Культура Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:42, реферат

Описание работы

На мой взгляд, культура делится на материальную и духовную. В качестве духовной культуры я рассказал о мифологии, богах, их представлении, праздниках Древней Руси. Материальную культуру я разделил на зодчество живопись (иконы) и прикладное искусство (обустройство изб, золотая хохлома, русский народный костюм).

Содержание

Введение………………………..……………………………………….3
Духовная культура:
Происхождение богов…………………………………………………5
Изображение богов……………………………………………………6
Храмы………………………………………………………………….7
Народные и языческие праздники Древней Руси:
Возникновение религиозных праздников у славян, земледельческий религиозный культ древних славян…………………………………..8
Материальная культура:
Зодчество Древней Руси……………………………………………..13
Живопись Древней Руси…………………………………………….15
Прикладное искусство:
Внутреннее убранство дома…………………………………………20
Золотая хохлома……………………………………………………..22
Русский народный костюм……………………………………………24
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

   Материальная  культура 

Зодчество Древней Руси 

   "Зодчество  Древней Руси – яркая страница  в истории мировой архитектуры. Развиваясь, оно прошло большой и сложный путь, отражая  своеобразные социальные условия жизни народа.

   Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности  характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым  ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так  же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.

  Древнерусское зодчество, развивавшееся на протяжении восьми веков, до конца ХVII столетия, дает целостную картину развития достаточно устойчивых и постепенно эволюционизирующих стилистических черт  и признаков. Параллельно развивались формы деревянной и каменной  архитектуры. причем деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние на каменное. Основной строительный материал на Руси – дерево – использовался для строительства всех видов  сооружений –жилых домов, городских укреплений, дворцовых зданий,  церквей. Город Древней Руси вплоть до ХVII пека оставался в основном деревянным. В деревянных постройках объемно-планировочная структура определялась бревенчатой конструкцией и ее естественными параметрами; однако при всей "жесткости" деревянной строительной  системы народные мастера-зодчие умели композиционно ее разнообразить и пластически оживить. В результате возникает очень широкая  композиционная "амплитуда" от простейшей крестьянской избы-сруба  до сложнейших объемных решений, типа шатровых и ярусных храмов." (Л.4)

  "Дерево  украшало Русь теремами и деревянными  храмами, избами и мельницами, колодцами, и, конечно, за  долгие  годы сложилось искусство резьбы и росписи по дереву. И хотя из-за пожаров мало сохранилось старинных деревянных построек, но и они дают представление о прекрасных теремах и палатах.

   Из  дерева строились и избы – добротные, просторные,  удобные и нарядные, с любовью и мастерством украшенные затейливой резьбой. Богаты и разнообразны традиции  русского крестьянского зодчества. Они складывались веками и имеют свой особенности в разных районах бескрайней России – на севере и в Поволжье, в Сибири и на Урале.  Разной была и украшающая дома резьба. Опытом многих  поколений был найден наиболее удобный для каждого  района тип крестьянского дома.

  Северная  изба высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, но их много – пять или  шесть – и все к солнцу тянутся,  высоко от земли поднялись. Под бок  к избе прижались сени, сарай, кладовые – всё под одной крышей. Трудно придумать жилище более удобное для сурового климата Русского Севера с долгими студёными зимами. Наличники,  крыльцо, скаты кровель северных русских изб украшает  строгий, но изящный геометрический орнамент. Любимый  мотив резьбы – солнечная розетка, древний символ жизни  счастья, благополучия.

  Сибирские дом просторные, часто их рубили из пихты  или кедра, во многих домах  было три-четыре горницы, а  иногда несколько  домов соединялись переходами (сенями), чтобы удобно было жить большой семьей. Не жалели бревен и труда на постройку – строили дом надежный, чтобы  защищал от суровой сибирской стужи, долго служил хозяевам.

  Особенно  нарядны избы Нижегородского края, что на  реке Волге. Они похожи на сказочные терема, сплошь покрытые затейливой резьбой. Здесь на Волге любили растительные орнаменты. Среди роскошного узора из густых  упругих ветвей, листьев и цветов, гроздей винограда мастера помещали фантастических птиц, львов, похожих на добродушных улыбающихся котов, русалок, которые по  крестьянским поверьям охраняли живущих в доме от злых  сил. Рельефную резьбу по дереву называют корабельной.  Ею исстари украшали не только дома, но и суда, которые  плавали по Волге от древнего Ярославля до Астрахани, бороздили воды Каспия."

   "С  ХI века постепенно начинает распространяться и каменное строительство. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие  столетия он заметно ускорялся. В городах начинают строиться каменные церкви, самые значительные дворцовые здания, и позже, с ХVII века – богатые жилые дома. С ХII - XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. Самые. ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской Руси, за ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовые комплексы Москвы – собирательницы  русских земель.

