Культура Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 11:56, контрольная работа

Описание работы

Составной частью античной. Во многом опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые ее достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во времена своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялись на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 39.72 Кб (Скачать)

             Римская историография служила,  прежде всего, целям политической пропаганды, разъяснению и оправданию внешней и внутренней политики Рима. Наибольший вклад в развитие историографии республиканской эпохи внесли Саллюстий ( 86 – ок. 35 гг.до н. э. ), «Заговор Катилины », Югуртинская война » и великий полководец, диктатор Гай Юлий Цезарь ( 102 или 100 – 44 гг.до н.э.): «Записки о Галльской войне».   

       Влияние греческой культуры сказалось в развитии римской философии – наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные философские системы в Риме не были созданы.        

         Римская архитектура испытала сильное влияние  этрусской и особенно греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь ,величие, подавляющие человека, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд .Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II – I вв.до н. э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы – сложный комплекс банных помещений, библиотеки ,места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению мостов, акведуков (от лат.( aqua - вода и duco – веду ).

       Завоевание Греции  и эллинистических государств  сопровождалось грабежом городов.  Наряду с рабами, разного рода  материальными ценностями вывозились  в Рим в огромном количестве греческие статуи и картины. Так, были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Апеллеса и других видных греческих мастеров. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Большой приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры, именно портреты статуи получают доминирующее значение, и именно в них появились своеобразие римского искусства. Римлянами были созданы тип «тогатус» , изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Во II – I вв. до н.э.были созданы такие привосходные работы,как «Брут », «Оратор»,брусты Цицерона и Цезаря.                                   Практическим целям было подчинено и римское образование. Во II-I вв. до н. э. в Риме утверждается греческая система образования, но с некоторыми особенностями. Математические науки отходят на второй план, уступая место юридическим, языки и литература изучаются в тесной связи с римской историей, в которой особое внимание уделяется примерам достойного поведения предков. Уроки музыки и гимнастики заменяются более практичным обучением верховой езде, фехтованию. На высшей стадии обучения особое внимание, в отличие от Греции, уделяется не философии, и риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины.

              На развитие римской философии  оказала влияние греческая культура - наиболее распространены были  учения эпикурейцев, стоиков.  Самостоятельные философские системы  в Риме не были созданы. 

              Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня достигла в Риме агрономия (известны сельскохозяйственные трактаты Катона, Варрона ),Римский архитектор Витрувий ( 2- я половина I в. до н.э. )написал трактат «Об архитектуре». В Риме появляются и руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского искусства, особую роль в развитии которого сыграл Цицирон. Большое развитие получила юриспруденция – наука о праве. Первые исследования появились еще во II в. до н. э., а в I в.до н.э .уже существовала обширная юридическая литература.

 

4.Культура Рима в период империи.

 С 31 г. до  н.э. начинается новая страница в Римской истории – история империи. Конец I в.до н.э. – II в.н.э -   ранней империи  ( эпоха принципата ), расцвета рабовладельческих отношений. Римское государство превращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье,Северную Африку ,большую часть Европы.   

      Центром изучения философии в Римской империи ( как и в классической Греции, в эпоху эллинизма )оставались Афины. У римлян по – прежнему были распространены в I – II вв.н.э. стоицизм и эпикурейство. У римской знати особенно популярен был стоицизм,( основные представители которые в это время были Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 н. э.) и император Марк Аврелий (121-180 ).Среди низших слоев общества особенно почитали бродячих философов-киников.

       Для религии  эпохи принципата характерно  установление новых культов - почитание императоров, объявляющихся после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть и нашедших способы даровать верующим в них бессмертие в загробном мире.

       Центрами науки деятельности Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Большое значение в I - IIвв. н. э. придавалось географическим знаниям - появляются трактаты Страбона (64/63 до н. э. - 23/24 н. э.), Птолемея (ок. 90 – ок. 160 ). «Естественную историю», являющуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Младший  (61/62 – ок. 114 ).Больших успехов добилась медицина.  Врач Гален (ок. 130 – ок. 200) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, были созданы школы для подготовки врачей.  В классическом труде «О частях человеческого тела» он дал первое анатома-физическое описание целостного организма. Однако наряду с достижениями естественных наук уже во II в. н. э. стали заметны признаки регресса. В астрономии происходит отказ от предложенной Аристархом Самосским еще в III в. до н. э. гелиоцентрической теории, принимается система Птолемея – геоцентрическая, согласно которой центром солнечной системы является Земля. Кроме того, особой популярностью в эпоху принципата пользуется астрология.

       Во II-III вв. н. э.  высшего расцвета достигает римская  юриспруденция. Создаются многочисленные  теоретические сочинения, юристы  активно участвуют в управлении  государством, занимают высокие  государственные должности, являются  экспертами и советниками императоров.  Наиболее известными юристами  того времени были Гай (2-я  пол. II в.), Юлиан (И в.), Папини- ан (ок. 146-212), Ульпиан (?-228) и др.

