Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 01:26, реферат
Актуальность данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о культурном значении барочного стиля и о его влиянии на современную культуру (такое явление как рок-барокко доказывает это влияние).
Введение…………………………………………………………………….…3
1.Эпоха Барокко…………………………………………………………….…4
1.1 Термин………………………………………………………………….…4
1.2 Эпоха, направление, стиль…………………………………………..…..4
1.3 Исторические предпосылки XVII век…………………………………....4
1.4 Идеологическая основа……………………………………………….….. 5
1.5 Философия……………………………………………………………... 6
1.6 Антиномии………………………………………………………………...7
1.7 Специфические черты………………………………………………….. 8
2.Архитектура………………………………………………………………..…9
2.1 Типы сооружений барокко……………………………………………….10
2.2 Архитектура Италии………………………………………………………11
2.3Архитектура Испании и Франции……………………………………... 12
2.4Архитектура Бельгии, России, Германии……………………………......13
3.Скульптура………………………………………………………………..... 13
3.1 Скульптура Италии………………………………………………………. 13
3.2 Скульптура Германии…………………………………………………....13
3.3 Скульптура Бельгии……………………………………………………....14
4. Живопись……………………………………………………………………14
4.1 Живопись Италии………………………………………………………….14
4.2 Живопись Испании………………………………………………………. 14
4.3 Живопись Германии…………………………………………………….. 15
5.Музыка и театр……………………………………………………………. 16
5.1 Музыка Италии…………………………………………………………… 17
5.2 Музыка Испании………………………………………………………...... 20
5.3 Музыка Германии………………………………………………………….20
6. Литература Барокко………………………………………………………....21
Заключение …………………………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………………… 23
В эстетике барокко музыка определялась через точные науки с целью: 1) служения Богу; 2) украшения человеческой жизни.
“Музыкальная
композиция — это математическая
наука, посредством которой
Вальтер.
Своеобразное
претворение стиль барокко
На сцену
вышли новые драматурги: Тирсо
де Молина (“Дон Хиль — зеленые штаны”
— комедия положений; “Севильский
цирюльник или каменный гость” )
и Педро Кальдерон (“Жизнь это
сон” 1636г., “Поклонение кресту” 1635г.,
“Чудодейственный маг” 1637г., “Стойкий
принц” 1628г., “Великий театр мира” 1675)
. Основные черты: 1) борьба духа и тела,
добродетели и порока в личности героя
и во внешнем конфликте драмы; 2) победа
светлых сил, которая достается искуплением,
мучением; 3) обнажение жизненных противоречий.
5.1 Музыка
Италии
В музыкальном искусстве XVII в. начинается как бы с решительного перелома, с бескомпромиссной борьбы против полифонии строгого стиля. В это время было провозглашено рождение нового стиля — монодии с сопровождением, гибко следующим за поэтическим словом. В результате, динамичнее становится музыкальный язык, обновляется музыкальное искусство, порождающее новые творческие искания.
Новые исторические условия и социальная атмосфера, новые черты мировоззрения сильным образом повлияли на судьбы и характер музыкального искусства. Музыка ощутила на себе напряженный, тревожный, неустойчивый, патетический дух времени. На пороге новой эпохи остро прозвучало требование драматической выразительности в музыке: флорентийцы создали оперу. Именно возникновение оперы в Италии открывает эпоху XVII в. в истории музыкального развития Западной Европы. Будучи новым синтетическим жанром, она была призвана воплотить идеал “нового стиля” . Появление данного жанра было длительно и многосторонне подготовлено в художественной атмосфере Возрождения: увлечение образцами древнегреческой трагедии, пасторальные драмы, духовная опера Кавальери, мадригальная комедия (Веке “Тик-так-ток” ) , комедия масок, драматические спектакли, интермедии... Выдающимся оперным композитором был Клаудио Монтеверди, который углубил драматическую сущность нового жанра, обогатил полифонической традицией, средствами музыки показал многообразие человеческих характеров. В основу его опер положена драматическая мелодия (concitato — взволнованный стиль), сплавлявшая речевые интонации, декламацию и вокал. Монтеверди включил в оперу симфонические эпизоды (увертюры), детально разрабатывал оркестровку, вводил новые технические приемы для большей выразительности: тремоло, пиццикато. Таким образом, Монтеверди явился смелым новатором, далеко опередивший современное ему музыкальное искусство. Его произведения: оперы “Орфей” 1607г., текст А. Стриджо, “Ариадна” 1608г., текст Ринуччини, “Коронация Поппеи” 1642г. и др. интермедии “Балет неблагодарных”, “Музыкальные шутки” и др.
