Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 15:21, реферат
Цель данного реферата - рассмотреть и проанализировать культуру Древнего Востока
Задачи:
- Изучить специфику социально - политического строя в Древнем Египте;
- Дать характеристику символам культуры Древнего Египта;
- Охарактеризовать систему ценностей индо-буддийской культуры;
- Определить мировое значение исламской культуры культуры.
Древние живописцы руководствовались принципом: путь добродетели — путь красоты. Хорошо сохранилась живопись на стенах храмов: сцены из жизни Будды, его воплощения, сцены из жизни индийцев. Изображениям присуща изысканная эстетичность (только женских причесок насчитывается 240 видов). Каменная резьба покрывает потолки, стены, колонны храмов. Город как средоточие культуры резко противостоял деревне. Объединяли страну не только новые религиозные представления, но и санскрит как универсальный язык, хотя существовала литература и на других языках. Развитие скульптуры больше связано с буддистскими памятниками. В древнеиндийской драме жанры трагедии или комедии не были обособлены, так как согласно религиозной установке нельзя было выводить зрителя из душевного равновесия. Запрещались изображения борьбы, лишения власти, всеобщих бедствий, несчастливые развязки. Фоном человеческих переживаний служат поэтически одухотворенные пейзажи. В светской литературе религиозные ценности высмеиваются. В то же время основное внимание уделено эротике, женской красоте (камасутра). Плотская любовь — символ любви к богу. В художественной литературы особенно сильно развивается лирика. В то же время развивается философия как более светский вариант религиозного мировоззрения.
В отличие от Запада, индо-буддийская культура не знает небытия: личность является целостной, она исходит из бесконечности. Соответственно, существует целостный взгляд на мир и человека в мире (космосе) как на микрокосм.
Специфика менталитета повлияла на письменность, точнее, менталитет и письменность выражают образное восприятие многомерного мира. Своеобразие духовности определило всю художественную культуру. Веды и Упанишады являются древнейшими литературными памятниками из живущих в современной культуре. Жемчужиной древнеиндийской литературы называют «Махабхарату». Не менее знаменита эпическая поэма «Рамаяна», в которой передается жизнь и любовь Рамы и Ситы на фоне культуры и природы Индии. Индуизм знает религиозно-эротическую культуру, буддизм исключает сладострастие и негу. Широкое развитие получил театр, всемирно известно искусство танца, музыки, пения. Европейцев поражает атмосфера гармонии, любви, братства, милосердия в духовности индо-буддийской культуры.
Почитание знания – органичная черта культуры индусов: «…не сравнится власть с ученостью. Царя чтут лишь в его стране, ученого – повсюду». «Высшим благом среди всех зовут знание: его не отнять, оно неоценимо, оно никогда не иссякает». Но «бесполезна ученость, лишенная добродетели».
Именно в Индии
изобретена десятеричная система счисления.
Индийские математики и астрономы
больше интересовались тайнами Вселенной
и практическими вопросами
Спецификой культуры
Индии является стойкость традиций.
Древнеиндийская культура оказала
большое воздействие на культуру
других стран. Уже с глубокой древности
ее традиции переплетались с традициями
Востока.
Мир
исламской культуры
Ислам возник не сразу, его появлению предшествовали учения ханифов — ранняя форма арабского монотеизма. В древности каждое племя имело своих богов. Но постепенно верования более мощных в экономическом и политическом отношениях племен вытесняли богов прочих племен. В основе исламской культуры лежит вера в Аллаха и, что Он создал для вселенной, человека и жизни определенную систему, и все это функционирует в соответствии с этой системой. Аллах послал человечеству Пророка Мухаммада (Мир ему и благословение Аллаха) с религией Ислам.
В историю мировой культуры значительный вклад внесла культура мусульманских стран, объединенных историко-культурными и художественными традициями, образом жизни, связанным с религией — исламом. Мусульманские страны достигли больших успехов во многих областях знания и творчества: в литературе и поэзии, философии и медицине, математике и астрономии, географии и истории.
В основу наследия исламской культуры и цивилизации заложены выдающиеся достижения мусульманских ученых, мастеров ремесленных дел и купцов, накопленные за двухсотлетний период, называемый Золотым веком Ислама. На протяжении этого времени - с 750-гопо 950 год - территория мусульманской империи охватывала современный Иран, Сирию, Ирак, Египет, Палестину, Северную Африку, Испанию и некоторые области Турции. Объединение Багдадом многочисленных народов этих земель заложило основу невиданного ранее взаимного обогащения и развития изолированных прежде друг от друга культурных и интеллектуальных традиций.
Географическая близость была, однако, лишь одним из факторов. Другой движущей силой такого единения стало развитие арабского литературного языка и превращение его к 9-мустолетию в международный язык науки, наряду с его неизменным статусом языка Божественной истины. Это явление стало одним из самых знаменательных в истории человеческой мысли.
Третьим важным фактором была постройка в Багдаде бумажной фабрики. Появление бумаги, заменившей пергамент и папирус, стало достижением, последствия которого для образования и науки можно сравнить лишь с изобретением книгопечатания в 15-м веке. Отныне книги стали доступны для всех.
