Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:48, курсовая работа
Культура - огромное и по объему и по сложности явление. Можно считать, что она зарождалась во времена первых сознательных преобразований природы человеком, появления верований и погребальных обрядов. Слово ‹‹cultura›› ведет свое происхождение от латинского глагола ‹‹colo››, который означает ‹‹обрабатывать, возделывать почву››. Первоначально слово ‹‹культура›› обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл
Введение…………………………………………………………………..…3
I Теоретико-методическое изучение культурных особенностей народа...6
1.1 Особенности формирования этнической культуры…………………...6
1.2 Факторы формирования этнической культуры…………………..…....8
1.3 Культурное разнообразие…………………………….………………..12
II Культурологическое исследование Испании…………………………..16
2.1Традиции и обычаи Испании……………………..………………….....16
2.2Особенности национальной кухни, костюма, типа поселений………20
Заключение……………………………………………………………….....26
Список используемой литературы
Содержание.
Введение…………………………………………………………
I Теоретико-методическое изучение культурных особенностей народа...6
1.1 Особенности формирования этнической культуры…………………...6
1.2 Факторы формирования этнической культуры…………………..…....8
1.3 Культурное разнообразие…………………………….………………
II Культурологическое исследование Испании…………………………..16
2.1Традиции и обычаи Испании……………………..………………….....
2.2Особенности национальной кухни, костюма, типа поселений………20
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы
Введение.
Культура - огромное и по объему и по сложности явление. Можно считать, что она зарождалась во времена первых сознательных преобразований природы человеком, появления верований и погребальных обрядов. Слово ‹‹cultura›› ведет свое происхождение от латинского глагола ‹‹colo››, который означает ‹‹обрабатывать, возделывать почву››. Первоначально слово ‹‹культура›› обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл[1].
В широком смысле культурой принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем, а также путем обучения и подражания[2]. Существует более емкое и сложное определение: культура - это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных материальных носителях и передаваемых последующим поколениям[3].
Культура имеет единую систему функций и компоненты, но, несмотря на это, все же она очень различна в контексте этнической культуры. Именно с этой точки зрения культура – это совокупность культурных элементов и структур, которые обладают этнической спецификой, выполняя как этнодифференцирующую функцию в рамках оппозиции мы – не мы, так и этноинтегрирующую функцию, способствуя осознанию своего единства различными, зачастую дисперсно разбросанными частями данного этноса[4].
Культура различных народов своеобразна и неповторима. Естественно, в ней происходят различные переломы, смены ориентиров, все то, благодаря чему можно говорить о развитии, эволюции или революции национальной культуры, но все же этнос сохраняет наиболее важные для себя особенности и отличительные признаки, а потому каждая нация по-своему интересна, и ее нужно изучать. К тому же многие конфликты происходят из-за того, что мы не можем понять и правильно оценить состояние другого человека, чуждую нам манеру его поведения. В межкультурных контактах часто делаются ошибки только потому, что люди незнакомы с нормами и правилами коммуникации, принятыми в другой культуре. А это нередко оборачивается межэтнической напряженностью, экономическими потерями, испорченными человеческими отношениями. Значительная часть конфликтов является всего лишь результатом непонимания. Все это является причиной того, почему я выбрала для себя работу, связанную с изучением этнической культуры.
Объектом нашего исследования являются культурные традиции Испании, а предметом изучения – ее своеобразие и проявление.
Цель работы: исследовать культуру Испании, изучить культурные особенности народов, углубить знания в сфере этнической культуры.
Задачи исследовательской работы: найти необходимую литературу; изучить факторы формирования национальной культуры и ее особенности; исследовать основные компоненты культуры Испании, а именно, обычаи, традиции, менталитет, национальную кухню, традиционные костюмы.
Данная работа состоит из содержания, введения, двух глав, первая из которых содержит три параграфа, а вторая – два, заключения и списка используемой литературы.
