Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 13:37, реферат
Киевская Русь с самого начала своего существования (из 60—70 ро¬ків VІІ ст.) заявила о себе в мире, стала одним из самых могучих государств средневековой Европы. От братьев Кия, Щека и Хорива, их сыновей и племянников, власть впоследствии переходит до двух рід¬них братьев Аскольда и Дыры. Киевское государство вышло на міжнарод¬ну арену с принятием Аскольдом христианства, в мире она появилась рядом с Византийской империей. Киевская Русь вела равноправную политику относительно Византии, Германии, Арабского халифата.
Культура
Киевской Руси как
синтез язычництва и
византийского влияния
Киевская
Русь с самого начала своего существования
(из 60—70 ро¬ків VІІ ст.) заявила о
себе в мире, стала одним из самых
могучих государств средневековой
Европы. От братьев Кия, Щека и Хорива,
их сыновей и племянников, власть впоследствии
переходит до двух рід¬них братьев Аскольда
и Дыры. Киевское государство вышло на
міжнарод¬ну арену с принятием Аскольдом
христианства, в мире она появилась рядом
с Византийской империей. Киевская Русь
вела равноправную политику относительно
Византии, Германии, Арабского халифата.
Первые упоминания о Руси есть в Баварском
хронографе в 811 г. и в Рафальштинскому
таможенном уставе 811—821 гг., который свидетельствует
о торговле со странами Европы.
882 г.
случился династический переворот и власть
в Киевском государстве переходит от династии
Киевичив к Рюриковичив, в частности к
опекуну малолетнего князя Игоря Олегу.
Киевская
Русь укреплялась во времена княгини
Ольги, Святослава, Владимира Большого
и особенное могущество приобрела за
правление Ярослава Мудрого. Государство
сформировалось в территориальном треугольнике
между Днепром, Россю и Ирпенем. Впоследствии
к полянам, которые проживали на этой территории,
присоединились древляне, другие племена.
Уже князья Аскольд и Дыр осуществляли
большие походы на Царгород, на кривичів,
половцев, болгар. Между Русью и Византией
был заключен договор. Все это является
свидетельством наличия уже в это время
могучего руської государства. То есть
творение Украинского государства происходило
одновременно с европейскими государственно
созидательными процессами.
В процессе
формирования и развития украинских
городов у них стали
На территории
славянских племен издавна существовала
надежная военная организация. Об этом
свидетельствует факт существования
тисяцьких. То есть в многочисленных
полянських огородах (городах) был военно-территориальный
уклад, население разбивалось на десятки
и на сотне. Во главе этих единиц стояли
десяцький, соцький и соответственно во
главе тысячи — тисяцький, то есть военный
властитель земли или княжества. Часто
соцькі и тисяцькі выполняли и административные
и хозяйственные властные функции.
Такая
политически военная
Понятно,
что главным движителем государственно
политической творчества и творения
реального государственного строя
в этот период и особенно в период
родово-племенного развитию украинского
общества была торговля. Торговые отношения,
рынок, как мы теперь называем, был основным
стимулом к творению новых форм общественного
строя, политической системы, которая
бы обеспечивала успех, беспечность и
надежность, в их дальнейшем развитии
и обогащении края. Киевский князь назначал
своих представителей в огороды к непокорным
племенам и те «примучували» (теперь мы
говорим — принуждали) подчиняться и платить
дань и контрибуции. Дружинники осуществляли
близкие и далекие походы.
Таким
образом, на территории Киевщины —
Украины-Руси во времена Олега была
создана государственная система, которая
служила интересам торговых и военных
групп.
Постепенно
в совете князей происходят изменения.
Уже при Владимире общественное
вече оттесняется от управления, роль
«Старци градських» становится лишь
данью традиции. Управление же осуществляется
по большей части князем с женой. То есть
с помощью чу¬жинців — «варягов» стали
разрушаться давние славянские демократические
традиции. В этом направлении влияние
варягов было однозначным. Общество не
могло выделить много средств на увеличение
жены. Эти средства добывались за счет
походов и добычи. А это, в свою очередь,
крепило княжескую власть, давало возможность
уменьшать влияние общественного управления.
Производные военные порядки переносились
на гражданскую сферу путем назначения
своих посадников, наместников, представителей,
соцькі и тисяцькі становятся урядниками.
Так разрушались первобытные принципы
славянской (ук¬раїнської) демократии,
которая существовала в племенах ант,
забытые были и традиции древлянської
конституции. Князь стал олицетворять
и общественную (законодательную), и судебную,
и административную, власть.
В XI ст.,
когда княжеская власть ослабела,
снова роль общественного віча стала
активнее, но она сводилась лишь
к контролю над княжеским административным
управлением.
О широком
политическом мировоззрении руських
князей свидетельствуют такие
Епископ,
посланный императором на Русь, был
принят с пониманием и многих окрестил.
Интересными
историческими документами
В первой
статье одного из них после вступления
читаем:
«1. Первым
словом помиримся мы с вами, греки!
Будем уважать друг друга от всей
души, и не дадим никому из всех, кто под
рукой светлых князей наших, зобижати
вас; будем стремиться, сколько можем,
всегда и неуклонно держать эту дружбу!
Так же и вы, греки, берегите всегда любовь
невозмутимую к нашим светлым князьям
руських и всем подвластным светлого дня.
В случае
преступления и вины делаем так:
2. Вина
приходится свидетельствам» [
Дальше
описывается, какие виды наказания
предусмотрены за преступление, за
нарушение настоящего договора: за
убийство карается смертью, за ранение
— 5 литров серебра, а если это бедный,
забирается одежда. Предусмотрена охрана
лодок, выброшенных на берег, помощь мореплавателям,
которые терпят аварию, обмен пленными,
их выкуп. За каждого вносятся 20 золотых.
