Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 21:11, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является формирование целостной системы знаний о понятии андеграунда, его месте в системе культурных предпочтений человека. Задачи, выделенные в данной работе: формулировка понятия андеграунда; определение места андеграунда в системе социокультурных ценностей человека; определение основных проблем изучения андеграунда определение отношения современного общества к андеграунду в искусстве, на примере исследования проведённого среди жителей города Иркутска.
Полицентрическое
строение, которое, по
мнению М. Айзенберга, "совершенно
не учитывалось при
первых /... / попытках
критического осмысления"
андеграунда, образовывало
различные уровни взаимодействий
альтернативной среды.
Во-первых, индивидуальное
в каждой конкретной
ситуации (по степени
насыщенности, замкнутости
или открытости) внутреннее
единство локальной
общности, объединения
или группировки. (М.
Айзенберг: "Противостояние
системе объединяло
людей, но основой их
действий было, скорее,
отстояние"). Это то,
что определяет многообразие
форм андеграундного
движения в целом и различает
между собой его круги -
отчасти противопоставляет
их, создает внутреннюю
конкуренцию, динамику
отношений.
Столичные -
московская и питерская -
ситуации, разумеется,
представляли наибольшую
концентрацию типов
и форм альтернативной
среды. По воспоминаниям
С. Файбисовича, ему "случилось
примерно с середины 70-х
до середины 80-х обитать
одновременно в трех
вполне репрезентативных
фракциях: женитьба
окунула в среду диссидентов-правозащитников,
/... / занятия изобразительным
искусством привели
в подвал на Малой Грузинской -
андеграунд по определению,
а дружеское общение
затянуло в среду литературоцентричного
нонконформизма (журфиксы
на квартире Зиновия
Зиника /... / и на кухне
Михаила Айзенберга /... /).
Эти три отчасти параллельных,
отчасти взаимопроникающих,
отчасти диаметральных
опыта помогли /... / продвинуться
в поисках самого себя".О.
Седакова пишет о среде "академического
авангарда": "У
него /... /. тоже было
свое подполье - домашние
семинары по поэтике
у А.К. Жолковского, по
мифологии у Е.М. