Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 23:18, реферат
Античная культура есть величайшее творение человечества и одновременно колыбель европейской цивилизации. Греческий и латинский языки, произведения искусства и философии, научные знания и ещё многое другое стали неотъемлемой частью европейской культуры. История мирового искусства переполнена воспроизведениями античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, античной истории и быта.
Введение 3
Древнегреческая культура 4
Культура эпохи высокой классики (V в. до н. э.) 5
Драматургия и театр 5
Архитектура 7
Скульптура 9
Живопись и вазопись 11
Культура Греции Периода Поздней Классики (конец V в. – IV в. до н.э.) 11
Архитектура 11
Скульптура 12
Культура Эпохи Эллинизма (конец IV в. – I в. до н.э.) 13
Литература 14
Архитектура 14
Скульптура 16
Вывод 19
Список литературы 20
Министерство образования Республики Беларусь
БЕЛОРУССКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Экономика
и организация
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
на тему:
«Культура классического периода и эллинизма
в Древней Греции»
Выполнила:
Проверил:
Содержание
Античная культура есть величайшее творение человечества и одновременно колыбель европейской цивилизации. Греческий и латинский языки, произведения искусства и философии, научные знания и ещё многое другое стали неотъемлемой частью европейской культуры. История мирового искусства переполнена воспроизведениями античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, античной истории и быта. К античности восходят почти все ныне известные литературные жанры, многие философские системы, главные принципы архитектуры и скульптуры, основы многих наук. Тысячелетняя история античности накопила бесценные и непревзойдённые сокровища человеческого духа, которые не только не устарели, но и получили почётное право именоваться классическими. Именно поэтому античная культура, а в частности культура Древней Греции, привлекла моё внимание.
В отличие от медленно развивавшейся и статичной древнеегипетской цивилизации греческая культура развивалась стремительно: всего за два – три столетия она преодолела путь от архаики до классики.
Культура Древней Греции обладала рядом существенных особенностей. Во-первых, античная Греция никогда не была единым политическим целым, а представляла собой совокупность нескольких сотен небольших городов-полисов, располагавшихся на Балканском полуострове и островах Эгейского и Ионического морей. Все греческие полисы в отличие от монархии Древнего Востока имели республиканское устройство. Однако различия между полисами были весьма существенными: в государственном строе, денежных системах и системах мер и весов, особо почитаемых богах и героях и т.д. Греческие полисы постоянно соперничали друг с другом (например, демократические Афины и аристократическая Спарта). Культура Греции была культурой отдельных полисов, но вместе с тем она представляла собой определённый культурный тип с присущими ему характерными особенностями.
Это – демократичность греческой культуры, господство в ней таких эстетических категорий, как красота, мера и гармония, её антропоморфизм («человек есть мера всех вещей»). Отличительной особенностью греческой культуры была также её агональность (состязательность), которая пронизывала все сферы жизни древних греков (военную, спортивную, политическую, культурную, судебную и пр.). Смыслом этого соперничества было достижение славы и формирование достойной личности, соответствующей понятию «калокагатия» (в переводе с греч. – прекрасный и добрый), - идеал гражданских добродетелей, сочетающий в себе военные качества (мужество, доблесть) и гражданские достоинства (справедливость, разумность и пр.). Важнейшей частью греческой культуры являлось искусство, которое воспринималось греками как катарсис – очищение и возвеличивание человеческой души, как пища для неё. Греческий катарсис до сих пор остаётся важнейшим элементом европейской культуры.
История
греческой культуры прошла в
своём развитии следующие этапы:
Рассмотрим два последних этапа.
Классическая эпоха – вершина развития греческого искусства, самый знаменитый период в истории Древней Греции.
В V в. до н. э. центр политической и культурной жизни греческого мира переместился на Балканский полуостров, в Афины, которые называли «светочем Эллады». Афины были в то время наиболее развитым полисом, обладавшим огромным военным и экономическим потенциалом и самой развитой демократической системой. Афинское государство сделалось источником политических и культурных влияний в Греции и законодателем мод в художественном творчестве (особенно в середине V столетия до н.э., в «золотой век Перикла»). Известный вождь афинской демократии Перикл (444 – 429 гг. до н.э.) стремился сделать родной город крупнейшим культурным центром, средоточием всего самого прекрасного и ценного в греческом мире.
