Культура Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:45, реферат

Описание работы

В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.
Особую роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыграл «Великий шелковый путь», которым совершалась не только торговля, но и культурный обмен Китая с другими странами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Уникальность китайской культуры……………………………………………4

2. Религиозно-философские учения……………………………………………...7

2.1 Конфуцианство……………………………………………………………...…7

2.2 Даосизм…………………………………………………………………...…...10

2.3 Буддизм………………………………………………………………………..14

3. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи….15

Заключение……………………………………………………………………......17

Литература………………………………………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

Культура Древнего Китая.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

      2. Суть второй концепции - "быть  преданным, (честным) сановником, почитать  правителей". Она охватывала целый  комплекс проблем, связанных с  системой управления и прежде всего с нормами взаимоотношения главы государства и чиновничества.

      3. Третья концепция известна как  "следование среднему пути" (чжун юн) или "учение о середине", которым Конфуций предостерегает  от увлечения крайностями.

      4. Рассуждая о проблеме власти, Конфуций считал, что все дела должны решаться на основе принципа справедливости, т.е., по существу соединил воедино такие отдаленные понятия, как "власть" и "справедливость".

      5. Пятая концепция касается отношения  человека к той вере, которую  он исповедует:" Будь непреклоненно верен нашему учению, старательно овладевай им; рискуя жизнью, оберегай его".Куан Ямин отмечает, что вся дальнейшая жизнь Конфуция явилась наглядным примером непрелонной приверженности этой доктрине.

      6. К этому времени сформировались его начальные представления о Воле Неба, пока еще непоследовательно выразившие его критическое отношение к повсеместно распространненой тогда вере в духов.

    Нетрудно  заметить, что большинство концепций  было связано с проблемой управления государством и обществом. Это вполне отражало ситуацию в сложнейший переходный период в истории Китая и в социально-экономическом и в политическом плане. 

    2.2 Даосизм.

    Даосизм - философское учение, основоположником которого по традиции считают Лао-цзы, жившего в конце VII - начале VI в, до н. э. Достоверных сведений о нем история не оставила. Его жизнь и деяния овеяны все возможными легендами. В короткой биографии Лао-цзы, помещенной в "Исторических записках" Сыма Цяня (II в. до н. э.), он назван уроженцем царства Чу. Его имя Ли эр, прозвище Дань. Он якобы служил архивариусом при чжоуском  дворе и встречался с Конфуцием. Однако сведения о нем настолько отрывочны и противоречивы, что  среди ученых-историков вообще нет уверенности в реальности этого лица. По значению и популярности. Лао-цзы считают вторым после  Конфуция философом  Китая. Его  учение изложено в знаменитом трактате "Даодэцзин", что означает "Книга пути и добродетели". O появлении этой книги существует много легенд. Приведем одну из них. Лао-цзы решил совершить путешествие на черном быке через горный проход Ханьгу в западной части нынешней провинции Хэнань. Однажды его слуга Сюй-цзы отказался сопровождать философа дальше, требуя уплаты жалованья - по сто монет в день за все время служ бы. Поскольку они путешествовали уже двести лет,слу ге причиталась огромная  сумма. У  Лао-цзы, понятно, денег не оказалось; тогда слуга пожаловался на него смотри- телю заставы. Философ объяснил, что нанял  слугу с условием, что уплатит ему чистым золотом  лишь после прибытия в страну Аньси. А столь долго Сюй-цзы служит потому, что, желая предохранить слугу от разрушительного действия времени, философ дал ему  талисман бессмертия. После объяснения со смотрителем заставы Лао-цзы позвал слугу к себе и, выразив недовольство его поведением, приказал ему наклонить голову. Тут-то изо рта слуги выпал на землю талисман с написанными на нем киноварью словами. Как только это случилось, слуга упал бездыханным и превратился в скелет - законы природы, приостановленные на двести лет, немедленно вступили в свои права. Пораженный увиденным,  смотритель заставы  стал умолять Лао-цзы вернуть жизнь слуге, обещая расплатиться с ним своими деньгами. Философ сжалился, взял талисман и бросил его на скелет слуги - кости тотчас же соединились, обросли плотью, и через минуту слуга встал, не подозревая, что с ним происходило.

    Расставаясь со  смотрителем заставы,  Лао-цзы  оставил краткое изложение своего учения - до той поры никому не известную книгу "Дао дэц зинь", а сам на своем черном быке продолжил путь на запад.

     "Даодэцзин" - небольшой трактат в двух  частях - содержит основную суть  философского учения Лао-цзы.  Если судить по языку и стилю,  этот трактат был создан пример- но в IV - III вв. до н. э.

    За  долгие века даосизм вызвал много  разноречивых толкований, о нем существует огромная литература. Мы, разумеется, имеем  возможность познакомить читателя с этим учением только в самых  общих чертах.

