Культура Киевской Руси как синтез язычництва и византийского влияния

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 13:37, реферат

Описание работы

Киевская Русь с самого начала своего существования (из 60—70 ро¬ків VІІ ст.) заявила о себе в мире, стала одним из самых могучих государств средневековой Европы. От братьев Кия, Щека и Хорива, их сыновей и племянников, власть впоследствии переходит до двух рід¬них братьев Аскольда и Дыры. Киевское государство вышло на міжнарод¬ну арену с принятием Аскольдом христианства, в мире она появилась рядом с Византийской империей. Киевская Русь вела равноправную политику относительно Византии, Германии, Арабского халифата.

Работа содержит 1 файл

Культура Киевской Руси как синтез язычництва и византийского влияния.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Культура  Киевской Руси как  синтез язычництва и  византийского влияния 

Киевская  Русь с самого начала своего существования (из 60—70 ро¬ків VІІ ст.) заявила о  себе в мире, стала одним из самых  могучих государств средневековой  Европы. От братьев Кия, Щека и Хорива, их сыновей и племянников, власть впоследствии переходит до двух рід¬них братьев Аскольда и Дыры. Киевское государство вышло на міжнарод¬ну арену с принятием Аскольдом христианства, в мире она появилась рядом с Византийской империей. Киевская Русь вела равноправную политику относительно Византии, Германии, Арабского халифата. Первые упоминания о Руси есть в Баварском хронографе в 811 г. и в Рафальштинскому таможенном уставе 811—821 гг., который свидетельствует о торговле со странами Европы. 

882 г.  случился династический переворот и власть в Киевском государстве переходит от династии Киевичив к Рюриковичив, в частности к опекуну малолетнего князя Игоря Олегу.  

Киевская  Русь укреплялась во времена княгини  Ольги, Святослава, Владимира Большого и особенное могущество приобрела за правление Ярослава Мудрого. Государство сформировалось в территориальном треугольнике между Днепром, Россю и Ирпенем. Впоследствии к полянам, которые проживали на этой территории, присоединились древляне, другие племена. Уже князья Аскольд и Дыр осуществляли большие походы на Царгород, на кривичів, половцев, болгар. Между Русью и Византией был заключен договор. Все это является свидетельством наличия уже в это время могучего руської государства. То есть творение Украинского государства происходило одновременно с европейскими государственно созидательными процессами. 

В процессе формирования и развития украинских городов у них стали преобладать  территориальные принципы над родово-племенными. Например, у древлян, очевидно, было несколько князей, были волости — территориальные округа, которые управлялись авторитетными в обществе людьми, действовало вече. С приходом варягов к княжению их военные жены были быстрорастворяющимися в стихии руських племен, потому их влияние на общественное развитие Руси, укрепления ее, военного могущества не может расцениваться как значительный. 

На территории славянских племен издавна существовала надежная военная организация. Об этом свидетельствует факт существования  тисяцьких. То есть в многочисленных полянських огородах (городах) был военно-территориальный уклад, население разбивалось на десятки и на сотне. Во главе этих единиц стояли десяцький, соцький и соответственно во главе тысячи — тисяцький, то есть военный властитель земли или княжества. Часто соцькі и тисяцькі выполняли и административные и хозяйственные властные функции. 

Такая политически военная организация  общественной жизни славян впоследствии заменяется княжеской женой. Однако десятичная форма политически административного  правление еще долго остается, мало того, она наслідується другими землями, в частности, заимствуется немцами. Да, на полянській земле в каждом из городов — Киеве, Вышгороде, Белгороде был свой тисяцький. Такая организация существовала еще до сильного укрепления власти киевского князя. То есть мы имеем наглядный пример, что уже в давние времена на территории Украины отдельные города пользовались автономией и самоуправлін¬ням. Укрепив свое могущество, киевский князь покорил эти города, создав единственную административную целостность. И это было уже у VIII ст. В отношениях Игоря с греками послы ссылаются от имени 25 князей. Это свидетельствует, что государственное и политическое строительство в Кие¬ви было делом длительного времени. Эту мысль тщательным образом доводит М. С. Грушевский. 

