Культура эпохи Барокко

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 01:26, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о культурном значении барочного стиля и о его влиянии на современную культуру (такое явление как рок-барокко доказывает это влияние).

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3

1.Эпоха Барокко…………………………………………………………….…4

1.1 Термин………………………………………………………………….…4

1.2 Эпоха, направление, стиль…………………………………………..…..4

1.3 Исторические предпосылки XVII век…………………………………....4

1.4 Идеологическая основа……………………………………………….….. 5

1.5 Философия……………………………………………………………... 6

1.6 Антиномии………………………………………………………………...7

1.7 Специфические черты………………………………………………….. 8

2.Архитектура………………………………………………………………..…9

2.1 Типы сооружений барокко……………………………………………….10

2.2 Архитектура Италии………………………………………………………11

2.3Архитектура Испании и Франции……………………………………... 12

2.4Архитектура Бельгии, России, Германии……………………………......13

3.Скульптура………………………………………………………………..... 13

3.1 Скульптура Италии………………………………………………………. 13

3.2 Скульптура Германии…………………………………………………....13

3.3 Скульптура Бельгии……………………………………………………....14

4. Живопись……………………………………………………………………14

4.1 Живопись Италии………………………………………………………….14

4.2 Живопись Испании………………………………………………………. 14

4.3 Живопись Германии…………………………………………………….. 15

5.Музыка и театр……………………………………………………………. 16

5.1 Музыка Италии…………………………………………………………… 17

5.2 Музыка Испании………………………………………………………...... 20

5.3 Музыка Германии………………………………………………………….20

6. Литература Барокко………………………………………………………....21

Заключение …………………………………………………………………….22

Список используемой литературы………………………………………… 23

Работа содержит 1 файл

История нового времени.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

В эстетике барокко музыка определялась через  точные науки с целью: 1) служения Богу; 2) украшения человеческой жизни.

“Музыкальная  композиция — это математическая наука, посредством которой составляется и наносится на бумагу приятная и чистая слаженность звуков, которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом и затем, чтобы ею услаждать и давать удовольствие слуху и душе”.

Вальтер. 
 

Своеобразное  претворение стиль барокко получил  в театре. Данному жанру присущи: 1) условность, витиеватость стиля; 2) своеобразный язык с включением простонародных слов; 3) динамика действия; 4) сложная композиция; 5) напыщенность, аффектация.

На сцену  вышли новые драматурги: Тирсо  де Молина (“Дон Хиль — зеленые штаны” — комедия положений; “Севильский  цирюльник или каменный гость” ) и Педро Кальдерон (“Жизнь это  сон” 1636г., “Поклонение кресту” 1635г., “Чудодейственный маг” 1637г., “Стойкий принц” 1628г., “Великий театр мира” 1675) . Основные черты: 1) борьба духа и тела, добродетели и порока в личности героя и во внешнем конфликте драмы; 2) победа светлых сил, которая достается искуплением, мучением; 3) обнажение жизненных противоречий. 

5.1 Музыка Италии 

В музыкальном  искусстве XVII в. начинается как бы с  решительного перелома, с бескомпромиссной борьбы против полифонии строгого стиля. В это время было провозглашено  рождение нового стиля — монодии  с сопровождением, гибко следующим  за поэтическим словом. В результате, динамичнее становится музыкальный язык, обновляется музыкальное искусство, порождающее новые творческие искания.

  • ОПЕРА

Новые исторические условия и социальная атмосфера, новые черты мировоззрения  сильным образом повлияли на судьбы и характер музыкального искусства. Музыка ощутила на себе напряженный, тревожный, неустойчивый, патетический дух времени. На пороге новой эпохи остро прозвучало требование драматической выразительности в музыке: флорентийцы создали оперу. Именно возникновение оперы в Италии открывает эпоху XVII в. в истории музыкального развития Западной Европы. Будучи новым синтетическим жанром, она была призвана воплотить идеал “нового стиля” . Появление данного жанра было длительно и многосторонне подготовлено в художественной атмосфере Возрождения: увлечение образцами древнегреческой трагедии, пасторальные драмы, духовная опера Кавальери, мадригальная комедия (Веке “Тик-так-ток” ) , комедия масок, драматические спектакли, интермедии... Выдающимся оперным композитором был Клаудио Монтеверди, который углубил драматическую сущность нового жанра, обогатил полифонической традицией, средствами музыки показал многообразие человеческих характеров. В основу его опер положена драматическая мелодия (concitato — взволнованный стиль), сплавлявшая речевые интонации, декламацию и вокал. Монтеверди включил в оперу симфонические эпизоды (увертюры), детально разрабатывал оркестровку, вводил новые технические приемы для большей выразительности: тремоло, пиццикато. Таким образом, Монтеверди явился смелым новатором, далеко опередивший современное ему музыкальное искусство. Его произведения: оперы “Орфей” 1607г., текст А.  Стриджо, “Ариадна” 1608г., текст Ринуччини, “Коронация Поппеи” 1642г. и др. интермедии “Балет неблагодарных”, “Музыкальные шутки” и др.

