Культура андеграунда как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование целостной системы знаний о понятии андеграунда, его месте в системе культурных предпочтений человека.
Задачи, выделенные в данной работе:
формулировка понятия андеграунда;
определение места андеграунда в системе социокультурных ценностей человека;
определение основных проблем изучения андеграунда
определение отношения современного общества к андеграунду в искусстве, на примере исследования проведённого среди жителей города Иркутска.

Работа содержит 1 файл

Культура андеграунда как социальное явление.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

2.2 Отношение современного  общества к андеграунду  в искусстве на  примере города  Иркутска

Написание курсовой работы под  названием "Андеграунд как социокультурный  феномен" и изучение этой темы потребовало  проведения самостоятельного исследования с целью выявления общественного мнения к андеграунду в искусстве.

Проведенное исследование было направлено на выявление позитивных или негативных эмоций, по отношению к  нестандартному видению  искусства, в зависимости  от возраста, уровня образования и специфики деятельности опрашиваемых.

В исследовании приняли  участие люди в  возрасте от 18 до 37 - 20 человек, от 38 до 54 - 20 человек, после 55 - 20 человек.

Исследование  можно разделить  на три основных информативных  блока: насколько  часто и какие  культурные мероприятия респонденты предпочитают посещать; знают ли что такое андеграунд в искусстве; как относятся к андеграунду в искусстве.

По  первому блоку  сделаны следующие  выводы: провести свободное  время предпочли  бы на работе - 6% человек (после 55 лет); в развлекательно-увеселительных заведениях - 29% (18-37 лет); на природе либо в спортзале - 40%; в театре, кинотеатре, музее, на выставке - 25%.

Культурные  мероприятия не посещают всего лишь 7% опрашиваемых; посещают, но очень  редко - 13%; посещают периодически - 25%; посещают довольно-таки часто - 40%: посещают при первой же возможности - 15%. Театры выбирают 21% респондентов; кинотеатры - 30%; выставки - 35%; музеи - 14%.

Наиболее  чаще в кинотеатры и на выставки ходят  люди в возрастной группе от 18 до 37 лет, а в театры и музеи - от 38 до 54.

Результаты, полученные по второму  блоку: на вопрос: "Знаете ли Вы, что такое  инсталляция?"

10% - нет 25% - знают примерно

10% - что слышали 35% - знают в общем,  но не точно

20% - знают в полной  мере.

"Имеете  ли Вы представление о таком понятии как Арт-хаус?"

8% - нет 25% - знают примерно

10% - что слышали 30% - знают в общем,  но не точно

27% - знают в полной  мере.

"Имеете  ли Вы представление  об андеграунде  в искусстве?"

6% - нет 15% - знают примерно

9% - что слышали 40% - знают в общем, но не точно

30% - знают в полной  мере.

По  результатам этих вопросов выясняется, что наиболее осведомлены  люди гуманитарной и  просветительской сфер деятельности, в возрасте от 18 до 37 лет и  от 38 до 54 лет.

Результаты, полученные по третьему блоку: выбирая куда пойти (театры, кинотеатры, выставки, музеи) особенно ничем не руководствуются - 10%;

отдают  предпочтение классическим направлениям - 30%;

любят разнообразие и сравнение - 30%;

отдают  предпочтение современным  общепризнанным направлениям - 21%;

отдают  предпочтение течениям андеграунда - 9%. Приверженцами  классики являются граждане в возрасте после 55, задействованные  в просветительской либо гуманитарной деятельности.

"Обстоятельства  сложились так,  что Вы оказались  на довольно-таки ``странной'' современной театральной постановке по мотивам классического произведения, ваши действия?"

17% - скорее всего откажутся  от просмотра

23% - посмотрят ровно  столько, на сколько  их хватит (скорее  всего недолго)

30% - постараются досмотреть  до конца

20% - посмотрят до конца,  а после этого  составят своё  мнение

10% - будут рады, всегда  посещают подобного  рода постановки.

