Культура Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:33, реферат

Описание работы

Властелин окружался ореолом божественности. Невозможно было признать его просто человеком: если он такой же, как всё, то откуда же его господство? Оно приписывалось загадочной силе, родственной силам природных стихий. Только стихии могут справиться со стихиями. И художественное мышление создаёт образы сверхчеловеческие, уподобленные небесным светилам, горам, зверям. Оно рисует владык, стоящих высоко над миром, способных мановением руки покорять врагов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………3
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ …………………………………………………………………5
КУЛЬТУРА ЭЛЛАДЫ В XXX-XII ВВ. …………………………………………………………….5
Зодчество ………………………………………………………………………………….6
Искусство Вазописи ……………………………………………………………………..7
Литература ……………………………………………………………………………….8
Письменность …………………………………………………………………………….9
Религия …………………………………………………………………………………… 10
КУЛЬТУРА «ТЕМНЫХ ВЕКОВ» (XI-IX ВВ.) …………………………………………………...11
КУЛЬТУРА АРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (VII-VI ВВ.) …………………………………………… 13
Письменность ………………………………………………………………………….. 13
Поэзия ……………………………………………………………………………………. 14
Религия и философия …………………………………………………………………. 16
Зодчество и скульптура ………………………………………………………………18
Вазовая живопись ……………………………………………………………………...19
ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИКА ……………………………………………………………………….20
ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В V В. ………………………………………………………………..20
Религия …………………………………………………………………………………… 21
Обособление наук ……………………………………………………………………… .23
Медицина ………………………………………………………………………. .23
Математика ……………………………………………………………………23
Историография ………………………………………………………………...24
Греческая литература V в. ……………………………………………………………25
Театр Древней Греции …………………………………………………………………26
Трагедия …………………………………………………………………………26
Комедия …………………………………………………………………………27
Изобразительное искусство и архитектура ……………………………………..28
Искусство ранней классики …………………………………………………………..28
Искусство высокой классики …………………………………………………………29
ГРЕЦИЯ В IV В. ДО Н.Э. ………………………………………………………………………...32
Философия ……………………………………………………………………………….32
Платон, Аристотель ……………………………………………………….32
Учение киников ……………………………………………………………….33
Историки Греции IV в. ………………………………………………………………..34
Риторика ………………………………………………………………………………..35
Ораторское искусство Греции IV в. ………………………………………………35
Идеологии Греции IV в. ……………………………………………………………….37
Проект «правильного полиса» ………………………………………………………37
Взгляд в прошлое. Историография IV в. …………………………………………..38
Литература ……………………………………………………………………………..40
Архитектура ……………………………………………………………………………41
Скульптура ………………………………………………………………………………41
Живопись …………………………………………………………………………………42
Заключение ………………………………………………………………………………43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………..45

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

    Иной  уровень архитектурной  мысли являют более  поздние дворцы материковых  царей. В основе их лежит центральное ядро - мегарон, также повторяющего традиционный план рядового жилища. Он состоял из передней (продомоса), главного зала (домоса) с парадным очагом и задней комнаты. Многие акрополи были защищены мощными каменными стенами киклопической кладки толщиной в среднем 5-8 м. Не менее впечатляет мастерство архитекторов, создававших монументальные ульевидные царские гробницы, фолосы.

    Мастерство  ахейских зодчих дополнялось  достижениями других видов искусства. Назовем высокохудожественный полихромный и рельефный декор внешних и внутренних стен крупных зданий. Широко применялись колонны и полуколонны, резьба по камню и мрамору, росписи стен сложнейшими композициями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Искусство Вазописи. 

    На  протяжении XX-XII вв. быстро развивалось искусство вазовой росписи. Уже в начале II тыс. до н.э. традиционный геометрический орнамент критян был дополнен мотивом спирали, блестяще разработанным кикладскими мастерами еще в предшествующем веке. В дальнейшем, в XIX-XV вв., во всех областях страны вазописцы обратились и к натуралистическим мотивам, воспроизводя растения, животных и морскую фауну. Должно отметить, что в некоторых районах сложились яркие локальные художественные традиции, четко характеризующие вазопись каждого центра.

    * * * * * * *

    Широта  художественных запросов общества проявилось в пристальном  внимании искусства  к человеку и его  деятельности. Блестящим  примером являются многоцветные росписи в домах  гора жан Акротии, исполненные несколькими  мастерами. Особенно важна передача идеи движения, что принципиально отличает культуру Эллады в XXX-XII вв. от традиций одновременных ей других древних культур. Высокое профессиональное мастерство позволяло художникам в условиях ломки общественного мировоззрения быстро отойти от древних канонов условности и орнаментальности. И если в искусстве III тыс. пока известны немногие памятники, говорящие о тяге художников к естественности, то в XX-XII вв. творения многих художников отличаются умением гармонично сочетать чувство живой природы с требованиями декоративного стиля. Особенно примечательно внимания искусства к внутреннему миру человека и стремление изобразить индивидуальные черты изображаемых персонажей. При этом художники не забывали о передаче физического облика человека, воспроизводя обнаженные фигуры в живописи, скульптуре, торевтике и глиптике. Примечательно, что даже в рядовых памятниках искусства можно заметить уважение к человеку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература. 