С середины XVII в. намечается определенная колея  развития оперного жанра, устанавливаются  типы, разновидности, образуются школы: 1) Венецианская Фр.  Ковали, Марк А. Чести, Фр.  Сократти, А.  Сартарио, Дж.  Лоренцо, Д. Фрески.

Характерно: а) античный, мифологический, исторический сюжет в свободной трактовке; б) захватывающее действие, любовные интриги; в) введение комических эпизодов; г) опора на арии, мелодии близки бытовым, народным; д) утрачивается виртуозность; е) изменяется функция речитативов — только связки между ариями; ж) большая роль оркестра. Увертюры программны, тематически связаны с оперой; з) утверждаются оперные декорации (Торелли) .

2) Неаполитанская, во главе с А.  Скарлатти. В его творчестве откристаллизовался жанр оперы-serio (серьезной оперы) . Черты: а) Сюжет исторический, легендарный, античный, мифологический; б) стержень — любовная интрига; в) герои условны, главное не характер, а эмоции, данные в контрастах и противоречиях; г) главенствующее значение музыки; д) текст носит обобщающий характер; е) вырабатываются определенные типы арий, их функции: ария-жалоба, ария мести (гнева), героическая ария, пасторальная, бравурная,

ж) большая  роль принадлежит оркестру. Индивидуализируются  партии струнных и духовых, утверждается трехчастная увертюра — simfonia: 1 ч. — быстрая, 2 ч. — кантиленная, 3 ч. — моторная.

  • ОРАТОРИЯ

 Параллельно  опере развивается крупный вокальный  жанр оратории, более камерный  кантаты. Главным принципом оратории  становится раскрытие только  музыкальными средствами драматического содержания. Постепенно итальянская оратория вытесняет ораторию с латинским текстом. Сольное пение вытесняется хоровым. Текст оратории сближается оперным либретто. Проявляется стремление к типизации арий и ансамблей. Достигнув зрелости, итальянская оратория проникает в другие страны: Англию, Австрию (Гендель, Гайдн) .

Кантата в XVII в. складывалась как жанр по преимуществу светский, постепенно приближаясь к  оперной композиции в камерных масштабах. Кристаллизация жанра связана с  именами Дж.  Кариссими, А.  Страделла. Постепенно определяются разновидности кантат: лирическая (камерная) , праздничная (более масштабная) .

  • ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ

История инструментальной музыки XVII в. — это  история создания инструментальных ансамблей с ведущей ролью  скрипки. Постепенно определяются ведущие типы ансамблей (трио), выдвигаются солирующие инструменты. В середине века образуется соната, как цикл нового типа.

Это породило: 1) поиск нового тематизма, образной определенности, конкретности; 2) расширение рамок композиции, самоопределение частей; 3) контрастность динамики и лирики в макро- и микромасштабах.

Постепенно  соната из контрастно-составной формы  превращается в цикл.

Развивается и жанр сюиты. Постепенно создается  тип концерта — grosso. Представители: Арканджело Корелли. Характерно: отсутствие тематических контрастов в пределах частей; сопоставление solo и tutti для активизации музыкальной ткани; ясный и открытый образный мир.

Антонио Вивальди. Черты: отсутствие в большинстве  произведений программы, но яркий тематизм, конкретность музыкального языка. Мелодии близки фольклорному песенному, танцевальному пласту, оперным интонациям. Вырабатывается определенный тип трехчастной композиции: 1 ч. — быстро; рондо, разработочный характер; 2 ч. — медленно, лирический центр; 3 ч. — быстро.

В области  органной музыки ведущее место принадлежит  Фрескобальди. Основные черты стиля: смешение полифонических форм, тяготение  к “взволнованному стилю”, жанровое разнообразие, тематическая индивидуализация.

Таким образом, художественная и музыкальная жизнь Италии была многоплановой и разнообразной. 

5.2 Музыка  Испании 

Путь  испанской музыки был своеобразен. В XVII в. не выдвинулась своя оперная  школа, но стремление к театральной  определенности проявилось достаточно рано. Помимо крупных драматических произведений с традиционным участием музыки, развивались театрализованные песни (tonas, tonadas) , сложилась сарсуэла — музыкально-театральный жанр (от названия королевского замка) . Музыке придавалась ведущая психологическая роль. В XVIII в. значение жанра заслоняется нахлынувшей итальянской оперой.

