Культура Древнего Рима, ее особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 01:16, контрольная работа

Описание работы

В своей работе я хотела бы проследить за основными направлениями развития римской культуры и выделить в ней ряд особенностей. Также в ходе анализа попытаться определить, насколько велико было влияние культур завоеванных стран. Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением самостоятельным или она сложилась в ходе бесконечных заимствований? Кроме того не мог ли культурный фактор каким – либо образом способствовать распаду империи? Вот те вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в своей работе.

Содержание

I.Введение.
II.Основная часть:
1.Религия и мифология.
2.Христианство в Римской империи.
3.Архитектура и монументальная настенная живопись.
4.Скульптура.
5.Литература.
III.Заключение.
IV.Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Вариант.docx

— 65.74 Кб (Скачать)

Вариант №3 «Культура Древнего Рима, ее особенности.»

Содержание:

    1. Введение.
    2. Основная часть:
    1. Религия и мифология.
    1. Христианство в Римской империи.
    2. Архитектура и монументальная настенная живопись.
    3. Скульптура.
    4. Литература.
    1. Заключение.
    1. Список используемой литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

В начале I тысячелетия до н.э. древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии и уступили место новому культурному центру, возникшему в Средиземноморье и получившему название «античная цивилизация». К ней принято относить историю и культуру Древней Греции, а также и Древнего Рима.

В своей работе я  хотела бы проследить за основными  направлениями развития римской  культуры и выделить в ней ряд  особенностей. Также в ходе анализа  попытаться определить, насколько велико было влияние культур завоеванных  стран. Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением самостоятельным  или она сложилась в ходе бесконечных  заимствований? Кроме того не мог  ли культурный фактор каким – либо образом способствовать распаду  империи? Вот те вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в  своей работе.

Центр будущей  великой державы – город Рим  – возник в Лации, в средней Италии, в нижнем течении реки Тибр. Античная притча, переданная римскими историками – Дионисием Галикарнасским, Титом Ливием и поэтом Вергилием, приписывает основание города легендарному Ромулу и относит это событие к 754 – 753 гг. до н.э. в день празднования пастушеской богини Палее (21 апреля).

Более двенадцати веков (VIII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. Само слово «Рим» было синонимом величия, славы и военной доблести,  богатства и высокой культуры.

Римская ментальность резко отличалась от греческой. Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного творчества, то римляне имели наибольшие способности к практической деятельности. Эта главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру.

Римляне были хорошими, дисциплинированными солдатами, прекрасными  организаторами и администраторами, законодателями и юристами. Больших  успехов они достигли в области  градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими  хозяевами. Римляне создали выдающиеся памятники архитектуры, поражающие совершенством инженерной техники.

История древнеримской  цивилизации – сложное явление. Население древней Италии состояло из разноязычных народов, которые постепенно подчинялись власти Рима. Под Древним Римом в целом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта. Римская империя представляла собой самое большое государство, охватившее все территории, примыкающие к Средиземноморью. За большой период (IV в. до н.э. – III в.) Римская республика из небольшого города-государства превратилась в мировую рабовладельческую державу, в основе которой лежала императорская власть.

«Все дороги ведут  в Рим» - говорит пословица, так  как со всего света сюда стремились путешественники, торговцы… 

Вся система культуры Древнего Рима была посвящена обоснованию  превосходства римского политического  устройства, воспитанию из римлян хороших  граждан, гордых своей принадлежностью  к «народу-господину». Основной ценностью  для римлян был сам Рим, римский  народ, предназначенный покорять другие народы и править ими для их же счастья. Римская империя развивалась  на почве крупного рабовладения и  земледелия, завоевания обширных территорий, покорения многих народов и культур, что вызывало необходимость создания огромного чиновничьего аппарата и  разработки изощрённых политических методов  управления.

 История древнеримской  культуры делится на три основных  этапа:

  1. Ранний или царский период (VIII – VI вв. до н.э.)
  2. Римская республика (v – I вв. до н.э.)
  3. Римская империя (I – v вв. н.э.)

Основой римского искусства  была древнеиталийская культура, в  которой ведущее значение имело  искусство этрусков. Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Они начинали создавать то новое, что впоследствии развили древние римляне: инженерные сооружения, настенную монументальную живопись, реалистический скульптурный портрет. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом.

Однако мощное культурное движение начинается в Риме только в конце III в.до н.э. его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Многочисленные деятели римской культуры того времени – прозаики, философы, врачи, архитекторы, художники – в подавляющем большинстве были не римлянами.

Рим оказал своё влияние  на покоренные им эллинистические территории. Таким образом, формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ.

Для древнейшего  периода римской истории особенно характерен культ семейно- родовых  духов- покровителей. В первую очередь  к ним относились манны – души умерших предков; древние римляне  верили в существование загробного мира, куда отправляются души умерших  – это Орк и Элизиум. Также  почитались пенаты – духи-покровители  дома и лары, являвшиеся духами-покровителями  с более широкими функциями, известны упоминания о ларах перекрестков, дорог, мореплавания и т.п. Важное место  занимал и культ огня домашнего  очага, олицетворенный в богине Весте. В древнейших верованиях прослеживаются и следы тотелизма, например, легенда о волчице, вскормившей Ромула и Рема. Имели место и аграрные культы.

