Культура Древнего Рима, ее особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 01:16, контрольная работа

Описание работы

В своей работе я хотела бы проследить за основными направлениями развития римской культуры и выделить в ней ряд особенностей. Также в ходе анализа попытаться определить, насколько велико было влияние культур завоеванных стран. Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением самостоятельным или она сложилась в ходе бесконечных заимствований? Кроме того не мог ли культурный фактор каким – либо образом способствовать распаду империи? Вот те вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в своей работе.

Содержание

I.Введение.
II.Основная часть:
1.Религия и мифология.
2.Христианство в Римской империи.
3.Архитектура и монументальная настенная живопись.
4.Скульптура.
5.Литература.
III.Заключение.
IV.Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Вариант.docx

— 65.74 Кб (Скачать)

Уже в конце I – нач. II в. были записаны на греческом языке Евангелия («Благая весть»), написаны Послания и Деяния апостолов, а также Апокалипсис, т.е. книги, которые составили Новый Завет. Для обсуждения и решения сложных теологических вопросов, и в первую очередь  - для борьбы с арианской ересью, горячо обсуждаемых тогда христианами, по указу императора Константина в 325году в городе Никее был создан собор, ставший первым из семи Вселенских соборов христианской церкви.

АРХИТЕКТУРА  И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ НАСТЕННАЯ ЖИВОПИСЬ.

Чтобы понять в целом характер римской архитектуры, причины появлении гигантских парадных площадей, крупных зрелищных зданий и мемориальных ансамблей, необходимо разобраться в социально - экономической  жизни Древнего Рима. Развитие торговли, успешные войны и приток рабов  благоприятствуют подъему экономики, дальнейшему обогащению родовой  знати (патрициев), выдвижению богачей  из среды простонародья (плебеев) и  формированию новой римской знати - нобилей. Усиливается имущественное  неравенство; свободные общинники  вытесняются с земель и устремляются в город, где занимаются ремеслом, мелкой торговлей, становятся профессиональными  военными.  
 
Войны превращаются в одно из главных средств наживы римской знати. Полководцы - победители были кумирами римлян, им воздавались высокие почести. В ознаменование побед устраивались многодневные празднества с торжественными парадами войск, раздачами хлеба и денег, грандиозными представлениями, боями гладиаторов.  
 
В соответствии с образом жизни складывалась и архитектура Рима - сложная система общественных сооружений, храмов, площадей, вмещавших десятки тысяч людей.

Учителями римлян были этруски. Именно они научили строить  здания, но очень скоро римляне  превзошли их в этом искусстве. Они  стали лучше пользоваться материалами, употреблявшимися уже и раньше, приспособили новые, усовершенствовали способы  строительства.

Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие  и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском  холме, построенный в VI в.до н.э., небольшой храм Весты на форуме. Внутри города сохранялись пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные канавы сначала были открытыми, но затем их перекрыли деревянными настилом, а позднее и каменным сводом.

Римские дороги имели  важное стратегическое значение, они  объединяли различные части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI—III вв. до н. э.) для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197 м длиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод. 

В начале IV в до н.э. пожар Рима после взятия его галлами уничтожил большую часть городских зданий. После пожара город был обнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами. Они состояли из главных наружных стен и опиравшегося на нее мощного земляного вала, который со стороны города был подперт другой, менее высокой стеной. В I в.до н.э. возникают многоэтажные дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и бетона, и даже мрамора.  

В I в.до н.э. возникают многоэтажные дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и бетона, и даже мрамора. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.

Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях  и архитектурных сооружениях  идею силы, мощи и величия, которые  подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые  поражают своими размерами.

Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Арки и своды были заимствованы у этрусков.

В основе арочной  конструкции лежат два элемента: столбы и опирающаяся на них арка. Так, горизонтальное перекрытие заменяется выгнутой аркой. Прямоугольная массивная  форма столбов менее индивидуализирована, по сравнению с колонной.

Ярчайший пример использования арочной конструкции  – триумфальные арки. Эти типично римские мемориальные сооружения возводились уже в республиканский период. Чаще всего они устанавливались в честь побед.

