Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 21:11, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является формирование целостной системы знаний о понятии андеграунда, его месте в системе культурных предпочтений человека. Задачи, выделенные в данной работе: формулировка понятия андеграунда; определение места андеграунда в системе социокультурных ценностей человека; определение основных проблем изучения андеграунда определение отношения современного общества к андеграунду в искусстве, на примере исследования проведённого среди жителей города Иркутска.
И,
наконец, один из важнейших
блоков проблематики
андеграунда связан
со спецификой формирующихся
в нем новых
художественных тенденций,
определивших облик
отечественного искусства
последующих лет.
На
сегодняшний день
сложилось плотное,
насыщенное поле научных
и критических рефлексий
на предмет "нового
искусства" как в
его "столичном",
так и "провинциальном"
вариантах.
Посмотрим
на эту проблему на
примере андеграунда
в литературе. В
обсуждении "новаторской"
литературы, и, в частности -
поэзии, приняло участие
почти необозримое множество
критиков и исследователей,
среди которых значительную
часть составляют непосредственные
участники поэтического
процесса 70-х - теоретики "нового
искусства" и его
авторы. Смена полемических
ракурсов образует несколько
этапов восприятия этого
явления в литературной
печати.
Масштабная
дискуссия начала 1980-х
по поводу первых публикаций
А. Еременко, И. Жданова,
А. Парщикова, охватившая
ряд литературно-критических
площадок ("Литературная
газета", "Литературная
учеба", "Юность", "Литературное
обозрение", "Московский
комсомолец" и т.д.),
благодаря активному
участию в ней адептов
официальной и/или "традиционно-классической"
поэзии (А. Казинцев,
П. Ульяшов, А. Межиров,
Р. Рождественский, А.
Дементьев, Н. Старшинов,
Е. Ермилова, В. Куприянов,
Ю. Минералов, В. Бондаренко,
Баранова-Гонченко и
др.) носила по большей
части эмоционально-негативный
характер. Но уже в ней
содержались моменты
аналитического подхода,
осмысления логики развития
литературного процесса
(С. Чупринин, Д. Самойлов,
А. Лаврин и др.).
Следствием
этой дискуссии стала
фиксация в общественном
сознании факта возникновения "другой"
поэзии, а также -
формирование лагеря "новых"
критиков (один из которых,
В. Новиков, обозначил
актуальный принцип
восприятия художественного
творчества: вместо
потребительского "поэзия
должна быть понятна"
творчески-активное "поэзия
должна быть понята").
Почти
в это же время
в печати начали появляться
попытки осмыслить
специфику поэтических
новаций относительно
опыта ближайших
предшественников, поэтов-"шестидесятников".
С этих позиций К. Кедров
обосновывает термин "метаметафоризм":
"Метаметафора отличается
от метафоры как метагалактика
от галактики".
Чуть
позже в печати
начала появляться литературная
аналитика, сосредоточенная
на типологических закономерностях "горизонтальной"
структуры "новой
поэзии". В основу
внутренней оппозиции
легло противопоставление
двух творческих методов: "метареализма"
(термин М. Эпштейна)
и "концептуализма" (термин
Б. Гройса), предложенное
М. Эпштейном еще в 1983
году.
Концепция
М. Эпштейна неоднократно
подвергалась критике (и,
прежде всего, со стороны
поэтов-концептуалистов,
заявлявших об искаженной
и предвзятой оценке
их творчества). По мнению
В. Кулакова, "талантливый
эссеист объяснял
не столько литературу,
сколько свои собственные
эстетические и метафизические
взгляды. Разобраться
в новой литературе
вне контекста всей
истории развития неофициального
искусства просто невозможно,
а именно это и пытался
сделать М. Эпштейн".
Сам
М. Эпштейн, понимая,
что схематизм предложенной
им классификации не
может вместить даже
наиболее очевидные,
проявленные в столичной
ситуации, тенденции,
неоднократно вносил
в нее изменения, вводя
дополнительные звенья,
нейтрализующие жесткую
оппозицию. Тем не менее,
даже самые убежденные
противники типологии
М. Эпштейна вынуждены
были признать, что ничего
другого, "кроме ни
к чему не приложимых
дихотомий, /... / мы так
и не дождались" (М.
Айзенберг).
