Культура Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:42, реферат

Описание работы

На мой взгляд, культура делится на материальную и духовную. В качестве духовной культуры я рассказал о мифологии, богах, их представлении, праздниках Древней Руси. Материальную культуру я разделил на зодчество живопись (иконы) и прикладное искусство (обустройство изб, золотая хохлома, русский народный костюм).

Содержание

Введение………………………..……………………………………….3
Духовная культура:
Происхождение богов…………………………………………………5
Изображение богов……………………………………………………6
Храмы………………………………………………………………….7
Народные и языческие праздники Древней Руси:
Возникновение религиозных праздников у славян, земледельческий религиозный культ древних славян…………………………………..8
Материальная культура:
Зодчество Древней Руси……………………………………………..13
Живопись Древней Руси…………………………………………….15
Прикладное искусство:
Внутреннее убранство дома…………………………………………20
Золотая хохлома……………………………………………………..22
Русский народный костюм……………………………………………24
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

  Основной  частью мужской одежды тоже была рубаха и порты – длинные штаны  вроде брюк. Обувь у крестьян, и у мужчин и у женщин, была одинаковая. У бедных – лапти,  которые плели из лыка, особым образом очищенной коры  липы. Липа – лиственное дерево, которое растёт в России  повсюду. Лапти, хотя и не отличались особым изяществом,  в сухую погоду были и лёгкой и удобной обувью, но изнашивались очень быстро. Поэтому каждый крестьянин  мог сплести лапоточки и делал это быстро, весело и красиво. Но в дождь, в холод в лаптях было плохо. Богатые  крестьяне на такое время шили из кожи сапоги, бедные  редко могли позволить себе такую роскошь. Зато зимой,  когда устанавливались морозы и снег плотно укрывал  землю, все надевали валенки. Валенки изготовляли (валяли) из домашней овечьей шерсти. Были они удобными, тёплыми, мягкими, и ходить в них по льду и снегу – одно удовольствие, хотя особенно красивой обувью их не назовёшь.

  Изготовление  обуви в крестьянской семье традиционно  было мужским делом, а одежду всегда делали женщины. Они обрабатывали лён, этот чудесный северный шёлк,  пряли из него тонкие мягкие нитки. Долгой и трудной была  обработка льна, но под сильными и ловкими руками  крестьянок лён превращался и в белоснежные ткани и в  суровые холсты, и в прекрасные кружева. Эти же руки  шили одежду, красили нитки, вышивали праздничные  наряды. Чем трудолюбивее была женщина, тем тоньше и  белее были рубашки у всей семьи, тем замысловатее и красивее были на них узоры.

  Обучение  всем женским работам начиналось с раннего  детства. Маленькие  девочки с шести-семи лет уже  помогали взрослым в поле сушить лён, а зимой пробовали прясть  из него нити. Для этого им давали специально сделанные  детские веретёна и прялки. Подрастала девочка и с двенадцати-тринадцати лет начинала сама готовить себе приданое. Она пряла нитки и сама ткала холст, который хранили  к свадьбе. Затем она шила себе и будущему мужу рубашки  и необходимое бельё, вышивала эти вещи, вкладывая в работу всё своё умение, всю душу. Самыми серьёзными  вещами для девушки считались свадебные рубашки для  будущего жениха и для себя. Мужскую рубашку украшали  вышивкой по всему низу, делали неширокую вышивку по  вороту, а иногда и на груди. Долгие месяцы девушка готовила эту рубашку. По её работе люди судили, какая из неё  будет жена и хозяйка, какая работница.

  После свадьбы, по обычаю, только жена должна была  шить и стирать рубашки мужа, если не хотела, чтобы другая женщина отобрала у неё его любовь.

  Женская свадебная рубашка тоже была богато украшена вышивкой на рукавах, на плечах. Руки крестьянки – от  них зависело благополучие семьи. Они всё умели делать,  никогда не знали отдыха, они защищали слабого, были добрыми и ласковыми ко всем родным и близким. Поэтому их следовало украсить красиво вышитыми рукавами в первую очередь, чтобы люди сразу замечали их, проникались к  ним особым уважением, понимая особую роль рук в жизни женщины-труженицы.

  Прясть  и вышивать было принято в часы, свободные ото  всех других работ. Обычно девушки собирались вместе в  какой-нибудь избе и садились за работу. Сюда же приходили парни. Часто они приносили с собой балалайку и получался своеобразный молодёжный вечер. Девушки работали и пели песни, частушки, рассказывали сказки или просто вели оживлённый разговор.

  Вышивка на крестьянской одежде не только украшала  её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна  была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от  злого человека. Отдельные элементы вышивки носили символическое значение. Вышила женщина ёлочки – значит,  желает она человеку благополучной и счастливой жизни,  потому что ель – это древо жизни и добра. Жизнь человека  постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. И женщина  вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в  строго установленном порядке, как бы призывая водную  стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.

   Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит  вышивкой  в виде прямой линии  яркого,  радостного цвета. Это прямая и  светлая дорога, по которой  должен идти её ребёнок. Пусть эта  дорога будет для него счастливой и радостной. Вышивка на одежде, её символические узоры связывали человека с окружающим его миром природы, добрым и злым,  хорошо знакомым и всегда новым для него. "Язык" этих символов был понятен людям, они  чувствовали его поэтичность и  красоту.

   Особую  роль в русском  костюме всегда играли пояски.  Маленькая  девочка,  впервые  севшая за ткацкий станок, начинала  своё  обучение  ткачеству именно с пояска. Тканые разноцветные и рисунчатые пояски носили в основном мужчины, завязывая их спереди или чуть сбоку. Каждая невеста должна была обязательно выткать и подарить жениху такой поясок. Завязанный узлом, он становился символом нерушимой связи между мужем и женой, их благополучной жизни. Поясок невесты обовьётся  вокруг тела жениха, сохранит его тепло, защитит от злого  человека, считали люди. Кроме того, невеста дарила свои  пояски всей многочисленной родне будущего мужа. Ведь  она входила в новую семью, и с этими людьми ей тоже нужно было установить добрые и прочные отношения. Так  пусть её яркие пояски украсят одежду новой родни,  защитят от несчастья.

   Так в прошлые времена думы русский  народ, создавая  свои традиции, обычаи, свой национальный костюм, на который мы смотрим сегодня, не переставая удивляться его  красочности и поэтичности.

   В наше время при создании самой модной одежды художники постоянно используют узоры народной вышивки  и кружева, изготовленные мастерицами промыслов. Вы  легко узнаете в костюмах наших элегантных современниц  элементы той одежды, которую 200 лет тому назад носили  наши прабабушки: сарафаны, рубашки, платки, душегрейки, сапоги и многое другое.

   Эти славные вещи, вышивки, старинные  рисунки ткани  и кружева продолжают радовать нас, так как они по-прежнему удобны и приятны. В нашу жизнь они вносят  ощущение радости и уюта, праздничности и домашнего тепла. Наверное, это происходит потому, что истинная красота не боится испытания временем."  
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы: 

   1. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков  Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. - Саратов: "Надежда", 1993. - 319 с.

   2. Алмазов С.Ф., Питерский П.Я. Праздники  православной церкви. - М., 1962. - 253 с.

   3. Барская Н.А. Сюжеты и образы  древнерусской живописи. - М.: "Просвещение", 1993. - 221 с.

   4. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки  истории архитектурных стилей. - М.: "Изобразительное искусство", 1983. - 262 с.

   5.Маерова  К., Дубинская К. Русское народное  прикладное искусство. - М.: "Русский  язык", 1990. - 269 с. 

Информация о работе Культура Древней Руси