Культура Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Одна из древнейших мировых цивилизаций возникла на территории современных Пакистана и Индии. Следы наиболее древней цивилизации ученые относят ко 2-му тысячелетию до н. э. С древнейших времен сохранилось множество памятников культуры, по которым можно судить о богатой духовной жизни общества. И это несмотря на многочисленных завоевателей, которые грабили и разоряли ее землю, порой беспощадно уничтожали ее культуру. Войско персидского царя Дария I, армия Александра Македонского, завоеватели из Бактрии, Кушан, тысячи гуннов — всех завоевателей Индии не перечесть. Затем пришли арабы и другие мусульманские народы, наконец, в XVII в. началась колонизация Индии европейцами. Все завоеватели пытались на свой лад изменить хозяйство, религии, культуру населявших ее народов.

Содержание

I. Введение 3
II. Культура Древней Индии 4-21
Индская, или Хараппская, культура 4
Переселение Ариев 4
Веды 5
Упанишады 5-6
Йога 6
Касты 6-7
Законы Ману 7
«Махабхарата» и «Рамаяна» 8
Жизнь и учение Сиддхартхи Гаутамы-Будды 8-10
Империя Маурьев 10
Распространение буддизма 11
Памятники древнеиндийской архитектуры искусства 12-13
Индуизм 13-14
Литература 14
Золотой век Гупта 14-15
Храмы, живопись и скульптура 15-16
Развитие науки 16-17
Исламское вторжение 17-18
Кришнаизм 18-19
Сикхизм 19
Индо-мусульанскаякультура 19-20
Правление Великих Монголов 20-21
III. Заключение 22
IV. Список литературы…………………………… 23

Работа содержит 1 файл

Культура Древней Индии.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

   К I в. н. э. относится появление первых наземных буддийских храмов, в плане повторявших пещерные храмы, и капитальных жилых построек для монахов — как правило, вокруг почитаемых ступ.

   Наземные  деревянные индуистские храмы существовали и в догуптский период, но они  не сохранились. Каменные храмы, появившиеся при Гуптах, были невелики и невысоки, с плоскими крышами и массивными стенами. К концу этого периода они становятся вытянутыми в высоту и приобретают величественный вид. Таков сохранившийся до наших дней храм Махабодхи в Бодх-Гае (IV-VI вв.). Главная часть храма — огромная усеченная пирамидальная башня, покоящаяся на высокой квадратной платформе. Стороны башни украшены орнаментом и скульптурой. Этот тип храма — башня над святилищем с фигурами или символами богов — стал основным в индуистской архитектуре.

   17. Развитие науки

   Большого  прогресса во времена династии Гупта достигли индийская астрономия и математика. Астроном Арьябхата (V — нач. VI в.) теоретически рассматривал возможность движения Земли вокруг своей оси при неподвижности звездного неба, он разработал также теорию солнечных и лунных затмений, которая вызвала резкие нападки многих крупных ученых и жречества. Арьябхата точнее вычислил продолжительность солнечного года; в вычислениях он использовал десятичный принцип. Получившие всеобщее распространение «арабские» цифры на самом деле заимствованы арабами у индийцев; мусульманские народы так и называли их — «индийские».

В V в. для Индии наступили тяжелые времена, золотой век династии Гупта закончился. В середине века так называемые белые гунны с северо-запада вторглись в Индию, но их первый натиск был отбит. Центральная власть, однако, была уже не так сильна, империя утратила внутреннюю стабильность. Поэтому новое вторжение гуннов в конце V в. имело катастрофические последствия. Почти полтора столетия спустя китайский путешественник рассказывал о разрушенных городах и развалинах буддийских монастырей. Торговля с Римом была нарушена. Множество произведений искусства погибло в огне пожарищ. Индуистские храмы в селениях пострадали меньше: они были не так величественны, как буддийские, а главное, беднее. В них попросту нечего было грабить.

   Власть  гуннов продержалась полстолетия. Но империя, подорванная династической борьбой и действиями центробежных сил, к середине VI в. развалилась окончательно.

