Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:29, реферат
Суть определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.
Введение…………………………………………………2
1. Древнеяпонская цивилизация………………………..3
2. Неолит и появление металлов……………………….6
3. Религия в Древней Японии…………………………...9
4. Литература……………………………………………..13
5. Архитектура, живопись……………………………....16
6. Древние народные верования……………………….20
Заключение…………………………………………….23
Приложение 1………………………………………………….24
Приложение 2………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………….....26
Введение…………………………………………………2
1. Древнеяпонская цивилизация………………………..3
2. Неолит и появление металлов……………………….6
3. Религия в Древней Японии…………………………...9
4.
Литература……………………………………………..
5. Архитектура, живопись……………………………....16
6. Древние народные верования……………………….20
Заключение…………………………………………….23
Приложение 1………………………………………………….24
Приложение 2………………………………………………….25
Список
использованной литературы……………………….....26
Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и поэтому нуждается в уточнении. Само по себе это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в современной научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений
Суть определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.
Исторические
определения, подчеркивающие роль традиций
и социального наследия, доставшихся
современной эпохе от предшествовавших
этапов развития человечества. К ним
примыкают и генетические определения,
утверждающие, что культура является
результатом исторического
Древнеяпонская цивилизация не оказала существенного влияния на древнюю и средневековую культуру других регионов. Значение ее для мировой культуры заключается в ином.
1. Древнеяпонская цивилизация
Японская цивилизация молода. Молод и народ, создавший ее. Он сформировался в результате сложных и разновременных этнических слияний переселенцев, преодолевших водную преграду, отделяющую Японские острова от материка. Наиболее ранними обитателями Японии были, по всей вероятности, протоайнские племена, а также племена малайско-полинезийского происхождения. В середине I тыс. до н. э. из южной части Корейского полуострова наблюдается интенсивная миграция протояпонских племен , которым удалось в значительной мере ассимилировать население юга Японии (японский язык, согласно последним исследованиям С. А. Старостина, обнаруживает наибольшее родство с корейским).И хотя в ту эпоху все племена, заселявшие территорию Японии, находились на уровне первобытно общинного строя, уже тогда, вероятно, был заложен один из ведущих стереотипов мировосприятия японцев, который просматривается на всем протяжении истории этой страны,— это способность к усвоению навыков и знаний, поступающих результате контактов с другими народами. Опираясь на имеющиеся источники и сведения, можно считать, что японская земля была заселена людьми примерно 15-17 тысяч лет назад. Японский этнос сложился в результате смешения местных племен с племенами Северо-Восточной Азии и островов Тихого океана. Позднее активное участие в формировании японского этноса приняли переселенцы из Кореи и Китая. Хозяйственную основу первобытного японского общества, как и повсюду, составляли охота, собирательство и рыболовство. Первыми религиозными представлениями японцев были такие известные формы, как магия, тотемизм, фетишизм, анимизм. От этого периода, известного под именем “культуры Дзёмон”, сохранились причудливого вида керамические сосуды, а также фигурки человека и животных, сделанные в весьма условной манере. В середине I тыс. до н. э. в Японии возникает сельское хозяйство и общество постепенно трансформируется из первобытного в древнее. Процесс перехода был достаточно длительным - примерно шесть веков, с III века до н. э. до III века н. э.
Этот период в японской истории носит название “культура Яёй” - по названию квартала в Токио, где были обнаружены остатки этой культуры. В этот период складываются основные элементы древнеяпонской цивилизации. Экономическую основу общества составляет поливное земледелие, главным образом выращивание риса. Высокого уровня достигает выплавка металла - бронзы и железа. Бронза используется для изготовления культовых предметов - ритуальных зеркал, колоколов и т. д., а железо - орудий труда, воинского оружия и снаряжения. Успешно развиваются другие ремесла. Примерно со II века до н. э. развитие Японии идет под сильным и растущим влиянием со стороны Китая, которое сказывается как в материальной, так и в духовной культуре. В частности, именно благодаря китайским переселенцам в Японии развились многие ремесла.
Способность к усвоению иноземных образцов становится особенно заметной вместе с возникновением государственности, датируемой III—IVвв. н. э. В это время происходит завоевательный поход союза племен Южного Кюсю в Центральную Японию. В результате начинает формироваться так называемое государство Ямато, культура которого характеризуется невиданной дотоле однородностью. В IV - V веках н. э. из Китая в Японию приходит иероглифическая письменность, проникают также китайская астрономия и другие научные знания и представления. Почти одновременно с этим отмечено появление конфуцианства и буддизма, а вместе с последним начинается широкое распространение всего спектра буддийской культуры, в особенности искусства.