В результате проведённого исследования становится понятно, что течения  андеграунда в  искусстве наиболее приемлемы людям  в возрасте от 18 до 37 лет, преимущественно трудящимся в гуманитарной или просветительской сфере. Ярко выраженный негатив к нестандартному искусству испытывают люди в возрасте после 55 лет, между прочим которые тоже чаще всего заняты в гуманитарной или просветительской деятельности. В возрастной группе 38 - 54 мнения делятся в зависимости от сферы деятельности.

Заключение

Итак, изначально термин "андеграунд" в культурном пласте обозначал примерно то же самое, что и  контркультура и, прежде всего, подразумевал противопоставление масс-культуре. При этом следует обратить внимание, что в андеграундном искусстве появлялись настоящие шедевры, которые просто не могли найти широкого круга почитателей.

Возможно, именно из-за этой разноплановости  андеграундного искусства  при переходе в русский язык это слово сначала немного изменило свое значение. Большое количество людей приняло его в свой лексикон в значении "темное, грязное, низкое искусство". Конечно, и эти прилагательные можно в некоторых случаях и с известной долей допущения отнести к первоначальному значению underground - "подземка". Однако при этом терялась такая значительная часть семантики слова "андеграунд", как противопоставление масс-культуре, которую при всей ее общепризнанности нельзя отнести к "высокой" культуре.

Если рассмотреть современное состояние слова "андеграунд" в отношении культуры, то чаще всего оно употребляется именно в приложении к музыке.

Андеграунд  неуловим, он не поддается  четким системным  определениям. Тем  более людей андеграунда  по жизни неизбежно  сопровождает искаженное восприятие. Воображают: мрачные клошары, аутсайдеры, никому неведомые и не пользующиеся никаким влиянием.

На  деле сегодняшний  русский андеграунд - сообщество талантливых  и вполне состоявшихся граждан (состоявшихся, причем, в том обществе, которое они не принимают, то бишь злобной мстительности у них не наблюдается), творческие ходы которых с интересом воспринимает культурный мэйнстрим. Во всяком случае, откровенных цитат из произведений андеграундных авторов в сегодняшних "творениях" деятелей культурного истеблишмента очень много.

В заключении попытаемся сделать предположение: что же такого есть в андеграунде, что  нравится людям?

Думается, больше искренности  и свободы. Все  условно, конечно, но там больше свободы  выражения, экспериментов. Меньше оглядок на требования рынка, хотя и они есть, безусловно. В целом андеграунд привлекает своей непредсказуемостью и отказом следовать каким-то жестким правилам. Но к сожалению данные моего исследования показывают что андеграунд воспринимается современным обществом настороженно и с невеликим восторгом.

В любом из путей  андеграундная позиция  способствует большей  независимости творчества от диктата сиюминутной  конъюнктуры. И поддержка  андеграундного творчества как и любого экспериментального искусства, необходима. Только вот постоянно жить "в подполье" тяжело.

Список  использованной литературы

Айзенберг М. К определению  подполья. // Знамя. 1998. № 6.

Байтов  Н. Название Андеграунд вечен - как вечны  новации и поиск. М., 2002.

Гребенкин В.А. Подполье. М., 1998.

Ерасов  Б.С. Социальная культурология.2-е  изд.М., 1996.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Кармин  А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб., 1997.

Культура: теории и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1995.

Курицын В. Маканин и Цветков ищут героя внизу // Октябрь. 1998. № 8.

Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1999.

Паперный  В. Подпольный андеграунд // Знамя. 1998. № 6.

Плотинский  Ю.М. Теоретические  и эмпирические модели социальных

процессов: Учебное пособие. М., 1998.

Разговоры об андеграунде // Культура. Воронеж, 2003. №4.

Савицкий  А. Андеграунд. М.: Новое  литературное обозрение, 2002.

Семидесятые как предмет истории  русской культуры. М., 1998.

Скоропанова И. Феномен андеграунда. М., 2000.

Уланов  А. В начале ответа (Рец. на ст. Савицкого "Андеграунд") // Знамя. 2003. № 2.

Файбисович  С. Три андеграунда // Знамя. 1998. № 6.

Эпштейн М. Парадоксы новизны. М., 1988.

http://www.relcom. culture. underground.

http://www.socialism.ru.

Информация о работе Культура андеграунда как социальное явление