   18. Исламское вторжение

     На культуру народов Индии сильное влияние оказало мусульманское владычество. Вторжение в Индию исламских завоевателей, которых привлекали несметные богатства страны, началось в VIII в. до н. э., однако лишь в начале XIII века мусульмане, пришедшие в Индию через Иран, оттеснили индусских правителей в северной Индии и основали в центре страны свой султанат с главным городом Дели. Индийские князья вынуждены были признать себя вассалами мусульман и выплачивать дань. Значительная часть земли была роздана мусульманскому духовенству и мечетям. В начале XIV в. волна исламских завоевателей покатилась далее на юг страны. Созданная империя на несколько десятилетий стала единой в политическом отношении. Во всех южных городах Индии появились мечети и минареты. Однако индуизм не был вытеснен исламом.

Сопротивление завоевателям придавало новые силы индуизму. В южной Индии в середине XIV в. возникло индуистское государство Виджаянагар, которое мусульманам удалось завоевать соединенными силами нескольких северных султанатов лишь в 1565 г. Это государство оставило свой след в культуре Индии — южноиндийский стиль в храмовой архитектуре и в орнаментальном искусстве. Вокруг храмов, отказавшихся от былой простоты, строились открытые павильоны, увитые зеленью, в которых паломники могли отдыхать, пользуясь тенью и прохладой, там же велась бойкая торговля. Из храма с павильонами-пристройками в дальней шем развился своеобразный тип южноиндийской архитектуры — торжественный храм с ведущей к нему тысячеколонной аллеей.

  19. Кришнаизм

    Влияние ислама на индуизм было двояким. С одной стороны, произошла консолидация последнего; так, появились представления о единстве всех многочисленных культов, имевших отношение к Брахме, Шиве и Вишну. В XV—XVI вв. оживляется древний индийский мистицизм. Поэты и священнослужители прославляют Вишну и его жену Парвати. В большом почете также перевоплощения Вишну — Кришна и Рама, — они рассматриваются в народном мнении как боги всеобъемлющей любви. На основе этого тезиса и брахманистского ритуала возникает относительно самостоятельное религиозное течение, кришнаизм, существующее и в наше время.

С другой стороны, ислам сыграл значительную роль в формировании многочисленных сектантских течений, появлявшихся в различных частях страны независимо друг от друга. Следует отметить, что ислам в Индии не только насаждался сверху, но и нашел здесь многочисленных добровольных поборников благодаря лозунгу о равенстве и братстве членов мусульманской общины. Проповедники «бхакти» (собирательное название сектантских течений) провозглашали идею единого Бога, вера в которого доступна каждому человеку, и выдвигали принцип равенства людей перед Ним. Крупным представителем бхакти был мусульманин Кабир (1380—1418), сочинявший гимны, в которых утверждалась идея единого Бога. Кабир излагал народу свое учение на брадже — одном из разговорных диалектов, которые легли в основу современного языка хинди.

  20. Сикхизм

    В Пенджабе возникла новая религия — сикхизм, одним из основателей которой был торговец Нанак (1469—1539), хорошо знакомый с учением Кабира. Его последователи сикхи (ученики) основали первую общину. Сикхизм учил, что Бог един и он не имеет имени и формы; что в мире идет постоянная борьба между светлым и темным началами, в том числе и в душе человека. Сикхизм признавал учение о карме и о перевоплощении душ, но отрицал кастовую систему, утверждая не только духовное, но и социальное равенство. Сикх должен был вести упорядоченную жизнь, заботиться о благополучии семьи и общины и защищать их, а также свою веру с оружием в руках.

