Власть
фараона становится абсолютной. Служба
по ирригации и орошению, объявление
войны, назначения должностных лиц,
их перемещение, трудовые, финансовые
повинности, служба судоходства, высший
суд - все это считалось прерогативой
фараона. Он назначал, жаловал, приказывают,
казнил, миловал, вводил новые указы, отменял
старые и т.д. Ему воздавались божественные
почести. Только самым близким вельможам
дозволялось целовать ноги царя, всем
остальным - то место, где он находился,
касаясь носами пола, ползли они к повелителю.
Помощниками
фараона по управлению были высшие
чиновники: по управлению хозяйством царя,
глава судебного ведомства, по контролю
за номархами, царскими складами и мастерскими.
Им подчинялась масса писцов. В столице
имелся градоначальник. Однако даже самые
высокие чиновники не имели права вмешиваться
в командование армией. Командование ополчением,
войском находилось в руках самого царя,
его ближайшего родственника или поручалось
доверенному лицу, имевшему военный опыт,
знания. Свои должности вельможи обычно
передавали по наследству, их сыновья
первое время проходили нечто вроде стажировки
в качестве помощников, писцов, учетчиков.
По мнению Ю.Я. Перепелкина, знать отнюдь
не стыдилась постигать ремесла: сановники
являлись владельцами мастерских, зодчими,
художниками, прорабами (начальниками
работ). Специалистов по делопроизводству,
а также врачей готовили в учебном заведении
«Дом жизни».
Правовое
положение замужних женщин мало, чем
отличалось от мужчин. Они могли
состоять на государственной службе,
заниматься наукой, имели свои мастерские,
столовые, выполняли функции жрецов
при гробницах, распоряжались своим
земельным наделом и другим имуществом.
Однако в ту эпоху юридическая
практика еще не имела четких понятий
собственности, владения и распоряжения.
Ближайшее
окружение царя, сановники были,
как правило, его родственниками.
Старое
царство определялось как централизованная
бюрократическая монархия. Власть правителя
обожествлялась, фараоны стали именовать
себя «вторым солнцем», позднее - Сыном
Ра (солнца). Царя-победителя изображали
в виде льва с человеческой головой,
разрывающего когтями своих врагов.
Всякое выступление против царя, оскорбление
его чести, достоинства объявлялось
преступлением, самым тяжким грехом.
Фараон имел свой отряд телохранителей.
В ту эпоху сооружались колоссальные
пирамиды, усыпальницы. Они потрясали
современников. Остается загадкой, почему
и зачем такие монументальные
сооружения строились не для живых,
а для мертвых. Видимо, согласно религии,
главный смысл жизни, ее радости
находились в потустороннем мире...
Не исключено, что пирамиды должны были
внушить страх подданным, продемонстрировать
безграничное величие власти фараона.
Религия утверждала, что нет разницы
между людьми и богами. Разница в одном:
боги - те же люди, но они отошли в небо
и живут там по законам обычных людей:
едят, пьют, одеваются, распевают песни,
любят близких. Фараон после смерти становился
звездой, вместе с Солнцем навещал свои
владения, свою семью. Мог помочь, сделать
добро или причинить вред. Ему полагалось
иметь такую же пищу, как и живым. Для этого
в усыпальницы полагалось приносить все,
что нужно было живому человеку. Царь и
после смерти оставался владыкой земли
и неба, жил на том свете в роскоши, изобилии.
Простые смертные были обречены на жажду,
голод и забвение.
Огромные
траты на пирамиды, рост сепаратизма,
усиление новой знати ослабили царскую
власть. Начались междоусобные войны,
борьба за престол, за корону фараона (2160-2134
гг. до н.э.). Победу одержала ливанская
знать, ей удалось снова объединить всю
страну под единой властью. Среднее царство
существовало примерно с 2050 по 1700 г. до
н. э. Вначале оно было неустойчивым, местные
номархи почти не считались с центральной
властью, цари часто менялись, на престоле
были женщины. Отдельные фараоны правили
несколько месяцев, а то и дней, их часто
свергали. Вскоре страну захватили чужеземцы
- гиксосы, подвергшие ее страшным погромам.
Гиксосы владели Египтом 150 лет. Фараон
Яхмос 1 изгнал гиксосов, с его именем связывается
начало Нового царства и образование мировой
египетской державы.
Древний
Египет в период единства, консолидации
страны по своему государственному устройству
являлся самой централизованной
монархией Древнего Востока, с высокоорганизованной
бюрократической системой управления.