В целом влияние
китайской культуры было настолько
значительным, что русский культуролог
Н. Данилевский рассматривал японскую
культуру как вариант китайской,
отказывая ей в подлинной самобытности.
Хотя такая точка зрения не лишена
основания, она, тем не менее, представляется
слишком утрированной. Правильнее было
бы говорить о том, что уже в
глубокой древности у японцев
сложилась способность к
Китайское влияние
способствовало ускорению разложения
родового строя и становлению
древнего общества и государства. В
III-IV веках н. э., в связи с утверждением
власти племенных царей Ямато, процесс
объединения страны в единое государство
заметно усиливается. Особую роль в
этом процессе сыграл буддизм: будучи
единой общегосударственной
В III-IV веках н.
э. существенно усложняется
О последних веках древнего японского общества нам сообщают упомянутые выше хроники - “Кодзики” и “Нихонги”. Первую из них написал Ясумаро, один из приближенных ко двору царей Ямато, а составителем второй считается принц Тонэри. Одна из основных целей этих хроник состояла в обосновании того, что стоящая у власти династия царей Ямато является самой древней и самой знатной и потому наиболее достойной высшей власти.
Вместе с тем эти первые письменные памятники японской культуры содержат многочисленные мифы, легенды и сказания, переплетающиеся с историческими преданиями и описаниями реальных лиц и событий, а также другие интересные и ценные сведения. Первая часть каждой из них, излагающая историю “Века богов”, рассказывает о том, как рождался мир, как появились первые божества, среди которых выделалось верховное божество - Небесная богиня Аматэрасу.
Эти боги породили
“Страну островов”, и в конце концов
один из потомков богов, ставший человеком,
основал Японское государство и под именем
Дзимму вошел в его историю в качестве
первого императора, положившего начало
династии Ямато. Эти мифы из хроник, культ
Солнца в лице богини Аматэрасу и культ
предков легли в основу японской национальной
религии синтоизм (“путь богов”).
2.Неолит и появление металлов
Япония —
древнее, самобытное государство. Без
преувеличения можно сказать, что
европейский читатель знает Японию
одновременно и очень хорошо, и
еще очень слабо. Последнее относится
главным образом к области
духовной жизни японцев, их национально-психологическим
особенностям.
История Японии начинается с неолита.
Расположенная на архипелаге, который
тянется с севера на юг вдоль восточного
побережья Азиатского континента (ее главные
острова: Хоккайдо (наименее населенный)
— на севере, Хонсю и Сикоку — в центре
и Кюсю — на юге). Япония заключает в себе
более трех тысяч островов.
Извержения вулканов, землетрясения, наводнения,
горные обвалы и ураганы испокон веков
сопутствовали жизни японцев; не в последнюю
очередь природные катаклизмы способствовали
выработке таких национальных качеств,
как мужество, терпеливость, самообладание,
сноровка. Стоит ли удивляться, что природа
вызывает в душах японцев и чувство обреченности,
и одновременно чувство благоговения.
Хотя природные условия Японских островов
и оказали заметное влияние на формирование
национальной психологии японцев, но определяющим
фактором здесь, как и повсюду на земле,
безусловно, выступил способ производства.
Японцы издревле занимались охотой, морским
промыслом, животноводством, но большая
часть населения веками возделывала рисовые
поля.
Вопросы этногенеза японцев и в настоящее
время все еще вызывают споры, рождая самые
противоречивые гипотезы и теории, ни
одна из которых не в силах объяснить всей
совокупности накопленных наукой фактов.
Костяные рыболовные крючки, гарпуны
и каменные грузила. Неолит.
Видимо, уже в V — IV тыс. до н.э .в Японии
существовал неолит. Древнейшими неолитическими
памятниками Японии являются раковинные
кучи, распространенные, главным образом,
по тихоокеанскому побережью. По содержимому
этих куч можно заключить, что население
занималось по преимуществу собирательством
и рыбной ловлей. В них встречаются остатки
съедобных раковин и рыб, гарпуны, грузила
и рыболовные крючки. В более поздних кучах
часто встречаются кости пресноводных
рыб, оленей, диких свиней, птиц. Вместе
с орудиями охоты (обсидиановые наконечники
стрел, шлифованные топоры и кинжалы) и
рыбной ловли в этих кучах встречается
керамика, изготовленная от руки, богато
украшенная типичным для ранней Японии
веревочным орнаментом (дземон). Глиняные
женские статуэтки указывают на существование
матриархата. Население жило поселками
в больших землянках и хоронило трупы
тут же в раковинных кучах. Костяки лежат
на спине в скорченном положении, они часто
обсыпаны красной охрой. Японский неолит
характеризуется сравнительно высоким
уровнем развития культуры при общих замедленных
темпах этого развития на последнем этапе.
