2.2
Отношение современного
общества к андеграунду
в искусстве на
примере города
Иркутска
Написание
курсовой работы под
названием "Андеграунд
как социокультурный
феномен" и изучение
этой темы потребовало
проведения самостоятельного
исследования с целью
выявления общественного
мнения к андеграунду
в искусстве.
Проведенное
исследование было направлено
на выявление позитивных
или негативных эмоций,
по отношению к
нестандартному видению
искусства, в зависимости
от возраста, уровня
образования и специфики
деятельности опрашиваемых.
В
исследовании приняли
участие люди в
возрасте от 18 до 37 - 20
человек, от 38 до 54 - 20
человек, после 55 - 20
человек.
Исследование
можно разделить
на три основных информативных
блока: насколько
часто и какие
культурные мероприятия
респонденты предпочитают
посещать; знают ли что
такое андеграунд в
искусстве; как относятся
к андеграунду в искусстве.
По
первому блоку
сделаны следующие
выводы: провести свободное
время предпочли
бы на работе - 6% человек (после 55
лет); в развлекательно-увеселительных
заведениях - 29% (18-37 лет);
на природе либо в спортзале - 40%;
в театре, кинотеатре,
музее, на выставке - 25%.
Культурные
мероприятия не посещают
всего лишь 7% опрашиваемых;
посещают, но очень
редко - 13%; посещают
периодически - 25%; посещают
довольно-таки часто - 40%:
посещают при первой
же возможности - 15%.
Театры выбирают 21% респондентов;
кинотеатры - 30%; выставки - 35%;
музеи - 14%.
Наиболее
чаще в кинотеатры
и на выставки ходят
люди в возрастной
группе от 18 до 37 лет,
а в театры и музеи -
от 38 до 54.
Результаты,
полученные по второму
блоку: на вопрос: "Знаете
ли Вы, что такое
инсталляция?"
10% -
нет 25% - знают примерно
10% -
что слышали 35% -
знают в общем,
но не точно
20% -
знают в полной
мере.
"Имеете
ли Вы представление
о таком понятии как
Арт-хаус?"
8% -
нет 25% - знают примерно
10% -
что слышали 30% -
знают в общем,
но не точно
27% -
знают в полной
мере.
"Имеете
ли Вы представление
об андеграунде
в искусстве?"
6% -
нет 15% - знают примерно
9% -
что слышали 40% - знают
в общем, но не точно
30% -
знают в полной
мере.
По
результатам этих
вопросов выясняется,
что наиболее осведомлены
люди гуманитарной и
просветительской сфер
деятельности, в возрасте
от 18 до 37 лет и
от 38 до 54 лет.
Результаты,
полученные по третьему
блоку: выбирая куда
пойти (театры, кинотеатры,
выставки, музеи) особенно
ничем не руководствуются
- 10%;
отдают
предпочтение классическим
направлениям - 30%;
любят
разнообразие и сравнение - 30%;
отдают
предпочтение современным
общепризнанным направлениям - 21%;
отдают
предпочтение течениям
андеграунда - 9%. Приверженцами
классики являются граждане
в возрасте после 55,
задействованные
в просветительской
либо гуманитарной деятельности.
"Обстоятельства
сложились так,
что Вы оказались
на довольно-таки ``странной''
современной театральной
постановке по мотивам
классического произведения,
ваши действия?"
17% -
скорее всего откажутся
от просмотра
23% -
посмотрят ровно
столько, на сколько
их хватит (скорее
всего недолго)
30% -
постараются досмотреть
до конца
20% -
посмотрят до конца,
а после этого
составят своё
мнение
10% -
будут рады, всегда
посещают подобного
рода постановки.
В
результате проведённого
исследования становится
понятно, что течения
андеграунда в
искусстве наиболее
приемлемы людям
в возрасте от 18 до 37
лет, преимущественно
трудящимся в гуманитарной
или просветительской
сфере. Ярко выраженный
негатив к нестандартному
искусству испытывают
люди в возрасте после
55 лет, между прочим
которые тоже чаще всего
заняты в гуманитарной
или просветительской
деятельности. В возрастной
группе 38 - 54 мнения делятся
в зависимости от сферы
деятельности.
