Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 01:26, реферат
Актуальность данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о культурном значении барочного стиля и о его влиянии на современную культуру (такое явление как рок-барокко доказывает это влияние).
Введение…………………………………………………………………….…3
1.Эпоха Барокко…………………………………………………………….…4
1.1 Термин………………………………………………………………….…4
1.2 Эпоха, направление, стиль…………………………………………..…..4
1.3 Исторические предпосылки XVII век…………………………………....4
1.4 Идеологическая основа……………………………………………….….. 5
1.5 Философия……………………………………………………………... 6
1.6 Антиномии………………………………………………………………...7
1.7 Специфические черты………………………………………………….. 8
2.Архитектура………………………………………………………………..…9
2.1 Типы сооружений барокко……………………………………………….10
2.2 Архитектура Италии………………………………………………………11
2.3Архитектура Испании и Франции……………………………………... 12
2.4Архитектура Бельгии, России, Германии……………………………......13
3.Скульптура………………………………………………………………..... 13
3.1 Скульптура Италии………………………………………………………. 13
3.2 Скульптура Германии…………………………………………………....13
3.3 Скульптура Бельгии……………………………………………………....14
4. Живопись……………………………………………………………………14
4.1 Живопись Италии………………………………………………………….14
4.2 Живопись Испании………………………………………………………. 14
4.3 Живопись Германии…………………………………………………….. 15
5.Музыка и театр……………………………………………………………. 16
5.1 Музыка Италии…………………………………………………………… 17
5.2 Музыка Испании………………………………………………………...... 20
5.3 Музыка Германии………………………………………………………….20
6. Литература Барокко………………………………………………………....21
Заключение …………………………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………………… 23
2.3 Архитектура Испании и Франции
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Испанское барокко, или по местномучурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — собор в Сантьяго-де-Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.
Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.
Позже,
в начале 18 в. французы выработали свой
стиль, разновидность барокко — рококо.
Он проявился не во внешнем оформлении
зданий, а только в интерьерах, а также
в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи.
Стиль был распространен повсюду в Европе
и в России.
2.4 Архитектура
Бельгии, России, Германии
В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.
В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»). В XVIII веке в правление Петра Iполучает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини — так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли.
В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).
3. Скульптура
3.1 Скульптура Италии
Вообще,
в скульптуре существовала следующая
тенденция: человеческая фигура на фоне
здания уподобляется концерту для голоса
и оркестра. Фигуры выходят за пределы
ниши, обрамление становится объемной
формой, за которую можно войти. Скульптура
напоминает живопись, живопись — скульптуру.
Крупным скульптором был Антонио Канова,
первые работы которого являются отражением
стиля барокко. Характерен выбор сюжетов,
связанных с библейской, мифологической
тематикой героического или драматического
плана. Его работы отличаются монументальностью,
необычностью, вычурностью, динамикой
ракурсов, общедраматическим звучанием
(“Орфей”, “Геркулес и Лихас” ). Постепенно
Канова отходит от стиля барокко и лучшие
его работы принадлежат к классицизму.
3.2 Скульптура
Германии
Свое дальнейшее распространение стиль получил в Германии. Особого расцвета достигла скульптура. В интерьере немецкой барочной церкви ей отводится большая роль, чем живописи. Ярчайшим мастером барокко был Бальтазар Пермозер (“Дворец Цвинтер” (архитектор Пёппельман) , “Отчаяние проклятого” , “Святой Амвросий” ) . Его работы отличает экспрессия, переходящая в большую внутреннюю силу, уникальность работ мелкой пластики, глобальные философские проблемы.
В архитектуре
стиль барокко был представлен
менее ярко: Дворец Цвингер в Дрездене,
Фрауэнкирхе в Дрездене (архитектор Георг
Бер).
3.3 Скульптура Бельгии
Скульптура сочетает в себе народную традицию и итальянскую пластику барокко (многие мастера работали в Италии). Представители: Франсуа Дюкенуа, Лукас Файдхербе.
