Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:35, контрольная работа
Наука по своему происхождению представляет социокультурный организм, созданный человечеством в процессе своего исторического развития. В начале он функционировал в рамках мифологии, религии, философии, искусства, трудовой деятельности, то есть в рамках культуры, понимаемой в широком смысле этого слова. Затем он отделился и стал приобретать свои собственные черты, вырабатывать свои собственные законы, свою собственную культуру.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Наука как феномен культуры:
1.1 Определение науки……………………………………………………….5
1.2 Происхождение науки, основные черты европейского научного мышления…………………………………………………………………..7
2. Противоречие науки и культуры:
2.1 НТП, НТР и развитие личности……………………………………..…13
2.2 Культурный смыл технократизма и технократического
мышления………........................................................................................…18
Заключение………………………………………………………………….……24
Список литературы………………………………………………………………25
2.2 Культурный смысл технкратизма и технократического мышления.
Компасом для науки должна быть культура, понимаемая и принимаемая не только как прародительница науки, не только как давно прошедшее или наспех созданное сиюминутное, а как бессмертное, т.е. непрерывно воспроизводящееся, свершающееся настоящее. Культура должна пониматься как длящийся процесс, как напряженная связь прошлого настоящего и будущего. Такая напряженная связь может существовать посредством усилий ума, напряженного и вместе с тем свободного сознательного действия, страстей души, соединяющих все три указанных цвета времени в жизненном пространстве личности и социума.
Культура - это язык, объединяющий человечество. Это высказывание принадлежит русскому философу и теологу о. Павлу Флоренскому. Заметим: язык объединяющий человечество, а не ученый мир, являющийся его меньшей частью. Конечно, важнейшая задача науки состоит в создании языка описания той или иной части предметного или социокультурного мира, который с точки зрения свободного ученого, заслуживает внимания. Но ученый адресуется к коллегам, к профессионалам, а не к человечеству. Когда же он меняет адрес, к сожалению, оказывается слишком поздно: Карфаген уже разрушен. Культура - это среда, растящая и питающая личность. Можно ли сказать то же самое о науке, не погрешив против истины? А.Эйнштейн говорил о том, что если из Храма науки удалить карьеристов и прочих малопорядочных людей, этот Храм сильно опустеет. Само по себе занятие наукой автоматически не обеспечивает роста личности: личностью желательно стать до того, как станешь ученым. Это одно из необходимых условий того, чтобы стать настоящим ученым, а не функционером в науке или от науки.
Культура - это производительное существование. Именно производительное, а не разрушительное, конструктивное, а не деструктивное. Недаром в России говорят: «Ломать - не строить». Поэтому культура - это труд, а ее приобретение труд не меньший. Б.Пастернак, что культура первому встречному в объятия не бросается. В культуре воплощается не только труд, но и дух человеческий, а для науки (особенно прикладной), для техники достаточно таланта, который, как известно, не совпадает с духом. Конечно, в науке и технике, как и в других сферах человеческой деятельности, например, в рыцарстве или монашестве выковываются личности, формируется дух человеческий.