   21. Индо-мусульманская культура

     Близкое соприкосновение культурных традиций — местных индийских и пришедших с мусульманского Востока — привело к зарождению своеобразного явления, именуемого индо-мусульманской культурой. В области философской мысли и в литературе она характеризовалась прежде всего утверждением ценности человеческой личности. В архитектуре появились неведомые ранее типы сооружений — мечети, минареты, мавзолеи, медресе. Традиции мусульманского зодчества сплавлялись в Индии с элементами индийских архитектурных стилей. Архитектурные шедевры индо-мусульманского искусства — знаменитый минарет и победная колонна в Дели Кутб-Минар, мечеть Кувват-ул-ислам, сооруженная из материала 27 разрушенных джайнских храмов, поражают изяществом арок и куполов, величием и мощью крепостных башен и стен.

   В XVI—XVII вв., в период господства в стране династии Великих Моголов, индуистские и мусульманские культурные традиции сплавляются, образуя уникальный синтез, воплотившийся в архитектурных памятниках градостроительства, скульптуре, живописи, музыке.

   22. Правление Великих Моголов

     Начало империи Великих Моголов положил правитель Кабула Бабур (1483-1530). Окончательно власть мусульманской династии Моголов утвердилась при Акбаре (1542—1605), овладевшем почти всей северной частью Индии. Он стремился достичь согласия с завоеванным народом Индии, отменил подушную подать для немусульман и следовал принципу религиозной терпимости. К концу жизни он даже пытался создать нечто вроде синкретической религии. В силу этих обстоятельств его империя не была ни мусульманской, ни индуистской, а по культуре своей стала типично индийской. При нем архитектура и строительство пользовались государственной поддержкой и здесь утвердился, поощряемый императором, своеобразный и величественный индо-мусульманский стиль.

   Внук  Акбара император Шах-Джахан (1592—1666) продолжил дело своего деда. Он также поощрял архитектуру, скульптуру и живопись. Именно он построил Тадж-Махал, усыпальницу для своей жены. Более величественного памятника любви не знает человеческая история. Луковичный купол Тадж-Махала вознесся на 50 метров в высоту. Мавзолей строился в течение 18 лет, на строительстве было занято более 20 тысяч рабочих. Усыпальницу окружают четыре минарета. Архитекторами этого дивного сооружения были братья Ахмад и Хамид Надир-ул-Асар. Этим творением они обессмертили свои имена.

   При Моголах Индия была традиционным обществом, в котором устойчиво сохранялся тип древней и средневековой культуры. После развала империи Великих Моголов на их наследие претендовали несколько государств. Победительницей оказалась Англия, вернее, ее Ост-Индская компания, постепенно, шаг за шагом оттеснившая соперников и противников. В 1803 г. ее войска захватили Дели, и почти вся северная Индия оказалась под контролем англичан. Началось разграбление страны. Результатом завоевания стала ломка традиционной структуры страны сразу в нескольких важных аспектах. Были отменены некоторые древнеиндийские обычаи, например сати — сожжение вдовы умершего вместе с его телом (1829), а также древний обычай убивать новорожденных младенцев женского пола. Вместе с тем англичане вводили новые формы отношений и многое сделали для развития цивилизации в Индии. Они построили города и железные дороги, электростанции и порты, возвели заводы и наладили почтовую связь, проложили водопровод и канализацию. Они принесли с собой свои представления о политике и управлении, науке и технике. Английский язык стал объединяющим началом, он сплачивал говорящую на множестве языков и диалектов страну в единое целое. Во второй половине XIX в. это стало основой для становления национального самосознания индийцев и развития национальных движений.

   В XX в. народы Индии сплотились вокруг своего великого соотечественника — Махатмы Ганди (1869—1948), вооружившего их своей непоколебимой силой духа (сатьяграха). Ганди призвал народ проявить мужество в мирном ненасильственном сопротивлении колонизаторам и привел его к свободе. В 1947 г. была торжественно провозглашена независимость Индии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Заключение 

     Древнеиндийская культура оказала большое воздействие  на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.

           В современной Индии  с почтением относятся к культурному  наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, “страной мудрецов”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV. Список литературы 
 

1. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов.- М: «Nota Bene», 1998 г.

Информация о работе Культура Древней Индии