Понятно, что главным движителем государственно политической творчества и творения реального государственного строя  в этот период и особенно в период родово-племенного развитию украинского  общества была торговля. Торговые отношения, рынок, как мы теперь называем, был основным стимулом к творению новых форм общественного строя, политической системы, которая бы обеспечивала успех, беспечность и надежность, в их дальнейшем развитии и обогащении края. Киевский князь назначал своих представителей в огороды к непокорным племенам и те «примучували» (теперь мы говорим — принуждали) подчиняться и платить дань и контрибуции. Дружинники осуществляли близкие и далекие походы. 

Таким образом, на территории Киевщины —  Украины-Руси во времена Олега была создана государственная система, которая служила интересам торговых и военных групп. 

Постепенно  в совете князей происходят изменения. Уже при Владимире общественное вече оттесняется от управления, роль «Старци градських» становится лишь данью традиции. Управление же осуществляется по большей части князем с женой. То есть с помощью чу¬жинців — «варягов» стали разрушаться давние славянские демократические традиции. В этом направлении влияние варягов было однозначным. Общество не могло выделить много средств на увеличение жены. Эти средства добывались за счет походов и добычи. А это, в свою очередь, крепило княжескую власть, давало возможность уменьшать влияние общественного управления. Производные военные порядки переносились на гражданскую сферу путем назначения своих посадников, наместников, представителей, соцькі и тисяцькі становятся урядниками. Так разрушались первобытные принципы славянской (ук¬раїнської) демократии, которая существовала в племенах ант, забытые были и традиции древлянської конституции. Князь стал олицетворять и общественную (законодательную), и судебную, и административную, власть. 

В XI ст., когда княжеская власть ослабела, снова роль общественного віча стала  активнее, но она сводилась лишь к контролю над княжеским административным управлением. 

О широком  политическом мировоззрении руських  князей свидетельствуют такие исторические факты, как установление дипломатических  отношений Украины-Руси из Царгородом. Да, в 839 г. послы князя были с визитом  у византийского императора Теофина  с целью установления дружеских отношений. После похода в 800 г. византийские власти были заинтересованы и искали возможности наладить дружественные связки с Русью. Об этом, как пишет М. С. Грушевский, биограф императора Василия рассказывал, что императору удалось задобрить народ руський необорний и поганський (имеется в виду не христианский), раздавая ему одежде золоте, серебряные и шелковые, а заведя с ними приязнь, подговорил принять крещение. 

Епископ, посланный императором на Русь, был  принят с пониманием и многих окрестил. 

Интересными историческими документами украинской политики и культуры являются договоры руських с греками. 

В первой статье одного из них после вступления читаем: 

«1. Первым словом помиримся мы с вами, греки! Будем уважать друг друга от всей души, и не дадим никому из всех, кто под рукой светлых князей наших, зобижати вас; будем стремиться, сколько можем, всегда и неуклонно держать эту дружбу! Так же и вы, греки, берегите всегда любовь невозмутимую к нашим светлым князьям руських и всем подвластным светлого дня. 

В случае преступления и вины делаем так: 

2. Вина  приходится свидетельствам» [13, с. 383—393]. 

Дальше  описывается, какие виды наказания  предусмотрены за преступление, за нарушение настоящего договора: за убийство карается смертью, за ранение — 5 литров серебра, а если это бедный, забирается одежда. Предусмотрена охрана лодок, выброшенных на берег, помощь мореплавателям, которые терпят аварию, обмен пленными, их выкуп. За каждого вносятся 20 золотых. 

Текст договора свидетельствует, что славянам-украинцам присущие святость чести, благородства, обязательного соблюдения договоренности, что українці-руси уже руководствуются законами, народными традициями, глубоко ценят собственность, право наследства, силу завещаний, что в них хорошо развитая и внутренняя, и внешняя, торговля. То есть, что в них общественно культурное жизнь, отношения между ними регулировались нормативными актами, что уже действовал хорошо организован административно-управленческий аппарат. 

Два договоры (907 и 911 гг.) дошли до наших дней. Они свидетельствуют о победе киевлян. Греки заплатили большую контрибуцию, по 12 гривен серебра на лодку, а также дань, на Киев и другие города. Киевские купцы имели право вести торговлю без пошлины, а также бесплатно содержаться в течение полгода. Договоры 907—911 гг. свидетельствуют: в этот период Украина-Русь уже могучее государство, которое имеет собственный правый, культуру, письменный (литературную) язык. 

Договоры  Олега с греками написаны так  называемым Ивановым

письмом. 