Собственно
говоря, комплекс художественной
проблематики, проявившийся
в диапазоне модернистских/постмодернистских
стилевых "новаций" (использование
культурных кодов, сложная
ассоциативность, мифотворчество,
полисемантизм, цитатность,
центонность, совмещение
и сдвиги узнаваемых
стилей, игровое начало,
вербальный эксперимент,
избегание прямого высказывания,
объективация авторского
сознания и словесного
жеста и т.д.) - стал определяющим
в творчестве неофициальных
поэтов 70-80-х годов. В
литературно-критическом
быту он фигурировал
как "авангардизм".
Не углубляясь в соотношение
понятий "авангард"
и "авангардизм",
ограничимся определением
того обобщенного смысла,
который соотносился
в 70-е годы с новаторским
типом творчества в
целом.
"Авангардизм
/... / состоялся как
движение общественной
мысли и важнейший
фантом духовной
культуры 70-80-х не потому,
что он внес нечто искусственное,
привнес свой язык и
логические конструкты /... /,
но просто отринул надуманное,
старое, вернулся к сущностным,
трудно формализуемым-вербализуемым
характеристикам человека
в самой тесной связи
с планетарно-генотипическим
наследием, понимаемым
как строго обусловленный
механизм и содержание
человеческого мышления".
С этой точки зрения,
авангардизм стал языком
культурного синтеза.
Один
из характерных ракурсов
социокультурной
проблематики нового
искусства связан
с активным отторжением
его официальными структурами,
что, в сущности, и стимулировало
консолидацию идеологической
и эстетической оппозиции.
Практически каждый
участник андеграундного
движения получил свою
порцию негатива со
стороны административной
власти. Разгромные
рецензии, скандалы
в литобъединениях,
отчисления из вузов,
увольнения, контроль
КГБ, угрозы физической
расправы, поражения
в социальных правах
и т.д. и т.п.
В
провинции отношение
к молодым авангардистам
со стороны партийного
аппарата и его
творческих инстанций
при общей враждебной
окраске было богато
нюансами. Притом что
административная верхушка
занимала однозначно
неприязненную позицию
в отношении авангардного
творчества, нижние
этажи официальных структур
зачастую оказывались
способны пропустить (или -
не способны сдержать)
натиск альтернативной
творческой энергии.
С одной стороны, продвижение
происходило силами "группы
поддержки" - журналистов,
методистов, вещателей,
редакторов и др. сотрудников
печатных органов, творческих
структур, которые способствовали
проникновению новаторского
искусства в легальный
творческий процесс.
С другой стороны, сами
партийные директивы
иногда отличались недальновидностью:
в рамках общей программы
работы с молодежью
неожиданно могли быть
рекомендованы к проведению
по сути совершенно
протестные акции.
Глава 2.
Отношение к андеграундному
искусству в прошлом
и в настоящем
2.1
Социальные вехи
андеграунда
Наверное,
впервые термин "андеграунд"
был применен в
США в начале 50-х
годов по отношению
к радиостанциям,
вещавшим без лицензии.
Тогда еще была
свежа память о
Второй мировой войне
и подпольщиках, а
пиратские радиостанции
работали не менее успешно,
чем "Красная капелла",
и словечко "андеграунд"
оказалось очень уместным.
То, что это произошло
в послевоенной Америке,
было вовсе не случайным:
здесь под влиянием
европейской философии
и европейского искусства
возник ощутимый разрыв
между мэйнстримом и
альтернативной культурой.
Да и почва для него
была приготовлена заранее.
Сегодня те давние события
выглядят несколько
комично. И вот почему.
В конце XIX века федеральная
почтовая служба демократических
США, в современной истории
которых, как известно,
не существует ни идеологической,
ни политической цензуры, "возвела
кордон" для ввоза
в страну некоторых
произведений Эмиля
Золя, Ги де Мопассана
и ряда других европейских
писателей. А в 20-х годах XX
века американские издатели
отказались выпускать
отдельные произведения
собственного корифея -
Теодора Драйзера. Спустя
тридцать лет в очереди
на разрешение быть
изданными стояли "Город
и столп" Гора Видала,
набоковская "Лолита"
и другие. Для благопристойного
государства, где каждый
гражданин - "потенциальный
президент", а идеалы
свободы незыблемы и
одновременно безграничны,
это было, конечно, объяснимо.
