Культура европейского Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.

Содержание

Введение
1. Романское и германское начала европейской средневековой культуры. Основные периоды Средневековья
2. Феодализм и его влияние на ценностный мир человека (натуральное хозяйство, сословная иерархия, городская и деревенская культура)
3. Духовная культура Средневековья в условиях всевластия церкви (философия, наука, еретические учения и борьба с ним)
4. Искусство Средневековья: романский и готический стили, литература, фольклор, иконопись. Средневековый собор как модель мира
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Культура европейского Средневековья.docx

— 1.06 Мб (Скачать)

Собор был хранителем времени. Колокола отбивали часы уточного богослужения, но они же долгое время  возвещали начало и конец работы ремесленника. До XIV в. - начала распространения механических башенных часов - именно соборный колокол задавал ритм «благоразмеренной жизни».

Собор служил и  местом захоронения состоятельных  граждан, у некоторых там находились замкнутые родовые усыпальницы  с надгробными памятниками.

В строительстве  городского собора участвовали не только горожане, но и крестьяне округи, магнаты и духовенство. Собор  строился несколько десятков лет, но полное завершение постройки тянулось столетиями. От поколения к поколению  предавались легенды о закладке и строительстве храма, собирались все новые и новые средства, делались дарения, оставлялись завещания. Прекрасный собор был одним из важных знаков престижа, демонстрировал силу и богатство городской общины. Размеры храмов, построенных в  совсем небольших городах, роскошь  и сложность их интерьеров отвечают потребности создать нечто несоизмеримое  по красоте и величию со всем окружающим. О значимости собора говорит и стремление немедленно восстановить его послед пожара, причем непременно на том же месте, что бы сохранить привычные объекты паломничества.

Строительство собора было многие годы в центре внимания горожан, но вступал он в действие задолго до своего окончательного завершения. Постройку начинали с хоровой  части, крышу сооружали, как правило, еще до перекрытия храма сводами, таким образом, богослужение можно было совершать достаточно быстро после начала строительства.

Строительство и украшение храма служило  импульсом для развития городского художественного ремесла. Знаменитая парижская «Книга ремесел» (XIII в.) сообщает о целом ряде таких профессий, применение которых в повседневной жизни города было бы весьма ограничено. Среди них живописцы, резчики по камню, филигранщики, ваятели, изготовители четок (из кораллов, раковин, кости, рога, амбры, янтаря), ковров, инкрустации, золотых и серебряных нитей для парчи, застежек для книг и т.д. Затем украшаться будет ратуша, дома живущих в городе магнатов и городского патрициата, благотворительные учреждения. Но поначалу мастера прикладного искусства в основном работают для собора. Строители не оставались на одном месте, они переходили из города в город, из страны в страну. Они учились у прославленных мастеров; площадка строящегося собора была школой для зодчих.

В соборе хранились  реликвии с мощами, к нему стекались  паломники, иногда издалека.

Паперть собора была оживленнейшим местом города: здесь заключали различные сделки, нанимали на работу, здесь начиналась брачная церемония, нищие просили милостыню. Лондонские юристы на паперти собора св. Павла устраивали совещания и давали консультации клиентам. Паперть долгое время служила сценой для драматических представлений. На паперти, а иногда и в самой церкви устраивались так называемые «церковные эли» - прообраз будущих благотворительных базаров, на них продавали вино, различные изделия местного ремесла и сельхозпродукты. Вырученные деньги шли на содержание храма, нужды прихода, в частности, и на оплату праздничных процессий и театральных представлений.

Собор был одним  из самых значимых (если не самым  значимым) осуществлений средневековой  культуры. Он вмещал в себя всю сумму  знаний своей эпохи, все ее овеществленные представления о красоте. Он удовлетворял потребности души в высоком и прекрасном, небудничном, и простеца, и интеллектуала. «Символом вселенной был собор, - пишет современны историк, - его структура мыслилась во всем подобном к космическому порядку: обозрение его внутреннего плана, купола, алтаря, приделов должно было дать полное представление об устройстве мира. Каждая его деталь, как и планировка в целом, была исполнена символического смысла. Молящийся в храме созерцал красоту и гармонию божественного творения» [11, С. 104]. Восстановить во всей полноте то, как обычный горожанин воспринимал богослужение, разумеется, невозможно. Переживание «храмового действия» было и глубоко индивидуальным и в то же время коллективным процессом. Воспитание, ритуализированные нормы поведения накладывались на набожность, впечатлительность, образованность индивида.

Заключение

Итак, средние  века в Западной Европе - время напряженной  духовной жизни, сложных и трудных  поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать  исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий.

В эту эпоху  люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем  знали прежние времена. Пытаясь  примирить веру и разум, строя  картину мира на основе доступных  им знаний и с помощью христианского  догматизма, культура средних веков  создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники.

Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие  достижения духовной культуры, в том  числе институты научного познания и образования. В их числе следует  назвать, прежде всего, университет  как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой  была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и  познавать мир гораздо более  эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования  духовных средств мышления, общего уровня культуры.

Информация о работе Культура европейского Средневековья