    Главная  категория  философского  даосизма  -  дао (путь)  -  понимается  как  всеобщий закон  природы, как первопричина всего сущего, как источник всех явлений материальной и духовной  жизни. Дао  являет собой  как бы обобщенное  понятие  о  закономерностях  развития  мира. Все, что существует,  говорится в  "Даодэцзине", произошло от дао, чтобы затем, совершить кругооборот, снова в него вернуться.  Дао  не только  первопричина, но  и конечная цель и завершение бытия.

    Дао недоступно чувственному восприятию: то, что можно услышать, увидеть, ощутить, понять,- это не дао. Ни кто не создал дао, но все происходит от него и возвраща ется к нему. Однако все, что порождает дао, проявляется через дэ (добродетель), поэтому если дао - это всеобщая сущность мира, то дэ - ее проявление в действительности.

    Задача  человека - познать дао, встать на путь "естественности", под которой  имеется в виду "гармония мира" - слияние человека  с природой.  Социальная несправедливость в обществе рассматривается как одно из нарушений  гармонии. Своеобразным выражением протеста  против социальной несправедливости является отшельничество и аскетизм, иначе говоря - возврат к "естественности", Отшельники - даосы во все времена уединялись на лоно природы и стремились слиться с нею для постижения "гармонии мира".

    Большое место в книге "Даодэцзин" уделено  принципу "недеяния", который предписывает человеку отказаться от всякой деятельности, не вмешиваться активно в жизнь - она должна развиваться естественно, как бы сама собою. Конфуций  верил  в  могущество человеческой  природы, которая всегда останется на  правильном пути,  если должным образом  будет  направлена  воспитанием. Лао-цзы  же считал, что  человеческая  природа  останется  непорочной,  будучи предоставлена самой себе Этот тезис и явился осно-  вой доктрины "недеяния".

    Дао-цзы  порицал  стремление  к  образованию,  утверж-  дая, что народом "легче  управлять тогда, когда он глуп".  В древние  времена,  говорится  в  "Даодэцзине",  "умевший  служить дао не просвещал народ, а делал его глупым. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэто-  му управление страной при помощи  знаний -  враг страны,  а без их применения - счастье страны".

    Заботой людей всех времен,  сетует Лао-цзы,  было "со хранение тела и удовлетворение  чувств" в  ущерб духовному развитию.  Однако  все  внешнее и  чувственное обманчи во скоропроходяще.   Мудрецу  нет   необходимости  обобщать чувственный опыт, он может познать истину, законы  природы и общества разумом,  созерцанием, не  прибегая к  изучению  фактов.  "Не  выходя  со  двора,-  поучал Лао-  цзы ,- мудрец познает мир. Не выглядывая из окна, он ви-дит естественное дао. Чем дальше он идет, тем меньше по-знает. Поэтому мудрый человек не  ходит, но  познает. Не  видя вещей, он называет их").

    Чрезмерное  возвышение  универсального  абстрактного  закона мироздания (дао) и отрыв его от материальной основы  жизни, созерцательное отношение к окружающей  действительности, непомерное преувеличение роли рационального элемента и третирование чувственного элемента  в познании - эти идеалистические черты в учении  Лао-  цзы заложили основы для перерождения даосской философии в религию.

    Вместе  с тем многие исследователи справедливо  усматривают в постулатах даосизма (в частности, в его признании  борьбы противоположных начал в  природе) элементы  наивного материализма  и диалектики.

    В "Даодэцзине"  идея единства противоположностей выражена такими словами: "Когда  в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и  безобразное. Когда все узнают, что  доброе является добрым, возникает и зло. Потому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и  легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно  соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят и гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом". «Дао де дзин – основополагающее произведение философии даосизма. По традиции этот трактат приписывается легендарному философу Лао-Дзы (VI-V вв. до н.э.). Объем произведения относительно невелик – оно состоит из 81 параграфа, имеющих жанровое сходство с афоризмами. Основная мысль этого трактата посвящена дао, центральному философскому понятию даосизма. В дао заключается основные представления последователей этого учения о природе общего. Дао – это общая сущность всех единичных вещей и явлений, это всеобщее первоначало, это смысл человеческого бытия, это всеобъемлющий закон. Основные характеристики дао – естественность и недеяние – означают невмешательство в самосущие процессы природы, а также отражаются на социально-экономическом аспекте философии даосизма в виде управления недеянием и мудростью простоты.

    Конкретными проявлениями дао в мире является дэ – гарант осуществления дао, коррелят имманентности его миру. Поскольку  дао есть во всех вещах и явлениях, то любое отношение к миру расценивалось даосами как полноценный источник проникновения в дао.