Во главе этой державы стоял монарх,
обладавший абсолютной, ничем не ограниченной
властью, его персона обожествлялась
при жизни. Он был носителем высшей
законодательной, исполнительной и
судебной власти.
За три
тысячи лет до новой эры на египетском
троне восседали фараоны тридцати
династий. Этих полубогов в бело-красной
короне было свыше двухсот. Среди
них были талантливые администраторы,
полководцы, тираны, миротворцы и кровожадные
агрессоры, авантюристы и душевнобольные.
Но все они были деспотами... Власть
фараона была абсолютной. Им приписывают
составление свода законов. Египетский
фараон считался сыном бога Ра, посредником
между небом и землей. В его
титулатуре указано, что он - царь Верхнего
и Нижнего Египта. Символом его власти
была диадема с коброй. При вступлении
на трон ему присваивалось пять имен. На
официальных приемах фараон держал многохвостовую
плеть и посох в виде крюка - дабы покорять
и наказывать. В знак особой привилегии
фараону разрешалось курить. По традиции
фараоны женились на сестрах (хотя были
исключения), брили голову. Если на престоле
оказывалась женщина, ее изображали в
шлеме с подвязанной бородой. В таком обличий
выступала Хатшепсут - дочь фараона Тутмоса
Первого. История почти не оставила данных
о государственной деятельности этой
царицы. Возможно, женщины-фараоны не хуже
мужчин исполняли долг правителя. Спустя
много столетий Клеопатра - жена и сестра
юного Птолемея XXII Дионисия - оставила
заметный след в политической истории
своей страны, с ее именем связана борьба
за независимость Египта.
На местах
власть принадлежала наместникам фараона
- номархам. При Рамзесе II насчитывалось
44 нома (области). Каждый ном сохранял известную
хозяйственную самостоятельность, имел
свой религиозный культ, свой герб, знамя.
При торжественных церемониях к знамени
прикреплялся значок.
Номарх
обладал большими полномочиями: наблюдал
за состоянием местной системы орошения,
возглавлял административный аппарат,
ведал судом и ополчением.
Бюрократическая
система предписывала даже нечто
вроде аттестации усопших покойников.
Существовали нормы могильной площади,
количество продуктов и предметов
бытового обихода, которые должны были
находиться в захоронениях, и, конечно,
учитывался ранг усопшего. Кроме того,
полагалось нечто вроде сопроводительной
записи, письма. В них обычно отмечалось,
что этот человек был добродетелен,
не крал, не убивал, не соблазнял чужих
жен, не обижал малых детей, не обманывал
близких, не сквернословил. Имелись
и такие подписи: «покойный не
давил гирю, не плутовал с отвесом
и т.п.», т.е. соблюдал древнеегипетскую
метрологию.
Таким
образом, управление строилось на
принципах бюрократического централизма.
Такая система представляет собой
древневосточный вариант административно-командной
системы, с четким определением функциональных
обязанностей чиновников и строжайшим
подчинением по вертикали.
Система
управления Древним Египтом пережила
народные восстания. нападения гиксосов,
периоды раздробленности, сепаратизма.
Она существовала тысячелетия, в этом
ее загадка и феномен.
Символы
культуры Древнего Египта
Символ
(греч. symbolon — знак, сигнал, признак, примета,
залог, пароль, эмблема ), знак, который
связан с обозначаемой им предметностью
так, что смысл знака и его предмет представлены
только самим знаком и раскрываются лишь
через его интерпретацию. Символ
является синтезом общего (универсального)
и конкретного. Универсального, поскольку
он находится как бы над историей, конкретного,
потому что соотносится с определенным
периодом истории.
Древнейшие египетские амулеты, которые
датируются неолитическим периодом, в
основном представляют собой символы
плодородия, выполненные из кремния в
виде животных — крокодила, гиппопотама,
каракатицы или двухголового льва. Более
поздние предметы изображали богов восходящего
и заходящего Солнца; использовались также
кремневые наконечники стрел. Но древнейшим
из них считается анкх. Египетские боги
обладали этим символом жизни, обеспечивая,
таким образом, свое бессмертие. Когда
в I в. н. э. египтяне приняли христианство,
они сохранили анкх в качестве религиозного
символа, и в этот период времени он часто
соседствовал на могилах с христианским
крестом. Древние египтяне изготавливали
анкх из различных материалов: дерева,
воска, металлов, цветных камней. Он был
символом жизни, но истинное его назначение
неизвестно. Огромное количество
египетских амулетов, найденных при раскопках,
связано с погребальными обрядами (хотя,
вероятно, такие же носили живые). Эти предметы
помещались в усыпальницы для защиты умершего.