    Литература  ранних греков, как  других народов, восходила  к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. К середине II тыс. эпическая традиция греков усложнилась, в обществе появились профессиональные поэты-сказатели, аэды. В их творчестве уже в XVII-XII вв. заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических событиях. Это направление свидетельствовало об интересе эллинов к своей истории, сумевших и позднее в устной форме сохранить свою богатую легендарную традицию на протяжении почти тысячи лет до того, как она была записана в IX-VIII вв.

    В XIV-XIII вв. эпическая  литература сложилась  в особый вид искусства  со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, стихотворным размером-гекзаметром, обширным за пасом постоянных характерных эпитетов, сравнений и описательных формул. Устная передача немало способствовало строго объективному отбору произведений, которые народ удержал в своей памяти.

    Об  уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют  эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея" - выдающиеся памятники мировой  литературы. Обе поэмы  относятся к кругу  исторических повествований  о походе ахейских войск после 1240г. до н.э. на Троянское царство.

    Следует отметить, что обе  поэмы показывают удивительное созвучие эпоса пластическому  творчеству Греции XVIII-XII вв. Их объединяет сила и жизненность образов, богатство воображения и свободолюбие. Высокое литературное искусство ахеян, выдвинув шее на первый план человека и его роль в своей судьбе, не смотря на предопределение богов, является драгоценным вкладом ранней Греции в мировую культуру.

    Помимо  художественной литературы, в устной традиции греков изучаемого времени  хранилось также огромное количество исторических, генеалогических и мифологических преданий. Они были широко известны в устной передаче вплоть до VII-VI вв., когда их включила распространявшаяся тогда письменная литера тура. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Письменность. 

    Письменность  в греческой культуре XXII-XII вв. играла ограниченную роль. Как и многие народы мира, жители Эллады прежде всего стали делать рисуночные записи, известные уже во второй половине III тысячелетия. Каждый знак этого пиктографического письма обозначал целое понятие. Критяне некоторые знаки, правда немногие, создали под влиянием египетского иерографического письма, возникшего еще в IV тыс. Постепенно формы знаков упрощались, а часть стала обозначать только слоги. Такое слоговое (линейное) письмо, сложившееся уже к 1700 г., называется письмом А, которое до сих пор остается неразгаданным.

    После 1500 г. в Элладе была выработана более  удобная форма  письменности - слоговое письмо В. Оно включало около половины знаков слогового письма А, несколько десятков новых знаков, а также некоторые знаки древнейшего рисуночного письма. Система счета, как и раньше, основывалась на десятичном счислении. Записи слоговым письмом В велись по-прежнему слева направо, однако правила письменности стали более строгими: слова, разделенные специальным знаком или пространством, писали по горизонтальным линиям, отдельные тексты снабжали заголовками и подзаголовками. Тексты чертили на глиняных табличках, выцарапывали на камне, писали кистью или краской или чернилами на сосудах.

    Ахейское  письмо было доступно лишь образованным специалистам. Его знали служители в царских дворцах и какой-то слой имущих горожан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Религия. 

    Религия ранней Греции играла большую роль в  динамике общественной мысли эллинов.

    Первоначально греческая религия, как и всякая другая примитивная религия, отражает лишь слабость человека перед лицом  тех "сил", которые  в природе, позднее  в обществе и в собственном сознании, мешают, как ему кажется, его действиям и представляют угрозу для его существования, тем более страшную, что он плохо понимает, откуда она исходит. Первобытного человека интересует не природа в той мере, в какой она вторгается в его жизнь и определяет ее условия.

    Разнохарактерные  силы природы олицетворялись в виде особых божеств, с которыми было связано  множество сакральных преданий, мифов. Эллинская  мифология отличается богатством, причем она сохраняла  и в позднейшие эпохи многие предания времен родового строя. На протяжении XXX-XII вв. религиозные представления населения Греции претерпели многие изменения. Первоначально исключительным почитанием пользовались божества, олицетворявшие силы природы. Особо чтили Великую богиню (позднее Деметра, что означает "Мать хлебов"), ведавшую плодородием расти тельного и животного мира. Ее сопровождало мужское божество, за ним следовали второстепенные боги. Культовые обряды включали приношение жертв и даров, торжественные процессии и ритуальные танцы. Божества имели определенные атрибуты, изображения которых весьма часты, причем они служили символами этих небесных сил.

    Образование раннеклассовых государств внесло новые черты  в духовную жизнь, в том числе  и в сакральные представления. Сообщество эллинских богов (пантеон) получило более определенную организационную структуру. Мировоззрение народа рисовало теперь отношения между богами, весьма сходные с теми, которые ахеяне видели в царских столицах. Поэтому на Олимпе, где обитали главные божества, верховным был Зевс, отец богов и людей, владычествовавший над всем миром. Подчиненные ему другие члены раннеэллинского пантеона имели специальные общественные функции. Ахейский эпос, сохранивший сведения о почитании многих раннеэллинских божеств, передает и присущий только греческому мышлению несколько критический взгляд на небожителей: боги во многом сходны с людьми, им присущи не только благие качества, но также недостатки и слабости.

