Культура Древнего Рима, ее особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 01:16, контрольная работа

Описание работы

В своей работе я хотела бы проследить за основными направлениями развития римской культуры и выделить в ней ряд особенностей. Также в ходе анализа попытаться определить, насколько велико было влияние культур завоеванных стран. Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением самостоятельным или она сложилась в ходе бесконечных заимствований? Кроме того не мог ли культурный фактор каким – либо образом способствовать распаду империи? Вот те вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в своей работе.

Содержание

I.Введение.
II.Основная часть:
1.Религия и мифология.
2.Христианство в Римской империи.
3.Архитектура и монументальная настенная живопись.
4.Скульптура.
5.Литература.
III.Заключение.
IV.Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Вариант.docx

— 65.74 Кб (Скачать)

ЛИТЕРАТУРА

     Римская литература возникает как литература подражательная. Первые шаги римской  художественной литературы связаны  с распространением в Риме греческой  образованности. Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы римские сюжеты и некоторые римские формы.

Во времена развития гражданского общества литература стала  одним из ведущих средств диалога  с властью.

     В конце  III в.до н.э. в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе – эпическая поэзия. Появляется целая плеяда талантливых поэтов и драматургов, которые обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии. Одним из первых римских трагиков был отпущенник Ливий Андроник, грек по происхождению, переведший на латынь «Одиссею» Гомера (III в.до н.э.). Его произведения сыграли важную роль в становлении римской литературы. Они познакомили римлян с замечательной греческой литературой, мифологией, с эпосом и театром. Ливий Андроник положил начало римской художественной литературе.

     Младшими  современниками Ливия Андроника были римские поэты Гней Невий (ок.274 – 204гг.до н.э.) и Энний (239 -169 гг.до н.э.).  невий писал трагедии и комедии, заимствуя сюжеты у греческих авторов, но влияние римской жизни в его произведениях ощущается гораздо сильнее, чем у Андроника. Невий составил поэмы о первой Пунической войне (264 – 241 гг. до н.э.) с кратким изложением предшествующей истории Рима. Энний первый описал в стихах всю историю Рима, расположив события по годам. Главным произведением Энния была «Летопись» («Annales»), но, кроме того, он подобно своим предшественникам писал трагедии и комедии. Энний первый ввёл в латинскую литературу гекзаметр – более благозвучный стихотворный размер у греков.   Ливий Андроник и Гней Невий писали свои произведения архаическим сатурническим стихом.

     Крупнейшим  римским писателем конца III – начала II в.до н.э. был Тит Макций Плавт (254 – 184 гг.до н.э.), актер по профессии. Он составил 130 комедий, из которых до нас дошло всего 20. Он работал только в комедийном жанре. Сюжеты комедий были самые разнообразные – сцены из семейной жизни, из жизни воинов-наемников, городской богемы. Одним из непременных героев комедий Плавта были рабы, - хитрые, находчивые, ловкие и жадные. По сюжету  и характеру комедии Плавта являются подражательными.  Его герои носят греческие имена, действие его комедий происходит в греческих городах. Комедии Плавта обычно издаются по алфавиту. Первая называется 
«Амфитрион». Большей популярностью пользовалась комедия «Хвастливый воин». Комедия была направлена, вероятно, против наемных войск и напоминала зрителям о победе над Ганнибалом. 
Несмотря на то, что действие комедий Плавта разыгрывается в греческих городах, а герои их носят греческие имена, в них немало живых откликов на римскую действительность. В его комедиях отражаются в известной степени интересы и взгляды широких масс городского плебса.

Римская комедия  и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих  образцов и считались жанрами  не исконно римскими. Исконно римским  литературным жанром бал жанр так  называемой сатуры. Это смесь разных стихов – длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером. Как литературный жанр сатура получила в глубокую разработку в творчестве Гая Луцилия (180 – 102 гг.до н.э.). Он написал 30 книг сатур, где обличал пороки современного ему общества: корыстолюбие, взяточничество, моральное разложение, клятвопреступление, жадность. Сюжеты для сатур Луцилия  давала реальная жизнь. Эти сюжеты положили начало реалистическому направлению в римской литературе.

