Культура Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 22:20, контрольная работа

Описание работы

Слово “Русь” употреблялось для обозначения дружины киевского князя. Точного объяснения этого слова до сих пор не найдено. Предполагают, что так называлось варяжское племя, из которого вышли первые русские князья. В Х в. Русью именовался высший слой русского общества, в основном княжеская дружина, состоявшая преимущественно из тех же варягов. Выражение “Русская земля” появилось в 945 г. и имело уже географическое значение: так называлась в основном Киевская земля, где более густо селились пришлые варяги. В XI-XII вв. Русью и Русской землей называли государство, т.е. эти слова приобрели политическое значение. В Х в. русское общество включало высший слой (Русь), куда входили варяги, и славянское простонародье.

Содержание

Введение

1.Как зарождалась культура Древней Руси

2.Понятие «Христианство»

а) возникновение христианства: проблемы источников

б) возникновение христианства: проблемы истории

3.Религия восточных славян на кануне крещения Руси

4.Введение христианства на Руси

а) христианство и язычество: проблемы двоеверия

5.Социальные предпосылки и последствия крещения Руси

6. Архитектура Древней Руси

7. Искусство вместо культуры

8.Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

     а) Возникновение христианства: проблемы источников.

           Изучение кумранских рукописей позволило ученым яснее представить себе корни многих христианских верований, ту религиозно-психологическую обстановку, в которой зарождалось новое учение. Но дать конкретное, детальное описание той первой группы сектантов, из чьих проповедей впоследствии вырастает мировая религия, очень трудно. Основная трудность состоит в характере, хронологии и некоторых особенностях источников. На проблеме источников я хочу остановиться, прежде чем перейти к рассказу о проблемах истории встречаемых при изучении христианства.

   Сведения  о возникновении христианства, о  христианских общинах содержится в  различного рода христианских произведениях - Евангелиях, посланиях, адресованных различным общинам и даже отдельным лицам, деяниях апостолов (посвященных как им всем, так и отдельным апостолам), апокалипсисах («откровениях», т. е. описаниях видений и пророчеств). Исторические сведения, содержащиеся в апокрифических Евангелиях, к сожалению, очень отрывочны, так как полностью до нас дошли как раз те Евангелия, которые передают только учение Иисуса, а не детали его биографии, но сопоставление фрагментов ранних апокрифов с новозаветными произведениями и друг с другом позволяет выделить наиболее древнюю традицию, касающуюся первых шагов христианского учения. Одним из первых христианских сочинений, предназначенных для чтения, было Откровение Иоанна. Евангелия, содержащие биографические сведения о Христе, начали создаваться с конца I в. В тех Евангелиях, которые дошли до нас полностью или во фрагментах (в составе Нового завета, в цитатах христианских писателей или рукописях обнаруженных учеными-археологами больше всего в Египте), содержится обработка устной традиции и записей речений Иисуса. Многое в этих произведениях совпадает, но есть и существенные расхождения (например, согласно писаниям одной из наиболее ранних христианских групп - эбионитов, чье учение и название восходит к кумранской общине, Иисус считался человеком, сыном Иосифа и Марии). Из новозаветных Евангелий (они написаны по-гречески) самым ранним считается евангелие от Марка; это евангелие, а также, вероятно, записи поучений Иисуса и какой-то еще источник, написанный, возможно, на арамейском языке  (По свидетельству христианского писателя Папия, жившего во второй половине II в., Матфей записал по-еврейски (имеется в виду арамейский язык) поучения Иисуса, а другие, как могли, перевели их на греческий), легли в основу двух других канонических Евангелий от Луки и Матфея. Схожесть отраженной в этих трех Евангелиях традиции привела к тому, что ученые назвали их «синоптическими» (сводящимися воедино); та же традиция была использована и автором Евангелия Фомы, не признанного церковью священным. Образ Иисуса в синоптических Евангелиях примерно одинаков. Вопрос о датировке различных Евангелий остается открытым. Скорее всего, ни новозаветные, ни апокрифические Евангелия нельзя выстроить в единую хронологическую цепочку: так как они создавались в различных христианских группах на основе сложившейся в этих группах традиции

на кануне пасхи.

   Пользоваться  всеми этими сведениями надо с  достаточной осторожностью, поскольку  в значительной части они представляют собой просто вывернутую наизнанку христианскую традицию, хотя не исключено, что в них отражены и какие-то действительные события. Из приведенного выше краткого очерка, я постаралась показать, состояния источников по ранней христианской истории видны трудности, с которыми сталкиваются ученые, пытающиеся реконструировать эту историю.

б) Возникновение христианства: проблемы истории.

    Я постараюсь рассказать о том, что в христианской истории представляется наиболее вероятным, хотя, не доказанным безусловно (Историчность Иисуса отрицали в прошлом многие исследователи, в том числе и российские: Р.Ю.Виппер, С.И.Ковалев, Я.А.Ленцман и др. В настоящее время этой точки зрения придерживается И.А.Крывелев, хотя он не отрицает деятельность анонимных проповедников, стоявших у истоков христианства).

     Вся социальная и религиозная  ситуация в Палестине способствовала  появлению в начале I в. н. э. еще одной (первоначально очень незначительной) религиозной группы в рамках господствующей иудейской религии. Одним из проповедников, сыгравших свою роль в становлении этой группы, был Иоанн, о котором сообщает Иосиф Флавий и который назван в новозаветных Евангелиях Иоанном Крестителем. Ученые считают очень вероятным, что Иоанн был связан с кумранской общиной: он начал проповедь в пустыне; согласно Евангельскому преданию, он воспитывался и долго жил в пустыне. Иоанн призывал народ в ожидании прихода мессии покаяться и очиститься от всех грехов. Выражением такого очищения служило «крещение» - омовение в водах реки Иордан. Согласно рассказу Иосифа Флавия в «Иудейских древностях», омовение должно было предшествовать очищение внутреннее - отказ от грехов и покаяние в них. Такое же восприятие ритуальных омовений было свойственно и кумранитам. Судьба Иоанна была печальна. Он выступил против правителя части Палестины, тетрарха Галилеи и Переи Ирода Антипы, обвинив его, согласно Новозаветным Евангелиям, в кровосмесительном браке: Ирод отбрал у своего брата жену Иродиаду и женился на ней. Существует две версии казни Иоанна: легенда и мотивировка Иосифа Флавия. По легенде Ирод не решался казнить Иоанна. И вот во время пира дочь Иродиады Соломея танцует для своего отчима. Восхищенный Ирод обещает исполнить любое желание, и Соломея, по совету матери, просит голову Иоанна Крестителя. Ирод вынужден казнить пророка. По мотивировке Иосифа Флавии: Ирод Антипа боялся казнить Иоанна и из-за того, что пророк отказался от строгой замкнутости кумранской общины и перешел к открытым проповедям, за что и поплатился с жизнью.

   В книге писателя Папий записывающего  рассказы Иисуса о царстве божьем на земле, есть рассказ о том, что наступит изобилие плодов земных, прекратится вражда животных между собой и все они будут послушны человеку.   Конечно, все подобные рассказы не передают подлинных слов и образов первых проповедей  Иисуса и его учеников, но мессианские чаяния, вера в грядущий суд над злыми силами и победу добрых, засвидетельствованные всей христианской традицией, должны были присутствовать в проповедях с самого начала. Идеи эти были слишком хорошо распространены в народных массах Палестины на рубеже нашей эры: они были одной из основ кумранского учения, они вдохновляли Иоанна Крестителя.

Формировались первые христианские общины, складывались их учение и организация в восточных  провинциях, прежде всего в Сирии  и Малой Азии.       

   Я считаю, что христианству предстояло долгий путь через споры, конфликты и компромиссы, прежде чем выработалась система догматов. Отсутствие детально разработанных догматических положений, как отсутствие жесткой организации (какая была у кумранитов), объективно дало возможность раннему христианству с течением времени воспринять и органически включить в свое учение элементы различных религиозных и этических представлений, наиболее распространенных среди народных масс Римской империи.

  3. Религия восточных славян на кануне крещения Руси.

      Вначале несколько слов о самом термине «язычество». Он - литературного происхождения. Произошел от церковнославянского слова «языци», Т.Е. «народы», «иноземцы». Таким образом, русские книжники эпохи Киевской Руси – христиане по вере – как бы «отгораживались» от народов, еще не крещеных. Язычество древних славян имеет глубокие корни. Истоки его видятся за много тысячелетий до нашей эры.

   Входя в мир славянского язычества, мы должны также четко представлять, что его развитие опосредовано окружающей человека и господствующими общественными  отношениями.

   По  мнению известного советского ученого  – религиоведа И.А. Крывелева, общая особенность мышления человека в древности состояла в том, что его объектом и материалом были предметы и явления, входившие в непосредственное окружение человека и имеющие для него жизненное значение. Поэтому и религиозные представления вначале относились к предметам и явлениям ближайшего окружения, притом к тем, которые были вплетены в жизнедеятельность человека.

   У восточных славян отголосками фетишизма  и анимизма, преломленных тысячелетиями, было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Культ каменных фетишей - очень древний. Вполне возможно, что у древних славян он возник из почитания каменных орудий, необходимых в охоте и хозяйстве. Среди белорусов до недавнего времени существовало поверье, что в седую старину камни говорили, чувствовали, росли и размножались, как люди.

