Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 23:18, реферат
Античная культура есть величайшее творение человечества и одновременно колыбель европейской цивилизации. Греческий и латинский языки, произведения искусства и философии, научные знания и ещё многое другое стали неотъемлемой частью европейской культуры. История мирового искусства переполнена воспроизведениями античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, античной истории и быта.
Введение 3
Древнегреческая культура 4
Культура эпохи высокой классики (V в. до н. э.) 5
Драматургия и театр 5
Архитектура 7
Скульптура 9
Живопись и вазопись 11
Культура Греции Периода Поздней Классики (конец V в. – IV в. до н.э.) 11
Архитектура 11
Скульптура 12
Культура Эпохи Эллинизма (конец IV в. – I в. до н.э.) 13
Литература 14
Архитектура 14
Скульптура 16
Вывод 19
Список литературы 20
Классическая греческая скульптура V в. до н.э., с одной стороны, развивала традиционные черты, сложившиеся ещё в скульптуре архаики, а с другой – преодолела многочисленные условности предшествующего периода.
Греческая скульптура V в. до н.э. сделалась образцом классического совершенства. Для её стиля были характерны уравновешенность, строгая симметрия, идеализация и статичность. Лица греческих статуй всегда бесстрастны и статичны, характеры трактуются однозначно, внутренний мир героев лишён борьбы чувств и мыслей. Индивидуализация и психологизация образов, т.е. искусства портрета, античная скульптура вообще не знала (исключение составляла лишь искусство эллинистической эпохи). Величайшие греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть. Статуи античных богов и героев мы различаем не по лицам, а по их типичным позам и атрибутам. Поэтому головы – совсем не главные части фигур в скульптуре греков. Таким образом, классическая греческая культура, являвшаяся эталоном прекрасного для последующих поколений, отличалась как раз теми качествами, которые строго говоря, не должны были считаться образцом для подражания.
В начале V в. до н.э. в Афинах была отлита знаменитая бронзовая скульптурная группа «Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон». Группа «Тираноубийцы» интересна тем, что её сюжет связан с падением в Афинах тирании и установлением демократии – событием, совпадающим с началом эпохи классики в скульптуре.
Одним из лучших образцов раннеклассической скульптуры является бронзовая «Статуя возничего» из г. Дельфы. Его стройная фигура напоминает строгую дорическую колонну. Несмотря на некоторую напряжённость статуи, всё же поза её более естественна, чем у застывших архаических куросов.
Век высокой греческой классики выдвинул трёх выдающихся скульпторов – Фидия, Мирона и Поликлета.
Фидий - афинянин, друг Перикла, которому первый стратег Афин доверил руководство восстановительными работами на Акрополе. Замечателен фриз Парфенона, выполненный Фидием и его учениками.
На фризе главного храма Акрополя чередуется трёхчастные, выступающие из плоскости триглифы и квадратные плиты между ними – метопы. Девяносто две метопы Парфенона были заполнены рельефами, изображениями битвы греков с амазонками, лапифов – с кентаврами, сцены из Троянской войны, сражения богов и гигантов, причём из более чем 500 фигур, ни одна не повторяет другую. скульптурный фриз Парфенона считается одной из вершин классического искусства.
В Парфеноне в обширном, окрашенном в синий и красный цвета зале стояла двенадцатиметровая статуя Афины-Девы. Богиня была изображена в образе прекрасной женщины. Статуя была исполнена в хрисоэлефантинной технике: из чистого золота была изготовлена одежда богини, а её шлем, волосы и щит были сделаны из золотых пластин. Лицо и руки Афины-Девы были покрыты пластинами слоновой кости. В глазницы богини были вставлены драгоценные камни – сапфиры. Фидий явил миру новый образ Афины: богини-воительницы и богини мудрости, истинной покровительницы находящегося на вершине своей славы и могущества Афинского полиса.
Идеал человеческой личности был воплощён Фидием и в другой знаменитой статуе Зевса Олимпийского в Олимпии. Эта статуя причисляется к «семи чудесам света», её высота – 14 м. Грозный бог изображён величаво сидящим на троне. Доброе лицо Зевса в изображении Фидия как будто воплощало идею мудрости и человеколюбия, а мягкий и человеческий взгляд статуи не соответствовал сложившемуся образу жестокого и мстительного царя богов. Статуя Зевса, как и статуя Афины-Девы, была сделана из золота и слоновой кости. Древние авторы сообщали, что для греков было несчастьем умереть, не увидев Зевса Олимпийского. «Бог ли на землю сошёл и явил тебе, Фидий, свой образ, или на небо ты сам, Бога чтоб видеть взошёл?» - восторженно писал древний поэт.
