отличие от архитектуры скульптура
эллинистической эпохи более
всего сохранила греческий
Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала главным образом афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества – Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для неё патетикой и подчёркнутым драматизмом скульптурных изображений. Так, монументальный фриз огромного Пергамского алтаря, исполненный в очень высоком рельефе, передаёт битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли – гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние и страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойны и воодушевлены. Авторы пергамского фриза прекрасно выразили дух своей беспокойной эпохи, весь ужас и безнадёжность перед лицом смерти. Также не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура пергамской школы. «Умирающий галл», «Галл, убивающий себя и свою жену» - великолепные образцы патетики и пафоса пергамского искусства, мужественного и прекрасного.
Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй – «Ника Самофракийская». Статуя богини победы воздвигнута на острове Самофракия в честь победы Родосского флота (ок. 190 г. до н.э.). Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утёсе на берегу моря. Голова статуи не сохранилась, но её торс в развивающихся одеждах исполнен стремительного движения.
Скульпторы эллинистической
Прославленные статуи Ники Самофракийской и Афродиты Милосской украшают собой Парижский Лувр.
Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа «Лаокоон», изваянная Родосскими мастерами Агесандром, Афинодором и Полидором (I в. до н.э.). Сюжет этой скульптуры взят из «Одиссеи» Гомера: троянский жрец Лаокоон и его сыновья, предостерегавшие троянцев от введения в город оставленного греками-ахейцами деревянного коня, были жестоко наказаны богами – покровителями греков – Афиной и Посейдоном, которые наслали на троянских героев гигантских змей, задушивших их. В «Лаокооне» ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его острый драматизм и трагичность. Скульпторы прекрасно передали ужасные страдания и агонию своих героев. Скульптура «Лаокоон» сейчас хранится в Ватиканском музее.
Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гармонии: ярким образцом её являлась огромная 32-метровая статуя бога Гелиоса из золочёной бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей Колосса Родосского 12 лет трудился ученик Лиссипа Харес из Линда, и это чудо инженерного искусства заняло последнюю, седьмую, строчку в списку «чудес света». Как и большинство других «чудес», Колосс Родосский не сохранился до нашего времени.
Синкретическая эллинистическая культура была унаследована и римлянами, и Византией, и арабами и вошла составной частью в золотой фонд мировой культуры.
Особенно
велико было влияние культуры эллинизма
на римскую культуру: в Рим были вывезены
многие произведения искусства, библиотеки,
образованные рабы и т.д., которые обогатили
латинскую культуру, что красноречиво
подтверждают слова римского поэта.
Гораций:
Греция, пленницей став,
В Лациум сельский искусства внесла.
Культура Древней Греции отличалась глубоко светским характером, а самым важным её завоеванием было отношение к человеку как к подлинной ценности, как мере всего сущего. В греческой культуре нашли детальное осмысление такие понятия, как гражданская свобода и равноправие, гражданский долг, гармоническое развитие личности и др. Наша европейская цивилизация развивалась, главным образом, на основе древнегреческой (и сменившей её древнеримской).
Информация о работе Культура классического периода и эллинизма в Древней Греции