Типология символики
древнеегипетского искусства очень
обширна: это символизм формы
и размера, месторасположения и
материала, цвета и числа, иероглифического
значения и жеста. Интерпретировать
зачастую амбивалентный символ, стараясь
добиться максимально верного результата
- задача первостепенной важности и
колоссальной сложности. Подчас графический
символ имеет живую, антропоморфную
форму: так, имеющий руки символ жизни
анх несет священное опахало за царем,
а столб джед, олицетворяющий бога Осириса
и несущий в себе значение стабильности
и прочности, снабжен глазами и поддерживает
в ладонях диск солнца.
Символы культуры Древнего
Египта
Анкх с древних времен является в Египте
символом вечной жизни в этом и потустороннем
мире. Он настолько связан с традицией,
что был заимствован коптскими христианами
(этноконфессиональная группа египетских
арабов, исповедующих христианство, потомки
доарабского населения Египта) в качестве
креста. На многих изображениях Боги держат
анкх в руке или передают его людям. Здесь
речь идет о ставшем видимым дыхании жизни,
так сказать о божественной искре, благодаря
которой жизнь вообще может возникнуть.
Кроме того, анк олицетворяет дарующие
жизнь свойства элементов воздуха и воды.
Происхождение его формы до сих пор не
объяснено. Возможно, речь идет о магическом
узле, где, вероятно, также играют роль
сексуальные отношения. Возможна интерпретация
формы креста, как соединение креста Осириса
в форме буквы Т с овалом Исиды в ключ,
который раскрывает тайны жизни. Анкх
один из важнейших древнеегипетских символов
со значением "жизнь" ("бессмертие"),
известный также как "крукс ансата".
Знак очень прост, но могущественен. В
нём объединены два символа - крест, как
символ жизни, и круг, как символ вечности.
Их сочетание обозначает бессмертие. Анкх
может быть истолкован как восходящее
солнце, как единство мужского и женского
начал (овал Исиды и крест Осириса), а также
как ключ к эзотерическим знаниям и бессмертной
жизни духа. В иероглифическом письме
этот знак символизировал "жизнь";
он же являлся частью слов "благосостояние"
и "счастье". Египтяне считали, что
изображение анкх продлевает жизнь на
земле. С этим же амулетом и хоронили, чтобы
быть уверенными в том, что усопших ждет
жизнь в другом мире. Именно такую форму,
по представлениям древнего мира, имел
ключ, которым можно было открыть ворота
смерти. Этот символ также ставили на стенах
водных каналов в надежде, что он убережет
от наводнений. Позднее, анкх использовался
колдуньями в ритуалах, ворожбе, гадании,
врачевании и помощи роженицам. Во времена
движения хиппи, в конце 60-х годов XX века,
анкх был популярным символом мира и правды.
Все значения символа невозможно перечислить.
Знак счастья, благосостояния, неиссякаемой
жизненной силы, вечной мудрости. Такую
петлю жизни часто носил простой народ
как амулет, в виде узла. Как и анкх, она
обозначает вечность и бессмертие.
Знак Тет, который также называли "кровь
Исиды", часто давали усопшим в виде
амулета. Он похож на анк, ручки которого
опущены вниз. В соединении со столбом
Джеда на стенах храмов и в саркофагах
он указывает на объединение противоположных
сил и вместе с тем на вечно обновляющуюся
жизненную силу.
Шену - кольцо Шена и одновременно иероглиф,
обозначающий вечность. Его часто изображают
на настенных картинах с божественными
животными. Эту эмблему в виде овала
с прямой линией на торце часто называют
картуш. Внутри располагается написанное
иероглифами имя (например, имя фараона),
которое овал символически оберегает.
Всевидящее Око - Уаджет. Раскрашенное
изображение глаза со спиралевидной линией
под ним – это, как правило, эмблема сокологолового
бога неба Гора, символ всевидящего ока
и единства космоса, целостности мироздания.
Согласно древнеегипетскому мифу, лунный
глаз Гора был вырван Сетом в битве за
первенство среди богов, однако после
победы Гора в этом сражении вырос снова.