     Римская поэзия I в.до н.э. поднялась на новую, более высокую ступень. В это время жили многоие поэты, но среди них более выдающиеся – Тит Лукреций Кар (95 – 51 гг.до н.э.) и Гай Валерий Катулл (87 – 54 гг.до н.э.). Лукрецию принадлежит замечательная поэма «О природе вещей» в шести книгах. Эта философская поэма излагает учение эллинистического философа Эпикура о природе богов, о происхождении земли, неба, моря, о развитии человечества и человеческой культуры от первобытного состояния до времени Лукреция. В поэме латинский язык достиг новой вершины; язык земледельцев и воинов, краткий, отрывистый и бедный, благодаря искусству Лукреция оказался емким, богатым, полным оттенков, пригодным для передачи тончайших человеческих чувств и глубоких философских категорий.

Катулл – крупнейший поэт  конца Республики, мастер лирической поэзии. Писал мелкие стихотворения, где он описывал чувства человека:  любовь и ревность, дружбу, любовь к  природе и т.д. Ряд стихотворений  направлен против диктаторских намерений  Цезаря, его алчных клевретов. На поэтическое  творчество Катулла оказала влияние  александрийская поэзия с ее особым вниманием к мифологии, изысканности языка, личным переживаниям автора. В  мировой лирической поэзии стихи  Катулла занимают заметное место. Его  поэзию высоко оценивал А.С. Пушкин.

     Драма и поэзия были главными, но не единственными  видами латинской литературы. Параллельно  развивалась проза. До II в.до н.э. сочинения в прозе были редким явлением и представляли собой краткие записи исторических событий и норм права. Ранняя римская проза, как и поэзия была подражательной.

Первым прозаическим произведением на латинском языке  был труд  Марка Порция Катона Старшего (II в.до н.э.) «О сельском хозяйстве». Катон издал около 150 своих речей, написал римскую историю, сочинение по медицине, ораторскому искусству.

     Наиболее  выдающиеся римские писатели, мастера  прозаического слова жили и творили  в I в.до н.э. Марк Теренций Варрон (116 – 27 гг.до н.э.) – уникальный писатель, написал около 74 сочинений в 620 книгах. Главное произведение Варрона – «Древности дел божеских и человеческих» в 41 книге. Сочинения – «О латинском языке», «О латинской речи», «О грамматике», «О комедиях Плавта». Также он писал трактат «О сельском хозяйстве», где вопросы земледелия изложены в изящной литературной форме. «Менипповы сатуры» в 150 книгах – веселое и остроумное поэтическое произведение. Заслуги Варрона в развитии римской литературы были столь велики, что ему, единственному из римских писателей, еще при жизни поставили памятник.

     Марк  Туллий Цицерон  (106 – 43 гг.до н.э.) – писал в разных прозаических жанрах: философские произведения («О пределах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов» и др.), юридические сочинения («О государстве», «Об обязанностях»), речи («против Верреса», «против Катилины», «Филиппики против Антония»), по теории ораторского искусства («Об ораторе», «Брут»), многочисленные письма.

Крупным римским  писателем был Юлий Цезарь (100 – 44 гг.до н.э.) , автор «Записок о галльской войне» и «записок о гражданской войне». Выступая в роли писателя, Цезарь преследовал политические цели: оправдать свои завоевательные и часто вероломные действия в Галлии, взвалить ответственность за развязывание гражданской войны на своих противников.

  В «Золотой век Августа» (27 г.до н.э. – 14 г.н.э.) римская литература достигла своего высшего расцвета: были созданы шедевры всемирной литературы, обогатившие ее сокровищницу. Этот расцвет связан с творчеством таких поэтов, как  Вергилий, Гораций и Овидий.

     Публий Вергилий Марон (70 19 гг.до н.э.), ему принадлежат три главных произведения, прославивших его имя, - «Буколики» (42 – 39 гг.до н.э.), поэма о земледелии «Георгики» (37 -30 гг.до н.э.) и историко-мифологическая поэма «Энеида» (29 – 19 гг.до н.э.).

