Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 13:37, реферат
Киевская Русь с самого начала своего существования (из 60—70 ро¬ків VІІ ст.) заявила о себе в мире, стала одним из самых могучих государств средневековой Европы. От братьев Кия, Щека и Хорива, их сыновей и племянников, власть впоследствии переходит до двух рід¬них братьев Аскольда и Дыры. Киевское государство вышло на міжнарод¬ну арену с принятием Аскольдом христианства, в мире она появилась рядом с Византийской империей. Киевская Русь вела равноправную политику относительно Византии, Германии, Арабского халифата.
Мораль
Владимира Мономаха — это украинские
рыцарские христианские ценности, которые
имели большое влияние на развитие этики,
морали, норм справедливости, дидактики,
вообще культуры, на формирование ее аксіологічних
установок.
Жизненный,
культурный опыт народа глубже всего отобразился
в пословицах, обрядах, обычаях, в устном
поэтическом творчестве. Народные мотивы
легли в основу замечательных достопримечательностей
украинской культуры — «Слова о полку
Игоревим» и «Велесовой книги». Именно
«Велесова книга» признается большинством
исследователей первоисточником славянской
письменности и литературы. Она являет
собой и широкий аспект этнографии, верований,
быта, обрядов, основ государства, но в
ней ощутимые реально зарубежные источники.
Взгляды внешне на нас очень противоречивые.
Особенности
культуротворчих процессов ХИ—
В культурном
продвижении Украины очень
Перенесенные на киевскую землю, духовные ценности Византии, ее цер¬ковні догмы, философия, эстетика глубоко трансформировались
переосмислювались,
приобретали совсем другие черты
под воздействием национальных творческих
сил. Больше всего это оказалось в изобразительном
и прикладном искусстве. Наше искусство
развивалось в единственном русле культуры
Западной Европы и оставалось преимущественно
культовым. Искусство было делом ремесленников,
делом артельным. Наше искусство (иконопись,
резьба) не копировало западных или византийских
мастеров. У него был свой путь. Искусствоведы
называют его эпически «мифологическим»
за составом. Особенно это проявлялось
в архитектуре. Зодчие очень удачно выбирали
для храмов наилучшие места, а храмы замечательно
дополняли ландшафт. Зодчие строили, больше
руководствуясь опытом, чувством, вкусом,
а не расчетами. Работа вся исключительно
ручная, потому и храмов полностью одинаковых
не было. Типичной была чотирьохстовпна
одноглава с выступающими апсидами церковь.
От периода Киевской Руси в Украине сохранилось
около 200 архитектурных достопримечательностей.
Это Софийский собор, церковь Спаса на
Берестовых, Троицка надбрамна, Михайловская
церковь в Видубичах, Кириливска церковь.
Уже отстроенные Михайловский Золотоверхий
собор, Успенский собор в Киево-печерской
лавре, сохранились Спасский, Борисоглибский
собор и П’ятницка церковь в Чернигове
но др. В Софийском соборе сохранились
свыше 3 тысяч м2 фресковых росписей, в
Кириливский церкви около 800 м2.
Софийский собор.
На первом плане колокольня (ХVІII ст.).
Стиль
рококо
Период
Киевского государства особенно
отмечается развитием монументальной
архитектуры, скульптуры, живописи, ювелирного
искусства, миниатюры. В строительстве
преобладают влияния Византии, а также
Грузии, Армении, Болгарии, Македонии.
Особенное развитие приобрело деревянное
строительство храмов, жилья, в Х—ХИ ст.
Самыми старыми называют церкви св. Илье
в Киеве (из дерева), Десятинную, Софию,
Борисоглибску в Вышгороде на месте захоронения
Бориса и Глеба.
Самыми
выдающимися были архитекторы Николай
Ждан, Милониг (XII ст.), Оленик (XIII ст.). Возводились
оборонные сооружения в форме
деревянных стен в сруб с бойницами
и башнями. Сохранились Золотые
ворота. Дитинци обносились каменными
мурами. Из камню строились и княжеские
дворцы. Первым храмом из камню стала Десятинная
церковь с 25 банями, построенная в 989—996
гг. Недавно исполнилось 1000 лет Десятинной
церкви, Президент Украины принял решение
о ее возобновлении.
Самым
старым храмом, который сохранился, является
Спасский собор в Чернигове (в 1036 г.), построенный
Мстиславом Владимировичем. Как и Десятинная,
он внутри много украшен фресковой росписью,
имеет мозаичный пол, резные из дерева
детали (отстроенный в 1678 г.).
София
(1017—1037) — главный собор Киевского
государства. Это п’ятинефний
Вокруг Софии располагались палаты, две церкви, — одна, построенная в честь Георгия (Юрия), крестного имени Ярослава, вторая — в честь его жены Ирины. Здесь была библиотека, писались летописи. Это был центр культурной жизни государства. Собор ремон¬тувався во времена П. Могили (1633—38) и И. Мазепи (1690—97).
У Киеве
было 400 храмов, что свидетельствовало
о процветании государства, отображало
общественные и эстетичные идеалы народа.
