Культура Древних Славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:38, реферат

Описание работы

Примерно в V веке началась славянская экспансия с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, на запад, юг и восток. На запад славяне мигрировали в направлении верховийВислы, а затем Эльбы, огибая внешние Западные Карпаты (то есть с восточной и северной стороны Карпат). На восток славянские племена распространялись в направление верховий Волги и Оки. На юг славяне двигались в сторону Дуная, затем вдоль него на запад, заселяя местности вдоль притоков Дуная и вторгаясь в пределы Византийской империи. В советское время господствовали версии автохтонности славянских племён на большей части Восточной Европы или Польши, но археологические данные последнего времени указывают на формирование заметного массива славян как части единого этноса в ареале киевской археологической культуры (II—IV вв.).

Содержание

Введение
Культура древних славян
Велесова книга
Мир в представлении древних славян.
Боги и обряды.
Пантеон богов
Быт древних славян
Отражение верований в быте древних славян.

Работа содержит 1 файл

Славяне.docx

— 70.00 Кб (Скачать)

       Естественно, славянам приходилось бороться с  различными грызунами, которые посягали на их продовольственные запасы. Кошки  ещё с древних времен ценились как незаменимые отпугиватели грызунов . Но кошек было мало, и стоили они дорого. Поэтому приходилось прибегать к другим проверенным средствам. В кладовых клали листья ореха, ромашки, черемухи, сосновые ветки и шишки, запах которых отпугивал животных. Также вешали маленькие колокольчики, которые своим звоном работали как своеобразные и эффективные отпугиватели грызунов. Кроме того, славяне-язычники верили в магические свойства колокольчика, который отпугивал злых духов.

       Травы, собранные летом, помогали лечить заболевания круглый год. Многие травы, которые лежали в погребных ямах раскладывали и в самом доме. С их помощью велась не толькоборьба с грызунами в помещении , но также их использовали и какотпугиватели комаров и гнуса , которых летом в темных, полусырых землянках было множество.

       Само  жилище представляло собой четырехугольник. Если это была землянка, то потолок  засыпался землей. Окон не было, как  в землянках, так и в полуземлянках. Входом служила дверь, которая выходила на южную сторону. А от нее шла  небольшая деревянная лестница непосредственно  внутрь жилища. Пол был выстлан  из досок, либо попросту обмазан глиной. При строительстве таких домов  главный упор делался на сохранение тепла. В некоторых землянках  имелись печи, но уже у более  поздних славян.Надземные постройки  появились позднее на севере и  представляли собой небольшой деревянный сруб.

       Из  посудной утвари были в основном горшки и ложки. Посуды было немного, и была она на вес золота.

       Летом славяне кроме земледелия и скотоводства занимались собирательством ягод, листьев  и трав. Природа обеспечивала само существование и выживание человека. Даже одежда была сделана из льна, который вырастили, собрали и после изготовили из него одежду. Одеяние славян было простое. В обычные дни они носили просторную рубаху. Если же был праздник или ещё какое либо событие, то одежда имела вышивки и узоры. На ногах носили лапти, сделанные из древесного лыка или бересты. Занимались славяне и рыбным промыслом. Этому способствовало наличие рек и озер на занимаемых ими территориях. Что же касается охоты, то она приносила по большей части мех и шкуру, а мясо волновало славян в меньшей мере. Многие сведения, которыми обладает человечество сегодня, были получены благодаря археологическим раскопкам, а также народному фольклору (басни, былины, песни), который передавался из уст в уста, а позднее был представлен в древних летописях и сказаниях.

Отражение верований в быте древних славян.

       Культура  Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся  под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие  влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

       Язычникам были известны многие виды искусств. Они  занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования.

Раскопки  на территориях древних городов  показывают всё разнообразие быта в  городской жизни. Множество найденных  кладов и вскрытые могильники донесли  до нас предметы домашней утвари и  ювелирные украшения. Обилие женских  украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, кольцах, серьгах древние  ювелиры отразили свои представления  о мире, с помощью витиеватого  растительного орнамента они  могли рассказать о "Кащеевой смерти", о смене времён года, о жизни языческих богов... Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников.

       Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли  и отражала многояростность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала  обувь и т. д.

       К сожалению, почти вся языческая  архитектура была деревянной и для  нас почти утрачена, но в сохранившихся  ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и  орнаменте языческие мотивы. Это  типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом  христианского святого и яыческого  божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние  славянские символы.

       Большим разнообразием отличались языческие  обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами  был создан свой календарь, в котором  особенно ярко выделялись следующие  праздники, связанные с земледельным циклом:

  1. Праздник первых ростков - 2 мая.

      2. Моления о дожде - с 20 по 30 мая.

      3. Ярилин день - 4 июня.

      4. Моления о дожде - с 11 по 20 июня.

      5. Праздник Купала - 24 июня.

      6. Моления о дожде - с 4 по 6 июля.

7. Отбор  жертв для праздника Перуна - 12 июля.

      8. Моления о дожде - с 15 по 18 июля.

      9. Праздник Перуна - 20 июля.

      10. Начало жатвы - 24 июля. Моления  о прекращении дождей.

      11. "Зажинки", окончание жатвы  - 7 августа.1

Годичный  цикл древнерусских празднеств складывался  из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним  из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни  поминования предков, пятым могли  быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.

             Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт  древнего славянина. Многие их этих обрядов  живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов. 
 
 
 

  

Список  литературы. 

1. Русские  Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова  книга - М.,1992

2. Ключевский  В.О. Сочинения в девяти томах, - М.1987, том 1

3. Сквозь  века - М., 1986.

4. Орлов  С.А., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России.-М.1999

5. Карамзин Н. М. Предания веков. Москва, 1988

6. Рыбаков  Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.

7. А.  Мельникова. Клады земли русской.  Наука и жизнь, №9, 1979

8. Сахаров  А.Н., Новосельцев А.П. История  России с древнейших времён  до конца 17       века. М., 1996.

Информация о работе Культура Древних Славян