   В каменном светском строительстве, в  жилых и дворцовых постройках преобладали асимметричные и очень живописные равнения. Сложные организмы, такие, как дворцы – Колымой Кремлевский Ивана III и другие складывались из ряда простых объемов – палат, соединяемых переходами и галереями, в чем нельзя опять-таки не видеть воздействия  деревянных построек.

   В культовом каменном строительстве на века утвердился тип кубического храма, внутреннее пространство которого определилось наличием  параллельных нефов с четырьмя, шестью и большим числом опорных  крещатых столбов, поддерживающих своды и купола; число последних  составляло от одного до пяти. При наличии сходной объемной и конструктивной структуры, русские культовые сооружения дают картину чрезвычайного разнообразия размеров, объемных форм и средств декоративной  обработки сооружений. Подавляющее большинство сооружений до ХIV века включительно отличается органичностью и единством объемной композиции и конструктивного решения, их внутренняя структура четко и  последовательно выражается во внешних формах. 

Живопись  Древней Руси 

      "Древнерусская  живопись – одна  из самых  высоких вершин мировой культуры, величайшему духовному достоянию нашего народа. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем  иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был  определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота.  Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи –  «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово».

      Прежде  всего это Священное Писание, Библия («Библия»  по-гречески –  книги) – книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.  Священное Писание состоит из Нового Завета, куда входят Евангелие и еще несколько произведений, написанных апостолами – учениками Христа, и Ветхого Завета ,  содержащего книги, созданные вдохновенными пророками еще в дохристианскую эпоху. Кроме Священного Писания, причислялся к христианскому слову, почитался несущим христианскую истину широкий круг произведений,  созданных в течение веков народами разных стран: Ближнего Востока и Малой Азии, Греции, славянских земель  и самой Древней Руси. В этот круг прежде всего входят  апокрифы – древнейшие повести, посвященные тем же  лицам и событиям, о которых повествует Библия. Апокрифы не считались богодухновенными, но многие из них  были признаны исторически достоверными, дополняющими Писание. Затем – многочисленные жития святых  (биографические повести о них). Важное место в христианском слове занимают и используемые в богослужении поэтические, гимнографические произведения, посвященные событиям и лицам Священного Писания,  святым и событиям их жизни.

      Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее – ведь это воплощение должно было  приблизить человека к истине этого слова, к глубине того  вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира – всех стран, входящих  в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, – разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную  систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

      "Образ"  по-гречески – икона. И уже  с глубокой древности слово "икона" стало употребляться и употребляется  до сих пор как прямое название для получивших широкое  распространение в живописи византийского мира отдельных самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широком смысле иконой, т.е.  образом, воплотившим слово, является все созданное  этой живописью: и изображения, неотделимые от самих  зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески, написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского  православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин «иконопись».

      В течение долгих веков живопись византийского, православного мира, в том числе и живопись древнерусская,  несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их  в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

      Но  со временем и искусство всего  византийского мира,  и искусство Древней Руси постигло забвение. Пала под  ударами турок-завоевателей сама Византийская империя,  оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие славянские государства. В этих бедах, пережив татаро-монгольское нашествие, по существу выстояла одна Русь. После падения  Византии она была подлинным центром православной культуры. Забвение, разорение постигли древнерусскую  культуру и искусство не в результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего подъема русской государственности при Петре I. Реформы Петра, повернувшие  Россию на Запад, отринули культурное наследие Древней  Руси; живопись самобытная, имеющая свои истоки в византийской традиции, заменялась живописью западноевропейского типа.

      Живопись  Западной Европы исходно росла из тех же христианских корней, по-своему важно было для нее и христианское слово. Но развитие этой живописи пошло по  иному пути. Она выработала не только иные, не связанные  с церковной традицией жанры и виды (портрет, натюрморт, пейзаж), но, начиная с эпохи Возрождения, и сюжеты Священного Писания передавала совершенно иным  способом, чем живопись византийского круга. Западноевропейская живопись не созидала священный образ,  а стремилась изобразить тех, кто описан в Библии и Евангелии, как обычных людей, а события, о которых там рассказывается,– как любые другие обычные события человеческой жизни. В приближении к повседневной реальности видело западноевропейское искусство единственный  путь к подлинной правде, и в передаче этой реальности  его мастера достигли огромных успехов, выработали для  этого особые художественные принципы.