В написании работы были использованы следующие источники: для более полного понимания культуры были изучены учебник по социологии Ю.Г.Волкова, учебное пособие по обществознанию А.В.Клименко, словарь по обществознанию под редакцией Ю.Ю.Петрунина; для исследования этнической культуры и культурных особенностей народов были изучены «Народы и культуры» С.А.Арутюнова, «Этнология» под редакцией Е.В.Миськовой, «Культурная антропология» С.А.Арутюнова и С.И.Рыжакова, «Основные классификации народов мира» Н.И.Кирей и Н.И.Бондарь, «Этнология» А.П.Садохина, «Язык и межкультурная коммуникация» С.Г.Тер-Минасовой, «Этногенез и биосфера Земли» А.Н.Гумилева, «Страны и народы» Ю.В.Бромлея, «Брак у народов Западной и Южной Европы» Ю.В.Ивановой и др., а ткже в работе были использованы интернет ресурсы.
I Теоретико-методологическое изучение культурных особенностей народов.
1.1 Особенности формирования этнической культуры.
Этническая культура – это совокупность присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводства условий его жизнедеятельности.[5]
Этническая культура выполняет различные функции: инструментальную – создание и преобразование окружающей среды; нормативную – создание системы средств организации коллективной жизни; функцию инкультурации – создание и преобразование самого человека; сигнификативную – формирование имен и названий, благодаря которому осуществляются умственные и эмоциональные действия человека; познавательную, которая дает возможность человеку создать картину мира; коммуникативная – передача информации.
Признаком формирования этнической культуры является возникновение у группы людей каких-то общих интересов, которые осознаются ими как потребности, принуждающие их жить и действовать коллективно. Важной характеристикой подобных потребностей служит то, что они выражают общий коллективный интерес, содержательно превосходящий механическую сумму индивидуальных интересов членов сообщества. Потребности такого рода могут быть удовлетворены путем совместных действий всего коллектива.
В то же время всякое локальное историческое сообщество живет в конкретном природно-историческом окружении, обстоятельствах места и времени, адаптация к которым служит неотъемлемым условием его существования. Этот процесс непрерывной адаптации и работы по удовлетворению коллективных потребностей в конкретных сложившихся обстоятельствах позволяет членам сообщества накопить свой локальный специфический культурный опыт, выражающийся в особых формах деятельности и взаимодействия и отличающийся от такого же рода опыта других сообществ. Это в итоге ведет к формированию уникальных культурных комплексов, специфичность которых повышается от поколения к поколению за счет естественной аккумуляции культурных отличий, складывающихся в процессе создания людьми своего искусственного окружения.
Вместе с тем культурный опыт всякого сообщества по своему содержанию необычайно велик и эмпирически многообразен. Ни один человек, каким бы культурным опытом он ни обладал, не в состоянии освоить его в объеме, равном культурному опыту всего сообщества. Поэтому отдельные индивиды осваивают и используют лишь часть культурного опыта общества, которая им необходима в практической жизнедеятельности. Большинство же остальных составляющих своего культурного опыта человек усваивает в опосредованном виде. И эти составляющие можно определить как ценностные ориентации, отличающие культуру данного сообщества.
Несмотря на всю важность ценностных ориентации в детерминации общих черт культурного мироощущения сообщества, они нуждаются в более или менее систематизированных приемах и формах применения, т.е. в практических стереотипах поведения, отвечают повседневным нуждам и потребностям людей. Это происходит в форме постоянной корректировки норм и стандартов деятельности и формирования в результате этого соответствующих образов жизни и картин мира, характерных для конкретного этнического сообщества.
Этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, в воспитании детей, в одежде, в устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре.