Наука
и техника стали сегодня
Предысторию техницизма можно проследить от философского понятия платоников о Демиурге к библейской традиции, но собственно как духовный феномен техницизм появляется гораздо позднее. Его основы были заложены в эпоху Возрождения с ее поэтизации человека-творца, совершенствующего божественное мироустройство свой технологической мощью. Новое время реализовало эти принципы в онтологических и антропологических построениях механицизма, а ХХ век - в области социологии и политологии. О неорганичности тезиса пересоздания природы хорошо писал П.В.Палиевский: «И пересоздают, мало заботясь о том, что изрезав это естественное «несовершенство» на функции, его не удается в прежнем живом качестве составить и собрать. Тот, кто думает, что собрать все-таки можно - стоит лишь узнать, «как сделано», - ошибается: человек (и вообще все природное) не кукла, именно потому, что секрет его изготовления не имеет начала; можно лишь более или менее удачно воспроизвести то, что сейчас известно и узнается, т.е. из внешнего скроить и сшить какое-то подобие растущего изнутри движения; иногда очень близко, до неразличимости изготовить что-нибудь двигающееся, даже говорящее и прочее, имеющее все функции, кроме одной - присутствия в нем всего богатства мира».9
Яркая характеристика техницизма как уподобления действительности комплексу технических устройств дана в статье Г.Синченко, Н.Николаенко, В.Шкарупы «От техницизма - к экоразуму». Авторы отмечают, что с психологической точки зрения техницизм фокусирует профессиональную гордость, энтузиазм, «цеховуюд» сплоченность дипломированных потомков Архимеда и в то же время «несет в себе ген «профессионального кретинизма» априорного пренебрежения и глухоты к альтернативным, да и просто не инженерным нормам и традициям».10
В основе доктрины техницизма лежит положение, что мир спасет инженерная забота «Бог техницизма - великий инженер. Созданный им мир - земля обетованная для человека-инженера: все он охватывает как предмет или средство инженерного действия, впервые придающего вещам их подлинный смысл... Эволюция этой доктрины была предопределена чудесным превращением работящей Золушки-техники в ослепительную королеву материального обмена».11
Технократическое мышление не является неотъемлемой чертой представителей науки вообще и технического знания в частности. Оно может быть свойственно и политическому деятелю, и представителю искусства, и гуманитарию, и педагогу-предметнику, и воспитателю. Технократическое мышление - это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотезники) над человеком, его ценностями, культурой. Технократическое мышление - это Рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства.
Существенной особенностью технократического мышления является взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только сама деятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей. Технократическое мышление весьма неплохо программирует присущий ему субъективизм, за которым, в свою очередь, лежать определенные социальные интересы.
Нельзя
идентифицировать технократическое мышление
с мышлением ученых или техников.
Технократическое мышление - это скорее
прообраз искусственного интеллекта.
Хотя последнего еще нет, технократическое
мышление - уже реальность, и есть
опасность, что создаваемый на основе
его средств искусственный
Под
влиянием современной научно-
Виновником
той катастрофической ситуации, в
которой оказалось человечество
выступает культивированный новоевропейский
тип рациональности. Имеет место
скорее иррациональность, чем рациональность
человеческих действий, наблюдается
технологическая идиотичность и
рациональность без разума, безумна
рациональность. Несоответствие целевого
и ценностного типов
Заключение.
Роль науки в культуре оценивается по-разному. С одной стороны наука позволила человеку выйти в космос, совершить «зеленую революцию, накормив многих голодных в развивающихся странах, создала такие мощные усилители человеческого интеллекта, как компьютеры. С другой стороны, следствиями научной деятельности являются Чернобыльская катастрофа, разработка оружия массового уничтожения и ряд экологических бедствий, обрушившихся на человека.
На вопрос что же такое наука - благо или
зло, - однозначного ответа нет. Наука может
быть и тем и другим в зависимости от того,
в чьих руках она находится и для достижения
каких целей используются ее результаты.
Если ее результаты используют компетентные,
высоконравственные люди, то наука несет
добро. Последствия научной деятельности
зависят и от моральных качеств и от их
знаний и умений.
Список литературы:
1. Библер В. Цивилизация и культура. М.1993.
2. Будов
А.И. Протестантизм и
3. Вебер М. Наука как призвание и профессия.// Мир через культуру. Вып.2, МГТУ, М., 1995.
4. Герцен А.И. Собр.соч. в 30 томах. Т.3. М.,1954.
5. Ильин В.В. Теория познания. Эпистепология. М. МГУ, 1994.
6. Наука в зеркале философии ХХ. М., 1992
7. Научный прогресс; Когнитивные и социокультурные аспекты. М. 1993.
8. Палиевский П.В. Литература и теория. М. 1979.
9. Печчеи А. Человеческие качества. М. 1980, с.40
10. Синченко Г., Николаенко Н., Шкарупа В. От технитизма к экоразуму. // Alma mater. № 1 1991г
11. Степин
В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная
12. Хайдеггер М. Вопрос о технике. //Хайдеггер М. Время и бытие. М.1993.
13. К. Ясперс. Истоки истории и ее цель. // Смысл и назначение истории. М.1993.