Кипучая общественная жизнь отличала Афины середины V в. до н.э. Все полноправные граждане полиса участвовали в народном собрании – экклесии, обладавшей высшей властью. Афинское государство заботилось и о культурном досуге своих граждан, давая им возможность участвовать в празднествах, посещать театр. Так, малоимущим выплачивали из казны особые театральные деньги – теорикон – два обола, что составляло примерно дневной заработок ремесленника. Благодаря теорикону афинская беднота могла посещать театр. В Афинах существовала также развитая система образования: дети с семи до шестнадцати лет обучались в частных платных школах, где им преподавались грамота, литература, музыка, математика. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодёжи превратили занятие спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина. Целью образования в Афинах было всестороннее развитие личности. Здесь греки опередили другие народы не только древности, но и более поздних эпох. В Афины V в. до н.э., где существовали наилучшие тогда условия для свободного творчества, стремились талантливые мастера из других греческих городов.
Художественная культура Афин V в. до н.э. переживала пору блестящего расцвета: там за короткий срок был воздвигнут ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции, там создавали свои знаменитые статуи выдающиеся скульпторы – Мирон, Фидий, Поликлет, работали великие драматурги – Эсхил, Софокл и Еврипид, и прославленные философы – Сократ, Демокрит, Протагор и др.
Если эпоха архаики наиболее полно выразила себя в лирике, то классическая Греция проявила себя в аттической трагедии – жанре, в наибольшей степени отвечающем духу античной культуры. В греческой трагедии нашла выражение такая эстетическая категория как катарсис, т.е. очищение, облагораживание людей.
Театр занимал особое место в жизни древних греков., он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль. Хотя, как правило, сюжеты греческих трагедий происходили из всем знакомых с детства мифов, это не означало, что спектакли были незлободневными и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем современности. Поэтому драматическая поэзия (все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами), смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим.
Трагедия ( в букв. Переводе – «песнь козлов») возникла из хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося сатирами одетыми в козлиные шкуры и изображавшими весёлых спутников греческого бога виноделия Диониса. В Афинах существовал ежегодный общегосударственный праздник – Великие Дионисии, во время которого разыгрывались сцены из мифов в сопровождении хора сатиров. В V в. до н.э. к хору были добавлены три актёра, ведущие с ним диалог, - так возникла драма, театральное действо.
Греческий театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актёры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре. Скамьи для зрителей вырубались прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном. В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актёров, ни детали их костюмов, поэтому актёры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа (царь, жрец, женщина и пр.), либо душевное состояние или характер (радость, горе, надменность, отчаяние и т.д.). Приходилось также увеличивать и фигуру актёра, который для этого надевал обувь на высокой платформе (котурны). В греческом театре почти не было декораций. Весь этот ограниченный набор изобразительных средств (маски, костюмы, отсутствие декораций и т.д.) был связан с ориентацией всей античной культуры, в том числе и греческого театра, на слуховое, акустическое восприятие. Античная культура была культурой устного, а не письменного слова; высказывалось предположение, что античность вовсе не знала чтения про себя (М.Л. Гаспаров).
Как и в других областях греческой культуры, в театре непременно присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актёра и лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день победители получали награды.
Всемирную славу антической трагедии принесли три величайших афинских драматурга – «отец трагедии» Эсхил и два его современника – Софокл и Еврипид. Эсхил (трагедии «Персы», «Прикованный Прометей», «Орестея» и другие) побеждал в состязаниях драматургов 13 раз. Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причинённое зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия. Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза. Созданные им художественные образы – царь Эдип, Антигона, Электра – глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Творчество младшего из трёх знаменитых драматургом – Еврипида – отличалось пристальным интересом к человеческой личности, её индивидуальности, её влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной психологических характеристик.
Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофана («Всадники», «Осы», «Облака», «лягушки», «Мир», «Лисистрата» и другие комедии). Сюжеты комедий Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Аттическая комедия в отличие от классической трагедии, построенной на легендарном материале, несла заряд язвительной сатиры и актуальной политической заострённости.
В эпоху высокой классики, как и в предыдущие периоды, основные особенности греческой архитектуры были связаны со строительством храмов.
Греческий храм в отличие от культовых сооружений Древнего Востока считался жилищем божества, поэтому во всех греческих храмах находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Храмы Эллады считались также важнейшими общественными сооружениями: там хранились полисные богатства и его казна.
Мастера классической эпохи блестяще решили задачу синтеза архитектуры и скульптуры. Архитектурные памятники того времени и их декоративное убранство составляют единое целое. Для размещения скульптурных композиций активно использовались фронтоны (треугольное пространство, образуемое двускатной крышей и карнизом) и фризы.
Материалом для строительства храмов служили дерево и мрамор, для украшения широко использовались красная и синяя краски, а также позолота. Разнообразны были типы греческих храмов. Чаще всего строились периптеры – прямоугольные в плане здания, со всех сторон окружённые колоннами. Сооружались также диптеры – храмы с двойным рядом колонн, и храмы круглой формы – моноптеры и толосы.
В начале V в. до н.э. были сооружены наиболее значительные дорические храмы: в городе Посейдония в Южной Италии (эта область называлась Великая Греция); храм Зевса в Олимпии с великолепной скульптурой на фронтонах; храм Геры в Пестуме.
Совершенно особое место в истории греческой архитектуры занимает великолепный храмовый ансамбль Афинского Акрополя – самое знаменитое сооружение греческой классики. Сильно разрушенный в ходе греко-персидских войн, он был отреставрирован в середине V в. до н.э. В реконструкции Акрополя принимали участие прославленные архитекторы и скульпторы: Иктин, Калликрат, Мнесикл, Фидий и др. Акрополь был выражением силы и могущества демократических Афин. Даже сейчас значительно пострадавший от воин и прошедших тысячелетий Афинский Акрополь поражает своей величавостью и необыкновенной гармонией.
Гордо возвышаются здесь колонны самого большого сооружения Акрополя – Парфенона – храма в честь Афины-девы (Парфенос). История сохранила имена его создателей. Это – Иктин и Каллакрат. Построенный из светлого мрамора, окружённый сорока шестью колоннами дорического ордена и обрамлённый ионическим фризом Парфенон был воплощением гармонии и строгости. Также в сочетании дорического и ионического стилей были выполнены величественные ворота, ведущие в Акрополь – Пропилей (архитектор Мнесикл). В архитектуре небольшого и очень изящного храма Ники Аптерос (бескрылой) преобладали ионические черты.
В ионическом стиле был выстроен своеобразный по замыслу храм в честь Афины, Посейдона и героя Эрехтея Эрехтейон – образец редко встречающегося в греческой архитектуры храма с ассиметричным планом. Каждый из его фасадов оформлен по-разному Особенно живописен южный – вместо колонн там стоят шесть женских фигур, знаменитые кариатиды, медленно движущиеся к Парфенону.
Храмы Акрополя были расположены на холме таким образом, чтобы участникам торжественного всенародного шествия на Акрополь во время главного праздника афинских граждан – Великих Панафиней – лишь постепенно открывался вид на каждое здание. Все сооружения Акрополя необычайно пластичны и соразмерны, они гармонически сливаются с окружающей природой. Архитекторы Парфенона учли также и некоторые особенности человеческого зрения: колонны храма отстоят друг от друга на неравное расстояние, угловые колонны чуть массивнее внутренних, а все в целом немного наклонены к стенам здания – от этого они выглядят стройнее и выше. В Парфеноне всё чуть-чуть изогнуто, чуть-чуть искривлено, всё рассчитано на то, чтобы отдельные части сооружения идеально правильными и гармоничными (по Б. Бродскому).
Информация о работе Культура классического периода и эллинизма в Древней Греции