Этот миф стал причиной чрезвычайной популярности
глаза Гора в качестве отводящего зло
амулета. Око также часто изображали или
высекали на египетских надгробных камнях
— для помощи мертвым в загробной жизни.
Спираль под глазом (напоминающая формой
галактику) символизирует энергию и вечное
движение. Глаз Гора также ассоциировался
с исцелением, поскольку древнеегипетские
врачи часто рассматривали болезнь как
аналог битвы Гора и Сета. В математике
Око имело любопытную функцию – оно использовалось
для обозначения дробей. Согласно одной
из версий мифа, Сет разрезал вырванный
глаз Гора на 64 части, поэтому неполное
его изображение символизирует какое-то
дробное число: зрачок – 1/4, бровь 1/8 и т.д.
Скарабей – один из популярнейших египетских
символов. Известно, что жуки-навозники,
к числу которых относится и скарабей,
умеют искусно лепить из навоза шарики,
катя их перед собой. Эта привычка, в глазах
древних египтян, уподобляла скарабея
богу солнца Ра (навозный шарик в этой
аллегории – аналог солнечного диска,
перемещающегося по небу). Скарабей считался
в Древнем Египте существом священным;
фигурки этого жука, выполненные из камня
или глазированной глины служили печатями,
медалями или талисманами, означавшими
бессмертие. Такие амулеты носили не только
живые, но и мертвые. В последнем случае
жука клали в саркофаг или внутрь мумии
– на место сердца, при этом на обратной,
гладкой стороне его писали священные
тексты (часто - тридцатую главу книги
мертвых, убеждающую сердце не свидетельствовать
против покойного на загробном суде Осириса).
Часто фигурки скарабея изображали только
верхнюю часть жука, без лапок, а ровная
овальная основа статуэтки использовалась
для нанесения различного рода надписей
– от отдельных имен и афоризмов нравоучительного
характера до целых рассказов о выдающихся
событиях из жизни фараонов (охота, заключение
брака и проч.)
Крылатый солнечный
диск. Согласно мифу именно такую форму
принял Гор во время битвы со злым богом
Сетом. По обеим сторонам диска находится
изображение змеи, означающей баланс противоборствующих
сил. Вся композиция символизирует защиту
и мировое равновесие. Этот знак часто
изображался над входом в гробницу фараона;
в этом случае диск в центре символизировал
Гора, крылья – оберегающую его Изиду,
а змеи – Нижний и Верхний Египет.
Сесен - цветок лотоса, знак солнца, творчества
и возрождения. Из-за того, что по ночам
цветок лотоса закрывается и упускается
под воду, а утром снова поднимается, чтобы
распуститься на поверхности, и возникла
эта ассоциация. Один из космогонических
мифов гласит, что в начале времен из вод
хаоса поднялся гигантский лотос, из которого
в первый день существования мира появилось
солнце. Цветок лотоса также считается
символом Верхнего Египта. Перо
Маат. Эмблема символизирует истину
и гармонию. Маат – это дочь и око Ра, богиня
справедливости, правды и миропорядка.
Вместе с отцом она участвовала в сотворении
мира из хаоса. Подобно своему греческому
аналогу, Фемиде, Маат изображается с завязанными
глазами. Голову богини украшает страусовое
перо, которое является ее символом и иероглифом.
Согласно представлениям древних египтян,
в загробном мире на одну чашу весов клали
сердце покойного, а на другую – статуэтку
Маат. Если оба предмета уравновешивались,
то это означало, что умерший достоин блаженства
на полях камыша Иару (в противном случае
его пожирало чудовище с головой крокодила
и туловищем льва). Статуэтка Маат на груди
была неизменным атрибутом судьи.
Кошка. Кошка для египтян являлась земным
воплощением Бастет – богини солнечного
тепла, радости и плодородия, защитницы
беременных женщин и детей, хранительницы
домашнего очага и урожая. Бастет, олицетворявшая
такие качества как изящество, красота,
ловкость и ласковость, считается египетским
аналогом Афродиты и Артемиды. Ее скульптурные
и живописные изображения использовались
для защиты дома от злых духов. Естественно,
что к кошкам в Древнем Египте относились
с большим почтением, а за их убийство
карали смертной казнью. При жизни этот
зверь был равноправным членом семьи,
а после смерти его бальзамировали и клали
в саркофаг, который помещали в особый
некрополь.
