Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:38, реферат
Примерно в V веке началась славянская экспансия с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, на запад, юг и восток. На запад славяне мигрировали в направлении верховийВислы, а затем Эльбы, огибая внешние Западные Карпаты (то есть с восточной и северной стороны Карпат). На восток славянские племена распространялись в направление верховий Волги и Оки. На юг славяне двигались в сторону Дуная, затем вдоль него на запад, заселяя местности вдоль притоков Дуная и вторгаясь в пределы Византийской империи. В советское время господствовали версии автохтонности славянских племён на большей части Восточной Европы или Польши, но археологические данные последнего времени указывают на формирование заметного массива славян как части единого этноса в ареале киевской археологической культуры (II—IV вв.).
Введение
Культура древних славян
Велесова книга
Мир в представлении древних славян.
Боги и обряды.
Пантеон богов
Быт древних славян
Отражение верований в быте древних славян.
В древнеславянских космогонических мифах, так же как и в мифах других древних народов, всегда переплетены предания о происхождении богов (теогония) и людей (антропогония), мир которых вторичен по отношению к рождающим силам космоса, но тесно с ним взаимодействует.
Сын Сварога - Перун, второе лицо славянской Троицы (Триглава), бог войны и грозы, оживлял явленное, следил за миропорядком, вращая солнечное золотое колесо. После христианизации Руси культ Перуна был заменен Ильей Пророком, а в фольклорной традиции - Ильей Муромцем и Егорием Храбрым. Третья ипостась - Велес (позже Свентовит) - первоначально был богом света у западных славян.
Велесова книга говорит о
Ведическое мировоззрение славян обнаруживает в себе черты древнего диалектического натурфилософского учения. Мир описывался системой основных содержательных двоичных противопоставлений, определявших пространственные, временные, социальные и другие характеристики. Чернобог и Белобог - два славянских божества-антагониста, олицетворявших в своей борьбе силы света Яви и тьмы Нави. Явь, "белый свет" - Это текущее, то, что сотворено всеобщим справедливым законом Правью, и что в сою очередь творит человеческую жизнь силою любви. Все, что до нее, после нее и отход от нее, - это Навь, сила темная, пассивная, нетворческая, сохраняющая и прячущая достигнутое, символ "того света". Дарует жизнь, плодородие, долголетие божество Род, воплощениями смерти были Марена, Навь. Символы жизни и смерти - живая вода и мертвая вода.
Противоставление
белый - черный воплощено в пантеоне
- Белобог и Чернобог, гаданиях, приметах.
Белый соотносится с
Важная
черта образа жизни и мысли
древних славян - представление о
неразрывном единстве-родстве
Для мировоззрения древних славян был характерен антропотекозмизм, т.е. нерасчлененность сфер человеческого, божественного и природного, понимание мира как никем не созданного, мира - как вечно живого огня, мерно потухающего и мерно загорающего.
Непрерывная
борьба и поочередная победа светлых
и темных сил природы наиболее
зримо запечатлены в
Архаичные народные праздники вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, "русальной недели" сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, урожае, избавлении от грозы и града. Так существовал обычай в Ильин день закладывать выкормленного всем селом быка в честь могучего Перуна. Для новогоднего гадания об урожае использовались особые сосуды - чары. На них часто изображали 12 различных рисунков, составлявших замкнутый круг, - символ 12 месяцев. При раскопках найдены и идентифицированы такие сосуды, использовавшиеся для обрядов сева-жатвы, весенне-летних водных обрядов, проводившихся в священных рощах, у родников и связанных с богиней-девой, покровительницей плодородия1.
К моменту принятия христианства славянская религия не успела выработать строгих форм культа, и жрецы еще не выделились в особое сословие. Жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов, а о контактах с низшими демонами земли, об избавлении людей от их вредного влиянья и о получении от них разных услуг заботились "вольнопрактикующие" волхвы. Место жертвоприношения (капище) не превратилось в храм даже тогда, когда на нем стали ставить изображения богов - идолов.
К концу языческого периода в связи с развитием дружинного войска погребальные обряды стали сложными. Со знатными русами сжигали их оружие, доспехи, коней,жен.
Обряд погребения всегда
Большое
значение получил культ предков.
В старинных русских памятниках
сосредоточением этого культа является
со значением охранителя родичей
Род со своими Рожаницами, т.е. дед
с бабушками, - намек на господствовавшее
некогда между славянами
Этим значением чура можно объяснить одну черту погребального обряда у русских славян, как его описывает Начальная летопись. Покойника, совершив над ним тризну, сжигали, кости его собирали в малую посудину и ставили на столбу на распутиях, где скрещивались пути, т.е. сходятся межи разных владений. Придорожные столбы, на которых стояли сосуды с прахом предков, - это межевые знаки, охранявшие границы родового поля или дедовской усадьбы. Отсюда суеверный страх, овладевающий русским человеком на перекрестках: здесь на нейтральной почве родич чувствовал себя на чужбине, не дома, за пределами родного поля, вне сферы мощи своих охранительных Чуров. Все это, по-видимому, говорит о первобытной широте, цельности родового союза. И, однако, в народных преданиях и поверьях этот Чур-дед, хранитель рода, является еще с именем дедушки домового, т.е. хранителя не целого рода, а отдельного двора.1
При
воцарении в Киеве Владимира
Красно Солнышко (980-1015) была проведена
своего рода языческая реформа. Стремясь
поднять народные верования до уровня
государственной религии, рядом
со своими теремами, на холме, князь
приказал поставить деревянные кумиры
шести богов: Перуна с серебряной
головой и золотыми усами, Хорса,
Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мороши.
Согласно древним легендам Владимир
установил даже человеческие жертвоприношения
этим богам, что должно было придавать
их культу трагический, но в то же время
и очень торжественных
В
пантеоне Владимира, языческие божества
были расставлены в порядке их
старшества и каждому из них были
условно противопоставлены
ПЕРУН. Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на Балканы в 4в. и в процессе создания государственности Киевской Руси
9-10вв. как
покровитель воинов, оружия, войн. После
христианизации уподоблен
СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог ("Небесный"). Древнее первенствующее божество неба и Вселенной, "бог-отец". Уподобен христианскому богу-творцу Савоафу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует Уран.
ДАЖЬБОГ - Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, "белого света", податель благ. Полностью соответствует античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог и Стрибог оба были небесными богами.
МАКОШЬ. Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой Деметре ("Земле-матери") и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим "рогом изобилия".
СЕМАРГЛ. Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В более широком смысле - символ "вооружённого добра". Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.
ХОРС.
Божество солнечного светила. Представлял
собою некое неотделимое
В
итоге появляются как бы три разряда
богов: на первом месте стоит
Славяне издревле относились к оседлому народу. Их главным источником пропитания была земля, в отличие от многих других народов, занимавшихся разведением скота, как основного источника пищи. Первые дома представляли собой земляные углубления, имеющие крышу, которая держалась на подпорках. Селились славяне в основном в труднодоступных местах: болота, крутые берега рек и озер. При выборе места поселения существовало два основных требования: наличие плодородной почвы и труднодоступная местность, защищающая от неожиданного нападения соседних племен, либо диких животных.
Скотоводством
славяне все же занимались. Они
разводили коз, овец, лошадей. Но основным
занятием все же было земледелие. Выращивали
пшеницу, просо, овес, гречиху и многие
другие сельскохозяйственные культуры.
Хранились зерна в различных
глиняных и керамических горшочках.
Уже в то время среди славян
было развито гончарное дело, а
также работа с железом. Посуда с
зернами хранилась в