Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 14:15, контрольная работа
Целью данной работы является изучение культуры средневековой культуры Европы. Объект исследования – культурология, предмет – Европа в средние века. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1.рассмотреть особенности культуры средневековой Европы;
2.выявить христианство как духовный стержень средневековой культуры;
3.охарактеризовать художественную и научную культуры средневековой Европы.
Введение 3
1. Особенности культуры средневековой Европы 5
2. Христианство как духовный стержень средневековой культуры 11
3. Особенности художественной и научной культуры средневековой Европы 14
Заключение 18
Список литературы 20
Европейская научная культура эпохи средневековья носила целостный характер, имела свои научные программы и формально-языковые структуры, а также блестящие прозрения; и, несмотря на религиозную ориентацию, она заложила фундамент для генезиса современной науки в эпоху Новою времени.
В целом достижения средневековой эпохи Европы состоят в следующем. Прежде всего, огромное интеллектуальное значение схоластов средних веков в открытии и усвоении элементов классической науки и установлении принципа научного метода. Именно в средние века Европы были сформированы предпосылки для генезиса современной науки.3
Таким образом, средневековая культура проявилась в обработке, оформлении, облагораживании и природы (окружающей человека среды) и самого человека. Что касается природы, то она оформлялась и в крестьянском труде (природопользовании) и в труде ремесленном, создававшем своеобразную эстетику быта, в строительстве храмов, замков (и иных сооружений), насыщении их произведениями искусства.
Обработка человека касалась и его внешности, и поведения, и духовного мира. Разнообразие одеяний, причесок, украшений, развитие к концу Средневековья личной гигиены, – все это и многое другое, было моментами и цивилизующими и окультуривающими жизнь. И, тем не менее, не это дает представление о своеобразии именно культуры.
Для
собственно культуры (высшего уровня)
характерным стало то, что высшей
ценностью жизни стал христианский
Бог (вера в него), и, в то же время
высокой ценностью мог
Действительно культурный человек эпохи средневековья должен был быть, во-первых, христианином, и быть неформально. То есть, он должен был по-христиански относиться к окружающему божьему миру и, особенно, к людям (даже если они не были христианами), и жить по-христиански добродетельно.
Во-вторых,
независимо от того, к какому социальному
слою он принадлежал, ему должно было
быть свойственно рыцарское
Напротив, проявления и страстного аскетизма и буйства чувств могли быть яркими, переходящими грань допустимого, грань разумного (это не «мера» древних греков). Но нарушения христианских заповедей, рыцарских норм отношений вызывали столь же яркое искреннее раскаяние, сильные мучения совести.
В-третьих, в культурном средневековом человеке должен был жить и художник, поэт; пусть только в восприятии эстетических и художественных явлений. Ему должно было быть свойственно умение оценить красоту природы, поступка человека, художественную привлекательность ремесленных творений, архитектурное изящество, поэтичность литературных произведений. А чтобы, последнее стало возможным, он должен был знать языки. И не только латынь (что для культурного человека Средних веков стало, в конце концов, обязательным), но и языки искусств.
Разумеется, такой идеал не мог воплощаться в конкретных людях целиком и полностью. Как и обычно, культура в Средние века в большей мере могла реализоваться на ее специализированном уровне – в самопроявлении человека, реализации его способностей в «ролях» рыцаря, священника, монаха, ремесленника и т. д.
Подавляющее
же большинство населения
В сравнении с более ранними историческими этапами, Средневековье создало и новые ценности культуры и возможности для дальнейшего роста духовного богатства. Хотя в эту же эпоху уничтожались ценности античной культуры и были порождены чудовищные антикультурные явления, подготовлено многое из того, что позже стало “работать” против культуры в Европе и за ее пределами.