Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:29, реферат
Суть определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.
Введение…………………………………………………2
1. Древнеяпонская цивилизация………………………..3
2. Неолит и появление металлов……………………….6
3. Религия в Древней Японии…………………………...9
4. Литература……………………………………………..13
5. Архитектура, живопись……………………………....16
6. Древние народные верования……………………….20
Заключение…………………………………………….23
Приложение 1………………………………………………….24
Приложение 2………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………….....26
Древнейшая религия японцев – до объединения страны в первые века н.э. – отражала патриархальный родоплеменной строй, где выделялось воинственная племенная знать и зарождалось патриархальное рабство. Эта религия состояла, видимо, в почитании семейно-родовых и племенных духов и богов-покровителей – ками. Слово “ками” буквально означает наверху, верхний, начальник. Неясно, были ли это первоначально духи умерших, предков или духи земли, стихий; возможно, что в образах ками сливались оба эти представления. Места почитания их были отмечены каменными оградами или простыми постройками. Изображения ками японцы не делали, но в святилищах хранили фетиши – эмблемы божеств.
Старая традиционная религия японцев, которая раньше не имела определенного названия, стала, в противовес буддизму, называться ками-но-мити, дословно – “путь ками” , то есть “путь местных богов” , или по-китайски, шин-то; последнее слово вошло и в европейские языки.
Самурайская мораль сформировалась в общих чертах одновременно с системой сёгуната, однако основы её существовали задолго до этого времени. Нитобэ Инадзо выделял в качестве основных источников бусидо буддизм и синто, а также учения Конфуция и Мэн-цзы. И действительно, буддизм, и конфуцианство, пришедшие в Японию из Китая вместе с его культурой, имели большой успех у аристократии и быстро распространились среди самурайства. То, чего не доставало самураям в канонах буддизма и конфуцианства, в изобилии давало воинам синто.
Особенно сильное
влияние на бусидо оказал буддизм махаянистского
направления, проникший в Японию в 522 г.
Японский народный
эпос лишен того героизма, который
мы знаем по русской и европейской
традиции. Примитивные легенды о
происхождении вещей – чуть ли
не самые красочные в японской
мифологии. Самураи из этой мифологии
вряд ли могут вызвать интерес
у европейца и служить
Легендарные герои добиваются успеха и совершают подвиги вовсе не так, как русские богатыри, предпочитающие честный бой. Японский принц Ямато Такэру в одном случае убивает двух опасных преступников, проникнув к ним в палатку переодетым женщиной, в другом – расправляется с разбойником, вложив ему в ножны деревянный меч, а потом, предложив помериться силами. В русском былинном эпосе подобные «хитрости» встречаются только в неравном бою. Русской богатырской мощи хитрость претит, она требует открытого боя.
Литература, созданная в эпоху Хэйан, составила классический период в истории японской литературе. В эту эпоху значение китайских культурных традиций было еще очень велико, но сказывалось прекращения живого общения с Китаем (династия Сун).
Находившиеся при дворе правительственные учреждения имели чисто декоративное значение, так же как придворные. Император все больше превращался в распорядителя традиционных праздничных церемоний, знатока и ценителя искусств. Реальная же власть все больше сосредотачивалась в домах семейства Фудзивара, выступавших в официальных ролях регентов или канцлеров. На рубеже 10-11 веков вся полнота власти находилась в руках у семейства Фудзивара. Для буддизма Хэйан характерен отход от аскетизма (период Нара), ему свойственен большой интерес к государственной жизни и искусству. Признание божественной искры в человеке в период Хэйан сравнимо с эмансипацией Человеческой личности от строго религиозной догматики в куртуазной культуре Западной Европы. Соединение буддизма (идея сострадания, кармы), т.е. воздаяние за деяния в этой и прошлой жизни, синтаизма и конфуцианства (система правил поведения, источник позитивных знаний) составляет идеологическую основу хэйанской культуры. И буддизм, и синтоизм поддерживают в хэйанской культуре циклическую концепцию времени, образом которой являются смена времен года, поколений, этапов в человеческой жизни, судьба. При ознакомлении с японской литературой необходимо иметь в виду, в какой атмосфере каждое из ее явлений развивалось. Эта атмосфера создавалась формами общественности - в ее экономическом и политическом руслах, и формами того духовного уклада, который сопровождал данную форму общественности.
Япония знала
патриархально-родовую стадию своего
развития, характеризующуюся
Эпоха Хэйан, названная так по признаку главного города того времени Хэйан-ке, продолжалась с 794 по 1192 год, то есть до момента официального провозглашения нового государственного порядка. Со стороны социально-политической, несомненно, самым тесным образом она связана с предыдущей эпохой Нара: на исторической арене действует то же первое сословие - родовая аристократия, развивается та же форма государственности - монархия. Однако, с точки зрения историко-культурной и, в более широком смысле этого слова, эпоха Хэйан оказывается истинным началом новой эры. Ранний период Хэйан (794 – 894) - важный этап в истории книжного искусства, он был ознаменован появлением японской письменности, что создало основу для расцвета книжного искусства. Поздний период Хэйан (894 - 1185) - одна из вершин японского книжного искусства. Это время создания всемирно известных рукописных книг – свитков, иллюстрирующих национальную прозу, буддийские сутры и синтоистские легенды, а также широкого распространения книгопечатания буддистских текстов на китайском языке. Источниками понятия моно-но аварэ были постулаты буддизма о единстве мира, об эфемерности и недолговечности красоты, кратковременности и бренности человеческой жизни. Именно эта грань буддизма заложила основы для особого видения хэйанских художников. Основной действующей пружиной восприятия вообще служила именно эстетическая апперцепция.
