Культура Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:33, реферат

Описание работы

Властелин окружался ореолом божественности. Невозможно было признать его просто человеком: если он такой же, как всё, то откуда же его господство? Оно приписывалось загадочной силе, родственной силам природных стихий. Только стихии могут справиться со стихиями. И художественное мышление создаёт образы сверхчеловеческие, уподобленные небесным светилам, горам, зверям. Оно рисует владык, стоящих высоко над миром, способных мановением руки покорять врагов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………3
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ …………………………………………………………………5
КУЛЬТУРА ЭЛЛАДЫ В XXX-XII ВВ. …………………………………………………………….5
Зодчество ………………………………………………………………………………….6
Искусство Вазописи ……………………………………………………………………..7
Литература ……………………………………………………………………………….8
Письменность …………………………………………………………………………….9
Религия …………………………………………………………………………………… 10
КУЛЬТУРА «ТЕМНЫХ ВЕКОВ» (XI-IX ВВ.) …………………………………………………...11
КУЛЬТУРА АРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (VII-VI ВВ.) …………………………………………… 13
Письменность ………………………………………………………………………….. 13
Поэзия ……………………………………………………………………………………. 14
Религия и философия …………………………………………………………………. 16
Зодчество и скульптура ………………………………………………………………18
Вазовая живопись ……………………………………………………………………...19
ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИКА ……………………………………………………………………….20
ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В V В. ………………………………………………………………..20
Религия …………………………………………………………………………………… 21
Обособление наук ……………………………………………………………………… .23
Медицина ………………………………………………………………………. .23
Математика ……………………………………………………………………23
Историография ………………………………………………………………...24
Греческая литература V в. ……………………………………………………………25
Театр Древней Греции …………………………………………………………………26
Трагедия …………………………………………………………………………26
Комедия …………………………………………………………………………27
Изобразительное искусство и архитектура ……………………………………..28
Искусство ранней классики …………………………………………………………..28
Искусство высокой классики …………………………………………………………29
ГРЕЦИЯ В IV В. ДО Н.Э. ………………………………………………………………………...32
Философия ……………………………………………………………………………….32
Платон, Аристотель ……………………………………………………….32
Учение киников ……………………………………………………………….33
Историки Греции IV в. ………………………………………………………………..34
Риторика ………………………………………………………………………………..35
Ораторское искусство Греции IV в. ………………………………………………35
Идеологии Греции IV в. ……………………………………………………………….37
Проект «правильного полиса» ………………………………………………………37
Взгляд в прошлое. Историография IV в. …………………………………………..38
Литература ……………………………………………………………………………..40
Архитектура ……………………………………………………………………………41
Скульптура ………………………………………………………………………………41
Живопись …………………………………………………………………………………42
Заключение ………………………………………………………………………………43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………..45

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

    Подъем  переживала архитектура  малых форм, имеющая  много общего со скульптурой. Ее типичным образцом может служить  памятник руководителя хора Лисикрата, сооруженный им в Афинах после победа на состязаниях 335 г. Воздвигались такие сооружения обычно на частные средства.

    Популярность  в IV в. культа Асклепия, бога врачевания, привела к постройке в Эпидавре (60-30е годы) замечательного архитектурного ансамбля, включающего в себя храм, стадион, гимназий, дом для приезжающих, театр и фолос, или фимелу (концертный зал). 
 

    Скульптура.

    Новые требования стали  предъявляться к  скульптуре. Если в  предшествующий период считалось необходимым  создать абстрактное воплощение определенных физических и душевных качеств, усредненный образ, то теперь ваятели проявляли внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. Наибольших успехов в этом достигли Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Бриаксид.

    Шел поиск средств для передачи оттенков движения души, настроения. Одно из них представлено Скопасом, уроженцем о. Пароса, произведения которого поражали современников драматизмом и воплощением сложнейшей гаммы человеческих чувств. Разрушая прежний идеал, гармонию целого, Скопас предпочитал изображать людей и богов в моменты аффекта.

    Другое, лирическое направление  отразил в своем  искусстве Пракситель, младший современник  Скопаса. Статуи его  работы отличались гармонией  и поэтичностью, утонченностью  настроения.По свидетельству знатока и ценителя прекрасного Плиния Старшего, особой популярностью пользовалась "Афродита Книдская". Чтобы полюбоваться этой статуей, многие предпринимали путешествие на Книд.

  Книдяне отвергали  все предложения  купить ее, даже  ценой кассации  их огромных долгов. Красота и одухотворенность человека воплощены Праксителем также в фигурах Артемиды и Гермеса с Дионисом.

    Стремление  показать многообразие характеров было характерно для Лисиппа. Плиний Старший полагал, что главная, наиболее удачная работа мастера - статуя Апоксиомена, атлета со стригилем (скребком). Резцу Лисиппа принадлежали также "Эрот с луком", "Геракл, борющийся со львом". Впоследствии скульптор стал придворным художником Александра Македонского и изваял несколько его портретов.

    Имя афинянина Леохара связано с двумя хрестоматийными произведениями: "Аполлоном Бельведерским" и "Ганимедом, похищаемым орлом". Изысканность и эффектность Аполлона приводили в восхищение художников Возрождения, считавших его эталоном классического стиля. Их мнение потом было подкреплено авторитетом теоретика неоклассицизма И. Винкельманом. Однако в XX в. искусствоведы перестали разделять восторги своих предшественников, находя у Леохара такие недостатки, как театральность и вылощенность. 
 