Вообще, чтобы познать культуру каждого этноса, необходимо изучить все ее компоненты. К компонентам культуры, несущим национально-специфическую окраску, можно отнести следующие:
а) традиции (или устойчивые элементы культуры), а также обычаи (определяемые как традиции в «соционормативной» сфере культуры) и обряды (выполняющие функцию неосознанного приобщения к господствующей в данной системе нормативных требований);
б) бытовую культуру, тесно связанную с традициями, вследствие чего ее нередко называют традиционно-бытовой культурой;
в) повседневное поведение (привычки представителей некоторой культуры, принятые в некотором социуме нормы общения), а также связанные с ним мимический и пантомимический (кинесический) коды, используемые носителями некоторой лингвокультурной общности;
г) «национальные картины мира», отражающие специфику восприятия окружающего мира, национальные особенности мышления представителей той или иной культуры;
д) художественную культуру, отражающую культурные традиции того или иного этноса.
Специфическими особенностями обладает и сам носитель национального языка и культуры. В межкультурном общении необходимо учитывать особенности национального характера коммуникантов, специфику их эмоционального склада, национально-специфические особенности мышления.[6]
1.2 Факторы формирования этнической культуры.
На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса. Важным элементом этнической культуры является самоназвание народа (этноним).
Географический фактор.
Примеры воздействия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, начиная с орудий труда, предметов быта и кончая самими этнонимами. Так, климат во многом определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур, от него зависят и средства транспорта. Состав местной растительности определяет материал жилища и его виды, а вместе с особенностями фауны сказывается на специфике повседневной жизни и культурно-хозяйственном развитии.
Характерные особенности географической среды оказывают также влияние формирование стереотипов поведения, привычек, обычаев, обрядов. Этносам тропического пояса, например, незнакомы многие обряды, характерные для жителей умеренного пояса и связанные с сезонными циклами земледельческих работ.
Географическая среда находит отражение и в этническом самоназвании. Именно ландшафты этнической территории ассоциируются в сознании людей с «родной землей». Некоторые элементы ландшафта либо в виде зрительных образов (береза у русских, сакура у японцев), либо в сочетании с топонимикой (река Волга у русских, гора Фудзи у японцев) становятся своего рода символами этнической принадлежности. Природные условия влияют и на историческую судьбу народа. Так, островное положение этноса способствует развитию кораблестроения, рыболовства, мореплавания.
Языковой фактор. Язык этноса способствует, прежде всего, формированию чувства групповой идентичности. Он поддерживает сплоченность этнической группы. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в данной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая намять. И наконец, язык как элемент культуры участвует в процессе приобретения практического опыта людьми, особенно членами одной этнической группы. Преимущественно благодаря языкам современная этническая картина мира отличается такой пестротой и разнообразием.
Религиозный фактор. Значение религии в формировании этнической культуры общеизвестно. Например, нынешнюю Бельгию населяют два народа – фламандцы, говорящие на одном из германских языков, и валлоны, чей родной язык – французский.
Это рождает массу проблем, но слишком крепка их связь, обязанная, прежде всего, общей религии – католицизму. Хорошо известен и другой пример. Хорваты и сербы, говорящие на одном и том же языке, тем не менее, являются разными народами, что во многом вызвано различиями в религии: хорваты – католики, сербы – православные. Отсюда – разные культуры
Этнонимический фактор.
Важным элементом этнической культуры является название этноса, причем сам народ называет себя совсем не так, как его соседи. Например, мы себя называем русскими. А латыши называют русских – ‹‹криеви», финны и эстонцы – ‹‹вене», турки – ‹‹казак». Этнографам понятно, откуда взялись эти названия. Латыши помнят своих ближайших соседей-славян в старину – племя кривичей. Эстонцы же и финны, скорее всего, перенесли на русских имя древних славянских племен Прибалтики – венедов. А для турок – исторически – представителями России были казаки.
Гораздо сложнее вопрос, откуда берутся самоназвания этносов. Имя становится нужно этносу, когда он уже прошел определенный путь своего формирования и развития. Долгое время все человечество делилось в глазах людей на две части: собственное племя и все остальные, причем «мы» - это люди, а «они» - все остальные племена без различия, не-люди. Поэтому очень многие этнонимы восходят к этому понятию - «люди».