Культура Древних Славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:38, реферат

Описание работы

Примерно в V веке началась славянская экспансия с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, на запад, юг и восток. На запад славяне мигрировали в направлении верховийВислы, а затем Эльбы, огибая внешние Западные Карпаты (то есть с восточной и северной стороны Карпат). На восток славянские племена распространялись в направление верховий Волги и Оки. На юг славяне двигались в сторону Дуная, затем вдоль него на запад, заселяя местности вдоль притоков Дуная и вторгаясь в пределы Византийской империи. В советское время господствовали версии автохтонности славянских племён на большей части Восточной Европы или Польши, но археологические данные последнего времени указывают на формирование заметного массива славян как части единого этноса в ареале киевской археологической культуры (II—IV вв.).

Содержание

Введение
Культура древних славян
Велесова книга
Мир в представлении древних славян.
Боги и обряды.
Пантеон богов
Быт древних славян
Отражение верований в быте древних славян.

Работа содержит 1 файл

Славяне.docx

— 70.00 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки РФ

     ФГОУ  СПО

     «Красноярский технологический техникум пищевой  промышленности» 
 
 
 
 
 
 

     Реферат

Тема: «Культура Древних Славян»

По  дисциплине «Культурология» 

Студента  гр.2к0809 
 
 
 
 
 

                                        Выполнил: Солодова Алина.

                                        Проверил: 
 
 
 
 
 
 

Красноярск 2011 

Содержание 
 

Введение

Культура  древних славян

Велесова  книга 

Мир в  представлении древних славян.

Боги  и обряды.

Пантеон богов

Быт древних  славян

Отражение верований в быте древних славян. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

       Примерно  в V веке началась славянская экспансия  с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, на запад, юг и восток. На запад славяне мигрировали в направлении верховийВислы, а затем Эльбы, огибая внешние Западные Карпаты (то есть с восточной и северной стороны Карпат). На восток славянские племена распространялись в направление верховий Волги и Оки. На юг славяне двигались в сторону Дуная, затем вдоль него на запад, заселяя местности вдоль притоков Дуная и вторгаясь в пределы Византийской империи. В советское время господствовали версии автохтонности славянских племён на большей части Восточной Европы или Польши, но археологические данные последнего времени указывают на формирование заметного массива славян как части единого этноса в ареале киевской археологической культуры (IIIV вв.).

       В то время как западное и восточное  направления экспансии славянских племён восстанавливаются по археологическим  данным, южное хорошо задокументировано  в свидетельствах византийских авторов. Данная статья составлена в основном по эпиграфическим источникам, описывающим  именно южных славян.

       Хотя  славяне вступили в раннее Средневековье  уже не монолитным народом, а разделённым  на три основные племенные образования (венедовсклавин и антов согласно византийским источникам), в рассматриваемый период происходит раннесредневековое географическое и связанное с этим частично культурное обособление друг от друга западныхвосточных и южных славян (по современной классификации). Тогда же начинается становление славянских народностей и государств с их участием — о дальнейшей истории славян см. посвящённые этим государствам статьи: СарматияГотияГуннияАварский каганатВеликая-БолгарияХазариягосударство Само,КарантанияВеликоморавская державаРусский каганатЛадого-Новгородская РусьКиевская РусьПольшаСербияХорватия и др.

КУЛЬТУРА  ДРЕВНИХ СЛАВЯН.

 

         Древние славяне были люди  ведической культуры, поэтому древнеславянскую  религию правильней было бы  именовать не язычеством, а ведизмом. Слово "веды" - созвучно современоому  русскому "ведать", "знать". Это  мирная религия высококультурного  народа, родственная другим религиям  ведического корня - Древней Индии  и Ирана, Древней Греции.

Велесова  книга.

       Основными памятниками культуры славянской древности  являются священные песни, сказания, мифы, хотя большинство ученных считают, что тексты древнеславянских священных  песен, мифов погибли христианизации Руси. В отечественной исторической науке даже то немногое, что осталось - Велесову книгу, предпочтительно написанную новгородскими жрецами не позже  IX в., считают подделкой.

         До сих пор ведутся споры  о сущности упоминаемых в летописях  славянских богов. И тем не  менее высказано мнение, что древнейший  пласт славянских мифов сохранился  лучше греческих, индийских или  библейских. Причина тому - особый  путь развития славянской культуры. Мифические сказания других народов  искажались при записи и обработке  уже в древнейшее время. Славянский  фольклор - это живая устная традиция, в меньшей степени претерпевшая  изменения под влиянием письменной  культуры.

         Сокровища славянского фольклора  - народные песни, сказки, былины, духовные стихи - начинают интенсивно  собирать и записывать только  в первой половине XIX в.

 

       Велесова  книга- памятник сложный и емкий. Она разрешает давний спор о происхождении  славян. Она описывает судьбы различных  племен, участвовавших в славянском этногенезе. Древнейшее событие, представленное в ней, - исход индоевропейских  племен из Семиречья, области близ озера  Балхаш, и сегодня носящей такое  название из-за семи рек, впадающих  в него. По данным археологов, миграция индоевропейских племен из средней  Азии происходила в последней  трети II тысячелетия до н.э. на обширнейшей территории от Балкан до Енисея (эллины-дорийцы) и Северного Китая (массагеты и саки). Велесова книга описывает события мифической и древнейшей истории славян конца II тысячелетия до н.э. - конца I тысячелетия н.э.