    Живопись.

    О живописи IV в. можно судить в основном по сведениям, сохранившимся у античных авторов. Судя по ним, она достигла высокого уровня не только в практике, но и в теории. Были широко известны такие картины основателя сикионской школы Евмолпа, ученик которого, Памфил, создал трактат о художественном мастерстве.

    Тенденции Скопаса были близки художнику Аристиду Старшему, одна из картин которого изображала умирающую на поле битвы мать, к груди  которой тянется  ребенок. Произведение Никия "Персей и  Андромеда" скопировано  на одной из фресок в Помпеях. Этого художника высоко ценил Пракситель, доверяя ему тонирование своих мраморных статуй.

    В IV в. достигло расцвета искусство малых форм, отмеченное грацией и изяществом. Оно прославлено терракотами мастеров Танагры. Вазовая живопись, напротив, вступала в полосу упадка: чересчур усложнились композиции, возросла пышность декора, появилась небрежность в рисунке.

    В целом искусство  данного периода  расценивается исследователями  как время принципиальных сдвигов, интенсивных  поисков, зарождения тенденций, получивших свое завершение в эпоху эллинизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 

    Как уже было сказано  выше всю историю  древней Греции принято  делить на две большие  эпохи: микенская  цивилизация и  античная цивилизация.

    Характерной чертой раннегреческой культуры было удиви тельное единство ее стиля, ярко отмеченного самобытностью, жизненностью и гуманностью. Человек занимал значительное место в мировоззрении этого общества; причем художники уделяли внимание представителям самых различных профессий и социальных слоев, внутреннему миру каждого персонажа. Особенность куль туры ранней Эллады сказывается в том удивительно гармоничном сочетании мотивов природы и требований стиля, которые обнаруживают произведения ее лучших мастеров искусства. И если первоначально художники, особенно критские, стремились больше к украшательству, то уже с XVII-XVI вв. творчество Эллады полно жизненности. Должно заметить, что изучаемой культуре присуща определенная традиционность, сохранения ряда понятий например мотива бегущей спирали, сохранившегося еще от культуры северо-балканских племен эпохи неолита, получившего великолепное развитие в кикладском искусстве III тыс. и многократно воспроизведено в II тыс. в орнаменте не только монументальных царских фолосов, но и в декоре бытовых предметов, особенно посуды. Вместе со спиралью народ сохранил и другие традиционные геометрические мотивы. Поэтому в эпоху после дорийского переселения, когда с гибелью дворцов резко уменьшилось потребность в предметах роскоши, геометрический стиль вновь занял ведущее место с искусстве.

    В XXX-XII вв. население  Греции прошло сложный  путь экономического, политического и  духовного развития. Указанный отрезок  истории характеризуется  интенсивным ростом производства, создавшим  в ряде областей страны условия для перехода от первобытнообщинного к раннеклассовому строю. Параллельное существование этих двух общественных систем обусловило своеобразие истории Греции в эпоху бронзы. Необходимо отметить, что многие достижения эллинов того времени явились основой блестящей культуры греков классической эпохи и вместе с нею вошли в сокровищницу европейской культуры.

    Затем в течении нескольких веков, называемых "Темными  веками" (XI-IX вв.) в  своем развитии народы Эллады по неизвестным  до сих пор обстоятельствам, можно сказать, отбрасываются к первобытно-общинному строю.

    За "Темными веками" следует период Архаики - это время возникновения, в первую очередь, письменности (на основе финикийской), потом  философии: математики, натурфилософии, затем  необычайное богатство  лирической поэзии и др. Греки,  умело используя достижения прежних культур Вавилона, Египта, создают свое собственное искусство, оказавшее огромное влияние на все последующие этапы европейской культуры.

    В период архаики постепенно была создана продуманная  и ясная система  архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества.

    О монументальной живописи архаического периода  ничего не известно. Очевидно, что она  существовала, но по каким-то причинам не сохранилась.

  Зато мы можем  судить о вазописи, которое в отличие от многих других искусств гораздо более динамично, многообразно и быстрее откликается на всевозможные художественные открытия и эксперименты.

    Таким образом период архаики  можно назвать  периодом резкого  скачка в культурном развитии Греции.

    За  архаическим периодом следует период классики (V-IV вв. до н.э.).

    В философии V в. основным направлением будет  натурфилософия, материалистическая в своей основе и пифагореизм, противостоящий ей. Но чем больше она отрывается от реальных знаний тем  больше общественный скептицизм к натурфилософии, выразителями которого стали софисты.

    Возникновение софистического движения связано с общим  усложнением структуры  общества. Они сыграли  большую роль в  духовном перевороте в греческом обществе в середине V в., в результате которого в центре философии оказывается не мир, а человек.

    Конец V-IV в. - период бурной духовной жизни Греции, формирования идеалистических  идей Сократа и  Платона, развивавшихся  в борьбе с материалистической философией Демокрита, и возникновения учения Киников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ. 
 

    1. Дмитриева Н.А., Виноградова  Н.А. «Искусство  Древнего мира»,  М., 1986г. 

    2. Князевская Т.Б., Огурцов  А.П. «Судьба: метафора, идея, культура. Вопросы  философии», М., 1992г. 

    3. Тейлор Э. «Первобытная культура», М., 1959г. 

    4. Энциклопедия «Зачарованный  мир», т. «Тайные  искусства», М., 1996г. 

Информация о работе Культура Древней Греции