Культура информационного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:39, реферат

Описание работы

Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Содержание

Введение…………………………………………3
Глава 1. Образование в современном обществе………4
1.1 Необходимость непрерывного образования …………4
1.2 Последствия смены методов образования…………5
1.3 Информационное образование……………6
1.3.1 Проблемы информационного образования и формирования информационной культуры……6
Решения проблем информационного образования ……6
Глава 2. Информационная культура ……………………10
2.1 Основные свойства информационного общества…………10
2.2 Сущность информационной культуры………………11
2.3 Признаки информационно – культурного человека ………………….…13
2.4 Элементы информационной культуры..……… ……14
2.5 Основные принципы информационной культуры………16
2.6 Становление информационного общества как результат культурного развития общества………17
Заключение………………………………

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ !.docx

— 51.40 Кб (Скачать)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ»

КАФЕДРА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

ИНСТИТУТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

 

Тема

«Культура информационного общества»

 

 

 

Творческое  задание (реферат)

по учебной  дисциплине «Культурология»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы ЭР-05-11

 

 

 

Ичетовкин М. И.

 

 

 

Проверил

Веселов Александр Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….

3

Глава 1. Образование в современном обществе……………………...

4

1.1 Необходимость непрерывного образования …………………………….

4

1.2 Последствия смены методов образования………………………………

5

1.3 Информационное образование………………………………………….

6

1.3.1 Проблемы информационного образования  и формирования информационной  культуры……………………………………………….

6

      1. Решения проблем информационного образования ………………

6

Глава 2. Информационная культура ……………………………………….

10

2.1 Основные свойства информационного общества……………………….

10

2.2 Сущность  информационной культуры………………………………….

11

2.3   Признаки информационно – культурного человека ………………….……………………. ….

13

2.4 Элементы информационной культуры..……… …………………………

14

2.5 Основные принципы информационной культуры………………………

16

2.6 Становление информационного  общества как результат культурного  развития общества……………………………………………………………..

 

17

Заключение………………………………………………………………………

18

Список литературы…………………………………………………………….

19


 

Введение.

 

Современное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают  с развитием информационного  общества - общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной  информации, ее свободой и доступностью. Возникновение информационного  общества неразрывно связано с осознанием фундаментальной роли информации в  общественном развитии, рассмотрением  в широком социокультурном контексте  таких феноменов, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация.

Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных  творческих способностей человека.

На сегодняшний день есть все  основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая  может стать элементом общей  культуры человечества и будет включать в себя знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.

 Информационная культура пока  еще является показателем не  общей, а, скорее, профессиональной  культуры, но со временем станет  важным фактором развития каждой  личности.

 

 

 

 

Глава 1. Образование в современном обществе

 

    1. Необходимость непрерывного образования

 Построение информационного общества, по праву, относится к числу приоритетных задач человечества. Развитие информационного общества, часто именуемого «обучающимся обществом», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видов деятельности.

Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении самой парадигмы  и модели образования. Возникла необходимость  обеспечить адекватность образования  динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию информационно - коммуникационных технологий. Вхождение  человечества в эпоху информационного  общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом — «образование в течение всей жизни». Качественно  новыми чертами, характеризующими инновационную  парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход  от репродуктивной модели образования  к продуктивной, гуманистической, культуро-ориентированной; многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Важнейшей составляющей новой парадигмы образования стала идея непрерывного образования, охватывающего все формы, типы и все уровни образования, выходящего далеко за рамки так называемого формального образования.

Понимание необходимости непрерывного образования предполагает формирование убеждения в том, что всякое знание относительно и основу надежности создает  лишь обновление и приращение знаний, длящиеся всю профессиональную жизнь.

Реализация идеи непрерывного образования  направлена на преодоление основного  противоречия современной системы  образования — противоречия между  стремительным темпом роста знаний в современном мире и ограниченными  возможностями их усвоения человеком  в период обучения. Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Однако для этого педагог не только должен сам владеть основами информационных знаний и умений, но и быть профессионально готов транслировать их, формируя особый тип культуры — информационную культуру личности.

 

    1. Следствия смены методов образования

Смена парадигмы образования имеет  весьма существенные следствия не только для образовательных учреждений, но и для библиотек, поскольку  существенным образом влияет на реализацию образовательной функции библиотеки. Значительное возрастание доли самостоятельной работы с источниками информации в структуре практически любого вида деятельности человека, живущего в информационном обществе, широкое внедрение новых информационных технологий, существенно обогативших номенклатуру информационных продуктов и услуг, предоставляемых потребителям информации, — все это обусловливает необходимость владения библиотекарем не только традиционными профессиональными знаниями и умениями, но и заставляет осваивать методы обучения пользователей навыкам работы с информацией.