Обе хрисоэлефантинные статуи работы Фидия не сохранились. Они известны нам лишь по описанию древнегреческого историка Павсания (II в. н.э.) и по изображениям на монетах.
Фидием была создана и великолепная скульптура, размещённая на фронтонах Парфенона.
Кроме хрисоэлефантинной статуи Афины-Девы Фидию принадлежит ещё одно скульптурное изображение это богини – Афина-Воительница (Промахос). 12-метровая бронзовая статуя Афины, держащей в руках копьё, золотой наконечник которого был виден далеко с моря, украшает площадь перед Парфеноном.
С творчеством Фидия связывается понятие «высокого стиля» в древнегреческом искусстве, которое выражалось в благородной простоте и одновременно в величии.
Два великих современника Фидия, мирон и Поликлет, прославились созданием статуй атлетов-победителей.
Мирон, работавший в Афинах в середине V в. до н.э., был первым греческим скульптором, сумевшим передать фигуру человека в момент быстрого движения. Наиболее известна его бронзовая статуя «Дискобол», воплотившая идеальный образ человека-гражданина. Показательно, что даже в этой статуе, изображающей человека в движении, лицо метателя диска спокойно и статично.
Третий знаменитый скульптор V в. до н.э. – Поликлет из Аргоса, автор известных статуй Геры, «Раненой амазонки» и «Дорифора» (Копьеносца). Поликлет был теоретиком искусства – он определил законы пропорции идеальной человеческой фигуры и сформулировал их в трактате «Канон». Воплощение канона в пластике и была статуя «Дорифора». Согласно правилу, найденному Поликлетом, голова должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки 1/10, ступня 1/6, а прямая линия носа должна продолжать линию лба. Статуи Поликлета всегда неподвижны и статичны.
Оригиналы работ Поликлета и Мирона не сохранились, дошли лишь их римские мраморные копии.
Среди греческих художников V в. до н.э. выделяются Полигнот, Аполлодор и Паррасий. К сожалению, их живописные произведения до нашего времени не дошли, сохранились лишь описания современников.
Зато сохранились прекрасные образцы вазовой росписи, свидетельствующее о высоком мастерстве их создателей. Крупнейшими вазописцами ранней греческой классики были Евфроний и Евтимид, работавшие в технике краснофигурной росписи которая в отличие от чёрнофигурной позволяла лучше передать объём композиции и чётче обозначить детали. Сюжеты картин на греческих вазах в основном взяты из мифологии, но в V в. до н.э. растёт интерес живописцев к сценам из повседневной живописи.
Классичность греческого искусства «Золотого века Перикла» заключается в общечеловеческом содержании его идеалов, ясной гармонии и рациональности.
В конце V в. – начале IV в. до н.э. Греция вступает в полосу кризиса, выражавшегося в политической нестабильности, разложении полисных институтов и полисной морали и формировании нового отношения к миру. Место классического коллективиста, идеализированного и обобщённого образа героя-гражданина, воспетого в греческом искусстве предшествующей эпохи, занимает индивидуализированная личность с собственными интересами, переживаниями и чувствами. Идёт процесс формирования новых культурных ценностей и идеалов. Полисный патриотизм постепенно уступает место космополитизму (философское учение, рассматривающее людей не как граждан отдельных полисов, а как подданных всей Вселенной). Получают распространение новые философские направления, например, учение киников, основанное на возможности обретения добродетели и счастья каждым отдельным человеком. Великий древнегреческий философ Платон (IV в. до н.э.) создаёт своё учение об идеальном государстве.
Кризис полисной жизни древних греков нарушил традиционные связи государства и гражданина и подорвал основу полиса – союз равноправных граждан. Ослаблением греческих государств воспользовалось соседнее с Грецией Македонское царство, правитель которого Филипп II в 338 г. до н.э. подчинил Грецию.
