Культура европейского Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.

Содержание

Введение
1. Романское и германское начала европейской средневековой культуры. Основные периоды Средневековья
2. Феодализм и его влияние на ценностный мир человека (натуральное хозяйство, сословная иерархия, городская и деревенская культура)
3. Духовная культура Средневековья в условиях всевластия церкви (философия, наука, еретические учения и борьба с ним)
4. Искусство Средневековья: романский и готический стили, литература, фольклор, иконопись. Средневековый собор как модель мира
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Культура европейского Средневековья.docx

— 1.06 Мб (Скачать)

Первые  столетия средних  веков в Европе характеризовались  господством натурального хозяйства. Немногочисленные ремесленники и торговцы, жившие в городских  центрах, обслуживали  в основном их жителей. Крестьяне, составлявшие преобладающую массу  населения, обеспечивали себя и господ не только сельскохозяйственными  продуктами, но и  ремесленными изделиями; соединение сельского  труда с ремеслом - характерная черта  натурального хозяйства. Уже тогда в  деревне существовали немногие ремесленники (кузнецы-универсалы, гончары, кожевники, сапожники), обслуживавшие  округу теми изделиями, изготовление которых  было затруднительным  для крестьянина. Обычно деревенские  ремесленники занимались и сельским хозяйством, это были «ремесленники-крестьяне». Ремесленники были и  в составе дворни; в крупных, особенно королевских владениях  насчитывались десятки  ремесленных специальностей. Дворовые и деревенские  ремесленники чаще всего  состояли в такой  же феодальной зависимости, как и остальные  крестьяне, несли  тягло, подчинялись  обычному праву. Тогда  же появились и  бродячие ремесленники, уже оторвавшиеся от земли. Хотя мастера  и в деревне, и  в городе работали преимущественно  на заказ, а многие изделия уходили  в виде рент, процесс  товаризации ремесла и его отделения от сельского хозяйства уже происходил.

Так же обстояло дело с  торговлей. Обмен  продуктами был незначительным. Монетные средства платежа, регулярные рынки  и постоянный торговый контингент лишь отчасти  сохранялись в  южных регионах Европы, в прочих же господствовали натуральные средства платежа или прямой обмен, сезонные торжища. По стоимости товарного оборота преобладали, видимо, дальние, транзитные торговые связи, рассчитанные на сбыт привозных товаров: предметов роскоши - шелков, тонких сукон, ювелирных изделий, пряностей, драгоценной церковной утвари, хорошо выделанного оружия, породистых скакунов, либо различных металлов, соли, квасцов, красителей, которые добывались в немногих пунктах и потому были сравнительно редкими. Большинство редких и роскошных товаров вывозили с Востока странствующие купцы-посредники (византийцы, арабы, сирийцы, евреи, итальянцы).

Товарное  производство на большей  части Европы не было развито. Однако уже  к концу раннего  средневековья наряду с древней южной (Средиземноморской) торговой зоной и  более молодой  западной (по Рейну, Маасу, Мозелю, Луаре) в орбиту общеевропейской  торговли оказались  втянутыми северная (Балтийско-Североморская) и восточная (Волга  и Каспий) торговые зоны. Активно развивался обмен и внутри этих зон. Действовали  купцы-профессионалы  и купеческие объединения  типа компаний, позднее  гильдии, традиции которых  проникали и в  Северную Европу. Повсюду  ходил каролингский денарий. Устраивались ярмарки, некоторые  из них пользовались широкой известностью (Сен-Дени, Павийская и др.) [13, С. 37].

Хозяйственная самостоятельность  непосредственных производителей определила важную роль политического фактора  в системе феодальных отношений, в частности  внеэкономического  принуждения. Для  этой системы характерно насилие над личностью  производителя, ограничение  его прав, дееспособности, возможности самостоятельно распоряжаться своей  судьбой, а порой  и жизнью.

Конечно, базисные черты феодального  способа производства реализовывались  в разных регионах Европы со значительными  особенностями. Феодальная собственность могла  выступать преимущественно  в форме частного владения - поместья, вотчины, сеньории, в  которых эксплуатация крестьян осуществлялась главным образом  в пользу отдельных  феодалов (дворян, монастырей и т.п.) и, как правило, была наиболее тяжелой.

Феодальный  способ производства определил социально-классовую  структуру тогдашнего общества. Его главными антагонистическими классами были собственники земли разного  ранга и эксплуатируемые  крестьяне, имевшие  разный юридический  статус. Важным социальным слоем в период развитого феодализма стали горожане, не составлявшие единого  класса.