Камень для строительства храмов
добывался в каменоломнях Киева, Чернигова,
Переяслава. Для связывания употреблялась
известка, песок, толченый кирпич (смесь).
В XII ст. в Украине утверждается единственный
архитектурный стиль. Его черты — четкость
линий, гармо¬нія форм, богатство декора
на фасадах. По вертикали — это ступін¬часта
центричная композиция, которая создавала
впечатление легкости, направленности,
к небу. Выразительной, яркой, художественно
совершенной является П’ятницка церковь
в Чернигове (XII — поч. XIII ст.). Построена
она из красного кирпича. Для силуэта храма
характерная выразительность линий, форм.
Воспринимается целостно, объемно, утонченно
и одновременно величественно.
Характерной
чертой были галерейки, которые окружали
церковь из трех боков (кроме востока).
Завершали строение одна, пять или девять
бань округлой, эллипсной или граненой
формы. Общие массы, внешний вид всегда
подчинялись внутренним пространственным
формам, даже крыша. Это предоставляло
строениям своеобразия, специфичности,
оригинальности.
Михайловская
церковь Видубицкого монастыря
Из середины
XI ст. на Русь стали попадать отдельные
элементы романской архитектуры, стиль
которой господствовал на Балканах,
в Польше, Чехии, Венгрии. К храмам
хрестово-купольної кубической конструкции
стали добавляться романские элементы:
архитектурные пояса, своеобразная каменная
резьба на внешней поверхности стен.
Опановуючи
новые элементы декора, наши зодчие
творчески и органично включали
их в местные традиционные архитектурные
формы, приближаясь к местным
представлениям, особенностям природы.
Икона
— это классическая форма украинского
искусства, как для античной Греции
была статуя, Египту — рельеф, Византии
— мозаика. Иконы писались на липовых
и сосновых досках. Доски покрывались
левкасом, тонким слоем гипса, на который
наносились контуры рисунка. Краски, растертые
на яичном желтке, были особ¬ливо яркие
и стойкие. Главная цель иконы — воспитание
внутренне просветленного человека. Икона
становится книгой для народа. Внутриш¬ний
состояние передается через глаза, уста,
порухи рук. Человек, созерцая икону, чувствует
духовный подъем, перенимает радость и
скорбь, аскетизм.
Сначала
иконы завозили из Византии и Болгарии.
Потом развилась (Хи—хii ст.) Печерская
школа иконописи. Известный мастер
Алимпий. С этой школой связывают
иконы «Большая Панагия» («Ярославская
Оранта»), «Дмитрий Солунский», «Свенска
Богоматерь», «Ангел Злати, власи». Для
последней иконы характерное опоэтизируемое
просвітлення и печаль, а не строгость
византийских ангелов.
Икона
«Борис и Глеб» (ХИИ—ХИИИ ст.) (сохраняется
в музее Ханенкив) поражает своей колористикой.
Интересная история «Покрови» из Галичины
(Национальный художественный музей).
«Вишгородска Богородиця» (в настоящее
время «Владимирская») из Константинополя
оказала огромное влияние на иконопись.
Высокоразвитой
на Киевщине была резьба по камню. Плиты
из хоров Софийского собора изготовлялись
в технике орнаментального и тематического
рельефа. Это изысканная резьба растительно-геометрического
орнаменту, геральдические изображения
рыб и пта¬хів. Такими является саркофаг
из Десятинной церкви, саркофаг Ярослава
Мудрого в Софийском соборе, рельефы из
Михайловского Золотоверхого собора.
Особенно распространены были маленькие
иконы, вырезанные из камню, нагрудные
крестики, эмали, змієвики — предметы
магического характера.
Объемная
скульптура в православных храмах была
нежелательной, она напоминала языческих
богов. Высокохудожественными пам’
Киевская
Русь в своем развитии культуры превышала
большинство стран Западной Европы. Контакты
между ними осуществлялись разными каналами.
Самыми интенсивными они стали в ХИИ—ХИИИ
ст., во время расцвета романского искусства
на Западе. Начало ослабляться византийское
влияние и на Руси. Благодаря торговле
шел обмен изделиями ремесла, прикладного
искусства. Много изделий, отлитых из бронзы,
ювелирные чаши, підсвічники, резьба, по
костищи из Лотарингии, Рейнской области
обнаруженные в Украине. Немало изделий
художественного ремесла из Руси попало
во Францию, Скандинавии и является гордостью
этих стран.
Отдельные
мотивы украинского фольклора вошли
в немецкий, скандинавський фольклор.
В период Киевской Руси особенно расцветают
ремесла, изготовление золотых, эмалевых
украшений, изделий, из бронзы, стекла,
использовалась особенная сталь для изготовления
оружия и кольчуг. Существовало свыше
60 ремесел.
Таким
образом, Киевское государство вытворило
оригинальную и богатейшую культуру.
Это был продукт сложного взаимодействия
местных традиций, влияний византийской,
римской, западных культур, своего рода
синтезу всех отдельно взятых элементов.
Информация о работе Культура Киевской Руси как синтез язычництва и византийского влияния