Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 13:37, реферат
Киевская Русь с самого начала своего существования (из 60—70 ро¬ків VІІ ст.) заявила о себе в мире, стала одним из самых могучих государств средневековой Европы. От братьев Кия, Щека и Хорива, их сыновей и племянников, власть впоследствии переходит до двух рід¬них братьев Аскольда и Дыры. Киевское государство вышло на міжнарод¬ну арену с принятием Аскольдом христианства, в мире она появилась рядом с Византийской империей. Киевская Русь вела равноправную политику относительно Византии, Германии, Арабского халифата.
Уже Владимир
Великий около Десятинной церкви построил
школу и брал у бояр детей, велел учить
их грамоте, книжным наукам. В соответствии
с христианскими канонами Бог недоступен
к познанию, но он открывает себя людям,
и это откровение содержится в Святом
Письме, Библии, толкование которой и является
основным путем богопізнання. В период
Киевской Руси существовала высшая школа.
Первая
библиотека (около 1000 томов) Софийского
собора основана в 1037 г. Ярославом Мудрым
(1019—1054). Потом появилась библиотека
в лавре. Одной из самых давних
достопримечательностей есть «Изборник
Святослава» в 1073 г. Развивалась школа
в Киеве и при Ярославе Мудром. Учили писать
и читать. Была и светская высшая школа.
Черниговская княжна Ефросиния училась
у боярина и, как сказано в ее житии, «хоть
она училась не в Афинах, но ви¬вчила афинскую
премудрость, глубоко знала философию,
риторику, грамматику».
В высшей
школе рядом с литургическими
книгами изучались
За короткое
время после принятия христианства
культура Киевской Руси-Украины достигла
своего расцвета, особенно во времена
Ярослава Мудрого. Киев стал одним из
больших культурных центров Европы,
возникло много других культурных центров.
Значительных роз¬витку приобрели ремесла,
иконопись, деревянное и каменное строительство.
С христианством
была тесно связана государственная,
княжеская власть и ее административный
аппарат. Христианские текстологічні,
иконографические каноны выполнялись
безусловно. Ярослав Мудрый 1051 г. сзывал
собор руських епископов и поставил митрополитом
священника Иллариона, писателя, одного
из основателей Киево-печерского монастыря.
Илларион пользовался большим доверием
Ярослава Мудрого, стал его близким сподвижником,
очевидно и духовным наставником. Он помогал
князю составлять его известен церковный
Устав, важный юридический и политический
документ, принимал участие в создании
«Правды Ярослава», сборника законов древнерусского
феодального права.
Талантливый
писатель, он создал «Слово о законе и
благодати». Этот знаменитый образец ораторского
искусства, культуры, посвящен теме самоутверждения
Руси-Украины как большого государства.
Это было программное произведение для
сторонников духовной автономии, независимости,
от Византии. Это произведение не только
открывает историю украинской литературы,
он преисполнен глубокого политического
содержания, является образцом украинской
литературной философской мысли. Илларион,
первый митрополит из местных, а не грек,
выражает слово на похвалу киевским обладателям
Владимиру, Ярославу, которые развивали
образование, строили храмы, несли людям
культуру и духовность, формировали их
мировоззрение, внедряли христи¬янські
ценности.
Известен
и другой факт: Кирилл и Мефодий
нашли в Крыму Святое Письмо, писаное руськими
письменами. Семь листов глаголицей латинской
литургии нашел в Киеве академик Срезневский
[23, 1 т., с. 109, 110].
После
смерти Игоря, с 945 до 957 г. правила княгиня
Ольга. Летопись оставляет свидетельство,
что она была очень мудрой владычицей,
а Украина достигла высокого уровня культуры,
морали и политики. Она установила политические
отношения с Византией, немецким императором
Оттоном Большим. Ольга сама принимает
христианство, упорядочивает экономическую
политику — нормирует налогообложение
подчиненного населения. Дань была делящейся
на три части (две — на Киев, третья — на
Вышгород, город Ольги), то есть разграничивалась
собственность князя и государства. А
это свидетельствует о государственном
сознании. Она урегулировала права на
охоту, бортництво на определенных территориях.
Все ее нововведения впоследствии были
развитыми и упорядоченными в свод законов
«Руска правда». Характерно, что княжество
Ольги обитаемый тихо и мирно, когда Европу
потрясали войны и междоусобие. Все это
— свидетельство ее политического таланта
[9, с. 43].
Интересно,
что в составе почтения Ольги
во время ее визита к Византии 9 сентября
в 957 г. (его описывает Константин
Порфирородний) было 80 лиц — 20 послов,
44 купца, священник Григорий, дворовые
женщины, племянник княгини. Им обнаружили
очень почетный прием, но Ольга была неудовлетворена
им.