В более передовых, южных районах в I тысячелетии
до н. э. в изобилии появляются характерные
для позднего неолита шлифовальные орудия,
а в погребениях — металлические изделия.
Керамика хорошо обожжена, иногда изготовлена
на гончарном круге, чаще всего гладкая
или с простым орнаментом (тип яей). Население
уже заселило внутренние части островов
и было знакомо с земледелием и зачатками
скотоводства.
С наступлением эпохи металла намечается
имущественная дифференциация, на которую
указывают погребения в двойных урнах
и богатый погребальный инвентарь (бронзовые
зеркала, мечи и кинжалы). Эта дифференциация
усиливается в так называемую курганную
эпоху (ранний железный век).
Этническая принадлежность древнейшего
населения архипелага еще не окончательно
выяснена. В образовании японской народности
приняли участие, как уже указывалось,
как айны и другие южные племена, так и
— позднее — племена монголо-малайского
происхождения.
С середины первого тысячелетия до н. э.
на Японские острова через Корейский пролив
с юга Корейского полуострова проникают
так называемые протояпонские племена.
С их приходом на островах появились домашние
животные — лошадь, корова, овца, к этому
периоду относится и возникновение культуры
поливного риса. Процесс культурного развития
пришлых племен, их взаимодействие с местным
аустронезийско-айнским населением происходили
вплоть до V в. Основным направлением хозяйства
на Японских островах окончательно стало
рисосеяние.
В более поздний период островное население
окончательно восприняло из Кореи, а также
из Китая элементы китайской и корейской
культуры. К этому времени на юге Кюсю
завершилась ассимиляция остатков аус-ронезийского
населения. Одновременно начался процесс
заселения лесистого севера острова Хонсю.
Местное айнское население этого острова
частично смешалось с пришельцами, частично
было оттеснено на север.
Эти процессы привели к тому, что в настоящее
время Япония — одна из самых однородных
по этническому составу стран мира, основу
нации (более 99 процентов населения) составляют
японцы. Айны теперь сохранились лишь
на Хоккайдо, их численность не превышает
20 тыс.
История Японии с I в. до н. э. известна уже
по письменным источникам. Самые ранние
сведения содержатся в китайских исторических
памятниках: в “Истории Старшей династии
Хань” и “Истории Младшей династии Хань”
сообщаются сведения о Японии I в. до н.
э. — П в. н. э., в “Истории Вэй” (Вэйчжи)
и “Истории Сун” (Сун-шу) — сведения о
Японии II — V вв. н. э. Японские хроники
“Кодзики” (VIII в. н. э.) и “Нихонги” (VIII
в. н. э.) более подробны, нежели китайские,
в том, что касается самой Японии, но менее
точны. Хронология их весьма запутана
и до VI в. н. э. мало достоверна. Кроме того,
в них много более поздних наслоений.
Согласно японской системе верований
— синтоизму, японская нация ведет свое
начало от богини солнца Ама-тэрасу, прямым
потомком которой был легендарный император
Японии Дзимму (Дзимму-Тэнно), взошедший
на престол государства Ямато в 660 г. до
н. э. и положивший начало непрерывной
династии японских императоров. В Японии
принято подразделять историю страны
на эры правления того или иного императора.
Личность императора, сама идея императорской
власти всегда выступали как важнейший
цементирующий фактор национального самосознания
японцев.