Но вдруг сложилась
такая ситуация, что
нарыв прорвался. Нашлись
те, кто хотел "законно"
читать об Америке следующее: "Американские
улицы суммарно видятся
мне как гигантская
выгребная яма, сточный
колодец духа, все в
себя всасывающий и
превращающий в дерьмо
на веки веков. А над
выгребной ямой дух
труда вздымает волшебную
палочку, по мановению
которой бок о бок возникают
дворцы, фабрики, военные
заводы… и сумасшедшие
дома. Весь континент -
это кошмар по производству
наибольших бед в наибольшем
количестве", "Вся
система до такой степени
прогнила, была так бесчеловечна
и мерзка, неисправимо
порочна и усложнена,
что надо быть гением,
чтобы ее хоть как-то
упорядочить, уже не
говоря о человечности
или тепле. Я бунтовал
против всей системы
трудовых отношений
в Америке, которая гнила
с обоих концов…"
Публика была в шоке.
Мастер дерзкого эпатажа
Генри Миллер ворвался
в андеграунд, подобно
"першингу" и, сам
того не ведая, "узаконил"
его. Громкие судебные
разбирательства с последующей
легализацией его романов
стали стартом для разрастания
андеграунда как явления.
А Миллер, низвергнув
все мыслимые и немыслимые
каноны европейского
и американского бытия,
продолжал смущать и
поддразнивать публику.
В 60-х годах к нему на
легальных основаниях "присоединились":
гуру "наркотического
искусства" Уильям
Берроуз, европейские
писатели Жан Жене и
Самуэль Беккет, поэты-битники
и некоторые другие -
их тоже стали печатать.
Когда в 1950-х годах средь
бескрайних просторов
Калифорнии появились
первые колонии битников
и хиппи, никто и не предполагал,
в какие масштабы выльется
это движение. Разрушители
великой американской
мечты, патлатые и нечесаные
искатели альтернативной
свободы поддали хорошего
жару "молчаливому
большинству": долой
ваше общество, вашу
любовь, вашу уродливую
цивилизацию! С андеграундом
они соприкасались весьма
опосредованно - лишь
частью социального
протеста, заявленного
практически в одно
и то же время. Их "опыт"
более принадлежит авангардизму,
правильнее - неоавангардизму
как контркультуре.
У них были свои и поэзия,
и проза (Ален Гинсберг,
Джек Керуак, Лоуренс
Ферлингетти. У последнего
была даже своя печатная
трибуна - журнал "Огни
большого города").
Битники во многом взросли
на романтиках - Уолте
Уитмене, Генри Торо.
И все же в большей степени
они являлись социальными
игроками с определенной
идеологической программой,
в меньшей - носителями
новых культурно-художественных
ценностей. Они не были
подпольщиками, они
сами изъяли себя из
общества, которое, по
их мнению, живет только
для того, чтобы беспрерывно
работать и "потреблять
производимое барахло".
Их бунтарская доктрина
берет начало в далеком 1817
году в "Письме Американцу"
Анри де Сен-Симона,
который одним из первых
увидел, что старые представления
о свободе поизносились
и нуждаются в обновлении.
Через сто с лишним лет
идейный выразитель "разбитого
поколения" Джек Керуак
развил эти представления
так: "Нужно, чтобы
мир заполнили странники
с рюкзаками, отказывающиеся
подчиняться всеобщему
требованию потребления
продукции... Передо
мной встает грандиозное
видение рюкзачной революции,
тысячи и даже миллионы
молодых американцев
путешествуют с рюкзаками
за спиной, взбираются
в горы, пишут стихи,
которые приходят им
в голову, потому что
они добры и, совершая
странные поступки,
они поддерживают ощущение
вечной свободы у каждого,
у всех живых существ".
И они действительно
получили свободу и
освободили "свое
слово" от цензуры.
Начало было многообещающим.
А потом - пустились
во все тяжкие: упивались
марксизмом, фрейдизмом,
левым радикализмом
и даже русскому анархизму
отдали честь, то есть
практически всем идеям,
противопоставленным
общепринятым. Но это,
как известно, далеко
не все. Медитации, психоделики,
буддизм и, наконец,
галлюциноген ЛСД, "неосторожно
открытый" для другого
- не медикаментозного -
применения будущим
автором "Полета над
гнездом кукушки"
Кеном Кизи, делали свое
дело. Самой же откровенной
формой их протеста
против американской
морали стал "сексуальный
бунт": в интеллектуальных
кругах вошли в моду
самые разные ориентации.
И что же в итоге? Сожаления
о том, что так интересно
начиналось… Идейные
наставники, подсевшие
на ЛСД и что покрепче,
либо покидали этот
мир, либо жили в своем
собственном "асоциальном"
мире. А жаль! Перетряхнув
все общество, поставив
его с ног на голову,
битники так и не смогли
удержаться на гребне
волны и воспользоваться
в одночасье свалившейся
известностью. Но их
отречение от ханжества
и бессмысленной сытости
было впечатляющим.
Сегодня о них говорят
по-разному. Существует
даже мнение, что битники
возникли отнюдь не
произвольно, что в их
головах и помыслах
роилась нить незримого
кукловода, который,
преследуя коммерческие
и политические цели,
разработал этот уникальный
сценарий. Хотелось
бы думать, что это не
так. Если битники выступали
и заявляли о себе довольно
открыто, то представители
андеграунда, поначалу
творили для очень узкого
круга почитателей.
Для широкой публики
их книги и картины,
нарушавшие, а подчас
и вконец опрокидывавшие
общепринятые ценности,
оказались громом среди
ясного неба. Но авторы
лишь вдохновлялись
от такой реакции. Они
рушили табу в трактовке
эротики и стали писать
о ней "всю правду",
выворачивали наизнанку
моменты "асоциального
поведения" и возводили
в герои сомнительных
и совсем неблагонадежных
граждан. Удивительно,
но однозначных определений
феномену андеграунда
не существует. Чаще
всего под ним понимается
альтернативное искусство,
которое, не имея возможности
противостоять мейнстриму,
уходит в подполье. Именно
поэтому андеграунд -
явление не только художественное,
но и социальное. Иными
словами, это форма социального
протеста, которая сознательно
облекается в камуфляж
воинствующей альтернативной
эстетики. Но среди ниспровергателей "основ"
довольно много и таких,
кто находил, да и сейчас
находит, официально
признанные трибуны
для демонстрации своих
взглядов. Если упомянуть
отечественных деятелей,
то футуристы, например,
публично сбрасывали
Пушкина с корабля современности.
А Анатолий Осмоловский
с единомышленниками
совсем не случайно
выбрали для перформанса
Красную площадь, выложив
там своими телами бранное
слово из трех букв.
Конечно же, андеграунд
в первую очередь феномен
второй половины XX века.
В это время в Америке
был уже окультурен
некогда непризнанный
джаз, и в это же время
стали появляться совершенно
новые художественные
явления, в том числе
и в мире музыки, которые
принимались молодежью
на ура. Впрочем, и сама
молодежь становилась
новой. Те, кто в Европе,
по выражению Джона
Осборна, были рассерженными
молодыми людьми, в Америке
старались открыто продемонстрировать
свое недовольство обществом
и культурой, расовой
сегрегацией и войной
во Вьетнаме. Наверное,
больше всех для пропаганды
понятия "андеграунд"
сделала, сама того не
желая, знаменитая рок-группа "Velvet Underground"
- "Бархатное подполье".
Почему не желая? Потому
что ее создатели Лу
Рид и Джон Кейл использовали
всего лишь название
порнографического
романа Майкла Ли, в
котором описывался
притон для садо-мазохистских
практик. В 1966 году эта
группа выступала в
нью-йоркском кафе с
говорящим именем "Bizarre" (англ. - "ненормальный"),
где пугала туристов
песнями о героине и
садо-мазо. В самый расцвет
эпохи хиппи, идеологии
всеобщей любви тексты
о жестокости, безысходности
и разочаровании и музыка,
близкая не классическому
року, а минимализму
в духе Филиппа Гласа,
резко выделяли группу
из рокн-ролльного мэйнстрима.
В целом творчество
Лу Рида оказало большое
влияние на рок-музыку.
И, как выяснилось позже,
не только на музыку. "А
вы знаете, что я стал
президентом Чехии из-за
вас?" - спросил изумленного
Рида диссидент-политик
и писатель Вацлав Гавел
в Праге в 1990 году. Любопытная
история… Вот оно влияние
социальных тем и музыки.
Но на этом эпизоде "общественная
значимость" рок-группы
не исчерпывается: считается,
что термин "бархатная
революция" тоже возник
благодаря "Velvet Underground".
К концу 70-х рок-музыка,
казалось, окончательно
утратила свой воинствующий
пафос. Мрачные, экспрессивные
тексты "Velvet Underground"
и вызывающее поведение
на сцене "The Stooges"
интересовали теперь
очень узкую группу
американских, в первую
очередь нью-йоркских,
интеллектуалов. Они
были практически неизвестны
за океаном.