Политические
отношения Ольги диктовались
необходимостью более быстрого приобщения
к европейским народам. Она стремилась
сделать это через религию. Важными
центрами христианства были Цар¬город
и Рим. С обоими были установленные отношения.
в 959 г. послы княгини Ольга просили короля
Оттона И прислать епископа для создания
в Киеве христианской кафедры. в 961 г. прибыл
в Киев епископ Альберт. Победили византийские
влияния.
Илларион,
дискутируя со своими предшественниками-
Выражая
похвалу князю Владимиру, Илларион
пишет: «Хорошим свидетелем благовір’ю
твоему, о блаженніший, есть святая
церковь святой Богородици Марии, которая
создана тобой на правовой основе
и где твое мужественное тело покоится
сегодня». Он выносит похвалу Ярославу
Мудрому, надежному наследнику и властителю,
который продолжает традиции Владимира,
носителю политической мысли.
Илларион
— автор таких важных произведений,
как «Исповедание веры», «Наставления,
на пользу душевную ко всем христианам»,
«Слово к брата-столпника». Уже вчитываясь
в настоящие первые документы
сло¬в’янської и украинской культуры,
видим, как отображаются в них экономические,
торговые, культурные интересы отдельных
племен, самого Киевского государства,
политические интересы князей и «лучших
людей», деятелей киевского правления.
Наблюдаем, как киевские князья широко
прибегали к дипломатическим политическим
средствам в зносинах с другими государствами-соседями,
широко использовали династическую дипломатию.
Обгрунтовуючи
взгляд на закономерности развития истории
культуры, Илларион видит две эпохи,
которые отмечают прогрессивное
продвижение человечества: эпоху
Старого Завещания (закону), когда взаимоотношения
между людьми строились на основе рабства,
безграничного повиновения, и эпоху Нового
Завещания, где господствуют Свобода,
Истина, Благодать. Эти две эпохи изменяют
друг друга в культурно-историческом процессе.
Рух культурно-исторического процесса
представляется как процесс распространения
христианства.
Илларион
делает вывод, что все новое набирает
высшей ценности сравнительно с предыдущим.
Божественное для Иллариона —
источник порядка и гармонии. Он
не обнаруживает стремления обменять
все блага во имя будущего. Крещение он
воспринимает как осуществление мечты
об идеале.
Большим
авторитетом пользовался
Женой Ярослава была Ингигерда, дочь шведского короля Олафа. Второй его женой была Феодора, дочь византийского цесаря Константина. Норвежский рыцарь Геральд Смелый вступил в брак с дочерью Ярослава Елизаветой. Французской королевой, женой короля Генриха і, была дочь Ярослава Анна.
Її сын
Филипп был королем Франции. Известные
документы с ее подписями славянскими
буквами. Это самые давние достопримечательности
украинского письма. Третья дочь, Анастасия,
была женой венгерского короля Андрея
і. Владимир, старший Ярославив сын, был
мужчиной Гиды, дочери английского короля
Гаральда. Сын Изяслав был женат на сестре
польского короля Казимира Гертруде. Сын
Свя¬тослава вступил в брак с сестрой
трірського епископа Бургардта, наистарший
сын был женат на немецкой княжне.
Выдающейся
достопримечательностью украинской культуры
и права была «Руска правда» (в 1037—1039
г.). Она содержала отдельные нормы «Закона
руського», «Правду Ярослава», «Правду
Ярославичив», «Устав Владимира Мономаха».
Имела три редакции: корот¬ку, широкую,
сокращенную. Ими регламентировались
права, защищалось здоровье и честь, физическая,
экономическая, моральная безопасность
свободных представителей общества и
другие аспекты життєдіяль¬ного бытия.
«Руска
правда» («Правда Ярослава»).
Основные
права регламентированы в «Правде»
Ярослава. Осуществлялось правовое обеспечение
роста частной собственности княжеских
земель, обязанности граждан, подданного
населения. Главная цель этого свода законов
— обеспечение безопасности граждан,
охрана их собственности, права наследства,
судебные правила, ссуды под проценты,
охрана морально-этических норм и традиций.
Ярославу
законы определяли значительное денежное
возмещение за совершенное насилие:
«За удар мечом необнаженным или
его рукоятью, чашей, стаканом, п’ястю
— 12 гривен, за удар палкой и жердью
— 3 гривни, за всякий толчок и легкую
рану — 3 гривни, а раненому гривню на лечение».
«За повреждение
ноги, руки, глаза, носа, виноватый платит
20 гривен в казну, а самому искалеченному
10 гривен; за вырванное пасмо бороды
12 гривен в казну; за выбитый зуб
тоже, а самому побитому гривню».