Если в эпоху высокой классики центром монументальной архитектуры были Афины, то в IV в. до н.э центр архитектуры переместился в Малую Азию, которая вновь переживает период своего расцвета. В материковой Греции господство вал дорический стиль, но с более лёгкими пропорциями чем прежде. В малоазийских же городах сохранился стиль ионический, в котором творил, в частности, талантливый зодчий Пифей, построивший в городе Приене храм Афины. Он же впервые в истории архитектуры воздвиг такую монументальную постройку, как Мавзолей, - грандиозную гробницу карийского царя Мавсола и его жены Артемисии в городе Галикарнассе. Эту 24-ступеньчатую трёхъярусную мраморную пирамиду высотой 49 м, увенчанную скульптурой, изображающей четвёрку коней в упряжке – квадригу, древние причисляли к «семи чудесам света». Здание мавзолея поражало своей пышностью и далеко отошло от простоты и строгости сооружений высокой классики. Не менее пышным и гигантским был классический диптер, также считавшийся «чудом света», - отстроенный вновь после пожара 356 г. до н.э. храм Артемиды в городе Эфесе. Величественность и пышность этих построек сближали их с архитектурой Древнего Востока и свидетельствовали о приближении новой, эллинистической эпохи, в которой слились воедино греческие и восточные культурные заимствования.
В зодчестве IV в. до н.э. ведущую роль играли уже не храмовые (культовые) сооружения, а постройки светского характеры: театры, помещения для собраний, палестры, гимнасии. Замечательный архитектурный ансамбль был построен в городе Эпидавре: он включал храм, стадион, гимнасий, дом для приезжающих, концертный зал и прекрасный, поражающей гармонией пропорций и хорошей акустикой театр, шедевр выдающегося зодчего Поликлета-младшего.
Скульптура поздней классики обладала (по сравнению со скульптурой V в. до н.э.) рядом новых черт. Она стала более утончённой, показывала глубокие человеческие чувства, внутреннее состояние человека. На смену величавости, достоинству, суровой ясности и гармонии классического стиля пришли другие тенденции – драматический пафос, особый лиризм и грациозность. Их воплотили в своём творчестве величайшие греческие скульпторы IV в. до н.э. – Скопас, Пракситель и Лисипп, передавшие в скульптуре тончайшие оттенки движения человеческой души. Кроме этого, в скульптуре IV в. до н.э. большее место чем раньше заняли жанровобытовые мотивы, оттеснившие на задний план религиозные и гражданские.
Скопас, уроженец «мраморного» острова Парос, обычно создавал мифологические образы, которые поражали современников драматизмом, экспрессией и передачей сложнейшей гаммы человеческих чувств. Его «Менада» (Вакханка), танцующая спутница Диониса, охваченная вакхическим исступлением, является шедевром не только античного, но и мирового искусства. На обломках фриза Галикарнасского мавзолея также видна рука Скопаса, изобразившего битву греков с амазонками – «Амазономахию».
Младший современник Скопаса Пракситель ваял главный образом олимпийских богов и богинь. Он отказался от изображения прямостоящих статуй: его «Отдыхающий сатир», «Аполлон», а также «Гермес с младенцем Дионисом» с ленивой грацией опираются на опоры в позе мечтательного отдыха. Самая знаменитая статуя Праксителя – «Афродита Книдская» - прообраз многих последующих изображений богини любви. Впервые в истории греческой скульптуры Пракситель представил Афродиту в виде прекрасной обнажённой женщины.
Подлинных статуй Праксителя и Скопаса сохранилось очень мало; нам известны в основном лишь их римские копии. Творчество Праксителя оказало заметное влияние на скульпторов эпохи эллинизма и на римских мастеров.
Стремление передать многообразие характеров – основная черта творчества третьего великого скульптора IV в. до н.э. – Лисиппа. Он оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского, сохранившийся лишь в римской копии, и разработал новый пластический канон, заменивший канон Поликлета. Этот новый идеал полнее всего воплощён в «Апоксиомене» Лисиппа.
Имя афинянина Леохара связано с хрестоматийным произведением – «Аполлоном Бельведерским». Римская копия статуи находится в Ватиканском музее, так называемом Бельведере, отсюда и её название – Аполлон Бельведерский. Изысканность и эффектность Аполлона приводили в восхищение художников эпохи Возрождения, считавших его эталоном классического стиля.
«Аполлон» Леохара свидетельствовал о том, как изменился идеал мужской красоты в греческом искусстве.
В целом и в архитектуре, и в скульптуре , и в живописи IV в. до н.э. отмечен зарождением многих тенденций, которые получат полное выражение в следующую, эллинистическую эпоху.
Информация о работе Культура классического периода и эллинизма в Древней Греции