Позднее некоторые  родовые боги превратились в объекты  государственного культа, став богами-покровителями  города-государства. К древнейшим богам  можно отнести Юпитера, Марса, Квирина (Ромула), которые были для римлян важнейшими. Если первые два имеют соответствия у греков, то богу Квирину в греческом пантеоне аналогов нет. 

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был  Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого  начала. Олимпийски боги считались  покровителями римской общины и  почитались всем гражданским коллективом. В среде плебеев особенно популярной была божественная троица: Церера, Либера-Прозерпина – богиня растительности и преисподней и Либер – бог вина и веселья.

Одна из наиболее популярных богинь Рима – Веста, богиня домашнего очага и огня, горящего в нем. В храме Весты служили  жрицы-весталки, дававшие обет девственности  и целомудрия. Отбирали девочек 6 -10 лет очень тщательно, без малейших изъянов. В течении десяти лет они проходили обучение, затем принимали посвящение, получали имя Амата в дополнение к собственному и десять лет служили в храме. За нарушение обета целомудрия наказание было жестоким: грешницу закапывали в землю живой. За меньшие провинности их могли высечь. Весталки пользовались большим почетом и уважением. Оскорбление их каралось смертью. Отслужив десять лет, еще десять они проводили, обучая молодое поколение жриц. После всего этого весталка могла вернуться в семью и даже выйти замуж.

У римлян было много  богов плодородия: Флора – богиня распускающихся цветов, Помона – богиня яблонь, Фавн и Фавна – божества лесов, рощ и полей и другие.

Мифология практически  отсутствовала, отсутствовали и  изображения богов – поклонялись  их символам, так символом Весты  был огонь, Марса – копьё. Все божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или, что он может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: «Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем». А принося жертву, он говорил: «Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина». На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.

Для римской мифологии  характерно одушевление и обожествление  абстрактных понятий и ценностей, таких как Свобода, Доблесть, Согласие. Особо выделялась Слава. В честь  выдающихся полководцев, императоров  и их побед воздвигались арки Триумфа, на которых изображались подвиги  триумфатора.

После завоевания Греции происходит некоторая трансформация  образа римских богов и их сближение  с греческими: Юпитер – Зевс, Юнона – Гера, Минерва – Афина, Венера – Афродита, Марс – Арес, Нептун – Посейдон, Меркурий – Гермес, Вакх – Дионис, Диана – Артемида, Вулкан –Гефест, Сатурн –Уран, Церера – Деметра.  Среди римских богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии, Марс – бог войны, Минерва – богиня мудрости, покровительница ремесла, Венера – богиня любви и плодородия, Вулкан – бог огня и кузнечного ремесла, Церера – богиня растительности, Аполлон – бог солнца и света, Юнона – покровительница женщин и брака, Меркурий – вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун – бог моря, Диана – богиня луны.

Перед тем как  начать войну с каким-либо народом, римляне пытались переманить на свою сторону богов этого народа, обещая этим богам все необходимые жертвоприношения.

Римский пантеон  никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные  божества. Считалось, что включение  новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти  весь греческий пантеон, а в конце  III в.до н.э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии.

Прибывшие в Рим  и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

Жрецы богов считались  должностными лицами, в поздний республиканский  период они выбирались. Жрецы наблюдали  за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой. Так же в каждом храме имелись жрецы, специализировавшиеся на гадании: авгуры – предсказатели  будущего по полету птиц или по отношению  их к корму; гаруспики – предсказывавшие  будущее по внутренностям жертвенных животных и по ударам молнии.

Римляне от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли  установленные обряды и приносили  нужные жертвы. В отношении к богам  действовал принцип «я даю, чтобы  ты дал».

В императорский  период постепенно утверждается культ  гениев императоров – сначала  посмертный, а затем прижизненный. Первым был обожествлён (посмертно) Юлий Цезарь. Калигула же при жизни  объявил себя богом.

В I в. н.э. в одной из провинций Римской империи зарождается христианство, сыгравшее важнейшую роль в истории мировой культуры. 

ХРИСТИАНСТВО  В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.

В I в.до н.э. в Палестине – на окраине Римской империи – возникает христианство, и уже во времена Нерона (вторая пол. I в. н.э.) в Риме существует христианская община.

В течение I – III вв. христианство распространяется по всей Римской империи и за её пределами. Императорские власти с подозрением относятся к христианам, приписывая им человеконенавистничество , потому что христиане того времени не только ждали, но и призывали Конец света и Страшный Суд, христиане отказывались совершать официальные жертвоприношения перед статуями государственных богов (в том числе императоров). Это привело к многочисленным гонениям христиан, начало которым положил Нерон. С особой силой они проходили при императорах – Доминициане, Трояне, Марке Аврелии, Деции, Диоклетиане.

Но не взирая на все преследования, христианство продолжало жить и распространяться, и к IV веку становится силой с которой вынуждены считаться и сами императоры. В 313 году императоры Константин и Лициний издают Миланский эдикт, по которому провозглашается равноправие всех религий – в том числе и христианство, а в 325г. Император Константин объявляет христианство государственной религией. По указу Феодосия Великого в 395 г. были закрыты все языческие храмы, с этого момента христианство становится единственной официальной религией Римской империи.

Информация о работе Культура Древнего Рима, ее особенности