Буддизм проник в Японию из Индии
через Корею и Китай в VI в. Буддийские
проповедники сразу оценили все
выгоды союза с синтоизмом. Где
можно было, они старались использовать
синтоистские верования для пропаганды
идей буддизма. Существенный отпечаток
на психологию японцев наложило и
конфуцианство, пришедшее в Японию
сначала через Корею — в IV —
V вв. и затем непосредственно
из Китая — в VI в. Тогда-то китайский
язык стал языком образованных японцев,
на нем велась официальная переписка,
создавалась литература. Если проникновение
конфуцианства повлекло за собой
распространение китайского языка,
то китайский язык, привившийся в
высших сферах страны, в значительной
степени служил целям пропаганды
конфуцианского влияния. Неудивительно,
что конфуцианская доктрина обожествления
предков, почитания родителей, беспрекословного
подчинения низших высшим, подробнейшая
регламентация поведения любого
члена общества прочно врезались
во все сферы психологии людей. Конфуцианские
представления хорошо выражены в
следующем изречении: “Отношения между
высшим и низшим подобны отношениям
между ветром и травой: трава должна
склониться, если подует ветер”.
Буддизм и конфуцианство стали играть
в Японии роль своеобразной идеологической
и моральной надстройки. Однако в системе
религиозных доктрин Японии главенствующее
место занимала истинно японская религия
синто.
Японец обычно не стремится вникать в
суть и происхождение синто, для него это
и история, и традиция, и сама жизнь. Синто
напоминает древнюю мифологию. Практическая
же цель и смысл синтоизма состоит в утверждении
самобытности древней истории Японии
и божественного происхождения японского
народа: согласно синто, считается, что
микадо (император) — потомок духов неба,
а каждый японец — потомок духов второго
разряда — ками. Для японца ками означает
божество предков, героев, духов и т. д.
Мир японца населен мириадами ками. Набожный
японец думал, что после смерти он станет
одним из них.
Синтоизм свободен от религиозной идеи
“центральной власти” всевышнего, он
учит главным образом культу предков и
поклонению природе. В синтоизме нет других
заповедей, кроме общежитейских предписаний
соблюдать чистоту и придерживаться естественного
порядка вещей. У него есть одно общее
правило морали:
“Поступай согласно законам природы,
щадя при этом законы общественные”. По
синтоистским представлениям, японец
обладает инстинктивным пониманием добра
и зла, поэтому соблюдение обязанностей
в обществе тоже инстинктивно: если бы
было не так, то японцы “были бы хуже зверей,
которых ведь никто не учит, как надлежит
им поступать”. Сведения о синтоизме в
древних книгах “Кодзики” и “Нихонги”
дают достаточное представление об этой
религии.
В подобных сочинениях объединены две
идеи — идея кровного племенного единства
и идея политической власти. Отражение
первой — в расширении племени во времени:
в отношении к прошлому, в соединении с
рождения вообще всех вещей; во включении
всего инородного в состав племени, в подчинении
ему, в притягивании генеалогической линии
по главным представителям — богам, вождям,
царям — как проявление единства племени.
Отражение второй — в представлении политической
власти как выполнения богами, вождями,
царями воли высших богов.
Японские хроники утверждают, что первоначально
в мире царил хаос, но затем все приобрело
стройность: небо отделилось от земли,
обособились женское и мужское начала:
первое — в лице богини Идзанами, второе
— в лице ее мужа Идзанаги. У них родилась
богиня солнца Аматэрасу; бог луны Цукиеми
и бог ветра и воды Сусаноо вступили между
собой в борьбу. Аматэрасу победила и осталась
на небе, а Сусаноо был изгнан в страну
Идзумо на землю. Сын Сусаноо — Окунинуси
сделался правителем Идзумо. Аматэрасу
не смирилась с этим и принудила Окунинуси
передать правление ее внуку Ниниги. Ниниги
сошел с неба и принял управление государством
Идзумо. В знак власти ему вручили три
священных предмета — зеркало (символ
божественности), меч (символ могущества)
и яшму (символ верности подданных). От
Ниниги произошел Дзиммутэнно (титул тэнно
означает “Верховный правитель”; сохраняется
за царствующим домом до наших дней; передается
на европейских языках словом “император”),
мифический первый император Японии —
микадо. Зеркало, меч и яшма с тех давних
пор остаются эмблемой японского императорского
дома.
Император микадо в сознании японца благодаря
своему “божественному” происхождению
состоит в родстве со всем народом, он
— глава нации-семьи. Даже сегуны, господствовавшие
в Японии более трехсот лет, называли себя
представителями микадо. Идея микадо,
освященная синтоизмом, не исчезла из
сознания японцев и сегодня, хотя, конечно,
ее регулирующая сила значительно ослабла.
Синтоизм сформировал у японцев особый
взгляд на мир вещей, на природу, взаимоотношения.
Этот взгляд базируется на пяти концепциях.