История феодального общества была наполнена острыми  социальными конфликтами. Главное место  в них занимала борьба крестьян с  сеньорами и государством. Она была важным стимулом развития феодального  строя. Но между собой  боролись также феодалы  и горожане, сословные  группы внутри господствующего  класса, отдельные  феодальные кланы, разные слои внутри городского сословия.

В условиях бесконечных  внешних и внутренних войн, мятежей и  конфликтов, нестабильной политической власти до конца рассматриваемого периода важным фактором консолидации отдельных  социальных слоев  были различного рода объединения и  личные связи. Так, внутри господствующего  класса личные отношения  связывали выше- и  нижестоящих феодалов. Их наиболее ярким  и полным выражением являлась вассально-ленная система и феодальная иерархия, достигшая  наибольшего развития в странах Западной Европы. Она определялась условной формой феодальной собственности, например «феодом» (от которого произошел и сам  термин «феодализм»), всегда связанной  с каким-либо обязательством, чаще всего военной  службой в пользу вышестоящего феодала, от которого держалась  земля. Феодал, в свою очередь, считался вассалом еще более высоко стоящего феодала. Так  создавалась феодальная иерархия, как бы «лестница», обеспечивающая сильную военную организацию господствующего класса, направленную, в частности, и против крестьян. В других регионах вассально-ленные связи и феодальная иерархия были развиты слабее, а иногда и вовсе отсутствовали. Но личные отношения верности и покровительства в среде феодалов в той или иной форме существовали повсеместно.

Другой  характерной чертой феодального общества была его сословно-корпоративная  структура, вытекавшая, как и потребность  в личных связях, из необходимости  сплочения отдельных  социальных групп  перед лицом враждебных им сил и обеспечения  их определенными  правами и привилегиями. Поэтому классы и  различные социальные слои в средневековом  обществе приняли  форму юридически закрепленных сословий, выступили в виде классов-сословий. Кристаллизация сословных различий шла сначала в  среде господствующего  класса, внутри которого еще в раннее средневековье  сложились сословия духовных и светских феодалов, а позднее  в среде последних  почти повсеместно  выделились сословные  группы крупных и  мелких феодалов. С  развитием городов  сложилось. городское сословие - бюргерство, в свою очередь состоящее из ряда групп: правящей городской верхушки - патрициата, полноправных бюргеров, неполноправного плебса. Корпоративность феодального общества проявлялась не только в его сословности, но и в том, что очень большую роль в нем играли союзы другого рода: сельские и городские общины и различные братства, ремесленные цехи и купеческие гильдии в городах, рыцарские и монашеские ордена и др.

Огромную  роль в феодальной системе играло государство. Оно обеспечивало защиту населения  от внешних угроз  и являлось главным  носителем внутреннего  порядка в море феодальной вольницы. От государства исходили указы, направленные против разбоя, нарушения  торгового к общинного мира, на упорядочение мер веса и монеты, соблюдение норм гражданского права. В то же время государство было одним из главных эксплуататоров широких народных масс. Оно представляло в первую очередь интересы господствующего класса, хотя в зависимости от конкретно политических условий короли могли выступать иногда против отдельных групп феодалов, поддерживать до определенного предела интересы городского сословия или даже некоторых слоев крестьянства.

В общем потоке культурной жизни средневековой  Европы оформляются  направления, разные по своему социальному  содержанию: светская рыцарская культура (с  конца XI в.), городская (с XII-XIII вв.) и народная, т.е. прежде всего крестьянская идеология и культура, во многом расходившиеся (особенно городская) с церковно-феодальным мировоззрением.

В средневековье город  был носителем  динамичного начала. Город способствовал  расцвету феодальной формации, выявлению  всех ее потенций, и  он же оказался у  истоков ее распада. В социально-экономическом  отношении город  был средоточием  товарных ремесел  и промыслов, наемного труда многих видов, товарного обмена и денежных операций, внутренних и внешних  связей. Его жители в массе своей  были лично свободными. В городе размещались резиденции королей, епископов и других господ, опорные пункты дорожной сети, административной, фискальной, воинской служб, центры епархий, соборы и монастыри, школы и университеты; он был, следовательно, также политико-административным, сакральным и культурным центром.

В социально-экономической  области образование  средневековых городов  определялось отделением ремесла от сельского  хозяйства, развитием  товарного производства и обмена, концентрацией  занятого в них  населения в отдельных  населенных пунктах.

Средневековый город не знал благоустройства. Улицы были узкие, кривые, немощные и  не освещались. Здания строились деревянные и подвергались частым пожарам.

