Культура Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Одна из древнейших мировых цивилизаций возникла на территории современных Пакистана и Индии. Следы наиболее древней цивилизации ученые относят ко 2-му тысячелетию до н. э. С древнейших времен сохранилось множество памятников культуры, по которым можно судить о богатой духовной жизни общества. И это несмотря на многочисленных завоевателей, которые грабили и разоряли ее землю, порой беспощадно уничтожали ее культуру. Войско персидского царя Дария I, армия Александра Македонского, завоеватели из Бактрии, Кушан, тысячи гуннов — всех завоевателей Индии не перечесть. Затем пришли арабы и другие мусульманские народы, наконец, в XVII в. началась колонизация Индии европейцами. Все завоеватели пытались на свой лад изменить хозяйство, религии, культуру населявших ее народов.

Содержание

I. Введение 3
II. Культура Древней Индии 4-21
Индская, или Хараппская, культура 4
Переселение Ариев 4
Веды 5
Упанишады 5-6
Йога 6
Касты 6-7
Законы Ману 7
«Махабхарата» и «Рамаяна» 8
Жизнь и учение Сиддхартхи Гаутамы-Будды 8-10
Империя Маурьев 10
Распространение буддизма 11
Памятники древнеиндийской архитектуры искусства 12-13
Индуизм 13-14
Литература 14
Золотой век Гупта 14-15
Храмы, живопись и скульптура 15-16
Развитие науки 16-17
Исламское вторжение 17-18
Кришнаизм 18-19
Сикхизм 19
Индо-мусульанскаякультура 19-20
Правление Великих Монголов 20-21
III. Заключение 22
IV. Список литературы…………………………… 23

Работа содержит 1 файл

Культура Древней Индии.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

   В буддизм перешло многое из ведической религии: вера в переселение душ, учение о карме, некоторые религиозно-философские идеи упанишад. Не отрицался и ведический пантеон богов. Новым было признание вечного изменения мира, отрицание вечной души и определение жизни как страдания.

   Будда учил четырем «благородным истинам»: жизнь в мире есть страдание, а потому зло; страдания суть следствие человеческих желаний, жажды жизни, наслаждений, власти, богатства; только освободившись от желаний, достигнув состояния абсолютной уравновешенности, можно спастись от зла жизни; достижению этой цели служит «благородный восьмеричный путь» спасения: правильных воззрений, правильных устремлений, правильной речи, правильных действий, правильного образа жизни, правильного усердия, правильного внимания и правильного сосредоточения. Правильное сосредоточение — нирвана — это состояние полной отрешенности от мира и избавление от каких бы то ни было желаний.

     Буддизм не требовал ни поклонения, ни жертвоприношений, ни почитания богов. Это было этическое  учение, наставление человеку, ищущее праведный путь в земной жизни. Оно  учило выбору гармонии как цели земного бытия, а также правдивости, неторопливости, молчанию, душевному общению как средствам достижения этой дели. Для праведной жизни не имели значения ни профессия, ни социальная роль, ни кастовая принадлежность, ни богатство. Именно идеи равенства и возможность спасения для каждого смертного обеспечили новому вероучению широкую популярность.

  В отличие от ведической религии, построенной  на сакрализации кастового строя, буддизм не освящал кастовое деление. Он объявлял всех людей двурожденными (т. е. одновременно ведущими жизнь на земле и на небе). Буддизм уравнивал людей в духовной сфере, принимал социальные различия как неизбежные и не призывал к реформированию общественных отношений; с точки зрения верующего, они не заслуживали внимания. Поскольку буддизм проповедовал примирение с действительностью, власти на ранних этапах его не преследовали. Сопротивлялось распространению буддизма лишь брахманское жречество. Однако буддизм, отрицавший этнические и родо-племенные различия, оказался приемлемой идеологической основой для будущих империй.

  10. Империя Маурьев

  К концу IV в. до н. э., когда после ухода из Индии войска Александра Македонского государство на нижнем Ганге — Магадха — превратилось в могущественную империю, у буддизма было уже много последователей. Основатель династии Маурьев — Чаидрагупта, правивший 24 года, присоединил к Магадхе северную и западную части Индии и восточный Афганистан. Внук Чандрагутггы Ашока (ок. 268-231 гг. до н. э.) принял буддизм и первым из правителей осознал его значение для укрепления империи. Во второй половине своего правления Ашока старался руководствоваться человеколюбивыми буддистскими принципами, ан щедро одаривал общину, строил храмы, запретил жертвоприношения. Время правления Ащоки — время распространения буддизма. При нем в Паталипутре состоялся собор, на котором были «канонизированы» основы учения и осуждены еретические направления. Ашока, однако, проявлял веротерпимость по отношению к другим религиозным школам и группам. На соборе было решено разослать миссионеров буддизма во все концы Индии, в эллинистическую северо-западную Индию и в джунгли Цейлона. Цейлон стал буддистским еще в III в. до н. э., именно поэтому там сохранился южный, или ранний, буддизм. 
 

