Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:38, реферат
Примерно в V веке началась славянская экспансия с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, на запад, юг и восток. На запад славяне мигрировали в направлении верховийВислы, а затем Эльбы, огибая внешние Западные Карпаты (то есть с восточной и северной стороны Карпат). На восток славянские племена распространялись в направление верховий Волги и Оки. На юг славяне двигались в сторону Дуная, затем вдоль него на запад, заселяя местности вдоль притоков Дуная и вторгаясь в пределы Византийской империи. В советское время господствовали версии автохтонности славянских племён на большей части Восточной Европы или Польши, но археологические данные последнего времени указывают на формирование заметного массива славян как части единого этноса в ареале киевской археологической культуры (II—IV вв.).
Введение
Культура древних славян
Велесова книга
Мир в представлении древних славян.
Боги и обряды.
Пантеон богов
Быт древних славян
Отражение верований в быте древних славян.
Естественно, славянам приходилось бороться с различными грызунами, которые посягали на их продовольственные запасы. Кошки ещё с древних времен ценились как незаменимые отпугиватели грызунов . Но кошек было мало, и стоили они дорого. Поэтому приходилось прибегать к другим проверенным средствам. В кладовых клали листья ореха, ромашки, черемухи, сосновые ветки и шишки, запах которых отпугивал животных. Также вешали маленькие колокольчики, которые своим звоном работали как своеобразные и эффективные отпугиватели грызунов. Кроме того, славяне-язычники верили в магические свойства колокольчика, который отпугивал злых духов.
Травы, собранные летом, помогали лечить заболевания круглый год. Многие травы, которые лежали в погребных ямах раскладывали и в самом доме. С их помощью велась не толькоборьба с грызунами в помещении , но также их использовали и какотпугиватели комаров и гнуса , которых летом в темных, полусырых землянках было множество.
Само
жилище представляло собой четырехугольник.
Если это была землянка, то потолок
засыпался землей. Окон не было, как
в землянках, так и в полуземлянках.
Входом служила дверь, которая выходила
на южную сторону. А от нее шла
небольшая деревянная лестница непосредственно
внутрь жилища. Пол был выстлан
из досок, либо попросту обмазан глиной.
При строительстве таких домов
главный упор делался на сохранение
тепла. В некоторых землянках
имелись печи, но уже у более
поздних славян.Надземные
Из посудной утвари были в основном горшки и ложки. Посуды было немного, и была она на вес золота.
Летом славяне кроме земледелия и скотоводства занимались собирательством ягод, листьев и трав. Природа обеспечивала само существование и выживание человека. Даже одежда была сделана из льна, который вырастили, собрали и после изготовили из него одежду. Одеяние славян было простое. В обычные дни они носили просторную рубаху. Если же был праздник или ещё какое либо событие, то одежда имела вышивки и узоры. На ногах носили лапти, сделанные из древесного лыка или бересты. Занимались славяне и рыбным промыслом. Этому способствовало наличие рек и озер на занимаемых ими территориях. Что же касается охоты, то она приносила по большей части мех и шкуру, а мясо волновало славян в меньшей мере. Многие сведения, которыми обладает человечество сегодня, были получены благодаря археологическим раскопкам, а также народному фольклору (басни, былины, песни), который передавался из уст в уста, а позднее был представлен в древних летописях и сказаниях.
Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.
Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования.
Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, кольцах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о "Кащеевой смерти", о смене времён года, о жизни языческих богов... Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников.
Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многояростность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д.
К
сожалению, почти вся языческая
архитектура была деревянной и для
нас почти утрачена, но в сохранившихся
ранних каменных христианских храмах
можно увидеть в отделке и
орнаменте языческие мотивы. Это
типично для периода двоеверия,
когда художник мог изобразить рядом
христианского святого и
Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные с земледельным циклом:
1. Праздник первых ростков - 2 мая.
2. Моления о дожде - с 20 по 30 мая.
3. Ярилин день - 4 июня.
4. Моления о дожде - с 11 по 20 июня.
5. Праздник Купала - 24 июня.
6. Моления о дожде - с 4 по 6 июля.
7. Отбор жертв для праздника Перуна - 12 июля.
8. Моления о дожде - с 15 по 18 июля.
9. Праздник Перуна - 20 июля.
10. Начало жатвы - 24 июля. Моления о прекращении дождей.
11. "Зажинки", окончание жатвы - 7 августа.1
Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни поминования предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.
Многочисленные
Список
литературы.
1. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга - М.,1992
2. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах, - М.1987, том 1
3. Сквозь века - М., 1986.
4. Орлов
С.А., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г.,
Сивохина Т.А. История России.-
5. Карамзин Н. М. Предания веков. Москва, 1988
6. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.
7. А. Мельникова. Клады земли русской. Наука и жизнь, №9, 1979
8. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до конца 17 века. М., 1996.