Культура эпохи Барокко

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 01:26, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о культурном значении барочного стиля и о его влиянии на современную культуру (такое явление как рок-барокко доказывает это влияние).

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3

1.Эпоха Барокко…………………………………………………………….…4

1.1 Термин………………………………………………………………….…4

1.2 Эпоха, направление, стиль…………………………………………..…..4

1.3 Исторические предпосылки XVII век…………………………………....4

1.4 Идеологическая основа……………………………………………….….. 5

1.5 Философия……………………………………………………………... 6

1.6 Антиномии………………………………………………………………...7

1.7 Специфические черты………………………………………………….. 8

2.Архитектура………………………………………………………………..…9

2.1 Типы сооружений барокко……………………………………………….10

2.2 Архитектура Италии………………………………………………………11

2.3Архитектура Испании и Франции……………………………………... 12

2.4Архитектура Бельгии, России, Германии……………………………......13

3.Скульптура………………………………………………………………..... 13

3.1 Скульптура Италии………………………………………………………. 13

3.2 Скульптура Германии…………………………………………………....13

3.3 Скульптура Бельгии……………………………………………………....14

4. Живопись……………………………………………………………………14

4.1 Живопись Италии………………………………………………………….14

4.2 Живопись Испании………………………………………………………. 14

4.3 Живопись Германии…………………………………………………….. 15

5.Музыка и театр……………………………………………………………. 16

5.1 Музыка Италии…………………………………………………………… 17

5.2 Музыка Испании………………………………………………………...... 20

5.3 Музыка Германии………………………………………………………….20

6. Литература Барокко………………………………………………………....21

Заключение …………………………………………………………………….22

Список используемой литературы………………………………………… 23

Работа содержит 1 файл

История нового времени.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Антиномия “хаос (управляющий вселенной) —  порядок (торжество рационализма) ”. Система, к которой тяготеет научное и художественное мышление барокко (система созвездий Кеплера, учение о государстве Грация, система планировки Ленотра) понимается не как выражение порядка, лежащего вне человеческого сознания, а как нечто соразмерное, рациональное, упорядоченное, подчиненное рассудку человека. В то же время, духовное открытие барокко — чувство безграничности мира (чему способствовали географические открытия), трагичной незащищенности человека, несопоставимости малой, бренной страдающей песчинки человеческой жизни и неизменной, холодной, бесконечной бездны Космоса.

Кто ты, о человек?

Сосуд свирепой боли,

Арена всех скорбей, превратностей поток,

Фортуны легкий мяч, болотный огонек,

Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.

Грифиус. “Человеческая нищета”  

Т. о. личность человека “одновременно нечто и  ничто” (Флеминг). Все зависит от внешних воздействий, от природы, от окружения, от людской массы. Фортуна  неуправляема, поток времени неуправляем, его можно лишь наблюдать —  до тех пор, пока он не сметет наблюдателя. Смерть слепа, стреляет наугад... Случайность, хаос управляют Вселенной. В этом хаосе одинаково иррационально и трагическое (поэзия Грифиуса, музыка Шюца) , и чудесно-мистическое (“Экстаз святой Терезы” Бернини, живопись Эль Греко) .

Еще одна антиномия: противопоставление жизни  и смерти. Последняя понимается как  свет, утешение, покой, мысли о Христе.

Что смерть благочестивым?

Ключи от жизни вечной,

Времен  граница лживых,

На поле битвы мир,

Идущий  к солнцу путник,

Блаженства  вечный пир,

В пути к отчизне спутник,

Пожатие десницы,

Пылающее  пламя,

И райские  зарницы,

Горящие над нами.

Хофмансвальдау. “Смерть”  

Это и  антиномия преувеличенной яркости, телесности жизни (театр, живопись Рубенса) с одной стороны, и мрака, боли, мистицизма — с другой (гравюры Шенфельда) .

Противопоставления  существуют и на уровне типа мышления, мироощущения, пространства, времени...

Игралище  времен, непостоянный род,

 На  сцене бытия в преддверии утраты 

Тот вознесен, тот пал, тому нужны палаты,

Тому — дырявый кров; кто царствует, кто ткет.

Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет 

Сметает новый день и завтра в бездну канет 

Зеленая листва поблекнет и увянет,

И острие меча на нежный шелк падет.

Грифиус. “Подобье нашей жизни”  

Перед нами типично барочная картина мира. Он неустойчив, динамичен, соткан из контрастов, подвержен метаморфозам. 

1.7  Специфические  черты

Кроме вышеизложенного, типичными специфическими чертами эпохи можно считать: 1. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями; 2. Повышенная эмоциональность; 3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов; 4. Яркая контрастность, эмоциональность образов; 5. Динамизм (“мир барокко — мир, в котором нет покоя” Бунин); 6. Тяготение к обобщающим и связывающим формам: а) целостностные системы философии; б) поиск единства в противоречиях жизни; в) в архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению; д) в живописи — отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание “бесконечности” пространства; е) в музыке — создание циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений (опера).

В эпоху  барокко произведения искусства  “активно стремятся соединиться  с другими” (Липатов). Т. о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как декоратор одновременно (Бернини “Собор святого Петра” ).

7. Сложность  и избыточность, излишество (в частности,  композиционных решений в архитектуре,  музыке).

Например, церковь св. Сусанны. Характерно: нагруженность формы, орнаментальная декорировка пространства, нарастание массы к центральной части, заполнение ниш статуями. 

2.Архитектура 

  В эпоху Возрождения строительству  городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья.

  Интерес к городскому пейзажу, повседневному  быту горожан стимулировал развитие перспективной живописи, жанровых композиций, искусства Возрождения в целом.

  Другой  стороной практического градостроительства, реализующего новые принципы в уже  сложившихся городах, было создание в аморфной городской среде композиций, ставших впоследствии очагами городских ансамблей. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Продолжается архитектурное формирование городских центров. При этом площадь     утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки.

  Улицам  в эпоху Возрождения не уделялось  много внимания. В период барокко главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме, выходящая на площадь дель Пополо). Ансамбль площади дель Пополо представляет пример трехлучевой композиции, иллюстрирующей принципы барокко в градостроительстве. Две церкви, построенные во время, реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла и ориентированы апсидами не на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом, входом на север.

  В архитектуре Возрождения большое  значение приобретает разработка проекта с позиций теоретической механики, его инженерное обоснование. Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя. Архитектор теперь осуществлял руководство стройкой, но не являлся одним из мастеров, непосредственно участвующих в работе. Вместе с тем он не только детально прирабатывал весь проект, часто на модели, но и продумывал ход строительных работ, использование строительных механизмов для подъема и монтажа.

  Возвращение к античным сомасштабным человеку и  конструктивно правдивым - ордерным системам в выборе художественных средств выразительности объясняется общей гуманистической направленностью культуры Возрождения. Но уже в ранних работах ордер используется для расчленения и усиления выразительности стены на фасаде и в интерьере, а в дальнейшем на стеновую плоскость накладываются две - три ордерные "декорации" разных масштабов, создающие иллюзию глубины пространства. Зодчими Возрождения была преодолена строгая античная взаимосвязь конструкции и формы и выработаны, в сущности, чисто эстетические нормы «изобразительной» тектоники, соответствие которой конструктивной и пространственной логике сооружения соблюдалось в зависимости от постановки общей художественной задачи.

  В эпоху барокко иллюзорно глубинная  трактовка стены продолжается реальными объемными композициями в виде скульптурных групп, фонтанов (палаццо Поли с фонтаном Треви). Не случаен поэтому интерес зодчих Возрождения к работе над городскими ансамблями и решительный поворот к пониманию архитектуры как организованной среды. Но в феодальную эпоху масштаб реализации градостроительных начинаний редко выходил за пределы ансамблей дворцовых или соборных площадей.

  О. Шуази, характеризуя эпоху Возрождения, писал, что превосходство Ренессанса заключается в том, что он не знал видов искусства, независимых одно от другого, но знал только единое искусство, в котором сливаются все способы выражения прекрасного. 

  2.1 Типы сооружений барокко 

  Для барокко характерны усложненность  планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

  Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его  по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько  этажей колоннами, полуколоннами и  пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово - парковой и городской архитектурной среды.

  Итак,главные  составляющие архитектуры эпохи  Барокко:

Преобладающие и модные цвета: Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.

Линии: Причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.

Форма: Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры.

Характерные элементы интерьера: Стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.

Конструкции: Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

Окна: Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.

Двери: Арочные проемы с колоннами; растительный декор. 

2.2 Архитектура Италии 

Первоначально очагом культуры барокко была Италия. Для Италии — это время медленного заката многовекового блистательного искусства. Наиболее ярко стиль проявился в архитектуре. Для нее характерно: 1. Усиление черт изобразительности; в частности, в композициях фасадов: а) фасад становится декорацией, связанной со зданием в качестве одной из картин в сюите зрительных ощущений от общего (“Фасад есть не что иное, как обман” — Милиция); б) фасад — как изображение несуществующего, воображаемого здания: колонны выступают вперед, углубляются, превращаются в плоские пилястры; окна — то как пролеты, то как изобразительный элемент (дворец Цуккары, окна — раскрытая пасть чудовища).

2. Стилизация  одних форм под другие (церковь  Сант-Иво Баррамини. План здания выполнен в форме пчелы).

3. Излишества  различного рода (детализация, обилие украшений).

Представители: Барромини Франческо. Для его  работ типично: 1. Дробность массы  здания; 2. Дематериализация каменных масс; 3. Динамизм решений; 4. Богатая внутренняя отделка: золото, полудрагоценные камни. Например: церковь Св. Карло алле квадро фонтане в Риме.

Бернини Лоренцо. Для его работ типично: 1. Изящество в сочетании с математическим расчетом; 2. Мастерская работа с фактурой камня; 3. Использование оптических эффектов.

Например: лестница в папском дворце в Ватикане, церковь Сант-Андреа дель Квиринале (овал в плане здания).

Будучи  великим архитектором, он был прекрасным графиком, рисовальщиком и скульптором. Наиболее известные работы: “Давид”  — динамизм (тело повернуто вокруг своей оси), напряженность мускулов, экспрессия лица.

“Алтарь св. Терезы” в церкви Санта-Мария  делла Витториа: “... стена алтарного полукружия расторгается сверхъестественной неудержимой силой. Из-за нее выступают вперед величественные скульптурные композиции. Массивные колонны с тяжелыми капитолиями более объемны, чем пилястры за ними. Из-за колонн выступает вперед повисший на окаменевших облаках трон, вокруг которого стоят четыре статуи. Золотые лучи, вырываясь из-за облаков, пышным снопом озаряют это видение” (Липатов.). 

Информация о работе Культура эпохи Барокко