Однажды
в Нью-Йорк для
показа коллекции
прибыл английский модельер
Малькольм Макларен,
который привез еще
и коллекцию Вивьен
Вествуд. (Это сейчас
Вествуд - вполне гламурный
модельер, а в 70-е годы
прошлого века она выпускала
футболки, на которых
была изображена Ее
Величество Елизавета
Вторая с пирсингом
нижней губы) И нужно
же было такому случиться,
что на Макларена эта
музыка произвела ошеломляющее
впечатление, и модельер
на какое-то время даже
стал менеджером группы "New York Dolls".
Впоследствии, а именно
через год, благодаря
этому опыту он создал
в Лондоне "Sex Pistols"
и стал "крестным
отцом" панк-рока. "Сексуальные
пистолеты" сразили
молодежь наповал. Похоже,
что они появились в
нужное время и в нужном
месте. Холостых выстрелов
практически не было,
разве что однажды, 6
ноября 1976 года, когда
во время выступления
в лондонском колледже
Св. Мартина сотрудник
этого заведения не
выдержал и, будучи защитником
общественной морали,
взял и выключил свет.
Электрогитары "пистолетов"
тут же замолчали. Но
ненадолго. Панк-рок
не был только музыкой,
он быстро стал протестным
молодежным движением,
бунтом без определенной
программы, но - со своей
символикой. В эту символику
вошли и несколько рок-групп,
и узнаваемый стиль
одежды: металлические
цепочки, иногда - связки
цепей, куртки из грубой
кожи, элемент общего
антуража - пирсинг и,
конечно, особый стиль
поведения: провоцирование
обывателей и полицейских.
Если молодежь "предыдущего"
поколения с помощью
медитаций и ЛСД надеялась
изменить мир к лучшему,
то панки не строили
иллюзий о создании
светлого будущего и
откровенно вели себя
по-свински в обществе,
которое они считали
свинским. С самого начала
своего появления они
огласили свой нецензурный
спич всем общественным
институтам, начиная
с королевского двора,
после чего могли существовать
только в подполье. Но
агрессивная музыка
и брутальные тексты
панк-рока были созвучны
энергии британской
молодежи ровно до тех
пор, пока крупнейшие
фирмы грамзаписи не
стали заключать с панк-группами
контракты. Как только "панк"
зазвучал с пластинок,
он превратился всего
лишь в одно из музыкальных
течений. И то, что еще
вчера было воплощением
нонконформистского
пафоса, стало стилем.
А рассерженной молодежи
западного мира нужно
было найти новые песни
протеста, и вскоре они
нашли их в черных кварталах
Америки. Правда, это
были танцы протеста.
Родиной хип-хопа принято
считать Южный Бронкс -
один из беднейших и
самый изолированный
район Нью-Йорка. Эта
изолированность носила
и социальный, и культурный
характер. Иными словами,
Южный Бронкс был настоящим
гетто, где молодежь
реализовывалась исключительно
в самодеятельном творчестве.
В замкнутом мире бедности
и уличных банд негритянских
районов существовала
своя уличная культура,
практически неизвестная
белым и более благополучным
черным. За пределами
Бронкса вовсю звучало
диско, в моде был напомаженный
кок молодого Джона
Траволты, а на дискотеки
не пускали в кроссовках.
А между тем чернокожее
население Америки готовило,
опять же само того не
ожидая, второй за столетие
культурный взрыв, но
на этот раз джаз сменился
хип-хопом. Кул Херк,
молодой эмигрант с
Ямайки, стал первым
ди-джеем в современном
значении этого слова
- именно он придумал
смешивать звук сразу
двух воспроизводящихся
пластинок в поисках
более энергичного звучания.
Такой смикшированный
фрагмент назывался
"брейк". Этот термин
и дал название танцу,
который танцевали под
эту музыку, а сам танец
стал символом универсальной
уличной культуры, которая
включала в себя музыку
хип-хопа, поэтическую
культуру рэпа, уличный
баскетбол и граффити.