Первые ученые исламского мира соглашались с Аристотелем в том, что математика является наукой наук.
Мусульманский мир дал миру великого Ион Сыну (латинизир. Авиценна; ок. 980—1037), ученого-энциклопедиста Бируни (973— ок. 1050), за несколько столетий до Коперника высказавшего мысль о том, что Земля вращается вокруг Солнца.
Как и вообще на Востоке, в исламской культуре ценились мудрость и мудрецы. Многие халифы покровительствовали ученым, чем немало гордились. Среди таких правителей — знаменитый Харун-ар-Рашид (Гарун алъ-Рашид), герой многих легенд и преданий, молва и сказки “Тысяча и одна ночь” представляют его богатым и щедрым, справедливым и могущественным. Примерно в IX веке в городе Дамаске был создан Дом мудрости, в его рукописной библиотеке имелись манускрипты греческих философов, труды Пифагора, Платона, Аристотеля, здесь в тишине могли работать ученые.
Известный на Востоке среднеазиатский ученый Мухаммед бен Муса (787—ок. 850), прозванный аль-Хорезми (т. е. родом из Хорезма), автор трактата по арифметике и алгебре “Книга о восстановлении и противопоставлении”, ввел в мировую культуру так называемые арабские цифры. Впервые они появились в Индии, но через работы Хорезми, переведенные в XII веке на латинский язык, стали известны миру, значительно облегчив математические расчеты, затрудненные римской цифровой системой.
Знаменитый труд Авиценны “Канон врачебной науки” в 5 частях, в котором обобщены достижения греческой, римской, среднеазиатской медицины, в течение почти 700 лет был настольным учебником для врачей Востока и Запада и представляет до сих пор не только исторический интерес. Многие философские идеи Авиценны (о вечности материи, о познании как отражении бытия, о роли ощущений, представлений, воображения, понятий, интуиции в познавательной активности человека) актуальны и сегодня.
Особое
место в развитии мировой художественной
культуры занимает искусство исламского
мира. В каждой из национальных культур
ислама есть свои особенности, но их объединяет
и некое общее мировосприятие,
характерное для ислама в целом.
Это особый характер орнамента, в
котором причудливое
В искусстве стран ислама соединились многие тенденции: это традиции греческой и римской культуры, сохранившиеся на некоторых территориях, это культура вчерашних кочевников и торжественная культура Ирана. Иран, Ирак, Сирия, Египет, Афганистан, государства Средней Азии и южной Испании построили прекрасные города с мечетями и минаретами, дворцы и крытые рынки, караван-сараи, богато орнаментированные, украшенные резьбой и арками.
Исламская
культура впитала в себя многочисленные
влияния не только народов, населявших
эти земли в древности, но и
тех, которые существовали параллельно
с арабским миром и имели более
высокое развитие. Так, на арабскую
культуру и, соответственно, на исламский
мир в целом оказывали
Таким
образом, исламская цивилизация
за полтора тысячелетия дала Европе, да
и всей мировой цивилизации, немало ценностей
и достижений культуры.
Исламская культура - одно из достижений
человечества и заслуживает уважения
и понимания.
Заключение
В заключении необходимо отметить, что исключительную роль в восточных обществах играла религия. Она санкционировала и освящала политическую власть, способствовала обожествлению правителя. Религия стояла на страже незыблемости социальной структуры. В формирующихся восточных цивилизациях на второй план отходили первобытные верования и культы. На передний план в этих обществах вышли религиозные системы, центром которых стал культ могущественных богов. В то же время и в рамках этих систем сохранялись, хотя и в трансформированном виде, черты ранних религиозных представлений (анимизм, магия и пр.). Важнейшей чертой религиозных систем Древнего Востока был политеизм - многобожие. Каждая религиозная система вырабатывала более или менее стройную доктрину, которая была наглядно отражена в системе мифов, повествующих о славных деяниях и великих заслугах различных богов и героев, об их мудрости, сверхъестественных возможностях и т. д
Глубокие познания были накоплены учеными Древнего Востока и в области медицины. Насущная потребность государств в большом количестве грамотных людей привела к созданию первоначальных образовательных систем. Центрами образования также являлись храмы различных богов.
Древние
цивилизации Востока оставили человечеству
богатейшее литературное наследие. Наиболее
характерными особенностями древневосточной
литературы является ее неразрывная
связь с религиозно-
Таким
образом, можно сказать, что именно
на Древнем Востоке были заложены
основные элементы современной цивилизации.
Новый мощный рывок развития человечества
связан с миром античности, унаследовавшим
достижения восточных культур.
Список
использованных источников
1. Авдиев
В.И. История древнего Востока.
2. Блэк В.Б. Искусство Древнего Востока. (Древний Египет и Передняя Азия): Учебное пособие. – Л.,1986.
3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 1999. – 448 с.
4. Игнатов А. П. Культурология. История мировой культуры. - М.: ИНФРА-М, 2003.
5. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность: Учебник. / Под ред. А.П. Чубовой. – М.: Изобразительное искусство, 1980
Информация с сайтов:
6. http://islam.com.ua/articles/
7. http://linguistic.ru/index.