С середины XVII в. намечается определенная колея развития оперного жанра, устанавливаются типы, разновидности, образуются школы: 1) Венецианская Фр. Ковали, Марк А. Чести, Фр. Сократти, А. Сартарио, Дж. Лоренцо, Д. Фрески.
Характерно: а) античный, мифологический, исторический сюжет в свободной трактовке; б) захватывающее действие, любовные интриги; в) введение комических эпизодов; г) опора на арии, мелодии близки бытовым, народным; д) утрачивается виртуозность; е) изменяется функция речитативов — только связки между ариями; ж) большая роль оркестра. Увертюры программны, тематически связаны с оперой; з) утверждаются оперные декорации (Торелли) .
2) Неаполитанская, во главе с А. Скарлатти. В его творчестве откристаллизовался жанр оперы-serio (серьезной оперы) . Черты: а) Сюжет исторический, легендарный, античный, мифологический; б) стержень — любовная интрига; в) герои условны, главное не характер, а эмоции, данные в контрастах и противоречиях; г) главенствующее значение музыки; д) текст носит обобщающий характер; е) вырабатываются определенные типы арий, их функции: ария-жалоба, ария мести (гнева), героическая ария, пасторальная, бравурная,
ж) большая роль принадлежит оркестру. Индивидуализируются партии струнных и духовых, утверждается трехчастная увертюра — simfonia: 1 ч. — быстрая, 2 ч. — кантиленная, 3 ч. — моторная.
Параллельно
опере развивается крупный
Кантата в XVII в. складывалась как жанр по преимуществу светский, постепенно приближаясь к оперной композиции в камерных масштабах. Кристаллизация жанра связана с именами Дж. Кариссими, А. Страделла. Постепенно определяются разновидности кантат: лирическая (камерная) , праздничная (более масштабная) .
История инструментальной музыки XVII в. — это история создания инструментальных ансамблей с ведущей ролью скрипки. Постепенно определяются ведущие типы ансамблей (трио), выдвигаются солирующие инструменты. В середине века образуется соната, как цикл нового типа.
Это породило: 1) поиск нового тематизма, образной определенности, конкретности; 2) расширение рамок композиции, самоопределение частей; 3) контрастность динамики и лирики в макро- и микромасштабах.
Постепенно соната из контрастно-составной формы превращается в цикл.
Развивается и жанр сюиты. Постепенно создается тип концерта — grosso. Представители: Арканджело Корелли. Характерно: отсутствие тематических контрастов в пределах частей; сопоставление solo и tutti для активизации музыкальной ткани; ясный и открытый образный мир.
Антонио Вивальди. Черты: отсутствие в большинстве произведений программы, но яркий тематизм, конкретность музыкального языка. Мелодии близки фольклорному песенному, танцевальному пласту, оперным интонациям. Вырабатывается определенный тип трехчастной композиции: 1 ч. — быстро; рондо, разработочный характер; 2 ч. — медленно, лирический центр; 3 ч. — быстро.
В области органной музыки ведущее место принадлежит Фрескобальди. Основные черты стиля: смешение полифонических форм, тяготение к “взволнованному стилю”, жанровое разнообразие, тематическая индивидуализация.
Таким
образом, художественная и музыкальная
жизнь Италии была многоплановой и разнообразной.
5.2 Музыка
Испании
Путь испанской музыки был своеобразен. В XVII в. не выдвинулась своя оперная школа, но стремление к театральной определенности проявилось достаточно рано. Помимо крупных драматических произведений с традиционным участием музыки, развивались театрализованные песни (tonas, tonadas) , сложилась сарсуэла — музыкально-театральный жанр (от названия королевского замка) . Музыке придавалась ведущая психологическая роль. В XVIII в. значение жанра заслоняется нахлынувшей итальянской оперой.