Текст
договора свидетельствует, что славянам-украинцам
присущие святость чести, благородства,
обязательного соблюдения договоренности,
что українці-руси уже руководствуются
законами, народными традициями, глубоко
ценят собственность, право наследства,
силу завещаний, что в них хорошо развитая
и внутренняя, и внешняя, торговля. То есть,
что в них общественно культурное жизнь,
отношения между ними регулировались
нормативными актами, что уже действовал
хорошо организован административно-управленческий
аппарат.
Два договоры
(907 и 911 гг.) дошли до наших дней. Они
свидетельствуют о победе киевлян. Греки
заплатили большую контрибуцию, по 12 гривен
серебра на лодку, а также дань, на Киев
и другие города. Киевские купцы имели
право вести торговлю без пошлины, а также
бесплатно содержаться в течение полгода.
Договоры 907—911 гг. свидетельствуют: в
этот период Украина-Русь уже могучее
государство, которое имеет собственный
правый, культуру, письменный (литературную)
язык.
Договоры Олега с греками написаны так называемым Ивановым
письмом.
Украина-Русь VII—ХIII ст. унаследовала культурные достижения протослов’янсьних племен и государств, вобрала у себя и восточные, и античные, и европейские, влияния, ее культура стала выдающимся явлением средневековой европейской культуры. Особенное развитие культура приобрела после крещения Украины-Руси Владимиром в 988 г.
і за княжение
Ярослава Мудрого.
Еще за
сто лет до официального принятия
христианства широкую миссионерскую
работу в 843—862 г. на юге Украины вели
Кирилл и Мефодий. Они были выходцами
из богатой семьи из м. Солунь (Салоники
в Македонии — в настоящее время Греция).
Мефодий 10 лет служил в войске, потом постригся
в монахи, Константин (Кирилл), ученик известного
византийского ученого Фотия, выкладывал
философию, был библиотекарем, впоследствии
вступил к монастырю. Папа Римский благословил
их на проповедование христианства среди
славян. Они проповедовали и также переводили
на староболгарский (староцерковнословянской)
язык основные литургические книги.
Местом
их деятельности был Херсонес. Как
они свидетельствуют, здесь уже было
Евангелие и Псалтырь, писаные «руськими
письменами». в 860 г. Аскольд принимает
христианство и получает христианское
имя Николай. В Киеве было основанное епископство.
Позже, после смерти Аскольда, над его
могилой был построен храм святого Николая.
Интересно, что официальными датами крещения
Болгарии считается в 864 г., Чехии — 928,
Польше — 966, Украины — 988.
В 988 г.
Владимир крестил Русь не только из
дипломатических соображений и
через стремление примкнуть к
императорской власти, а, обычно, и учитывая
необходимость вхождения к мировой куль¬тури.
Благодаря христианству Русь приобщилась
к мировой культуре, наладились интенсивные
контакты с Византией, Болгарией.
Христианство
является религией письма. Ему присущее
почтительное отношение к Слову. А слово
— это культура. Священные тексты и весь
мир воспринимался христианами как книга.
Культура набирает книжного содержания.
А кроме всего, христианство — могучая
база языческого мифологически лирического
эпосу. На культурно-істо¬ричний процесс
активно влияют два фактора:
― мировая интеллектуальная, античная культура, греческая мысль;
―
― языческая духовная и материальная культура.
―
Так бывают
всегда в переломные моменты истории:
русло культуры могутнішає.
Митрополит
Илларион, первый митрополит, из украинцев,
духовник Ярослава Мудрого в своем «Слове
о законе и благодати» подчеркивал: «Большой
бывает польза от учебы книжной. Это реки,
которые наполняют вселенную, это источники
мудрости. Ведь в книгах глубина незмірима,
ими мы успокаиваемся в печали. Если поискать
в книгах, то найдешь большую пользу для
своей души».
Христианское
учение стало главным в формировании
самосознания индивида. Оно, провозгласив
принцип всезагальної греховности,
перенесло центр внимания человека
на осмысление себя в системе человеческих
отношений, своего места, в мире, своей
ответственности перед Богом.
Христианство
изменило культ силы в язичництві
на новые моральные ценности, прежде
всего любовь к ближнему, милосердие,
всепрощення. Моральному прогрессу
способствовали принципы равенства перед
Богом. Христианство сохранило обрядность,
основные магические действия язичництва
— молитву, крещение, причащение. Христианство
ввело Русь в состав европейских стран,
расширило взаємовпливи в духовной и материальной
культуре.
Христианство
дало идее целостного мира, в котором конкретные
проявления бытия связаны единственной
первопричиной. Это дало возможность и
для глубокого освоения духовной культуры
человечества.
Киевское
государство получило от Византии немало
приобретений мировой культуры. Она синтезировала
в себе и культуру Востока и культуру Запада.
Освоение этих культур Украиной и внутренняя
эволюция культурных приобретений поставили
культуру государства на ведущее место
в Европе. В христианства на то время была
монополия на письменность, образование,
архитектуру, живопись, музыку. Прогресс
этих отраслей связан с оформлением культа
и культовых служб (строительство храмов,
богослужебная литература).
Храмы,
монастыри, стали ячейками образования,
науки, искусства. Одной из таких ячеек
стала Киево-печерская лавра (городская
улица, квартал, — из греческой), основанная
в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием.
Название «лавра» монастырь получил в
XII ст. Видубицкий монастырь основан во
второй половине XI ст.
Информация о работе Культура Киевской Руси как синтез язычництва и византийского влияния