    Произведения  искусства и данные ахейского эпоса  о неприязни олимпийцев к отдельным людям или племенам, видимо отражали мнения ахеян о существовании добрых и враждебных сил природы. О последнем говорят удивительно злые лица терракотовых богинь из святилища на микенском акрополе. Характерно что искусство ахеян чрезвычайно выразительно воспроизводило жизнеутверждающие символы религии и доброжелательные образы богов-покровителей. 
 
 

    Культура "Темных веков"(XI-IX вв.) 

    Дворцовая цивилизация крито-микенской  эпохи сошла с  исторической сцены  при загадочных, до конца еще так  и не проясненных обстоятельствах примерно в конце XII в. Эпоха же античной цивилизации начинается лишь через три с половиной и даже четыре столетия.

    Таким образом, имеет место  довольно значительный временный "зазор", и неизбежно встает вопрос: какое место  занимает этот хронологический отрезок      (в литературе его иногда обозначают как "темные века") в общем процессе исторического развития греческого общества? Был ли он своеобразным мостом, соединившим две весьма несхожие исторические эпохи и цивилизации, или же, наоборот, он разделил их глубочайшей пропастью?

    Археологические исследования последних  лет позволили  выяснить подлинные  масштабы страшной катастрофы, пережитой микенской  цивилизацией на рубеже XIII-XII вв., а также проследить основные этапы ее упадка в последующий период. Логическим завершением этого процесса была глубокая депрессия, охватившая основные районы материковой и островной Греции в течении так называемого субмикенского периода (1125-1025 гг.). Основная отличительная его черта - удручающая бедность материальной культуры, за которой скрывались резкое снижение жизненного уровня основной массы населения Греции и столь же резкий упадок производительных сил страны. Дошедшие до нас изделия субмикенских гончаров производят самое безотрадное впечатление. Они очень грубы по форме, небрежно сформованы, лишены даже элементарного изящества. Их росписи крайне примитивны и невыразительны. Как правило, в них повторяется мотив спирали - один из немногих элементов декоративного убранства, унаследованных от микенского искусства.

    Общая численность изделий  из металла, дошедших от этого периода, крайне невелика. Крупные  предметы, например оружие, встречаются  крайне редко. Преобладают  мелкие поделки вроде  фибул или колец. Судя по всему, население  Греции страдало от хронического недостатка металла, прежде всего бронзы, которая            в XII - первой половине XI в. еще оставалась основной всей греческой индустрии. Объяснение этого дефицита следует, по-видимому, искать в том состоянии изоляции от внешнего мира, в котором балканская Греция оказалась еще до начала субмикенского периода. Отрезанные от внешних источников сырья и не располагавшие достаточными внутренними ресурсами металла, греческие общины вынуждены были ввести режим строжайшей экономии.

    Правда, почти в это же самое время в Греции появились и первые изделия из железа. К самому началу периода относятся разрозненные находки бронзовых ножей с железными вкладышами. Можно предположить, что ко второй половине XI в. техника обработки железа в какой-то степени была уже освоена самими греками. Однако очаги железной индустрии были еще крайне немногочисленны и едва ли могли обеспечить достаточным количеством металла все население страны. Решающий шаг в этом направлении был сделан лишь в X столетии.   
 

Еще одна отличительная черта субмикенского периода заключалась в решительном разрыве с традициями микенской эпохи. Наиболее распространенный в микенское время способ захоронения в камерных гробницах вытесняется индивидуальными захоронения в ящичных могилах (цистах) или в простых ямах.

    Ближе к концу периода  во многих местах, например в Аттике, Беотии, на Крите, появляется еще один новый  обычай - кремация и  обычно сопутствующее  ей захоронения в  урнах. В этом опять-таки следует видеть отступление  от традиционных микенских  обычаев (господствующим способом погребения в микенскую эпоху было трупоположение; трупоположение встречается лишь эпизодически).

    Аналогичный разрыв с микенскими традициями наблюдается  и в сфере культа. Даже в наиболее крупных  греческих святилищах, {существовавших как микенскую эпоху, так и в более поздние времена (начиная примерно с IX-VIII вв.), отсутствуют какие бы то ни было следы культовой деятельности: остатки построек, вотивные статуэтки, даже керамика. Такую ситуацию, свидетельствующую о замирании религиозной жизни, археологи обнаруживают, в частности, в Дельфах, на Делосе, в святилище Геры на Самосе и в некоторых других местах. Исключение из общего правила составляет только Крит, где почитание богов в традиционных формах минойского ритуала, как кажется, не прерывалось на протяжении всего периода.

Информация о работе Культура Древней Греции