Триумфальная  арка Тита была воздвигнута в честь взятия войсками императора Тита Иерусалима (180 –е гг.до н.э.). её архитектурный облик складывается из мощного монолита, прорезанного в центре арочным пролетом. Здесь мы сталкиваемся с характерным для римлян использованием ордерной системы в декоративном плане: создание чисто зрительного  впечатления о конструктивности ордерной системы путем «наложения» ее на стенной массив. «Фасад» арки четко членится на основание, среднюю часть, состоящую из коринфских полуколонн и антаблемента, и верхнюю – в виде массивного аттика, куда была заключена урна с прахом императора.

В отличие от греческих  архитекторов, которые составляли план зданий, не следуя сухой геометрии  его разных частей, римляне исходили из строгой симметрии. Они широко применяли греческие ордера –  дорический, ионический и коринфский (самый излюбленный, пышный ордер). Римляне  использовали ордера лишь как декоративный, украшающий элемент.

Римляне развили  ордерную систему и создали свои собственные ордера, отличающиеся от греческих. 

Римские ордера: 
а - римско-дорический, б - тосканский, в - римско-ионический,г - римско-коринфский, д - композитный

 

Большое место в  общественной жизни римлян занимали зрелища. Театры и амфитеатры характерны для античных городов. Еще в период поздней республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Последний  был всецело римским изобретением. Если греческие театры устраивались под открытым небом, места для  зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представляли собой самостоятельные замкнутые  многоярусные здания в центре города с местами на концентрически возведенных  стенах. Амфитеатры предназначались  для толпы жадных до зрелищ низов  столичного населения, перед которой в дни празднеств разыгрывались сражения гладиаторов, морские бои.

После гражданской  войны 68 – 69 гг.н.э., пришедший к власти Веспасиан начал строительство амфитеатра, известного всему миру как Колизей. Завершение его строительства пришлось на правление сына Веспасиана – Тита (80гг.н.э.). в честь открытия Колизея были даны стодневные гладиаторские игры.

В плане Колизей  представлял собой замкнутый  овал (в окружности 524 метра), расчлененный поперечными и кольцевыми проходами. Его центральная часть, арена, окружена ступенчатыми скамьями для зрителей. Внешний облик, монументальный и величественный, определяется кольцевой стеной, разработанной в виде многоярусной ордерной аркады: внизу – тосканский, выше – ионический, в третьем ярусе – коринфский, над которым размещались коринфские пилястры.

Одним из наиболее совершенных  образцов храма с куполом был  Пантеон в Риме (ок.120г.), созданный Апполодором Дамасским. Здесь блестяще разрешены конструктивные и художественные задачи создания большепролетного купольного пространства. Округлый в плане (тип ротондо), храм имел 8-колонный портик коринфского ордера. Здание имело мощный купольный объем снаружи, единое и целое пространство внутри. В интерьере доминирует купол, в вершине которого оставлен световой проем (сферический свод, представляющий собой монолитную, лишенную каркаса массу, опирается на стену толщиной 6м.). стена расчленена на два яруса: нижний, где глубокие ниши чередуются с массивными колоннами коринфского ордера, и верхний – как промежуточный между опорой и куполом.

Впервые в архитектуре  основной акцент переместился на внутреннее пространство, которое своим торжественно- праздничным решением контрастирует  с внешним обликом, где господствует пространство монументального объема.

Грандиозные купольные  покрытия использовались в термах, представляющих комплекс помещений  и дворов, где римляне отдыхали и развлекались. Основу композиции составляли залы для омовения (бани). Наиболее известны термы Каракаллы (206 – 216 гг.).

Римляне создают  тип общественной площади, получившей название – форум. Появившись в республиканский  период, форумы империи приобрели  парадный вид, став еще и грандиозным  архитектурным ансамблем, включающим в себя множество зданий различной функциональной принадлежности, прославлявшим еого или иного императора.