   11. Распространение буддизма

   В первые века н. э. буддизм распространялся главным образом в городах Индии. В сельской местности, где были живы традиции племенного строя, почти повсеместно сохранялся брахманизм, для которого характерно поклонение множеству богов, олицетворяющих силы природы, и где верховными божествами были Брахма, Вишну и Шива.

  За  пределами Индии распространение  буддизма шло в странах, расположенных севернее и северо-восточнее Индии, в юго-восточной Азии и на островах Индонезии.

   Различие  между южным и северным буддизмом  оказалось весьма существенным для его дальнейшей истории. Северный буддизм, более поздний по происхождению, в первые века н. э. распространился на север Индии, территорию современного Непала и Бутана и далее на весь Тибет. С Тибетского плоскогорья буддизм проник в Монголию, Маньчжурию, Корею, многие районы Китая и, наконец, в Японию. В северных районах Индии, Монголии, в Тибете и Маньчжурии буддизм принял форму ламаизма, для которого характерно почитание множества скульптурных образов Будды и проповедь монашеского образа жизни. В дальнейшем ламаизм сформировался в самостоятельную церковную организацию и до сих пор является господствующей религией в Непале, Бутане, Монголии, Бурятии, Тибете, Маньчжурии, Корее и некоторых других государствах.

   Утверждение буддизма государственной религией повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде. В ранних буддийских памятниках образ Будды не получил зримого воплощения. Он воспроизводился только через ряд символов — колесо закона (знак поворотного момента в его сознании в момент просветления), ланей, слушающих его проповедь, слонов, поклоняющихся дереву, под которым Будда предавался медитации. 

   12. Памятники древнеиндийской архитектуры и искусства

     Самые древние из сохранившихся памятников древнеиндийской архитектуры относятся ко времени господства династии Маурьев. Это буддийские ступы, пещерные храмы и монастыри. Ступа — сооружение в форме полусферы, предназначенное для хранения реликвий Будды. Лучше других сохранилась большая ступа в Санчи (III— I вв. до н. э.). Она представляет собой огромный выложенный из кирпича и камня холм в форме полушария около 15 м высотой. Замечательны резные, украшенные скульптурами ворота, воспроизводящие различные эпизоды из жизни Будды.

  Своеобразным  видом индийского храма были чайтьи — пещерные храмы, древнейшие из которых были естественными пещерами. Более поздние чайтьи украшались резными колоннами и скульптурами. Сохранилась классическая по формам чайтья в Карли, недалеко от Бомбея, которую ученые датируют I в. до н. э. — I в. н. э.

   К числу наиболее ранних памятников каменной скульптуры относится знаменитая «Львиная капитель» колонны Ашоки в  Сарнатхе: четыре льва, повернутые спинами друг к другу, стали национальным гербом современной Индии.

  Любимый образ индийских мастеров, часто  повторяющийся в скульптуре, —  это фигуры духов плодородия —  якшинь, изображенных в виде юных гибких девушек, качающихся в ветвях.

   В I—III вв. н. э. на севере Индии образовалось новое мощное государство — Кушанское царство. Хотя буддизм продолжал оставаться в нем, как и в других областях Индии, ведущей идеологией, его учение претерпело важные изменения. Если в прежнем учении Будда представлялся реальным лицом, учителем и наставником, то новое направление, получившее наименование Махаяна, представило его как божество, вмещающее в себя все человеческие страдания. Появились первые скульптурные изображения Будды.

   Известны  два типа изображения Будды. В  одном из них он представлен стоящим  в широкой одежде с протянутой в благословляющем жесте рукой. Это Будда, торжественно поучающий. Другой тип — Будда, сидящий со скрещенными ногами, с полузакрытыми глазами и улыбкой на сомкнутых устах. Он погружен в состояние глубокого созерцания и полон величавой отрешенности.

В этом изображении сидящего Будды отразилось своеобразие буддийского идеала человека.

   Буддизм даже в период своего расцвета в  Индии не стал религией большинства населения. Известно, что сами буддисты нередко приглашали для совершения обрядов брахманов. Миряне, таким образом, могли рассматривать буддизм не как самостоятельную религию, а как один из многих традиционных культов.

   13. Индуизм

     К началу новой эры развитие ведийской религии, или брахманизма, привело к формированию новой религиозной системы — индуизма. Само это название появилось только в XIX в. Индуизм столь сложен и многообразен, включает такое количество школ, направлений и сект, что иногда представляется конгломератом религиозных течений, а не единой системой. Однако в нем есть некоторые общие черты.

   Индуизм воспринял важнейшие положения  ведической религии — признание святости вед, ритуализм, веру в переселение душ и закон кармы. Но появилось и новое. Главные боги ведического периода со сложным ритуалом жертвоприношений теряли свое значение. Наиболее почитаемыми божествами оставалась триада — Брахма (творец мира), Шива (разрушитель, поглотивший образы грозных племенных богов) и Вишну (хранитель, объединивший в себе богов, олицетворявших благодетельные силы природы).