   Тотемизм – это вера в происхождение человека от какого – либо вида животных. Появление тотемизма прежде всего связано с организацией рода как общественной ячейки существования людей в первобытном обществе. Человек в рамках в рамках рода осознает общность происхождения всех его членов. Вопрос о тотемистическом культе восточных славян довольно сложен. Возможно, что в ряде случаев мы сталкиваемся с трансформацией тотемизма в культ предков в образе животных. Отголоски «звериных» культов прослеживаются в ранних христианских поучениях. Отцы церкви неистовствовали, когда новоиспеченные христиане продолжали соблюдать  «бесовские» обряды. Но наиболее ярко подтверждают существование тотемизма у восточных славян архаические пласты русских народных сказок, прежде всего волшебных и о животных. Зачастую в сказках животных называют лисичка – сестричка, волк – братик, медведь – дедушка. Это в определенной мере свидетельствует о существовании представлений о кровно – родственных связях человека и животных. Разновидностью культа предков в облике животных является оборотничество. Вера в оборотничество, недостаточно еще изучена наукой -  свидетельство существовавшего поклонения восточных славян животным.

   Отрыв духа – «двойника» от объекта, которому он присущ, наряду с тотемизмом, порождает веру в души мертвых, а также культ предков. Вероятно, одной из форм этого культа было почитание Рода (Род - верховное божество славян до Перуна) и рожаниц, возникшего в связи с разрастанием и усилением родов и укреплением родовой организации. Другим социальным фактором возникновения культа предков послужило выделение в роде возрастной группы старейших.

   Язычество восходит на новую ступень. Это стадия полидемонизма. Демоны – ранее двойники реальных вещей и явлений объективного мира, а также людей, но покинувшие своих реальных посителей и ставшие самостоятельными существами. Теперь леса, воду и даже жилище – земное и неземное, где находятся души мертвых, становятся обитаемыми и там поселяются демоны. Митрополит Иоанн в «Правиле церковном вкратце» - как о повальном явлении сообщает о поклонении болотам, колодцам с живущими там духами: «еже жруть бесом и болотом кладезем». Таким образом, с течением времени духи, первоначельно поедставлявшие однородную массу, начинают различаться. Прежде всего по месту обитания, становясь «хозяином места». В водной стихии, считали древние славяне, жили берегини и водяные. Берегини, а позднее вилы  и русалки – это женские духи рек. Озер, прудов, колодцев и т.д. Лес – это царство лешего или лесовика. На полях в высокой траве или в высоких колосьях живут полевики – козлообразные существа. В жилище «хозяин» домовой – маленький горбатенький старикашка. Таковы лишь некоторые

представители сонма демонов славян – язычников. Демонические Верования приближали восточных славян к следующему этапу развития языческой культуры – политеизму, т.е. вере в богов.

     На уровне больших племенных образований (союзов племен) – последней стадии родоплеменных отношений – возможен переход к следующей стадии политеизма – супремотеизму. Супремотеизм означает, что один из богов политеистического пантеона, занимая первенствующее положение, уже подчиняет себе всех остальных богов. Последние делаются простыми служителями верховного божества, исполнителями его приказаний. Далее эти боги исчезают совсем и наступает монотеизм – единобожие, характерное для мировых религий.

   Комплекс  языческих реформ Х в. показывает качественно более высокий уровень  развития восточнославянского язычества. Об этом свидетельствуют и известные  данные, прежде всего археологические, об организации языческого культа. В последнее время были получены материалы, позволяющий восстановить облик языческих святилищ в различных регионах восточнославянского расселения. Было выяснено, что существовали как святилища, обслуживающие межплеменные образования, так и малые, в которых совершало моления небольшое число людей.

   Итак, все сказанное свидетельствует  о том, что на кануне крещения Руси древнерусское язычество находилось на достаточно высоком уровне развития. Идеологически оно вполне соответствовало мировоззрению и укладу жизни общества Древней Руси. Язычество ко времени крещения не только не исчерпало себя, но и обладало достаточно мощным потенциалом для дальнейшего движения.

   Как бы то ни было, на Руси в 988 г. принимается  христианская религия. Это, а также неудача попытки объединения – подчинение племен в рамках, восточнославянского суперсоюза безусловно сказалось и на дальнейшей судьбе как языческой системы в целом, так и племенных высших богов в частности. С разрушением племенной структуры они утрачивают свою силу и значение. Культ их как племенных, так и общеплеменных богов уничтожается.

   Однако  официальное низложение языческих  богов, а также последовавшие  за этим языческие санкции, не изгладили  их из памяти наших предков. Тому были причины. В – первых, само языческое мировоззрение, как уже оказалось, находилось к моменту принятия христианства на высоком уровне. Сила традиции почитания даже общеплеменных богов была весьма велика. Во - вторых, и это главное, общество XI – XII вв. не стало классовым.

Информация о работе Культура Древней Руси