Если
загонять андеграунд
во временные рамки,
то до нашего отечества
он докатился по-настоящему
в 70-х годах ушедшего
столетия. И на благодатной
ниве уважающей чтение
публики андеграунд
приобрел совершенно
иные очертания. Мы не
так много, как на Западе,
танцевали и пели. Вернее,
не выражали поначалу
свой протест в песнях
и танцах. Нашим поколениям
было чем заняться: пионерия,
комсомол, партия. Но
среди большого идеологизированного
стада поднимались головы,
не согласные идти в
этом стаде. И поскольку
российская культура
всегда была литературоцентричной,
андеграунд у нас носил
преимущественно книжно-журнальный
характер. Его уникальным
свойством стало то,
что он включал в себя
разные до противоположности
культурные и политические
концепции и был массовым.
Истоки же нашего андеграунда
можно тоже отыскать
в предыдущем столетии.
Опубликовав в 1864 году
роман "Записки из
подполья", Федор
Михайлович Достоевский (да
простит он нам вышеназванное
соседство) и не думал
высказываться по поводу
альтернативной культуры.
Однако при этом герой
его "записок", "человек
больной и злой", предельно
четко объяснил кредо
культурного феномена,
сформировавшегося
сто лет спустя. Человек
из подполья говорит
тем, кто верит в "навеки
нерушимое хрустальное
здание" искусства: "Ну,
а я, может быть, потому-то
и боюсь этого здания,
что оно хрустальное
и навеки нерушимое
и что нельзя будет даже
и украдкой языка ему
выставить". Но прошло
время, и нерушимое здание
начало крениться, его
и бояться не стали,
и разрушить пытались,
а уж язык-то тем более
показывали. Уже старшие
современники Достоевского -
французские "проклятые"
поэты подали пример
вполне эффективной
борьбы с такими зданиями.
Естественно, что в конце XIX
века их поэзию никто
не называл андеграундом -
с этим понятием, как
уже отмечалось, вообще
много проблем. Если
проследить историю
и метаморфозы, случившиеся
с ним в разных уголках
земного шара, можно
сказать, что до дна "подполья"
не докопаться. И говорить
о нем приходится формальным
и неформальным языком.
Начнем с самиздата.
Никто доподлинно не
знает, когда именно
появился термин "самиздат"
и кто его изобрел. Принято
считать, что авторство
принадлежит поэту Николаю
Глазкову. Как бы то
ни было, можно совершенно
смело сказать, что советский
самиздат стал самым
длительным и значительным
в политическом отношении
примером андеграунда.
На одних и тех же пишущих
машинках могли перепечатываться
книги претендующего
на высшую степень серьезности
Солженицына и порнографические
стишки, приписывавшиеся
Баркову. Еще в 50-е годы
в самиздате стали появляться
художественные произведения,
которые по цензурным
соображениям не публиковались
в официальной литературе.
Сегодня не может не
вызвать удивление,
что среди "самиздатовских"
авторов был, например,
позже признанный "прогрессивным
писателем" Эрнст
Хемингуэй. Его книги
публиковались в СССР
и до войны, но его описание
Гражданской войны в
Испании в романе "По
ком звонит колокол"
вызвало раздражение
главы испанских коммунистов
Долорес Ибаррури, и
этот роман вплоть до 60-х
годов распространялся
только подпольно. Круг
ходившей в самиздате
литературы был вообще
необыкновенно широк
и включал не только
запрещенных авторов,
но и утаиваемые от широкой
публики произведения
признанных и даже официозных
писателей. В самиздате
распространялись "Несвоевременные
мысли" Максима Горького,
некоторые стихотворные
произведения Евгения
Евтушенко и Александра
Твардовского, глава "Пиры
Валтасара" из произведения
Фазиля Искандера "Сандро
из Чегема". Опубликованные
в провинциальных журналах
и немедленно изъятые
из обращения повести
братьев Стругацких "Улитка
на склоне" и "Сказка
о Тройке" также стали
достоянием самиздата.
И что самое удивительное,
одним из публикуемых
подпольно авторов был
непосредственно Владимир
Ильич Ленин, чье "Письмо
к съезду" не было
широко известно. Вскоре
самиздат стал распространять
не только отдельные
произведения - появилась
периодическая печать.