   Священными  текстами индуизма, помимо вед, были признаны эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Один из героев «Махабхараты» — Кришна — и главный герой «Рамаяны» Рама были включены в индуистский пантеон как воплощения Вишну. Наряду с мужскими божествами Шивой и Вишну большое значение имел культ богини-матери, почитаемой под различными именами.

   В первые века н. э. возводились индуистские  храмы и создавались изображения богов. Однако храмовое богослужение не имело большого значения.

  14. Литература

  Литература  древней Индии была поистине мировой сокровищницей сюжетов, давшей творческий импульс китайцам и японцам, персам и арабам, а через них — испанцам, итальянцам и другим европейским народам. Так, например, в III в. н. э. в Китае стала известна древнеиндийская легенда из «Самъюктавадана сутры», повествующая о маге, носившем в своем нутре женщину и по своему желанию исторгавшем ее оттуда.

   15. Золотой век Гупта.

     В начале IV в. Индия представляла собой множество небольших и мелких государств, различных по формам правления и уровню развития. Наиболее развитая в экономическом и культурном отношении область Магадха стала ядром новой империи во главе с династией Гуптов. Своего высшего расцвета династия Гуптов достигла при правителе Чандрагупте II (380-415), владения которого простирались на всю северную и центральную части Индии. Объединение страны, развитие новых городов — ремесленных и культурных центров, равно как и длительный мир, повлекли за собой расцвет науки, поэзии, драматургии и изобразительного искусства. Период IV—V вв. часто именуется «золотым веком Гупта».

   Развитие  естественнонаучных знаний объяснялось  практическими потребностями — надо было строить жилища и храмы, определять время проведения сельскохозяйственных работ и жертвоприношений, лечить людей. Наибольшее развитие в Индии получили математика, астрономия и медицина. Уже в астрономических трактатах начала нашей эры излагаются восемь математических действий, включая возведение в степень и извлечение корня. Индийские математики еще в V в. довольно точно вычислили число % и умели решать систему уравнений с двумя неизвестными. В медицине возникла национальная школа — аюрведа, оригинальная по своим методам, до сих пор применяемым в Индии. Индийские врачи-хирурги умели делать очень сложные для того времени операции, например кесарево сечение и трепанацию черепа.

   Нравы, обычаи и жизнь городских жителей  Индии времен династии Гупта представлены в книге «Камасугра». Это произведение о теории и практике любовных отношений на протяжении всех последующих веков было классическим образцом эротической литературы.

В эпоху  династии Гупта художественная культура Индии достигает расцвета и утонченности. К этому времени относится древнейший трактат об искусстве — «Вишнудхармоттарам», в котором описываются виды живописи, скульптуры, декоративной пластики, применяемой для украшения храма или частного жилища. Одним из принципов индийской эстетики того времени было положение, что ни живопись, ни скульптура не могут быть поняты без танца. Танец оказывался как бы эстетическим и смысловым ключом к пониманию искусства. В классическом танце Индии все имеет определенный смысл — мимика, движение тела, жесты рук и пальцев, поворот и движения головы, направление и характер взгляда, позиции танцующих ног, сила удара о пол, ритм танца и т. д. Все это выражало гамму человеческих чувств и состояний. Язык танца именно во времена династии Гупта был перенят и усвоен живописью и скульптурой, что способствовало их обогащению.

   16. Храмы, живопись и скульптура

     Искусство живописи в Индии очень древнее. Умение рисовать считалось одним из признаков образованности, множество упоминаний о росписях дворцов содержится в литературе. О живописи древней Индии можно судить по сохранившимся настенным росписям в пещерах Аджанты. Это сцены из жизни Будды: Будда в одеянии князя, перед которым склоняются цари и царицы; блестящий двор царей династии Гупта, сцены охоты на слонов, битвы за Цейлон, изображения придворных, купцов, воинов, отшельников, рабов и нищих.

   Пещерный  монастырь Аджанта представлял  собой огромный город, вырубленный в горах. Это был и своего рода университет, где обучались монахи, и центр паломничества, и своеобразный музей, на стенах которого нашли отражение картины жизни людей различных эпох. Пять из пещер Аджанты были чайтьями, а двадцать четыре представляли собой монастырские залы — вихара, окруженные монашескими кельями.

   На  стенах храмов Эллоры, расположенной по соседству с Аджантой, разворачиваются монументальные каменные композиции с изображениями Будды, богов и мифологических героев. В IV-V вв. достигает своего расцвета индийская скульптура. Ее тематика остается религиозной. Мастера стараются передать внутреннее состояние персонажей, даже второстепенных. В работе над статуями Будды их заботит изображение не столько силы, красоты, здоровья, сколько высокой одухотворенности. Это уже не просто человек, а высшее существо, отрешившееся от всего мирского. Статуи Будды выражают полный покой. Однако это покой особый, его лицо обращено не к миру — страданию, а к будущему «освобождению», к нирване. Формы тела сглажены, позы свободны и непринужденны, от всех фигур веет безмятежностью и отрешенностью.

Информация о работе Культура Древней Индии