          По Велесовой книге у древних славян существовала архаическая Троица - Триглав: Сварог (Сварожич) - небесный бог, Перун - громовержец, Велес (Волос) - бог разрушитель Вселенной, хотя различные жреческие школы славян неодинаково понимали тайну Троицы.

         С широким распространением материнских  культов связано почитание женских  предков. В эпоху патриархата  материнские культы трансформируются  в женские ипостаси богов и  приобретают некую единую функцию  - становятся покровительницами  дома, очага, огня, территории, страны, человека, семьи, любви в виде  хозяек, бабушек, матерей. Однако  в целом женские культы, в какой  бы модификации они не встречались,  всегда тяготеют к одному из  двух своих проявлений: они олицетворяют  мир любви либо небесной (славянская  Лёле), либо земной (славянская Мать сыра земля). 

         Уровень духовной зрелости древних  славян, их философские воззрения  можно реконструировать по их  космогоническим мифам.1 С именем Сварога связан древний космогонический миф славян о сотворении Земли Прародителем нашим - Родом - Родником Вселенной.

       Мир в представлении  древних славян. 

         Мир тогдашних язычников состоял  из четырех частей: земли, двух  небес и подземно-водной зоны.

         У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой. Вода конкретизировалась или как море, или же в виде двух рек, омывающих землю, что, может быть, архаичнее и локальнее — где бы человек ни был, он всегда находился между каких-либо двух рек или речек, ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство. Судя по фольклору, славянские представления о море не имели законченного вида. Море где-то на краю земли. Оно может быть на севере, где на стеклянных горах находится хрустальный дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги. Это — отражение позднейшего знакомства с Ледовитым океаном и северным сиянием. Море может быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу, плавают на кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными городами; отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение степняков, направляется в свои налеты на святую Русь. Это — реальное историческое черноморско-азовское море, издавна известное славянам и даже носившее временами название "Русского моря". До этого моря от лесостепной окраины славянской прародины или (что то же самое) от южной окраины славянских царств можно доскакать "скорою ездою", как говаривали в 16 в., всего лишь за три дня.

       Для язычников был очень важен  аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая  урожай, "Мать - сыра - земля", почва, насыщенная влагой, питающей корни  растений, "матушка-земля", с которой  связан целый ряд обрядов и  заклинаний. Здесь почти неощутима  грань с воображаемым подземным  сказочным миром. Богиней плодоносящей земли-почвы, "матерью урожай" была Макошь, введенная в 980 г. в пантеон  важнейших русских божеств, как  богиня плодородия.

       Небо, в прямой зависимости от системы  хозяйства, по-разному воспринималось первобытными людьми: охотники палеолита, представлявшие мир как бы плоским, одноярусным, не интересовались небом, не изображали солнца, занимаясь лишь плоскостью своей тундры и животными, на которых они охотились. Охотники мезолита, разобщенные на небольшие  группы, затерянные в бесконечной  тайге, поневоле обратились к нему, к звездам, помогавшим им ориентироваться  в лесной пуще во время длительного  преследования оленей. Было сделано  важное астрономическое наблюдение: оказалось, что среди бесчисленного  количества медленно движущихся по небу звезд есть неподвижная Полярная звезда, всегда указывающая Север.

         Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималось первобытными людьми. Представления земледельцев о небе и его роли в природе и в человеческой жизни существенно отличались от воззрений охотников. Если охотникам нужно было знать звезды и ветры, то земледельцев интересовали тучи ("тучные", содействующие плодородию дождевые облака) и солнце. Непознанность процесса испарения земной воды, образования облаков и тумана ("росы") привела к своеобразному представлению о постоянных запасах воды где-то высоко над землей, на небе. Эта небесная влага иногда, в непредсказуемое время, может принять вид туч и пролиться на землю в виде дождя, "утучнить" ее и содействовать росту трав и урожаю. Отсюда один шаг до представлений о хозяине небесной воды, распоряжающемся дождями, грозовыми ливнями и молниями. В дополнение к двум архаичным рожаницам появился могущественный Род, повелитель неба и всей Вселенной, великий жизнедавец вдувающий жизнь во все живое посредством дождевых капель.

       Солнце  тоже было ценимо земледельцами, как  источник света и тепла и условие  произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент  случайности, элемент капризов божественной воли — солнце было воплощением  закономерности. Весь годичный цикл языческих  обрядов был построен на четырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце в изобразительном искусстве всех веков было для земледельцев символом добра, знаком света, разгоняющего тьму. Древние славяне, как и многие другие народы, принимали геоцентрическую модель мира.

       В представлениях славян-язычников о  подземно-подводном ярусе мира тоже много общечеловеческого, много  отголосков той отдаленнейшей эпохи, когда после таяния гигантского  ледника континенты были затоплены  морями и озерами, быстро менявшими  свои очертания, стремительными реками, пробивавшими горные кряжи, необъятными  болотами в низких долинах. Фольклор еще не изучен с точки зрения того, какой резкий перелом должен был  произойти в человеческом сознании при таком быстром перевороте в природе, в облике и сущности мира.

       Важной  частью представлений о подземном  мире является общечеловеческая концепция  подземного океана, в который опускается солнце на закате, плывет ночью и  выплывает на другом конце земли  утром. Ночное продвижение солнца осуществлялось водоплавающими птицами (утками, лебедями), а иногда действующей фигурой  был подземный ящер, заглатывавший  солнце вечером на западе и вырыгивавший его утром на востоке. Днем солнце по небу над землей влекли кони пли  мощные птицы вроде лебедей.

Информация о работе Культура Древних Славян