Культура информационного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:39, реферат

Описание работы

Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Содержание

Введение…………………………………………3
Глава 1. Образование в современном обществе………4
1.1 Необходимость непрерывного образования …………4
1.2 Последствия смены методов образования…………5
1.3 Информационное образование……………6
1.3.1 Проблемы информационного образования и формирования информационной культуры……6
Решения проблем информационного образования ……6
Глава 2. Информационная культура ……………………10
2.1 Основные свойства информационного общества…………10
2.2 Сущность информационной культуры………………11
2.3 Признаки информационно – культурного человека ………………….…13
2.4 Элементы информационной культуры..……… ……14
2.5 Основные принципы информационной культуры………16
2.6 Становление информационного общества как результат культурного развития общества………17
Заключение………………………………

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ !.docx

— 51.40 Кб (Скачать)

В информационном обществе деятельность людей все в большей степени  зависит от их способности эффективно использовать электронные информационные ресурсы. Для свободной ориентации в электронных информационных потоках  современный человек должен уметь  получать, обрабатывать и использовать электронные информационные ресурсы  с помощью компьютера, телекоммуникаций и других средств связи. Заложить фундамент информационной культуры призвана дисциплина «Информационная культура», которая должна изучаться со школьной скамьи, затем приобретать более целенаправленный характер. Это дисциплина новая, своим появлением она обязана бурному развитию информатизации общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность  информационной культуры

Культура, как известно, принадлежит  к числу наиболее сложных и  многоликих социальных явлений, поэтому  она понимается весьма неоднозначно, так как часто выступает в  качестве составляющей человеческой деятельности (культура техническая, экологическая, художественная, культура мышления и  чувств, труда, обычаев и т.д.).

Информационная культура соотносится  с областью информационной деятельности людей в обществе, т.е. с реализацией  всей совокупности информационных процессов, используемых человеком.

Таким образом, основным капиталом XXI века станет не природно-ресурсный  потенциал страны, даже не финансы, а интеллектуальный (в том числе  научно-образовательный, информационный и коммуникационный) потенциал и  информационная культура. Страны, лишенные такого «капитала», будут быстро отставать  и превратятся в сырьевые колонии  или придатки других стран, либо в  «экономически грязные» цеха мировой  экономики.

Научно-образовательный, информационный и интеллектуальный потенциал, на котором  только и могут базироваться высокие  технологии нового века, во всех сферах жизни общества невозможно быстро создать, даже располагая другими видами капитала. Нужна устойчиво работающая наука, образование, профессиональные, политические и управленческие структуры, оснащенные современными информационными технологиями.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного  использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах  человеческой деятельности.

В начале 90-х годов наряду с иными  особенностями этого периода  наступило осознание информатики  в предельно широком социокультурном  контексте. Такие феномены, как информация, информатизация общества и другие, теперь прямо соотносятся с культурой  человечества и с основными тенденциями  её дальнейшего развития.

В этом плане, в частности, начато изучение информационной культуры личности и общества как особой грани человеческой культуры в целом. Имеется в виду интегральное обозначение тех аспектов культуры, которые непосредственно отражают всю совокупность информационных процессов, используемых человеком. Информационная культура включает такие составляющие: средства массовой информации; печатные средства; новые информационные технологии.

Учитывая, что человечество приступило к созданию информационного общества, в данной работе я рассмотрю информационную культуру с учетом формирования данного  общества на базе новых информационных технологий и телекоммуникационных средств.

Между тем подавляющее число  публикаций в этой области посвящено  только технике, как будто техника  существует сама по себе и только для  себя. Иногда в пылу информационных преобразований все-таки вспоминают о  человеке, преподнося мрачные сведения о влиянии ПК на его здоровье. Азы информатики и массовый переход  на «ты» с компьютерами уже дают о себе знать, т.е. мы являемся живыми свидетелями перехода общества из индустриального  в информационное, что влечет изменение  в культуре поведения человека, т.е. он должен научиться жить по правилам информационного общества. Хотя в Законе «О Национальной программе информатизации» приведено содержание основных терминов и понятий, относящихся к информатизации, об информационной культуре пока не упоминается, как и в других нормативных документах по вопросам информатизации, но в научной литературе такое понятие существует. Однако его содержание полностью не раскрыто.

Более общим по отношению к данному  понятию является термин «культура». Само понятие «культура» предполагает наличие традиций, памяти общества. Элементы общей культуры, регулирующие развитие системы хозяйствования, формируются  вне экономики - в сферах морали, политики, права, идеологии, религии. Вырабатываемые здесь образцы сознания и поведения  далее ассимилируются системой хозяйствования и становятся ее частью.

Влияние на систему хозяйствования внешнего культурного окружения, а  также ценностей и норм, рождающихся  внутри ее самой, приводит к тому, что  хозяйствование как бы насыщается культурой, пропитывается ею. Вследствие этого его развитие начинает зависеть от качества воспринятой им культуры. Соотношение этих понятий позволяет показать различные виды и разновидности культуры, понять связь между ними. Наиболее точным понятием культуры, на мой взгляд, представляется такое.

Культура – исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, а  также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.2

 

    1. Признаки информационно – культурного человека

Информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется  в следующих аспектах:

  • конкретных навыках по использованию технических средств (от арифмометра до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • способности использовать в своей деятельности современную компьютеризированную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять её в понятном виде и уметь эффективно использовать;
  • овладении основами аналитической обработки информации;
  • умении работать с различной информацией;
  • знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности;
  • использовании правовых актов, обеспечивающих информационные процессы;
  • владении основами эргономической и информационной безопасности.

 

    1. Элементы информационной культуры

Какие же части различных отраслей науки и техники имеют непосредственное отношение к информационной культуре и каковы в соответствии с этим элементы информационной культуры?