Такой подход был обусловлен своеобразной эстетической философией. Хэйанцы верили, что в каждом предмете, в каждом явлении живет присущее именно им особое очарование, красота, эстетическая ценность. Повествовательная литература выступает чаще всего под названием “моногатари” (повесть). Наиболее архаичны и демократичны дэнки-моногатари (волшебные повести), восходящие к сказочным сюжетам. Позднее возникают ута-моногатари т.е. повествования, разрастающиеся вокруг стихов как описание ситуаций возникновения тех или иных стихотворений. Крупный японский специалист по литературе раннего средневековья Акияма Кэн называет середину 10 века “эпохой ута-моногатари”. Ока Кадзуо, обозревая хэйанскую литературу, считал, что по признаку преобладания отдельных видов ее уместно делить на четыре эпохи, из них первая является “эпоха расцвета повествовательной литературы”. В мировой культуре в известные исторические эпохи наблюдается возвращение к этой высшей эпохе подъема древней литературы как образцу и источнику великих эстетических ценностей.
В истории литературы
случаются такие эпохи
Художественная проза начинает свое существование в 9 веке с повести неизвестного автора “Такэтори-моногатари”. В основе повести лежит сказочный мотив, а сюжет разработан в духе сказки, произведение пронизано вымыслом и фантазией. Но в повести заложена глубокая философская мысль: настоящую силу имеют только те вещи, которые добыты упорным трудом, подвигом. Вот почему не выдерживают испытания вымышленные ценности, которые женихи пытаются выдать за подлинные.
Процесс формирования
японской литературы, отделившейся от
стихии фольклора и с момента
появления письменности превратившийся
в самостоятельный вид
5.
Архитектура, живопись
Национальное
и социальное своеобразие стран
Азии и Востока, вполне объяснимые особенности
их художественной культуры, ее внешнее
сходство с западной, начинают выступать
как непреодолимое препятствие
для распространения на культуру
и литературу Востока универсальных
законов общественного
В живописи также
как и в литературе в основном
были мистические настроения, боги,
несуществующие животные и так далее.
Японская живопись
- один из старейших и наиболее изысканных
видов изобразительного искусства Японии,
охватывающий широкий спектр жанров и
стилей. Как и история японского изобразительного
искусства в целом, история японской живописи
представляет собой долгий путь соперничества
и переплетения исконных японских принципов
и адаптации иностранных идей.
Живопись в Японии появилась в самый древней
период истории страны. Простые рисунки
из палочек и геометрические композиции
встречаются на гончарных изделиях периода
Йомон и на бронзовых колоколах дотаку
периода Яёй (300г. до н.э. - 300г. н.э.). Настенная
живопись с геометрическими и образными
композициями были найдены во множестве
склепов периода Кофун (300-700гг. н.э.).
С принятием китайской письменности (канджи),
китайской модели государственного управления
буддизма в период Асука, в Японию пришли
множество картин из Китая, начали появляться
местные произведения в таком же стиле.
Настенная живопись в гробнице Такамацузука
Период Нара (Nara)
С распространением
в Японии буддизма в VI-VII вв. начало процветать
изображение религиозных
Самые ранние дошедшие до наших дней произведения
живописи этого периода включают в себя
картины на стенах храма Хоруи-Жи в
городе Икаруга префектуры Нара, изображающие
эпизоды из жизни Будды, Бодхисаттв и некоторых
других божеств. По стилю они напоминают
китайские картины времен династии Су
или позднего периода Шестнадцати королевств.
Однако к середине периода Нара стали
популярны изображения в стиле династии
Танг. Они включают в себя настенные рисунки
в гробнице Такамацузука, относящиеся
к 700г. нашей эры. Этот стиль стал основой
жанра Кара-и, который оставался популярным
в начале периода Хэян.
Так как большинство картин периода Нара
религиозны, художники были в основном
анонимны. Большая коллекция произведений
искусства периода Нара находится в хранилище
Шосойн , которым раньше владел Тодай-жи,
теперь же оно контролируется Агентством
императорского двора.
Периоды Хэйан (Heian) и
Камакура (Kamakura)
С развитием
в Японии тайных буддистских сект
Шингон и Тендай в VIII и IX веках, стали
преобладать религиозные картины, чаще
всего изображавшие Мандалу . Бесчисленные
версии изображения Мандалы, особенно
Мандалы Алмазного мира и Мандалы Сокрытого
мира, были созданы на свертках и на стенах
храмов. Самый ранний сохранившийся пример
находится в пятиярусной пагоде Дайго-джи
, храме на севере Киото.
С постоянным развитием буддизма в Японии
в направлении нового течения "Девственная
земля" в секте Джодо в X веке, в живопись
добавился новый важный жанр: райгозу,
который изображает Будду Амиду, встречающего
души верующих в своем Западном Раю . Самое
ранее из подобных изображений датируется
1053 годом и находится в Бёдо-ин , храме
Уджи в Киото. Эта картина также считается
самым ранним примером японского стиля
живописи Ямато-и, в котором изображаются
местности вокруг Киото.