Культура и наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:35, контрольная работа

Описание работы

Наука по своему происхождению представляет социокультурный организм, созданный человечеством в процессе своего исторического развития. В начале он функционировал в рамках мифологии, религии, философии, искусства, трудовой деятельности, то есть в рамках культуры, понимаемой в широком смысле этого слова. Затем он отделился и стал приобретать свои собственные черты, вырабатывать свои собственные законы, свою собственную культуру.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Наука как феномен культуры:
1.1 Определение науки……………………………………………………….5
1.2 Происхождение науки, основные черты европейского научного мышления…………………………………………………………………..7
2. Противоречие науки и культуры:
2.1 НТП, НТР и развитие личности……………………………………..…13
2.2 Культурный смыл технократизма и технократического
мышления………........................................................................................…18
Заключение………………………………………………………………….……24
Список литературы………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 49.72 Кб (Скачать)

       2.2 Культурный смысл технкратизма и технократического мышления.

       Компасом  для науки должна быть культура, понимаемая и принимаемая не только как прародительница науки, не только как давно прошедшее или наспех созданное сиюминутное, а как  бессмертное, т.е. непрерывно воспроизводящееся, свершающееся настоящее. Культура должна пониматься как длящийся процесс, как  напряженная связь прошлого настоящего и будущего. Такая напряженная  связь может существовать посредством  усилий ума, напряженного и вместе с  тем свободного сознательного действия, страстей души, соединяющих все три  указанных цвета времени в  жизненном пространстве личности и  социума.

       Культура - это язык, объединяющий человечество. Это высказывание принадлежит русскому философу и теологу о. Павлу Флоренскому. Заметим: язык объединяющий человечество, а не ученый мир, являющийся его меньшей  частью. Конечно, важнейшая задача науки  состоит в создании языка описания той или иной части предметного  или социокультурного мира, который  с точки зрения свободного ученого, заслуживает внимания. Но ученый адресуется к коллегам, к профессионалам, а  не к человечеству. Когда же он меняет адрес, к сожалению, оказывается  слишком поздно: Карфаген уже разрушен. Культура - это среда, растящая и  питающая личность. Можно ли сказать  то же самое о науке, не погрешив против истины? А.Эйнштейн говорил о  том, что если из Храма науки удалить  карьеристов и прочих малопорядочных людей, этот Храм сильно опустеет. Само по себе занятие наукой автоматически  не обеспечивает роста личности: личностью  желательно стать до того, как станешь  ученым. Это одно из необходимых  условий того, чтобы стать настоящим  ученым, а не функционером в науке  или от науки.

       Культура - это производительное существование. Именно производительное, а не  разрушительное, конструктивное, а не деструктивное. Недаром в России говорят: «Ломать - не строить». Поэтому культура - это труд, а ее приобретение труд не меньший. Б.Пастернак, что культура первому встречному в объятия не бросается. В культуре воплощается не только труд, но и дух человеческий, а для науки (особенно прикладной), для техники достаточно таланта, который, как известно, не совпадает с духом. Конечно, в науке и технике, как и в других сферах человеческой деятельности, например, в рыцарстве или монашестве выковываются личности, формируется дух человеческий.

       Наука и техника стали сегодня источником многих глобальных проблем современности,  до решения которых человечеству еще далеко. К числу таких проблем  относят также проблемы культуры и образования. Парадокс состоит  в том, что за решением этих проблем  человечество вынуждено обращаться к той же науке. Но скорее надо обращаться не к той же, а к другой, лучшей, гуманной, культурной науке. Однако есть ли такая, и если нет, то на каких  основаниях ее строить? Пока не очень  действенны призывы укреплять связи  естественных, технических и гуманитарных наук, включая призыв Ильи Пригожина  сделать все науки гуманитарными. Слишком сильны традиции техницизма, толкнувшего науку на путь бездумного и даже безумного познания и изменения  мира. Сейчас техноцентристкие ориентации пронизали не только технические  и  естественные, но даже и гуманитарные науки. Технократическое мышление стало  основным инструментом современной  науки.

       Предысторию техницизма можно проследить от философского понятия платоников о Демиурге к  библейской традиции, но собственно как  духовный феномен техницизм появляется гораздо позднее. Его основы были заложены в эпоху Возрождения  с ее поэтизации человека-творца, совершенствующего  божественное мироустройство свой технологической  мощью. Новое время реализовало  эти принципы в онтологических и  антропологических построениях  механицизма, а ХХ век - в области  социологии и политологии. О неорганичности тезиса пересоздания природы хорошо писал П.В.Палиевский: «И пересоздают, мало заботясь о том, что изрезав это естественное «несовершенство» на функции, его не удается в прежнем живом качестве составить и собрать. Тот, кто думает, что собрать все-таки можно - стоит лишь узнать, «как сделано», - ошибается: человек (и вообще все природное) не кукла, именно потому, что секрет его изготовления не имеет начала; можно лишь более или менее удачно воспроизвести то, что сейчас известно и узнается, т.е. из внешнего скроить и сшить какое-то подобие растущего изнутри движения; иногда очень близко, до неразличимости изготовить что-нибудь двигающееся, даже говорящее и прочее, имеющее все функции, кроме одной - присутствия в нем всего богатства мира».9

       Яркая характеристика техницизма как уподобления  действительности комплексу технических  устройств дана в статье Г.Синченко, Н.Николаенко, В.Шкарупы «От техницизма - к экоразуму». Авторы отмечают, что с психологической точки зрения техницизм фокусирует профессиональную гордость, энтузиазм, «цеховуюд» сплоченность дипломированных потомков Архимеда и в то же время «несет в себе ген «профессионального кретинизма» априорного пренебрежения и глухоты к альтернативным, да и просто не инженерным нормам и традициям».10