Украина-Русь VII—ХIII ст. унаследовала культурные достижения протослов’янсьних племен и государств, вобрала у себя и восточные, и античные, и европейские, влияния, ее культура стала выдающимся явлением средневековой европейской культуры. Особенное развитие культура приобрела после крещения Украины-Руси Владимиром в 988 г.

і за княжение Ярослава Мудрого. 

Еще за сто лет до официального принятия христианства широкую миссионерскую  работу в 843—862 г. на юге Украины вели Кирилл и Мефодий. Они были выходцами  из богатой семьи из м. Солунь (Салоники в Македонии — в настоящее время Греция). Мефодий 10 лет служил в войске, потом постригся в монахи, Константин (Кирилл), ученик известного византийского ученого Фотия, выкладывал философию, был библиотекарем, впоследствии вступил к монастырю. Папа Римский благословил их на проповедование христианства среди славян. Они проповедовали и также переводили на староболгарский (староцерковнословянской) язык основные литургические книги. 

Местом  их деятельности был Херсонес. Как  они свидетельствуют, здесь уже было Евангелие и Псалтырь, писаные «руськими письменами». в 860 г. Аскольд принимает христианство и получает христианское имя Николай. В Киеве было основанное епископство. Позже, после смерти Аскольда, над его могилой был построен храм святого Николая. Интересно, что официальными датами крещения Болгарии считается в 864 г., Чехии — 928, Польше — 966, Украины — 988. 

В 988 г. Владимир крестил Русь не только из дипломатических соображений и  через стремление примкнуть к  императорской власти, а, обычно, и учитывая необходимость вхождения к мировой куль¬тури. Благодаря христианству Русь приобщилась к мировой культуре, наладились интенсивные контакты с Византией, Болгарией. 

Христианство  является религией письма. Ему присущее почтительное отношение к Слову. А слово — это культура. Священные тексты и весь мир воспринимался христианами как книга. Культура набирает книжного содержания. А кроме всего, христианство — могучая база языческого мифологически лирического эпосу. На культурно-істо¬ричний процесс активно влияют два фактора: 

― мировая  интеллектуальная, античная культура, греческая мысль;

― языческая  духовная и материальная культура.

Так бывают всегда в переломные моменты истории: русло культуры могутнішає. 

Митрополит  Илларион, первый митрополит, из украинцев, духовник Ярослава Мудрого в своем «Слове о законе и благодати» подчеркивал: «Большой бывает польза от учебы книжной. Это реки, которые наполняют вселенную, это источники мудрости. Ведь в книгах глубина незмірима, ими мы успокаиваемся в печали. Если поискать в книгах, то найдешь большую пользу для своей души». 

Христианское  учение стало главным в формировании самосознания индивида. Оно, провозгласив принцип всезагальної греховности, перенесло центр внимания человека на осмысление себя в системе человеческих отношений, своего места, в мире, своей ответственности перед Богом. 

Христианство  изменило культ силы в язичництві на новые моральные ценности, прежде всего любовь к ближнему, милосердие, всепрощення. Моральному прогрессу  способствовали принципы равенства перед Богом. Христианство сохранило обрядность, основные магические действия язичництва — молитву, крещение, причащение. Христианство ввело Русь в состав европейских стран, расширило взаємовпливи в духовной и материальной культуре. 

Христианство дало идее целостного мира, в котором конкретные проявления бытия связаны единственной первопричиной. Это дало возможность и для глубокого освоения духовной культуры человечества. 

Киевское  государство получило от Византии немало приобретений мировой культуры. Она синтезировала в себе и культуру Востока и культуру Запада. Освоение этих культур Украиной и внутренняя эволюция культурных приобретений поставили культуру государства на ведущее место в Европе. В христианства на то время была монополия на письменность, образование, архитектуру, живопись, музыку. Прогресс этих отраслей связан с оформлением культа и культовых служб (строительство храмов, богослужебная литература). 

Храмы, монастыри, стали ячейками образования, науки, искусства. Одной из таких ячеек стала Киево-печерская лавра (городская улица, квартал, — из греческой), основанная в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием. Название «лавра» монастырь получил в XII ст. Видубицкий монастырь основан во второй половине XI ст. 

Информация о работе Культура Киевской Руси как синтез язычництва и византийского влияния