      Русская живопись после петровских реформ, в том числе  живопись церковная, строится на этих новых, западноевропейских принципах. И хотя чисто религиозное уважение к древним иконам сохранялось в европеизированном,  просвещенном русском обществе, но сами отличия живописи древнерусской от европейской воспринимались им  лишь как доказательства русской отсталости и варварства. Постепенно сама эта живопись, как и вся допетровская старина, предавалась забвению. Древняя, восходящая к Византии художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь в крестьянском иконописании, центрами которого были несколько «иконописных»  сел – Палех, Мстера и Холуй. Приверженность к древней  иконе, как и ко всему допетровскому строю жизни,  в известной степени продолжала существовать только  в народной – крестьянской и отчасти купеческой среде. Но, к счастью, это забвение древних национальных корней не было в России окончательным. Через сто лет после  петровских реформ к ним обратилась новая, созданная  как раз в результате реформ русская культура, русская  интеллигенция. Растущее значение России, ее победа над  Наполеоном в Отечественной войне 1812 г, послужили мощным толчком для развития национального самосознания. У просвещенных людей, у историков, писателей,  поэтов возник интерес к прошлому страны, к ее истории.  И уже второе десятилетие Х1Х века было ознаменовано  появлением «Истории государства Российского»  Н. М. Карамзина – труда, в котором, по словам А. С. Пушкина, «древняя Россия, казалось, была найдена, как  Америка – Колумбом». Это была книга, открывшая русскую историю самым широким кругам образованного  общества. Вместе с «открытием» древней России родился  и интерес к ее культуре, положено было начало ее изучению через обращение фольклору, к народной жизни,  где многие черты этой культуры, допетровская старина  еще продолжали жить. «При свете европейского просвещения нам нужно хорошенько рассмотреть самих  себя», – писал Н.В. Гоголь. И «рассматривая себя», русские люди находили в своем историческом прошлом такие сокровища, которых не знало европейское Просвещение.

      В начале ХIХ века было открыто и  обрело известность величайшее произведение древнерусской литературы –  «Слово о полку Игореве». Вслед за тем в течение всего  столетия разыскиваются учеными другие литературные  произведения на страницах древних рукописей. Ученые,  поэты, писатели собирают и записывают хранящиеся  в живой устной народной традиции памятники древнего  литературного творчества – былины, сказки, песни. И со  времен Пушкина древнерусская литература, древнее литературное творчество народа становятся источником  вдохновения для русских писателей, живым ключом, питающим новую, «европейскую» русскую литературу.

Одновременно с древней литературой открываются и национальные истоки в музыке, начинается собирание и запись народных песен, развивается интерес к древним  церковным песнопениям. И русские композиторы от  М. И. Глинки до С. В. Рахманинова неуклонно обращаются к этим истокам, каждый по-своему обогащает  ими свое творчество.

      Интерес к древнерусской культуре вызвал обращение и  к ее живописи. Уже  в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин упоминает о древнерусских художниках, приводит почерпнутые из летописи сведения об их  произведениях. Эти сведения привлекают внимание, становятся предметом изучения и для более молодых историков, но настоящее приобщение к древнерусской живописи, открытие ее подлинных сокровищ произошло много  позже, чем это случилось со словесностью и музыкой.

Дело  в том, что люди ХIХ столетия древнерусской  живописи по-настоящему просто не видели. Потемнели, покрылись пылью и  копотью уцелевшие в древних храмах  фрески и мозаики, и в буквальном смысле стали невидимы иконы – главная, самая многочисленная часть древнерусского наследия. Ведь фресками и в особенности  мозаиками в древности украшали далеко не каждую  церковь, а иконы были обязательно не только в каждом  храме, но и в каждом доме. Причина этой невидимости  икон – в той особой живописной технике, в которой  они создавались. Доска, на которой должна быть написана икона, покрывалась загрунтованной тканью –  паволокой, и само изображение наносилось на паволоку темперой, т. е. минеральными красками. А сверху  изображение покрывалось прозрачной олифой. Олифа хорошо проявляет цвет и, что еще важнее, прекрасно предохраняет живопись от повреждений. Но при этом  олифа обладает свойством со временем темнеть, и  за 70 – 100 лет она темнела настолько, что почти совсем  скрывала находящуюся под ней живопись. В древности на  Руси знали и применяли способы удаления потемневшей  олифы, т.е. способы «расчистки» древней живописи. Но  способы эти были достаточно трудоемки, и со временем  иконы стали не расчищаться, а «поновляться», т. е. поверх  потемневшей олифы писалось новое изображение. Зачастую на древних иконах делалось в течение веков несколько таких поновлений – первоначальная живопись в таком случае закрывалась несколькими слоями записей,  верхний из которых также был покрыт олифой. В начале  ХIХ века, к тому моменту, когда возник интерес к допетровской культуре, потемнели уже и произведения ХVII  века. На всех древних иконных досках представали лишь  силуэты, контуры изображений, проступающие сквозь  потемневшую, почерневшую олифу. Иконная чернота  стала восприниматься как исходное свойство самой древней живописи..." (Л.3) 
 

Информация о работе Культура Древней Руси