Так законодательно
обеспечивалась личная физическая безопасность
граждан. Регламентировались вопросы
экономической безопасности. «Каждый
имеет право убить ночного татя (вора)
при краже; а кто продержит его связанным
к миру, тот должен идти с ним на княжеский
двор. Убийство татя взятого и связанного
есть преступление и виноватый платит
в казну 12 гривен. Тать конный кажется
председателем князю и теряет все права
гражданские, вольность и собственность».
Так сурово каралась кража коня.
За животного,
украденного и не возвращенного хозяину,
выплачивается: «при коне княжеском 3 гривни,
за простого — 2, за кобылу 60 кун, за жеребца
необ’їждженого гривню, за жеребенка
6 ногат, за вола гривню, за корову 40 кун,
за трехлетнего быка 30 кун, за годовика
полгривни, за теленка, овцы и свиньи 5
кун, за барана и поросенка ногату».
Данная
информация интересна тем, которое
дает представление о цене вещей,
которая существовала тогда. Гривня
имела 20 ногат, или 50 зарубок (різань), 2
зарубки (резание) составляли одну куну.
Куна — мелкая кожная монета, которая
была в обращении в Киевском государстве.
Законы
Ярослава являли собой полную систему
законодательства Киевского государства,
отбивали первобытные правовые представления
русичів. На то время они были достаточно
прогрессивными в сравнении со скандинавськими,
немецкими или британскими. Они лаконичны,
просты, грубоваты. Характерно, что в отличие
от подобных уставов других государств,
Ярославу законы одинаково карали за преступление
и варя¬га, и славянина. У них нет физических
наказаний, искалечивания, лишь денежные
возмещения. Наказания отмечались милосердностью.
«Руска
правда» предоставляла женщинам
равные права на имущество. Мать-вдова
имела право делить имущество
между детьми. «Правда» Ярослава, безусловно,
является выдающейся достопримечательностью
политической и правовой мысли, культуры
украинского государства, — Киевской
Руси, источником ви¬вчення ее принципов,
правовых основ государственной и хозяйственной
политики. Конечно, много света прольется
на событии тех времен, развитие политической
мысли и культуры Украины с отысканием
библиотеки Ярослава Мудрого.
Следует
отметить огромное значение «Наставления
детям» Владимира Мономаха. Ведь в
нем не только основы нашей педагогики,
украинской и вообще славянской морали,
в нем и исходные принципы нашей
политики, человеческой справедливости
и добра. Прочитаем лишь: «Всего больше
не забывайте убогих, сколько можете помогите
им, накормите, заботьтесь о сиротах, вдовицю
оправдайте сами, не давайте сильным погубить
человека. Ни правого, ни виноватого не
убивайте, не приказывайте убить его: жизнь
и душа христианина священны». Или читаем
в другом месте: «В доме своему не ленитесь,
не полагайтесь ни на отроков, ни на тіунів,
чтобы не смеялись, кто придет к вам, ни
из вашего дома, ни из вашего обеда», «Старых
уважайте, как отца, молодых, как братьев».
Или вот
образец верности клятвы перед Богом,
верности клятвы договора: «Послы от братьев
моих на Волге сказали мне: присоединяйся
к нам, выгоним Ростиславичив
и волость их отнимем, если не пойдешь
с нами, то мы себе будем, а ты себе (то есть,
не будем союзниками). Я же ответил: не
гневайтесь, не могу я идти к вам, клятву
Христу переступить». Приведенный из «Наставления»
пример свидетельствует о святости договорных
обязанностей политика, необходимости
соблюдения в отношениях христианской
и общечеловеческой морали, которая подтверждает
его высокую политическую культуру. Владимир
поучает: «Не оставляйте больных; не бойтесь
видеть мертвых, потому что все умрем».
«Что умеете хорошего, не забывайте, почему
не умеете, потому учитесь, как отец мой,
дома выучил 5 языков, в том потому что
есть честь от других земель». Это свидетельство
высоких требований к государственному
деятелю, которые господствовали на нашей
земле. «Творите добро, ни на что хорошо
не ленитесь, отдайте хвалу Богу и солнцу,
которое всходит». «Смерти потому что
деть, не бойтесь, ни в битве, ни от зверя,
делайте свое дело, будьте мужами во всяком
случае, посланном от Бога. И ни от воды,
ни от зверя, ни при падении из коня не
погибнете вы, не будете ранены, пока Бог
не велит. А уже как смерть от Бога будет,
то ни отец, ни иметь, ни братья не спасут
вас. Боже бережіння лучше от человеческого».
«Наставление» Владимира отмечается особенно
высокой этической, глубоким христианским
содержанием.
Информация о работе Культура Киевской Руси как синтез язычництва и византийского влияния