Принято считать, что
началом самиздатской
периодики стал машинописный
журнал "Синтаксис",
который в 1959-1960 годы
издавал Александр Гинзбург. "Синтаксиса"
было выпущено три номера,
тираж которых достигал 300
экземпляров. В этом
журнале публиковались
стихи Генриха Сапгира,
Игоря Холина, Всеволода
Некрасова, Николая
Глазкова, Александра
Аронова, Булата Окуджавы,
Беллы Ахмадулиной,
Иосифа Бродского, Анатолия
Наймана, Владимира
Уфлянда, Глеба Горбовского,
Александра Кушнера
и других. Гинзбурга
арестовали, когда он
готовил четвертый номер
издания. Запрещенная (или
неразрешенная) литература
оставалась опасным
делом и политическим
вызовом даже в "оттепельные"
времена. В 1961 году были
разогнаны неформальные
вечера поэзии у памятника
Маяковскому, а их лидеры
арестованы, а год спустя
посещение Хрущевым
выставки в Манеже привело
к публичному поношению "абстракционистов",
в 1964-м был отправлен
в ссылку "тунеядец"
Иосиф Бродский, осенью 1965-го
арестованы публиковавшие
свои произведения на
Западе Юлий Даниэль
и Андрей Синявский.
Но, несмотря ни на что,
в это же время в самиздате
появился новый жанр.
После того как успешный
советский журналист
Фрида Вигдорова тайно
стенографирует суд
над Иосифом Бродским,
стенограммы судебных
заседаний и речи на
закрытых собраниях
становятся неотъемлемой
частью подпольной литературы.
Способов распространения
остросоциальной продукции
было много. Не проверенные
цензорами тексты перепечатывались,
перефотографировались
и даже передавались
устно. Ленинградский
поэт Виктор Кривулин
писал о "ходячем
магнитофоне" Григории
Ковалеве, который помнил
наизусть огромное количество
стихов и был способен
воспроизвести не только
тексты, но и манеру
чтения автора. Огромное
количество текстов,
которые запомнил Ковалев,
было позже опубликовано
в самом масштабном
издании поэтического
самиздата - 9-томной
антологии "Голубая
лагуна", изданной
в США. В конце 60-х годов
у подпольных издателей
наступили "более
легкие времена":
стали использоваться
первые копировальные
устройства, стеклографы
и мимеографы, прообразы
ксерокса под названием "ЭРА".
Самиздат стал распространяться
на микрофильмах, распечатывался
на длинных бумажных
лентах, на периферийных
печатных устройствах
к ЭВМ (слова "компьютер"
и "принтер" тогда
не использовались).
Естественно, что распространение
и тиражирование такой
продукции карались
так же, как и авторство
"подрывных" текстов.
Многие помнят, как сотрудники
КГБ опечатывали все
служебные помещения
с пишущими машинками
на время праздников -
самиздат действительно
сильно беспокоил власти.
Самым же знаменитым
текстом нашего подполья,
наверное, можно назвать "Архипелаг
ГУЛАГ", переправленный
в 1973 году для издания
на Запад. Эта книга
произвела эффект разорвавшейся
бомбы, привлекла внимание
к политическим репрессиям
в Советском Союзе и
заставила многих западных
интеллектуалов отказаться
от иллюзий по поводу
левой идеологии и социализма.
Примечательно, что
в рядах нашего андеграунда
были и суровые борцы
против советской власти
и Коммунистической
партии, и вовсе внепартийные,
аполитичные деятели.
Но тоталитарный режим
оценивал не столько
художественную ценность,
сколько соответствие
разрешенным правилам
игры, и в результате
борцами против власти
оказывались художники,
попросту пытавшиеся
предложить новую эстетику.
Например, те из них,
кто выставил свои картины
в сентябре 1974 года на
пустыре между московскими
улицами Профсоюзной
и Островитянова, были
встречены бульдозерами.
Сколько же политики
было в нашем андеграунде?
Много, но воспринимать
его только через призму
политики не совсем
верно. Те же московские
художники, участники "бульдозерной"
выставки, соц-артисты,
московские концептуалисты
сами себя чаще всего
называют нонконформистами.
Например, участники
изданного на Западе
альманаха "Метрополь" (это
уже "тамиздат")
преследовали в первую
очередь собственно
литературные цели.
Но поскольку в те времена
в нашей стране бытовало
твердое убеждение,
что поэт в России больше,
чем поэт, то меры к ним
были приняты соответствующие.
Еще один интересный
факт подполья сводится
к тому, что значительная
часть советской интеллигенции
жила тогда двумя жизнями:
официальной и неофициальной,
неподцензурной. Например,
Евгений Евтушенко,
хотя и был чрезвычайно
успешным советским
деятелем культуры,
некоторые свои произведения "публиковал"
в самиздате, что создавало
ему образ оппозиционера.