4. Живопись
4.1 Живопись
Италии
Живопись итальянского барокко выдвинула на сцену ряд имен: Себастьяно Риччи. Для его произведений характерно: 1) мифологические, библейские, исторические сюжеты; 2) эффектное, театральное, помпезное изображение; 3) обязательное присутствие архитектурного фона; 4) яркость, контрастность колорита; 5) динамика изображения.
Например: “Сотник перед Христом”.
Другим блистательным мастером барокко был Джованни Батисто Тьеполо — художник широчайшего масштаба, великолепный импровизатор. Его перу принадлежат картины: “Пир Клеопатры”, “Двое святых”, “Смерть Дидоны”, “Меценат, представляющий императору Августу свободные искусства” .
К стилю барокко относится творчество Алессандро Маньяско, но в его произведениях чисто барочные черты: динамизм, эффектное изображение, получили иную окраску — все кажется увиденным во сне, о котором рассказывают с оттенком болезненной иронии и демонстративного сарказма. Характерно: 1. Гиперболизм в изображении; 2. Искажение пропорций; 3. Мрачная, холодная красочная гамма; 4. Нервный, “пляшущий” мазок.
Выдающимся живописцем барокко был Караваджо. Его черты: 1. Жесткость, плотность фактуры; 2. Пластическая моделировка; 3. Приближение фигуры к переднему плану; 4. Цельность, строгая соотнесенность частей; 5. Детализация.
Среди
его произведений такие, как “Неверие
Фомы”, “Успение Марии” , “Положение
во гроб” , “Мандолинистка” , “Призвание
апостола Матфея” , “Обращение св. Павла”.
Более жесткое, строгое воплощение получил стиль барокко в Испании. К тому времени Испания переживала свой “Золотой век” в искусстве, находясь при этом в экономическом и политическом упадке. Это первая страна с законченной формой абсолютной монархии с господствующим классом — земельной аристократией.
Для искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм, дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного.
Среди представителей: Доменико Теотокопули (Эль Греко) — художник рубежа XVI-XVII вв. Он был глубоко религиозен, поэтому в его искусстве представлены многочисленные варианты религиозных сюжетов и празднеств: “Святое семейство”, “Апостолы Петр и Павел”, “Сошествие святого духа” , “Христос на Масленичной горе” .
Эль Греко был великолепным портретистом. Всегда изображаемое он трактовал как ирреальное, фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов, игра светотени, ощущение движения...
“Портрет поэта Эрсильи-и-Суньиги”, “Портрет кардинала Тавера”, “Портрет неизвестного”.
Но не его картины украшали пышный испанский двор. Среди художников, работавших при дворе Филиппа II, были 1. Франческо Сурбаран (1598-1664) — “Отрочество Богоматери”, “Младенец Христос”. Главное в его картинах — ощущение святости, чистоты; простое композиционное решение, плавность линий, плотное цветовое решение, материальность, вещественность, богатство колорита, величавость, сдержанность, реальность жизни, соединенные с мистичностью веры, высокой духовностью, эмоциональной напряженностью.
Один из известных художников Хусепе Риберо (1591-1652). Основные сюжеты его картин — мученичество святых, портреты людей, проживших долгую жизнь. Но его работы не сентиментальны. Он более всего не хотел, чтобы его модели вызывали жалость. В них — истинно испанская народная гордость. Например, “Хромоножка”, “Святая Инесса”, “Апостол Яков-старший”.
Казалось, что испанская живопись никогда не выйдет из “стен” храмов. Но это сделал Диего Веласкес (1599-1660) — великолепный мастер психологического портрета, живописец характеров. Его картины отличаются многофигурной сложностью композиций, многокадровостью, предельной детализацией, прекрасным владением цветом. Веласкес — великий полифонист живописи.
“Завтрак”, “Портрет Оливареса”, “Шут”, “Сдача Бреды” (“Колья” ), “Пряхи”.
Художником, завершившим “золотой век” испанской живописи, был Бартолелло Мурильо. Он, отчасти, продолжил бытовую линию, намеченную Веласкесом. “Девочка с фруктами” , “Мальчик с собакой” .
Но в
зрелые годы творчества все чаще обращался
исключительно к библейским сюжетам:
“Святое семейство”, “Бегство в Египет”.
В этих работах он выступает как блестящий
колорист, мастер композиции. Но как далеко
ушла эта живопись от глубоко человеческих
страстей лучших испанских полотен.
Если скульптура и архитектура были прочно связаны с немецкой национальной традицией, то положение живописи оставалось достаточно сложным. Ослабление национальной традиции является трагической характерной чертой того времени. Закономерным следствием этого была ориентация живописцев на иные европейские школы.
Барокко
наиболее ярко представлено в творчестве
художника-монументалиста Франца Антона
Маульберга. Он пишет широко, темпераментно,
свободной кистью, насыщая колорит
цветовыми аккордами, дающими мощный декоративный
эффект. Он, прежде всего, живописец, которого
не очень волнует психологизм, детализация
в изображении, но очень интересуют цветовые
пятна, превращающиеся в цветовую фантасмагорию.
Например, “Крещение евнуха”.
5. Музыка
и театр
Музыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1750 годами.
Таким образом, барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и ритмах легкой музыки, в пресловутом “под музыку Вивальди” , в школьных нормах музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры, рожденные эпохой барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия, соната, концерт, ария, вариации... Музыка барокко — огромная область исполнительской практики: от Баха и Генделя в программах органных концертов, от клавирной музыки, кантат, камерных произведений Вивальди, Корелли до оперы Телемана. Многочисленны ансамбли старинной музыки. Настоящий бум искусствоведческих и музыковедческих публикаций, продолжающийся более ста лет (с появлением в 1888г. работы Г. Вельфлина “Ренессанс и барокко” ) . Отголоски стиля барокко — “необарокко” — в музыке поздних романтиков: Брамса, Регера, Стравинского, Шостаковича, Шнитке, в архитектуре Гауди. Эпоха барокко задает вопросы, обращенные к небу, к человечеству, в никуда (недаром, риторический вопрос — излюбленная фигура барочной риторики) .
“Что смерть благочестивым” (фон Хоффмансвальгау), “Что молодость, почет, искусность, блеск наград?” (Грифиус), “Что мне эта квинтэссенция праха?” (Шекспир) .
Антиномии эпохи сосуществуют и в музыке: 1) жанрово-танцевальное, вплоть до звукоизобразительной программности (“Времена года” Вивальди) и духовное, обращенное к религиозным идеям (кантаты Баха, другие его произведения, кантаты Букстельхуде) ; 2) мажор и минор (заслуга барокко в выделении этих двух противоположных ладов) ; 3) гигантские композиции (“Страсти”, Мессы, оратории...) и лаконичные номера; 4) чередование разнохарактерных частей (в сюитах, концертах, операх) ; 5) двойственность отношения к художественному пространству, ясность, рациональность и одновременно иррациональность, размытость. Пространство барокко в музыке имеет вертикальные ориентиры; главные виды движения в нем — подъем к небу или спуск в ад. В теории музыкальной риторики это выражается фигурами подъема и спуска (a-moll прелюдия из II т. ХТК: блуждание по лабиринтам пространства, по искривленным лабиринтам нечистой совести грешников. Фуга — как приговор, как грозный жест Верховного Судии на Страшном Суде, указывающий вниз, после чего стремительное падение, крушение). Таким образом, мир физический оказывается внутри человека. Человек и мир — одно. “Остановись, человек! Небеса в тебе! Если ты ищешь Бога в другом месте, его там нет!” (Ангелиус Силезиус); 6) время, отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная деталь музыки барокко — отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм, который часто сочетается с извилистым ритмическим рисунком. Музыка барокко создала и особый тип контраста: время текущее, изменяющееся (время человеческой жизни) и время застывшее (время вечности) : контраст темпов в многочастных произведениях; жанры вариаций на неизменный бас, хоральные прелюдии... ; 7) хаос — порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно выделяется жанр прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы эпохи, в то время как остальные жанры жили и изменялись еще несколько столетий. Суть цикла в противопоставлении двух принципов мышления: импровизация, непостоянство мира и человека в 1 части и размеренность, упорядоченность, регулярность, монотонность во второй.