Таким образом, и для образовательных  учреждений, и для библиотек организация  информационного образования и  повышение информационной культуры личности представляют задачу первостепенной важности, а сами учителя, преподаватели  и библиотекари становятся ключевыми  фигурами, от которых в первую очередь  зависит возможность реального  повышения уровня информационной культуры учащейся молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Информационное образование
      1. Проблемы информационного образования и формирования информационной культуры

К сожалению, в нашей стране в  настоящее время отсутствует  целостная государственная концепция  информационного образования и  формирования информационной культуры. Информационная культура в последнее  время ассоциируется преимущественно  с технико-технологическими аспектами  информатизации, овладением навыками работы с персональным компьютером. Преобладает монодисциплинарный подход, в рамках которого формирование информационной культуры сводится либо к обучению основам библиотечно-библиографических знаний, либо к ликвидации компьютерной безграмотности, либо к овладению рациональными приемами работы с книгой и т. п. Каждое из этих направлений само по себе не вызывает сомнений, однако, имея локальный характер, ни одно из этих направлений неспособно решить проблему в целом — формирование информационной культуры личности.1 Особую сложность создает отсутствие дифференциации в обучении различных категорий пользователей. В большинстве программ, пособий, руководств либо вообще отсутствует обозначение категории пользователя, либо она указана не вполне четко. Ситуация усугубляется отсутствием специально подготовленных педагогических кадров и необходимой учебно-методической литературы.

 

      1. Решения проблем информационного образования

В качестве рационального способа  решения проблемы информационного  образования нам представляется необходимым внедрение в образовательных  учреждениях всех уровней интегративного учебного курса «Основы информационной культуры личности». При этом ведущая  роль в освоении курса отводится  учителю, закладывающему основы информационной культуры личности, без которой невозможна реализация главной идеи непрерывного образования — «образование в течение всей жизни».

Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного  мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как  традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

В рамках выдвинутой концепции разработана  модель курса «Основы информационной культуры личности». Разработанная  модель была положена в основу комплекса  учебных программ по основам информационной культуры, рассчитанных на различные  категории обучаемых: учащихся общеобразовательных  ученых заведений; учителей; студентов  и аспирантов вузов культуры и  искусств. Все разработанные учебные  программы, независимо от категории  пользователей, на которых они рассчитаны, объединяет единство цели —облегчить положение потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания». Реализации этой цели способствует интегративный характер курса, в котором используются достижения целого ряда дисциплин: информатики, библиотековедения и библиографоведения, прикладной лингвистики, функциональной стилистики, теории текста, прикладной психологии, логики, культуры чтения.

В основу построения модели курса  «Основы информационной культуры личности»  положены общеметодологические принципы информационного образования: принцип  культурологического подхода, принцип  системного подхода, принцип интегративности; принцип деятельностного подхода, принцип технологического подхода, принцип непрерывности. Реализация принципа деятельностного подхода означает, что курс «Основы информационной культуры личности» строится не с позиций библиотекаря, информационного работника, пытающегося объяснить школьнику, студенту, учителю как устроена библиотека, информационная служба или компьютер и посвятить его в тонкости библиотечно-библиографической, информационной, компьютерной технологии, а с позиций пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной или профессиональной деятельности.

Сформулированные принципы были положены в основу разработанного комплекса  учебных программ по основам информационной культуры. Он обеспечивает решение следующих задач: дать представление о вхождении мировой цивилизации в информационное общество, сформировать у обучаемых представление о сложности и многообразии существующих информационных ресурсов; вооружить их алгоритмами поиска и аналитико-синтетической переработки, извлечения и оценки информации, преобразования найденной информации и получения на этой основе новых данных; научить технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной, научно-исследовательской, профессиональной деятельности пользователя.

Стремление обеспечить на практике не только понимание разработанной  концепции формирования информационной культуры личности, но и ее претворение  в жизнь обусловило выделение  в составе настоящего издания  двух частей: теоретической и учебно-методической. В первой части раскрываются теоретические  основы формирования информационной культуры личности и, прежде всего, сущность концепции  формирования информационной культуры личности. Разработка концепции стала  возможной в результате упорядочения понятийно-терминологического аппарата в сфере информационной подготовки, выявления информационной природы  кардинальных преобразований в современном  образовании, понимания неразрывной  связи качества образования с  уровнем информационной культуры личности.

Вторая часть состоит из трех глав, содержащих учебные программы  курса «Основы информационной культуры личности» для различных категорий  обучаемых.. Все три главы второй части объединены концепцией деятельностного подхода, прикладной направленностью, интегративностью содержания, обусловленного пониманием информационной культуры как целостного явления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Информационная культура.

 

    1. Основные свойства информационного общества
  • электронные информационные ресурсы становятся важным ресурсом и подлинно ведущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития;
  • формируется рынок электронных информационных ресурсов как фактор производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала;
  • развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность;
  • развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-телекоммуникационных технологий существенно меняет модель образования, труда, общественной жизни и отдыха.

Информация о работе Культура информационного общества