Термин «информационная культура»  объединяет десятки требований (правил), распространяемых на всех пользователей  кибернетических орудий труда. В  зависимости от происхождения и  характера эти требования не одинаковы. В одних случаях они имеют  моральное содержание, в других –  юридическое, в третьих – техническое. Не вдаваясь в оценку и анализ происхождения  сущности и практического значения всех элементов (это задача соответствующих  отраслей науки и техники), отметим  точки соприкосновения требований отдельных элементов науки управления с собственно информационной культурой.

Элементами информационной культуры являются определённые требования и  правила, обусловленные принципами и нормами морали, права, техническими нормами и иными обстоятельствами.

Моральные нормы информационной культуры в сфере управления производством играют значительную роль. Будучи более обширными и обстоятельными, чем другие нормы, они применяются к более широкому кругу общественных отношений. Мораль регулирует поведение личности, ее отношение к другим людям. Ее основное назначение – обеспечить социальное поведение человека, предотвратить нарушение им интересов общественного долга.

Юридические (правовые) требования информационной культуры отражены в государственно-правовых нормативных актах (положениях, правилах и постановлениях). Если правовой нормативный акт указывает, что работник должен соблюдать при исполнении служебных обязанностей требования, прописанные определённым нормативным актом, например, по обеспечению информационной безопасности, значит налицо правовое требование.

Эстетическое восприятие является одним из наиболее распространенных типов восприятия действительности, причем его основная особенность состоит в том, что ответ постигается эмоционально в неразрывном единстве его сущности и явления, внутренней и внешней, количественной и качественной стороны. Непосредственным результатом эстетического восприятия, эстетического переживания, в котором в эмоциональной форме выражается эстетическая оценка воспринимаемого объекта.

Эстетическое восприятие в информационной культуре определяется подачей меню пользователям, внешним видом создаваемых  сайтов и web-страниц и т.д.

Требования технической эстетики конкретизируются в эстетические требования применительно к среде, в которой  осуществляется управление. Требования эстетики распространяются на предметы материального мира, «мира вещей», в окружении и с помощью  которых осуществляется управленческий процесс. В данном случае информационная культура выражается в оформлении компьютеризированного  рабочего места пользователя, используемого  технического его оснащения.

Архитектурные требования информационной культуры преследуют цель создания наиболее рациональных по конструкции и внешней планировке помещений, в которых располагаются компьютеризированные рабочие места пользователей органов управления и производства. Требования экономического характера (стоимость, рентабельность, производительность труда, эффективность труда и т.п.) на первый взгляд выступают против информационной культуры, так как соблюдение надлежащего её уровня требует затрат, а чем меньше расходы, тем экономичнее управление. Однако в действительности разумное вложение средств в информатизацию процесса управления и производства совершенствует, упрощает выполнение управленческих операций, дает положительный эффект с точки зрения культуры управления.

Психологические требования информационной культуры имеют свои особенности, которые нужно учитывать при общении пользователей через ПК, Интернет, что обеспечит выработку правильных решений, облегчит процесс управления.

В частности, следует учитывать  такие психологические факторы, как строгое внутреннее единство указаний, даваемых исполнителям, индивидуальный подход к людям, способность зажигаться новой идеей и пр.

Санитарно-гигиенические требования имеют непосредственное отношение к информационной культуре. Такие эргономические требования, как нормальное освещение и вентиляция, создание оптимальной температурной и влажной среды воздуха в служебных помещениях, правильное расположение техники на рабочем столе, удобная рабочая мебель нужных размеров улучшают физическое самочувствие служащих, положительно сказываются на информационной культуре.

Учет  элементов информационной культуры, многообразие деятельности органов  хозяйственного управления позволит поднять  уровень управления и управленческого  труда и упростить процесс  управления, улучшить условия труда, сделать более четкой и слаженной  работу всего персонала, повысить государственную  и трудовую дисциплину.

 

    1. Основные принципы информационной культуры
  1. Комплексный подход к решению информационных проблем управления. Этот принцип исключает решение вопросов совершенствования системы управления производством на основе какой-либо отдельно взятой науки.
  2. Общее упорядочение информационной системы. В процессе создания, функционирования компьютеризированных систем управления на социально-экономических объектах необходимо провести процесс упорядочения. Упорядочивается все: технология, процессы управления, структура и потоки информации, методы управления и обязанности должностных лиц.
  3. Философия определяется взаимоотношением разработчиков проектов КСУ и заказчиков.
  4. Поиск постоянно повторяющихся характеристик поведения людей, их взаимодействие, ритуалы, формы проявления почтительности, манеры поведения.
  5. Правила игры, которые необходимо соблюдать, чтобы преуспеть в организации и на рынке.
  6. Уважение прав личности, поощрение свободного обмена информацией.
  7. Достаточные удобства для многочисленных и зачастую неподготовленных пользователей, общающихся с электронной вычислительной техникой в интерактивном режиме, должны быть обеспечены с учетом эргономической безопасности.
  8. Обеспечение безопасности и защиты информации в компьютеризированных системах.

 

    1. Становление информационного общества как результат культурного развития общества

Информационное общество - общество, уровень которого в решающей степени  определяется количеством и качеством  накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью. С этим термином приято связывать постиндустриальное состояние человеческой цивилизации. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к  увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность  к творчеству, возрастает спрос на знания. Уменьшается доля физического  труда и сокращается объем  рутинного умственного труда. В  результате растет значение творческой составляющей в любом виде профессиональной деятельности и осуществляется принцип  «человеку - человеческое, машине –  машинное». Движущей силой развития общества становится производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт становится более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Отличительной особенностью информационного общества ХХI века, по мнению специалистов, будет ориентация на использование знаний и сетевых технологий.3

Информация о работе Культура информационного общества