    Даоской философии присущи, во-первых, аксиологическая  относительность, во-вторых, преодоление  трагического мироощущения, свойственного  миру единичного. Даоский мудрец, постигая сущность всех вещей и явлений, приобретает комфортное мироощущение, преодолевая трагизм. В-третьих, даосизм декларирует невербализуемость даоской истины.

    Воззрения, изложенные в трактате «Дао де дзин», оказали огромное влияние на последующие  развитие философии в Китае. 

    2.3Буддизм.

      Во 2-3вв. в Китай приходит буддизм,  который достаточно заметно повлиял  на традиционную китайскую культуру.  Буддизм просуществовал в Китае  почти два тысячелетия, сильно  изменившись в процессе приспособления  в китайской цивилизации. На  основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом и возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных, интеллектуально насыщенных и пользующихся до сих пор немалой привлекательностью течений мировой религиозной мысли — чань-буддизм (японский дзэн).

    Наиболее  трансформации буддизма проявились в своеобразном китайском искусстве, которая как нигде в мире опиралось  на традиции. Китайцы так и не приняли вид индийского Будды, создали свой образ. То же самое произошло и с архитектурой храмов.

    В то же время именно буддийская идея гармоничного единения человека с природой стала не только душой китайского искусства, но и способом осмысления бытия. Истина и Будда везде и  во всем. В молчании гор, в журчании ручья, в сиянии солнца. Это нашло отражение в живописи, в знаменитых китайских свитках (не на полотне, а на шелке). И в их сюжетах преобладали изображение гор, птиц, цветов, трав и насекомых. Следует отметить, что каждый элемент Китайской живописи символичен: сосна – символ долголетия, бамбук – стойкости и мужества, аист – одиночества и святости, змея – самая красивая и самая умная. Особую роль в китайском изобразительном искусстве играют иероглифы. Не только в письме и живописи, но и в архитектуре.

    Буддизм способствовал распространению  круглой скульптуры. Китайско-буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатание с помощью матриц. Под влиянием буддизма происходила  аристократизация искусства, проявилась большая утонченность и субъективное начало. Стали известными имена художников, около 500 г. написан первый трактат о живописи (Се Хе), возникают различные типы портрета.

    Для литературы того времени характерны пессимизм и мотивы душевного  одиночества, расцвела лирическая поэзия. Буддийские истоки просматриваются в пейзажной и философской лирике.

    Немалое влияние оказали на китайский  народ и его культуру буддийская и индо-буддийская философия и  мифология. Многое из этой философии  и мифологии, начиная от практики гимнастической йоги и кончая представлениями об аде и рае, было воспринято в Китае.

     

    3. Своеобразие искусства:  триединство каллиграфии,  поэзии и живописи 

    Своеобразием  китайского искусства является то, что в нем поэзия, живопись и  каллиграфия не знают тех границ, которые обычно разделяют эти виды искусства, независимо от присущих им специфических черт. Эти три вида искусства вдохновляются и определяются природой иероглифического выражения и с помощью одного и того же инструмента — кисти — отражают глубинную суть бытия, «жизненной силы», наполняют каждую из этих форм жизнью и своеобразной гармонией.

    Цель  китайской эстетики в том, чтобы  достичь истинной сути животворных  источников гармонии жизни: искусство  и искусство жизни — это  одно и то же. Как в живописи, так  и в поэзии каждый штрих, изображающий ветку дерева или персонажи, всегда должен быть "живой формой, именно это стремление к выявлению сути присуще каллиграфии, поэзии и живописи. Но только живопись объединяет все три вида искусства.

    Веками  совершенствовавшаяся китайская живопись тушью (по шелку и бумаге) достигла своего расцвета. Получают распространение и картины жанра "цветы и птицы" — правда, изображались и насекомые, и животные, и рыбы. Украшались живописью также веера, ширмы и др. Похожи на драгоценности пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжао-дао: голубые и малахитовые горы обведены золотой каймой.

    Тончайшие оттенки туши позволяют построить  глубокую перспективу и в то же время объединить части изображения  одним цветовым тоном. Особенно поразительна способность художников использовать чистый фон для придания картине особого ритма. Иногда незаполненное пространство обретает действительный смысл: горы, сосны, крохотные хижины утопают в волнах тумана

    Если  живопись в Китае — это целостный  вид искусства, в котором стихи  и каллиграфия составляют неотъемлемую часть произведения живописи, воссоздавая гармонию и таинство мироздания во всех его проявлениях, то поэзия считается квинтэссенцией искусства. Она преобразует начертанные знаки, почитаемые почти как святыня, в звук, и ее высшее предназначение — соединение человеческого гения с первоисточниками жизненных сил мира.

Информация о работе Культура Древнего Китая