Таким образом, находясь в экономическом  и политическом упадке, Испания переживала свой “золотой век” в художественной культуре. 

5.3 Музыка  Германии 

Необычайно  насыщенной была музыка Германии, предоставленная разнообразными жанрами и давшая миру такого гения, как И.  С.  Бах.

Среди вокальных жанров наиболее крупные  произведение — вокальные оратории Генриха Шюца (пассионы). Происхождение  формы связано со средневековыми традициями прочтения определенных глав Евангелия на страстной неделе. Постепенно пассионы становятся творениями композитора. Основные черты: 1) лаконичность и строгость музыкальной драматургии; 2) декламация зависит от церковной традиции произнесения текста; 3) вводятся элементы напевности (в кульминациях); 4) обрамление хорами.

Опера наиболее продуктивно развивалась  в Гамбурге. Характерно: 1) духовные, мифологические, исторические, бытовые, злободневные сюжеты; 2) комедийная трактовка; 3) театральные эффекты; 4) натуралистические  подробности; 5) сочный, грубый язык, диалект.

Среди представителей: Георг Телеман, Рихард Кайзер.

В инструментальной музыке XVII в. орган занимал почетное место. В первых поколениях немецких композиторов-органистов наиболее интересными  были фигуры Шайдта (1587-1654) и Иоганна Фробергера (1616-1667) . Их значение велико для истории полифонических форм на пути к фуге и обработок для хорала. Фробергер сблизил органную и клавесинную музыку (импровизационность, патетичность, виртуозность, подвижность, тонкая разработка деталей). Среди непосредственных предшественников Баха можно назвать Иоганна Адама, Георга Бема, Иоганна Пахельбеля, Дитриха Букстельхуде. Крупные и оригинальные художники, они представляют как бы разные стороны предбаховского органного искусства: Пахельбель — “классическую” линию, Букстельхуде — “барочную”. Для творчества Букстельхуде характерна раскинутость композиции, свобода фантазии, склонность к патетике, драматизму, ораторским интонациям. 
 

6. Литература  Барокко 

Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика (Драйден “Пиршество Александра, или сила гармонии” 1697г.) .

Среди двора фонтан, наполненный до края, Кристальная струя звенит, не угасая, На влажный алебастр спадая с вышины.

Есть  сто чудовищ там — фонтана  украшенье — Необычайно тел причудливых  сплетенье, Как ваза, светлый круг бассейна вознесен, Под ним из камня столб — подставкой служит он.

Жорж  де Скюдери “Аларих, или побежденный  Рим” 1654.

К стилю  барокко можно отнести и позднее  творчество Мильтона, его поэмы на библейские сюжеты: “Потерянный рай” , “Возвращение в рай” , “Самсон-борец” . Для его творчества характерно: масштабность поэмы; сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью; рельефные образы; нагромождение деталей; господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе добра и зла.

В то же время происходит возрождение героики, особенно во французском романе: 1) Мадлен де Скюдери “Артамен или великий  Сир” (1649-1653) . Отличительные черты: громоздкость, многословность, подробность  и живописность описаний; риторическая величественность речи героев; 2) “Мещанский роман” (1666г.) Антуана Фюретьера; 3) “Симплициссимус” (1668г.) Гриммельсхаузена. Характерно: расплывчатость на множество эпизодов, сочетание символики и натурализма. “В каждой конкретной до осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене присутствует некое отвлечение от реальности в ее непосредственной данности... Условно не только изображение обстановки, но и самого героя. Он —... назидательный пример, иллюстрирующий этические и философские положения автора” (Морозов) . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVII вв — XVIII в. Его появление  было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры: 1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности; 2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал; 3. Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего; 4. Динамика, импульсивность; 5. Декоративность, живописность, излишество элементов.

В тоже время, барокко подготовило новую  эпоху — эпоху Просвещения. Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство рококо, “неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы, “нововенская школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля) .

Мир барокко  столь же безграничен, как и мир человеческой души. Пестрота жизни, переполняющая музыку этого времени, по законам барочной антиномии уживается с напряженными духовными исканиями. Чувственная красота искусства барокко — залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание — вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия искусства.

Лети  душа, лети, долой пределы 

Земного бытия, круг жизни разорви,

Отбрось утехи дальнего удела,

Тяжелое ярмо земной любви.

Информация о работе Культура эпохи Барокко