     Квинт Гораций Флакк (65 – 8 гг.до н.э.), способствовал формированию имперской этики, морали верноподданного нового режима, больше чем кто-либо из других поэтов. Был одним из любимых поэтов Августа. Написал несколько известных произведений: небольшой сборник стихотворений сатирического характера, эподов и сатир, четыре книги «Од», или «Песен», лирического характера, две книги «Посланий», или «Писем». По заказу Августа, Гораций написал величественный гимн римскому государству «Песнь столетия». Горацию принадлежит поэтический манифест пророческой миссии поэта – знаменитый «Памятник». Впоследствии по мотивам «Памятника» Горация в русской поэзии создали аналогичные «памятники» великие русские поэты Державин и Пушкин.

     Публий Овидий Назон (43 г.до н.э. – 18 г.н.э.), основной темой творчества была любовь, как одно из важнейших проявлений человеческих взаимоотношений. Написаны два поэтических сборника – «Элегии», или «Песни любви», и «Героиды» (письма известных из мифологии героинь своим возлюбленным). Скандально знаменитый трактат - «Искусство любви», послужил основной причиной ссылки поэта. Во второй период своего творчества Овидий написал две большие историко-мифологические поэмы «Метаморфозы» и «Фасты». Ко времени ссылки относятся произведения – «Письма с Понта» и «Тристии», «Скорбные элегии».

     Из  произведений прозаической литературы достойное место занимает грандиозный  исторический труд Тита Ливия (59 г.до н.э. – 17 г.н.э.) «От основания Рима» в 142 книгах.

Римскую литературу невозможно представить без Плутарха (ок. 46 г. – ок. 126 г.). ему принадлежит 227 произведений, из которых сохранилось свыше 150. Литературное наследие Плутарха можно разделить на две категории: серия трактатов на моральные темы, в том числе религии, философии, политики, литературы и музыки, и биографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Сотрясаемая мощными ударами варваров Римская  империя шла к своей гибели. Античное искусство завершало свой путь. После смерти Константина (337 г.) в Риме резко обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. В 395 году Римская держава окончательно разделилась  на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался город Рим, а столицей Восточной Римской империи (будущей Византии) стал город Константинополь, основанный Константином на месте бывшей греческой колонии Византии.

     В 410 и 455 году Рим подвергся страшному  разгрому – сначала от готов, а  затем от вандалов. В 476 году командир стоявших в Италии германских наемников  Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула. Это событие принято считать падением Западной Римской империи.

Восточная Римская  империя не погибла под ударами  варваров и просуществовала еще  почти тысячу лет.

       С концом Западной Римской  империи погибла и античная  культура, которая оказала большое  влияние на последующее развитие  европейских народов, стала их  общим достоянием, основой всей  культуры новой Европы. Самые  ранние образы самобытности этой культуры проявились на уровне древнейших форм народного творчества, в частности мифологии, сюжеты которой уже в течении многих веков служат богатейшим материалом живописцам, скульпторам, композиторам, поэтам.

     Древний Рим дал Европе развитую юриспруденцию, из которой выросла современная  система права, а также оставил  богатое культурное наследие, которое  стало частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки римских городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, дорог, акведуков  и мостов, терм и базилик, триумфальных арок и колонн, храмов и портиков, портовых сооружений и военных лагерей, многоэтажных домов и роскошных  вилл поражают современного человека не только своим великолепием, хорошей  техникой, качеством постройки, рациональной архитектурой, но и эстетической ценностью. Во всем этом – реальная связь римской  древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская  цивилизация легла в основу европейской  культуры, а через нее и всей современной цивилизации в целом.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. Учебное пособие – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2005. – 940с.
  2. История Древнего Рима: Учеб. для вузов по спец. «История»/ В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, И.А. Гвоздева и др.; Под ред. В.И. Кузищина. – 4 – е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2001. – 383с.: ил.
  3. Пивоев В.М. Культурология. Введение в историю и философию культуры: Учебное пособие / В.М. Пивоев. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Гаудеамус; Академический Проспект, 2008. – 564с.
  4. Садохин А.П. Мировая художественная культура: учебник для студентов вузов / А.П. Садохин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,2008. – 495с.: илл.

Информация о работе Культура Древнего Рима, ее особенности