Знаменитый форум Траяна (пер. пол. II в.н.э.) был создан Апполодором Дамасским. Он включал в себя: 

  1. Главную прямоугольную площадь с триумфальной аркой при входе и колоннадой, за которой располагались полукружия торговых лавок;
  2. Пятинефную базилику Ульция, развернутую перпендикулярно центральной оси;
  3. Небольшой перистельный двор с колонной Траяна, покрытой сплошной лентой рельефов, изображавших военные подвиги императора. Она располагалась на центральной оси между двумя симметричными зданиями библиотек;
  4. Последний перистельный двор, закругленный с той стороны, где стоял храм Траяна.

Весь ансамбль объединялся  мотивом колоннад и портиков различных  размеров, иногда доходивших до огромных..

Всех этих грандиозных  строительств  требовал Рим как центр огромной империи. И действительно, застроенный всеми этими сооружениями, богатый памятниками, город и в III – IV вв. имел внушительный вид. В III в. еще продолжалось большое строительство – воздвигались арки, великолепные термы, дворцы. «Но, по выражению А.Блока, «на теле римской империи уже не  было  ни одного не наболевшего места», творческий потенциал постепенно угасал». 
Таким образом, архитектура начинает изживать себя, становиться все более примитивной. Возможно, это связано с тем, что в погоне за нововведениями и роскошью,  римская знать слишком быстро исчерпала возможности заимствованных приемов строительства.

В Риме развивается  монументальная настенная живопись. Так называемые «помпеянские» фрески принято делить на четыре группы:

  1. «Инкрустационный стиль» - II в.до н.э. Имитация облицовки стены квадратами разноцветного мрамора – «Дом Фавна».
  2. «Архитектурно- перспективный» стиль. Между живописно исполненными колоннами, пилястрами, карнизами размещались большие многофигурные композиции на сюжеты, заимствованные из греческой живописи. Господствует реалистическая трактовка образов – роспись «Виллы Мистерий».
  3. «Канделябрный» стиль – с конца I в.до н.э. Наиболее строгий и изящный, с разнообразнейшими декоративными мотивами (гирлянды,канделябры, орнаменты), которые обрамляли сюжетные изображения небольших размеров – «Дом наказанного Амура».
  4. «Пышный» стиль – с середины I в.н.э. Соединяет характерные черты второго стиля (перспективные архитектурные построения) и третьего (богатство орнаментальных украшений) – росписи во дворце Нерона – Золотом доме, дом Веттиев.

СКУЛЬПТУРА

По преданию первые скульптуры в Риме появились при  Тарквинии Гордом, который украсил  глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу, построенного им же храма Юпитера  на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой  была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в.до н.э. С IV в.до н.э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Бронзовые статуи отливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в.до н.э. – греческими скульпторами. Массовое производство статуй не способствовало созданию подлинно художественных произведений, да римляне к этому и не стремились. Для них важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного  человека и поэтому было важно, чтобы изображение не спутали с кем-нибудь другим.

На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с умершего восковые маски, которые хранились в главной комнате римского дома. При скульптурных работах мастера, видимо, использовали их. На появление римского реалистического портрета оказала влияние этрусская традиция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие на римских заказчиков. В этом искусстве Рим достиг наибольших высот.

При всей сложности  развития скульптурного портрета можно  выделить главные вехи этого процесса:

  1. Период жесткого реализма – I в до н.э. – «Портрет старого патриция», портреты Цезаря (зарождение психологической тенденции)
  2. Период классики (идеализация образа) – кон. I в.до н.э. – нач. I в. – портретные статуи Августа.
  3. Период усложненного реализма (психологизация и помпезность) – вторая пол.Iв. – портреты Вителия, Нерона, Флавиев.
  4. Реминисценция периодов реализма и классики – II в. – портрет Плотины, жены императора Траяна., портреты частных лиц., портрет Антиноя
  5. Период острого психологизма – III в. – портреты Каракаллы, Филиппа Аравитянина.
  6. Поздний период – IV в.

В этой области искусства  римляне, использовавшие этрусские  традиции, внесли новые художественные идеи и создали превосходные шедевры, такие как – «Капитолийская волчица», «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона, Цезаря и другие.

С конца III в до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать влияние греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Греческие скульпторы копируют подлинники знаменитых мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптуры.

Информация о работе Культура Древнего Рима, ее особенности