       Одно из величайших  достижений римской культуры - литература  эпохи ранней империи. Она представлена целым созвездием имен замечательных писателей: Апулей (р.ок. 124 н.э.),автор авантюрно – аллегорического романа «Метоморфозы» (или «Золотой осел» ),Плиний Младший, сатирткт Ювенал (ок. 60 -  ок.127), Петроний (? – 66 н.э.), Лукиан (ок. 120 – ок.190 ),поэты Вергилий (70 – 19 до н.э.),Гораций ( 65до н.э. – 8 н.э.),Овидий (43 до н.э. – ок. 18 н.э.).  Особого расцвета она достигает в правление первого римского императора Августа (63 до н. э. - 14 н. э.). Стремясь укрепить свой авторитет, он активно привлекал ко двору писателей, поэтов, художников. Многим из них покровительствовал и оказывал материальную помощь приближенный Августа - Гай Цильний Меценат (7-8 до н. э.), чье имя стало нарицательным. Немного позже творил еще один знаменитый римский поэт - Овидий (43 до н. э.- 18 н. э.). Большое влияние на нравы римлян оказала поэзия Горация ,прославлявшего чувство такта, меры и достоинства в человеке:

Тот кто золотой  середине верен, 

          Мудро  избежит и убогой кровли,                                                                                

          И того, кто в других питает зависть  – дивных чертогов.

          Чаще  треплет вихрь великаны – сосны,

           Тяжелей  обвал всех высоких башен

          И громады гор привлекают чаще молний удары.

   В эпоху ранней империи расцвета достигает римская историография. Тит Ливий (59 до н. э. - 17 н. э.) принадлежит труд «История Рима» от основания города до 9 г. н. э.Плиний Старший (23/24 – 79),Иосиф Флавий, Публий Корнелий , крупный римский историк Тацит (ок. 58 - ок. 117) -автор работ «Анналы», «История», «Германия». В этот период были созданы фундаментальные труды по римской и всемирной истории, однако крупный недостаток историографии этого времени - ее явная ориентация на прославление империи.

       В период принципата во многих городах империи развивается крупное строительство - создаются новые храмы, дворцы, театры, цирки, термы и т.д. В I-II вв. н. э. появляются два самых известных римских архитектурных памятника: Колизей - самый большой амфитеатр Античного мира, вмещавший около 50 тысяч зрителей, наблюдавших за травлей зверей и гладиаторскими боями, и Пантеон (храм во имя всех богов) - самое знаменитое античное купольное сооружение высотой 43 м. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркулануме и Ставнях, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н. э.

       В период империи особое распространение получила портретная скульптура. Сохранилось множество великолепных портретных статуй, бюстов рельефных изображений, реалистически передающих черты императоров, военачальников, поэтов, философов и др.                                       

       В конце II в. н. э. в Римской империи начинается кризис, который в III веке охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболе ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Харак терными признаками кризиса античной культуры являются низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.

       С III в. античное  направление в архитектуре не  создает уже ничего нового  совершенная портретная скульптура  сменяется более грубой, снижается  тех ническое мастерство.

         IV – V вв.н.э. - период поздней империи, в это время изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату - неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских признаков. С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византий).

       История культуры  позднего античного периода проходит  в борьбе разлагающейся античной  традиции с новыми, христианскими,  принципами.

       Христианство  возникает на основе      Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идет ожидания мессии – спасителя. В своем дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, Эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в человека. Образ мессии – Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце I и в первой половине II в.н.э. появились жизнеописания основоположника новой религии – Евангелия.(Евангелия (от греч.euanglilion – благая весть )-раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Авторы Евангелий – апостолы или их ученики. Время написания-2-я пол.I в. – на. II в.н.э.). В этот, первый период своего существования христианство вызвало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в.оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в первой половине IV  в.христианство превращается в государственную религию, а во второй половине того же века начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Вообще следует отметить что торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры.                 

        В этот, первый, период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в 313 г. император Константин (272- 337) издал в Медиолане (современный Милан) эдикт, которым разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. Таким образом, христианство было признано равноправной религией и постепенно превратилось в государственную. В 325 г. Константин созвал в Никое первый Вселенский собор, принявший христианский символ веры. Во второй половине IV в. был окончательно сформирован Новый завет, в состав которого вошли четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния апостолов, Послания, а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Тогда же начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Особо следует отметить, что торжество христианской религии сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры.

       В эпоху поздней  античности христианская литература, расширяя и усложняя христианское  вероучение, закладывала основы  средневековой схоластики и богословия. И хотя в это время еще существовали такие поэты, как Авзоний (ок. 310 - ок. 395) и Клавдиан (ок. 375 - после 404), и такой выдающийся историк, как Аммиан Марцеллин (ок. 330 - ок. 400), для них творчества были характерны подражание старым образцам и чрезмерное увлечение внешней формой.                                                                                          

      В IV в. начинают строить христианские храмы - базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся  административными и судебными здания. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.

       Новые художественные  черты яснее всего выступают  в христианской живописи. В росписях  катакомб наглядность изображения,  стремление донести до зрителя  содержание становятся важнее, чем  пропорциональная разработка фигур,  соблюдение масштабности. (Катакомбы  (лат. coemeteria - кладбище) - подземные искусственного  или естественного происхождения  сооружения, использовавшиеся для погребения христиан .Наглядность изображения сцены, понимание содержания становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности. 

       Восточная Римская  империя продолжала существовать  до 1453 г. как Византийская империя,  культура которой стала продолжением  греческой, но в христианском  варианте. Западная Римская империя  прекратила свое существование  в 476 г., когда был низложен последний  император. Этот год традиционно  считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья. На развалинах Западноримской империи возникают  так называемые варварские королевства, население которых было в той или иной степени приобщено к греко-римской культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств.

Информация о работе Культура Древнего Рима