Заключение
Итак,
изначально термин "андеграунд"
в культурном пласте
обозначал примерно
то же самое, что и
контркультура и,
прежде всего, подразумевал
противопоставление
масс-культуре. При этом
следует обратить внимание,
что в андеграундном
искусстве появлялись
настоящие шедевры,
которые просто не могли
найти широкого круга
почитателей.
Возможно,
именно из-за этой разноплановости
андеграундного искусства
при переходе в русский
язык это слово сначала
немного изменило свое
значение. Большое количество
людей приняло его в
свой лексикон в значении "темное,
грязное, низкое искусство".
Конечно, и эти прилагательные
можно в некоторых случаях
и с известной долей
допущения отнести к
первоначальному значению underground - "подземка".
Однако при этом терялась
такая значительная
часть семантики слова "андеграунд",
как противопоставление
масс-культуре, которую
при всей ее общепризнанности
нельзя отнести к "высокой"
культуре.
Если
рассмотреть современное
состояние слова "андеграунд"
в отношении культуры,
то чаще всего оно употребляется
именно в приложении
к музыке.
Андеграунд
неуловим, он не поддается
четким системным
определениям. Тем
более людей андеграунда
по жизни неизбежно
сопровождает искаженное
восприятие. Воображают:
мрачные клошары, аутсайдеры,
никому неведомые и
не пользующиеся никаким
влиянием.
На
деле сегодняшний
русский андеграунд -
сообщество талантливых
и вполне состоявшихся
граждан (состоявшихся,
причем, в том обществе,
которое они не принимают,
то бишь злобной мстительности
у них не наблюдается),
творческие ходы которых
с интересом воспринимает
культурный мэйнстрим.
Во всяком случае, откровенных
цитат из произведений
андеграундных авторов
в сегодняшних "творениях"
деятелей культурного
истеблишмента очень
много.
В
заключении попытаемся
сделать предположение:
что же такого есть
в андеграунде, что
нравится людям?
Думается,
больше искренности
и свободы. Все
условно, конечно, но
там больше свободы
выражения, экспериментов.
Меньше оглядок на требования
рынка, хотя и они есть,
безусловно. В целом
андеграунд привлекает
своей непредсказуемостью
и отказом следовать
каким-то жестким правилам.
Но к сожалению данные
моего исследования
показывают что андеграунд
воспринимается современным
обществом настороженно
и с невеликим восторгом.
В
любом из путей
андеграундная позиция
способствует большей
независимости творчества
от диктата сиюминутной
конъюнктуры. И поддержка
андеграундного творчества
как и любого экспериментального
искусства, необходима.
Только вот постоянно
жить "в подполье"
тяжело.
Список
использованной литературы
Айзенберг
М. К определению
подполья. // Знамя. 1998.
№ 6.
Байтов
Н. Название Андеграунд
вечен - как вечны
новации и поиск.
М., 2002.
Гребенкин
В.А. Подполье. М., 1998.
Ерасов
Б.С. Социальная культурология.2-е
изд.М., 1996.
Ионин
Л.Г. Социология культуры.
М., 1996.
Кармин
А.С. Основы культурологии:
Морфология культуры.
СПб., 1997.
Культура:
теории и проблемы /
Под ред. Т.Ф. Кузнецовой.
М., 1995.
Курицын
В. Маканин и Цветков
ищут героя внизу // Октябрь. 1998.
№ 8.
Михайлова
Л.И. Социология культуры:
Учебное пособие.
М., 1999.
Паперный
В. Подпольный андеграунд //
Знамя. 1998. № 6.
Плотинский
Ю.М. Теоретические
и эмпирические модели
социальных
процессов:
Учебное пособие.
М., 1998.
Разговоры
об андеграунде // Культура.
Воронеж, 2003. №4.
Савицкий
А. Андеграунд. М.: Новое
литературное обозрение, 2002.
Семидесятые
как предмет истории
русской культуры.
М., 1998.
Скоропанова
И. Феномен андеграунда.
М., 2000.
Уланов
А. В начале ответа (Рец.
на ст. Савицкого "Андеграунд") //
Знамя. 2003. № 2.
Файбисович
С. Три андеграунда //
Знамя. 1998. № 6.
Эпштейн
М. Парадоксы новизны.
М., 1988.
http://www.relcom. culture. underground.
http://www.socialism.ru.