Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:39, реферат
Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
Введение…………………………………………3
Глава 1. Образование в современном обществе………4
1.1 Необходимость непрерывного образования …………4
1.2 Последствия смены методов образования…………5
1.3 Информационное образование……………6
1.3.1 Проблемы информационного образования и формирования информационной культуры……6
Решения проблем информационного образования ……6
Глава 2. Информационная культура ……………………10
2.1 Основные свойства информационного общества…………10
2.2 Сущность информационной культуры………………11
2.3 Признаки информационно – культурного человека ………………….…13
2.4 Элементы информационной культуры..……… ……14
2.5 Основные принципы информационной культуры………16
2.6 Становление информационного общества как результат культурного развития общества………17
Заключение………………………………
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ»
КАФЕДРА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
ИНСТИТУТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Тема
«Культура информационного общества»
Творческое задание (реферат)
по учебной дисциплине «Культурология»
Выполнил:
Студент группы ЭР-05-11
Ичетовкин М. И.
Проверил
Веселов Александр Александрович
Москва, 2011
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Образование в современном обществе……………………... |
4 |
1.1 Необходимость непрерывного образования ……………………………. |
4 |
1.2 Последствия смены методов образования……………………………… |
5 |
1.3 Информационное образование…………………………………………. |
6 |
1.3.1 Проблемы информационного |
6 |
|
6 |
Глава 2. Информационная культура ………………………………………. |
10 |
2.1 Основные свойства информационного общества………………………. |
10 |
2.2 Сущность информационной культуры…………………………………. |
11 |
2.3 Признаки информационно – культурного человека ………………….……………………. …. |
13 |
2.4 Элементы информационной культуры..……… ………………………… |
14 |
2.5 Основные принципы информационной культуры……………………… |
16 |
2.6 Становление информационного
общества как результат |
17 |
Заключение…………………………………………………… |
18 |
Список литературы………………………………… |
19 |
Введение.
Современное состояние человеческой
цивилизации правомерно связывают
с развитием информационного
общества - общества, уровень которого
в решающей степени определяется
количеством и качеством
Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека.
На сегодняшний день есть все
основания говорить о формировании
новой информационной культуры, которая
может стать элементом общей
культуры человечества и будет включать
в себя знания об информационной среде,
законах ее функционирования, умение
ориентироваться в
Информационная культура пока
еще является показателем не
общей, а, скорее, профессиональной
культуры, но со временем станет
важным фактором развития
Глава 1. Образование в современном обществе
Построение информационного общества, по праву, относится к числу приоритетных задач человечества. Развитие информационного общества, часто именуемого «обучающимся обществом», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видов деятельности.
Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении самой парадигмы и модели образования. Возникла необходимость обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию информационно - коммуникационных технологий. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом — «образование в течение всей жизни». Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической, культуро-ориентированной; многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Важнейшей составляющей новой парадигмы образования стала идея непрерывного образования, охватывающего все формы, типы и все уровни образования, выходящего далеко за рамки так называемого формального образования.
Понимание необходимости непрерывного образования предполагает формирование убеждения в том, что всякое знание относительно и основу надежности создает лишь обновление и приращение знаний, длящиеся всю профессиональную жизнь.
Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования — противоречия между стремительным темпом роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Однако для этого педагог не только должен сам владеть основами информационных знаний и умений, но и быть профессионально готов транслировать их, формируя особый тип культуры — информационную культуру личности.
Смена парадигмы образования имеет
весьма существенные следствия не только
для образовательных
Таким образом, и для образовательных учреждений, и для библиотек организация информационного образования и повышение информационной культуры личности представляют задачу первостепенной важности, а сами учителя, преподаватели и библиотекари становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры учащейся молодежи.
К сожалению, в нашей стране в
настоящее время отсутствует
целостная государственная
В качестве рационального способа
решения проблемы информационного
образования нам представляется
необходимым внедрение в
Информационная культура личности
— одна из составляющих общей культуры
человека; совокупность информационного
мировоззрения и системы знаний
и умений, обеспечивающих целенаправленную
самостоятельную деятельность по оптимальному
удовлетворению индивидуальных информационных
потребностей с использованием как
традиционных, так и информационно-
В рамках выдвинутой концепции разработана модель курса «Основы информационной культуры личности». Разработанная модель была положена в основу комплекса учебных программ по основам информационной культуры, рассчитанных на различные категории обучаемых: учащихся общеобразовательных ученых заведений; учителей; студентов и аспирантов вузов культуры и искусств. Все разработанные учебные программы, независимо от категории пользователей, на которых они рассчитаны, объединяет единство цели —облегчить положение потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания». Реализации этой цели способствует интегративный характер курса, в котором используются достижения целого ряда дисциплин: информатики, библиотековедения и библиографоведения, прикладной лингвистики, функциональной стилистики, теории текста, прикладной психологии, логики, культуры чтения.
В основу построения модели курса «Основы информационной культуры личности» положены общеметодологические принципы информационного образования: принцип культурологического подхода, принцип системного подхода, принцип интегративности; принцип деятельностного подхода, принцип технологического подхода, принцип непрерывности. Реализация принципа деятельностного подхода означает, что курс «Основы информационной культуры личности» строится не с позиций библиотекаря, информационного работника, пытающегося объяснить школьнику, студенту, учителю как устроена библиотека, информационная служба или компьютер и посвятить его в тонкости библиотечно-библиографической, информационной, компьютерной технологии, а с позиций пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной или профессиональной деятельности.
Сформулированные принципы были положены в основу разработанного комплекса учебных программ по основам информационной культуры. Он обеспечивает решение следующих задач: дать представление о вхождении мировой цивилизации в информационное общество, сформировать у обучаемых представление о сложности и многообразии существующих информационных ресурсов; вооружить их алгоритмами поиска и аналитико-синтетической переработки, извлечения и оценки информации, преобразования найденной информации и получения на этой основе новых данных; научить технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной, научно-исследовательской, профессиональной деятельности пользователя.
Стремление обеспечить на практике
не только понимание разработанной
концепции формирования информационной
культуры личности, но и ее претворение
в жизнь обусловило выделение
в составе настоящего издания
двух частей: теоретической и учебно-
Вторая часть состоит из трех
глав, содержащих учебные программы
курса «Основы информационной культуры
личности» для различных
Глава 2. Информационная культура.