Таким
образом, находясь в экономическом
и политическом упадке, Испания переживала
свой “золотой век” в художественной
культуре.
5.3 Музыка
Германии
Необычайно насыщенной была музыка Германии, предоставленная разнообразными жанрами и давшая миру такого гения, как И. С. Бах.
Среди вокальных жанров наиболее крупные произведение — вокальные оратории Генриха Шюца (пассионы). Происхождение формы связано со средневековыми традициями прочтения определенных глав Евангелия на страстной неделе. Постепенно пассионы становятся творениями композитора. Основные черты: 1) лаконичность и строгость музыкальной драматургии; 2) декламация зависит от церковной традиции произнесения текста; 3) вводятся элементы напевности (в кульминациях); 4) обрамление хорами.
Опера наиболее продуктивно развивалась в Гамбурге. Характерно: 1) духовные, мифологические, исторические, бытовые, злободневные сюжеты; 2) комедийная трактовка; 3) театральные эффекты; 4) натуралистические подробности; 5) сочный, грубый язык, диалект.
Среди представителей: Георг Телеман, Рихард Кайзер.
В инструментальной
музыке XVII в. орган занимал почетное
место. В первых поколениях немецких
композиторов-органистов наиболее интересными
были фигуры Шайдта (1587-1654) и Иоганна Фробергера
(1616-1667) . Их значение велико для истории
полифонических форм на пути к фуге и обработок
для хорала. Фробергер сблизил органную
и клавесинную музыку (импровизационность,
патетичность, виртуозность, подвижность,
тонкая разработка деталей). Среди непосредственных
предшественников Баха можно назвать
Иоганна Адама, Георга Бема, Иоганна Пахельбеля,
Дитриха Букстельхуде. Крупные и оригинальные
художники, они представляют как бы разные
стороны предбаховского органного искусства:
Пахельбель — “классическую” линию,
Букстельхуде — “барочную”. Для творчества
Букстельхуде характерна раскинутость
композиции, свобода фантазии, склонность
к патетике, драматизму, ораторским интонациям.
6. Литература
Барокко
Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика (Драйден “Пиршество Александра, или сила гармонии” 1697г.) .
Среди двора фонтан, наполненный до края, Кристальная струя звенит, не угасая, На влажный алебастр спадая с вышины.
Есть сто чудовищ там — фонтана украшенье — Необычайно тел причудливых сплетенье, Как ваза, светлый круг бассейна вознесен, Под ним из камня столб — подставкой служит он.
Жорж де Скюдери “Аларих, или побежденный Рим” 1654.
К стилю
барокко можно отнести и
В то же
время происходит возрождение героики,
особенно во французском романе: 1) Мадлен
де Скюдери “Артамен или великий
Сир” (1649-1653) . Отличительные черты:
громоздкость, многословность, подробность
и живописность описаний; риторическая
величественность речи героев; 2) “Мещанский
роман” (1666г.) Антуана Фюретьера; 3) “Симплициссимус”
(1668г.) Гриммельсхаузена. Характерно: расплывчатость
на множество эпизодов, сочетание символики
и натурализма. “В каждой конкретной до
осязаемости, подчеркнутой до натурализма
сцене присутствует некое отвлечение
от реальности в ее непосредственной данности...
Условно не только изображение обстановки,
но и самого героя. Он —... назидательный
пример, иллюстрирующий этические и философские
положения автора” (Морозов) .
Заключение
Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVII вв — XVIII в. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры: 1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности; 2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал; 3. Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего; 4. Динамика, импульсивность; 5. Декоративность, живописность, излишество элементов.
В тоже время, барокко подготовило новую эпоху — эпоху Просвещения. Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство рококо, “неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы, “нововенская школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля) .
Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души. Пестрота жизни, переполняющая музыку этого времени, по законам барочной антиномии уживается с напряженными духовными исканиями. Чувственная красота искусства барокко — залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание — вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия искусства.
Лети душа, лети, долой пределы
Земного бытия, круг жизни разорви,
Отбрось утехи дальнего удела,
Тяжелое ярмо земной любви.