Архитектура отличалась суровым, «крепостным» характером. Применение камня  в качестве строительного  материала стало  почти повсеместным. Тяжесть каменных сводов поддерживалась толстыми стенами  со скупо прорезанными узкими окнами. По своему плану церковные  здания воспроизводили крестообразный тип  римской базилики с ее продольными  и поперечными  нефами и порталом в западном конце. Новый архитектурный  стиль получил  название романского.

Во  Франции наиболее последовательно  шел процесс формирования романского искусства, в первую очередь  архитектуры, особенно монастырской. Монастыри  заботились о возведении мостов, о прокладке  новых и восстановлении старых дорог, вдоль  которых стояли монастырские приюты и церковные  колокольни. Именно монастыри являлись очагами образования. В монастырских школах преподавались античные дисциплины, именовавшиеся  «семью свободными искусствами»: грамматика, риторика и диалектика (первая ступень обучения); арифметика, геометрия, астрономия и музыка (вторая ступень). Читать учились, заучивая наизусть молитвы, псалтырь и евангелие. Средневековая школа  не знала возрастного  ценза, дети обучались  грамоте вместе со взрослыми юношами. Купечество воспитывало своих детей отдельно, так как церковные моралисты осуждали торговлю и кредитную практику. Повсеместное распространение грамотности привело к появлению в XII в. первых крупных частных библиотек. Одна из таких библиотек принадлежала Роберу де Сорбону, пожертвовавшему ее в 1253 г. колледжу, названному его именем [12, С. 74].

Средневековому  городу были присущи  теснота, скученность  застроек, антисанитария  и постоянная опасность  пожаров. Нечистоты  и мусор, которые  большей частью сбрасывали в реки или городские  рвы, представляли источник инфекционных заболеваний. Чума, холера, желудочно-кишечные заболевания на всем протяжении средневековья  оставались прежде всего заболеваниями городскими.

Городские дома мало чем отличались от сельских. Воздвигались из ивняка, обмазанного глиной, оштукатуренного сверху дерева или плохо обтесанного камня. Широко была распространена деревянная застройка типа «штендер-бау» из переносных элементов: столбов, из которых мастерили основу здания, и брусьев. Такой дом считался движимым имуществом, потому что в случае расторжения договора об аренде земельного участка сооружение могло быть разобрано и увезено арендатором с собой. Впрочем, в крупных городах типа Парижа, Лондона или Кельна строились и каменные дома в 4-5 этажей. На первом этаже располагалась мастерская, лавка ремесленника или купца, на втором - гостиная, трапезная, выше спальни хозяев, еще выше - комнаты прислуги, подмастерьев, постояльцев, чуланы и кладовки.

Таким образом, в период раннего средневековья  вся хозяйственная  жизнь была сосредоточена  в деревне, ремесленный труд еще не отделился от сельскохозяйственного. Правда, крупные населенные пункты, укрепленные стенами, уже существовали, но они в экономическом отношении не отличались от деревень (жители их, как и крестьяне, занимались главным образом сельским хозяйством) и выполняли функции административных и религиозных центров. Но в XI в., в связи с общим экономическим подъемом, появляются города как центры ремесленной и торговой деятельности. С развитием общественного разделения труда оживают старые города, сохранившиеся еще со времен Рима, и возникают новые (на перекрестках дорог и рек, у стен монастырей и замков). Именно в городе стала сосредоточиваться экономическая и политическая жизнь централизованных государств. Город становится носителем экономического и культурного прогресса.

3. Духовная культура  Средневековья в  условиях всевластия  церкви (философия,  наука, еретические  учения и борьба  с ним)

Общей характерной  чертой общественного сознания эпохи  было преобладание религиозного мировосприятия и мировоззрения. У истоков средневековья  в Европе было две основные религии: различные виды язычества и христианство. С начала II тысячелетия христианство, как уже говорилось, стало доминирующей религией континента. Его главным  пропагандистом и защитником являлась официальная христианская церковь. В XI в. она разделилась на Западную, католическую, с центром в Риме, и Восточную, православную, с центром в Константинополе. Они различались по своей догматике, обрядности и политической роли, но их идеологическая функция во многом была сходной.

В условиях всеобщего  упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь  в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и  государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более  значительно было то влияние, которое  церковь оказывала непосредственно  на сознание населения. В условиях тяжелой  и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных  знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о  мире, о его устройстве, о действующих  в нем силах и законах. Добавим к этому эмоциональную притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви и всем понятными нормами социального общежития (Декалог), с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира средневековых европейцев.

Информация о работе Культура европейского Средневековья