Первая концепция утверждает, что все
сущее является результатом саморазвития
мира: мир появился сам по себе, он хорош
и совершенен. Регулирующая сила бытия,
согласно доктрине синто, исходит из самого
мира, а не от какого-то верховного существа,
как у христиан или мусульман. На таком
понимании мироздания покоилось религиозное
сознание древнего японца, удивлявшегося
вопросам представителей других конфессий:
“Какая у вас вера?” или того более —
“Верите ли вы в Бога?”
Вторая концепция подчеркивает силу жизни.
Согласно мифологии, первое сексуальное
сближение произошло между богами. И потому
секс и моральная вина никогда не связуются
в сознании японцев. Все, что естественно,
согласно данному принципу, должно уважаться,
не уважается только “нечистое”, но и
всякое “нечистое” может быть очищено.
Именно на это направлены ритуалы синтоистских
храмов, вырабатывающие у людей наклонности
к приспособлению, адаптации. Благодаря
этому японцы оказывались способными
принять почти любую новацию, модернизацию
после того, как она очищена, скорректирована,
согласована с японской традицией.
Третья концепция утверждает единство
природы и истории. В синтоистском воззрении
на мир нет разделения на живое и неживое,
для приверженца синто все живое: и животные,
и растения, и вещи; во всем природном и
в самом человеке живет божество ками.
Некоторые считают, что люди и есть ками,
или, вернее, ками располагаются в них,
или в конечном счете они могут впоследствии
стать ками и т. д. Согласно синто, мир ками
— это не потустороннее обиталище, отличное
от мира людей. Ками объединены с людьми,
поэтому людям не нужно искать спасения
где-то в другом мире. Согласно синто, спасение
обеспечивается путем слияния с ками в
повседневной жизни.
Четвертая концепция связана с многобожием.
Синто возник из местных культов природы,
поклонения местным, родовым и племенным
божествам. Первобытные шаманские и колдовские
обряды синто начали приходить к известному
единообразию только с V — VI вв., когда
императорский двор стал брать под свой
контроль деятельность синтоистских храмов.
В начале VIII в. при императорском дворе
был создан специальный департамент по
делам синто.
Пятая концепция синто связана с национально-психологической
основой. Согласно этой концепции, боги
синто, ками, породили не людей вообще,
а только японцев. В связи с этим в сознании
японца с самых первых лет жизни укореняется
представление о том, что он принадлежит
синто. Отсюда вытекают два важнейших
фактора регуляции поведения. Во-первых,
утверждение, что ками самым интимным
образом связаны только с японской нацией;
во-вторых, синтоистская точка зрения,
согласно которой смешно, если иностранец
поклоняется ками и исповедует синто —
такое поведение неяпонца воспринимается
как нелепость. Вместе с тем синто не удерживает
самих японцев от того, чтобы они исповедовали
любую другую религию. Не случайно почти
все японцы параллельно с синтоизмом считают
себя приверженцами какой-нибудь другой
религиозной доктрины. В настоящее время,
если суммировать количество японцев
по принадлежности к отдельным конфессиям,
то получится число, превышающее общее
население страны.
В древности культовое действие в синто
заключалось в поклонении божеству конкретного
храма, которое, в сущности, не имело отношения
к другим храмам. Ритуалы синтоистских
храмов состояли в услаждении местного
божества. Эта простота церемонии, требующая
от людей лишь приношений и простейших
ритуальных действий, явилась важнейшей
причиной стойкости синто на протяжении
столетий. Для древнего японца, который
жил в сельской местности, свой храм, его
ритуалы, его ежегодные красочные праздники
стали необходимой частью жизни; так жили
его отцы и деды, так жил он сам, не прилагая
к этому никаких усилий; так было заведено,
так поступают все родственники и соседи.
Несмотря на отсутствие единства в почитании
божеств, устройство синтоистских храмов
тем не менее единообразно. Основу каждого
храма составляет хондэн (святилище), в
котором хранится синтай (святыня, божество).
К хондэну примыкает хайдэн, т. е. зал для
молящихся. Изображений богов в храмах
нет, однако некоторые храмы украшены
изображениями львов или других животных.
При храмах Инари есть изображения лис,
при храмах Хиэ — обезьян, при храмах Касуга
— изображение оленей. Эти животные рассматриваются
в качестве посланников соответствующих
божеств. Все это свидетельствует о связи
синто с многочисленными специфическими
народными верованиями.