Цапля. Цапля считалась символом воскресения
и вечной жизни (прообразом птицы Феникс)
и олицетворяла Бену – одного из изначальных,
никем не сотворенных богов вроде Ра или
Атума. Согласно мифу, в начале творения
Бену появился сам собой на возникшем
из водного хаоса камне. Этот камень –
Бенбен – был одним из фетишей бога.
Исида. Богиня плодородия, воды, ветра
и семейной верности Исида, облегчительница
родовых мук и защитница детей, была одной
из главнейших и древнейших богинь египетского
пантеона. Ее культ как богини матери отразился
и на христианстве. Исида изображалась
в виде женщины (часто крылатой), увенчанной
иероглифом «трон», или соколицы. Иногда
– в виде женщины с рогами коровы и солнечным
диском на голове. Исида была женой Осириса
и матерью Гора. Отождествляется с такими
греческими богинями как Деметра, Персефона,
Гера.
Ра. Аналог греческого Гелиоса, верховное
божество древнеегипетского пантеона,
отец богов. Титул Сына Ра также носили
все фараоны. Священным животным Ра считался
сокол, в виде которого он часто изображался.
Другой вариант – мужчина с головой сокола,
увенчанной солнечным диском или двойной
короной.
Ибис. Священная птица ибис символизировала
Тота – бога науки и магии, изобретателя
астрономии, медицины и геометрии, автора
«Книги мертвых». Тот также служил небесным
летописцем и покровителем Луны (календарь
составлялся на основе лунных фаз).
Изображался в виде ибиса или человека
с головой ибиса, увенчанной лунным диском.
Примерно соответствует греческому Гермесу.
Итак,
большую роль у египтян играли символы
и символический культ. Символизм
древнего Египта и многообразие всевозможных
божеств весьма сложны. Египтяне считали,
что можно было посредством символических
действий и рисунков оказывать влияние
на важные процессы, происходящие в мире
Богов и в потустороннем мире. Самим символам
приписывалась присущая им внутренняя
сила, что-то вроде сущности или души. Сакральный
характер древнеегипетской культуры проявляется
в ее глубочайшей символичности.
Система
ценностей индо - буддийской
культуры
Для
этого типа культуры характерно слияние
религии и философии, и как следствие особая
духовность, самоуглубление.
В самом названии
этой культурной традиции содержится
указание на присущее ей соединение двух
великих религий Востока: первобытной
по происхождению, языческой религии
индуизма и буддизма - одной из трех
главных мировых религий, потерпевшей
полное поражение в индийском
обществе (хотя и оказавшей на него
влияние), но овладевшей воображением
многих народов к востоку от Индии.
Тот факт, что различные религии смогли
объединиться и дать рождение единой духовной
традиции, свидетельствует о наличии у
них некоего общего, объединяющего начала,
превосходящего по своему значению различия
в догматике и культе. Таким «примиряющим»
фактором стали социально - нравственные
принципы, ценностные ориентации, а также
философские идеи индуизма и буддизма,
именно в этой сфере произошло их взаимопроникновение,
и сложились общие основы индо-буддийской
духовности. Наиболее характерной чертой
массовых религий Юго-Восточной Азии является
признание некоего мирового, космического
принципа, «мирового закона», предшествующего
существованию природы и человека.
В основе системы
ценностей индо-буддийской культуры
лежит представление об Абсолютном духе,
внешним выражением которого является
земной мир. На первом месте стоит достижение
мудрости и святости: быть брахманом, служить
брахманам, учится у брахманов. На второй
ступени - действие. Особенно ценятся люди,
которые выполняют необходимые общественные
функции.
К величайшим ценностям индо-буддийской
культуры относятся преемственность и
следование традиции, отказ от насилия
живому даже в мыслях, благоговение перед
жизнью, преклонение перед природой.
Ведическая система ценила человека по
его происхождению и предполагала, что
происхождению соответствуют и его личные
качества. Буддизм предложил ценить человека
по его личным качествам, игнорируя вопрос
о его происхождении.
Для индо-буддийской системы ценностей,
картины мира характерно слияние религии,
философии и научного знания. Она проникнута
религиозно-философским раздумьем о внутреннем
мире человека, реальности и нереальности
его существования, поисками истины и
ее значения для праведной жизни, смерти
и бессмертия. Индийских ученых, мыслителей
не интересовали логические основы построения
научного знания, теоретизирования, их
больше занимали тайны вселенной и практические
вопросы вычисления, измерения, составления
календаря и т.п. Поэтому особым почетом
в Древней Индии пользовались такие области
знания, как астрономия, математика и медицина.