         В основе доктрины техницизма  лежит положение, что мир спасет инженерная забота «Бог техницизма - великий инженер. Созданный им мир - земля обетованная для человека-инженера: все он охватывает как предмет или средство инженерного действия, впервые придающего вещам их подлинный смысл... Эволюция этой доктрины была предопределена чудесным превращением работящей Золушки-техники в ослепительную королеву материального обмена».11

       Технократическое  мышление не является неотъемлемой чертой представителей науки вообще и технического знания в частности. Оно может  быть свойственно и политическому  деятелю, и представителю искусства, и гуманитарию, и педагогу-предметнику, и воспитателю. Технократическое мышление - это мировоззрение, существенными  чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и  общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и  психотезники) над человеком, его  ценностями, культурой. Технократическое мышление - это Рассудок, которому чужды  Разум и Мудрость. Для технократического  мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания  и достоинства.

       Существенной  особенностью технократического мышления является взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент  системы, как на объект самых разнообразных  манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только сама деятельность, но и свобода  по отношению к возможному пространству деятельностей. Технократическое мышление весьма неплохо программирует присущий ему субъективизм, за которым, в свою очередь, лежать определенные социальные интересы.

       Нельзя  идентифицировать технократическое мышление с мышлением ученых или техников. Технократическое мышление - это скорее прообраз искусственного интеллекта. Хотя последнего еще нет, технократическое мышление - уже реальность, и есть опасность, что создаваемый на основе его средств искусственный интеллект  будет еще страшнее, особенно если он во всей своей стерильности станет прообразом человеческого мышления.  Сейчас технократическое мышление утрачивает масштаб, который должен характеризовать  любую форму человеческой деятельности, - самого человека, - забывает о том, что человек есть мера всех вещей. Наука и особенно техника возвысились над человеком, перестали быть средством, а стали смыслом и целью. Технократическое мышление, будучи духовно пустым, опустошающе действует на культуру, губит душу ученого, деформирует Дух науки.

       Под влиянием современной научно-технической  революции ширятся объемы и масштабы целеполагающей деятельности человека, что обуславливает принципиальное изменение реальности: две формы  объективного процесса - природа и  человеческая активность - постепенно синтезируются, сливаясь в одну. Сегодня  стало очевидным, что научно техническая  деятельность неуклонно вовлекается  в природные циклы, а природа - в процесс научно-технической  деятельности. Можно констатировать, что человечество подошло к порогу, за которым предметно-воплощенное  знание замещает биосферу ноосферой, миром  технических артефактов. «Гигантский мир, созданный человеком, не только ошеломлял нас, но порою производил прямо-таки пугающее впечатление. Гроздья сцепленных друг с другом человеческих и природных систем и подсистем - при всем том разнообразии, которое они приобретали в различных районах, - оказались прямо или косвенно связаны между собой. И сеть их опутала всю планету, заставив ее служить практическим целям. Любое повреждение или нарушение в одной из этих систем может легко перекинуться на другие, приобретая порой эпидемический характер»,12

       Виновником  той катастрофической ситуации, в  которой оказалось человечество выступает культивированный новоевропейский  тип рациональности. Имеет место  скорее иррациональность, чем рациональность человеческих действий, наблюдается  технологическая идиотичность и  рациональность без разума, безумна  рациональность. Несоответствие целевого и ценностного типов рациональности лежит в основе кризисных процессов современной эпохи. Та сила, которой обладает человечество сегодня, и которой оно ранее не располагало, все настойчивее ставит вопрос о приведении в соответствие ценностей и целей социокультурного развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение.

      Роль науки в культуре оценивается по-разному. С одной стороны наука позволила человеку выйти в космос, совершить «зеленую революцию, накормив многих голодных в развивающихся странах, создала такие мощные усилители человеческого интеллекта, как компьютеры. С другой стороны, следствиями научной деятельности являются Чернобыльская катастрофа, разработка оружия массового уничтожения и ряд экологических бедствий, обрушившихся на человека.

      На вопрос что же такое наука - благо или зло, - однозначного ответа нет. Наука может быть и тем и другим в зависимости от того, в чьих руках она находится и для достижения каких целей используются ее результаты. Если ее результаты используют компетентные, высоконравственные люди, то наука несет добро. Последствия научной деятельности зависят и от моральных качеств и от их знаний и умений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Список  литературы:

1. Библер  В. Цивилизация и культура. М.1993.

2. Будов  А.И. Протестантизм и православие  как формы самосознания в культуре// Постижение культуры. М. РИК.  1995

3. Вебер  М. Наука как призвание и  профессия.// Мир через     культуру. Вып.2, МГТУ, М., 1995.

4. Герцен  А.И. Собр.соч. в 30 томах. Т.3. М.,1954.

5. Ильин  В.В. Теория познания. Эпистепология.  М. МГУ, 1994.

6. Наука  в зеркале философии ХХ. М., 1992

7. Научный прогресс; Когнитивные и социокультурные аспекты. М. 1993.

8. Палиевский  П.В. Литература и теория. М. 1979.

9. Печчеи  А. Человеческие качества. М. 1980, с.40

10. Синченко  Г., Николаенко Н., Шкарупа В. От  технитизма к экоразуму. // Alma mater. № 1 1991г

11. Степин  В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина  мира в  культуре техногенной цивилизации. М. 1992.

12. Хайдеггер  М. Вопрос о технике. //Хайдеггер  М. Время и  бытие. М.1993. 

13. К. Ясперс. Истоки истории и ее цель. // Смысл и назначение истории. М.1993.

Информация о работе Культура и наука