Однако были и такие,
кто старался минимизировать
свои контакты с советской
реальностью. Этот менее
политизированный, но
гораздо более радикальный
в художественном отношении
вариант советского
андеграунда является
в большей степени ленинградским,
нежели московским феноменом.
Среда, в которой бытовало
питерское "другое
искусство", была
не столь замкнутой
на каком-то одном виде
художественного творчества.
Поэтому, например, если
московские рок-музыканты 70-х
не имели ничего общего
с другим видом московского
альтернативного искусства,
то питерские - долгое
время оставались его
естественной частью.
Именно в Ленинграде
начала 70-х - конца 80-х
советский андеграунд
принял законченную
форму социального и
художественного поведения
и оттого воспринимается
как цельная эпоха. Таким
образом, альтернативное
искусство в Советском
Союзе играло несвойственную
искусству роль: в подполье
была создана полноценная
параллельная культура.
И эта культура оказывала
большее влияние на
официозную культуру,
чем наоборот. Это стало
особенно очевидно не
столько во время постепенного
разрушения государственных
запретов, сколько в
тот момент, когда рок-музыка
приобрела массовую
популярность. Хотя
вряд ли кто-то из политических
лидеров России может
повторить слова, сказанные
Вацлавом Гавелом Лу
Риду, но не будет преувеличением
сказать, что нынешнее
социально и экономически
активное поколение
выросло на музыке, которую
не передавали по радио.
Здесь можно привести
в пример непосредственного
родственника американской
городской культуры
низов - блатную песню.
Правда, времена, когда
голос Аркадия Северного
бытовал только на магнитофонных
лентах, кажутся неправдоподобно
далекими, ведь сегодня
хриплые голоса тоскуют
о своем уголовном прошлом
на многих радиочастотах.
Причем, как только этот
жанр вошел в шоу-бизнес,
он стал крайне неудачно
называться "русский
шансон", но суть от
этого не изменилась.
Точно так же теперь
доступно творчество
вчерашних гуру альтернативных
музыки, изобразительного
искусства и литературы,
а пресловутый нонконформизм
стал фактом истории.
Борис Гребенщиков пьет
чай с Борисом Грызловым.
Юрий Лужков собирается
вручить премию "Соотечественник
года" Илье Кабакову.
У каждого музыкального
жанра - своя радиостанция,
а если такую радиостанцию
закрывают по причине
отсутствия прибыли,
то фанаты, неделю попротестовав,
скачивают любимую музыку
из Интернета. Можно
только догадываться,
что происходит на концертах,
объявления о которых
не передаются по радио,
а расклеиваются на
маленьких бумажках
в метро и на небольших,
только специальной
публике известных сайтах.
Найти андеграунд в
сегодняшней жизни трудно.
Но значит ли это, что
он исчез? Вряд ли. Во-первых,
на то он и андеграунд,
чтобы не быть очень
заметным, во-вторых,
современное общество
далеко от той социальнополитической
гармонии, которая позволяет
выражать недовольство
исключительно политическими
методами. К тому же
новое поколение всегда
будет нуждаться в новом
искусстве, которое
бы адекватно отражало
юношеский протест против "бессмысленных
ценностей" старшего
поколения. А городские
власти будут продолжать
бороться с подростками,
раскрашивающими стены
и железнодорожные заборы,
но при этом они будут
все лучше понимать,
что безопаснее "иметь
под рукой" немного "своего"
андеграунда… В эпоху
торжества жанров и
стандартов любое искусство
вне формата, обещающее
новизну, будет, конечно,
обращать на себя все
большее внимание - особенно,
если эта эпоха не сопровождается
социальными и политическими
потрясениями. И, наконец,
чем интереснее будет
искусство из подполья,
тем выгоднее будет
массовой коммерческой
культуре использовать
его: подростковые журналы
сегодня дают советы "райтерам",
чернокожие рэпперы
воспевают "жизнь
по понятиям" и т.д.
Пафос социального протеста
обитателей бедных кварталов,
как оказалось, обладает
колоссальным коммерческим
потенциалом, и хип-хоп
победоносно шествует
по всем континентам.
Это приручение вчерашнего
андеграунда прекрасно
прижилось и на отечественной
почве. Ну а публика -
она вновь собирается
на ставшие модными
милонги и вряд ли думает
о том, что чуть больше
века назад танго было
танцем буэнос-айресских
борде.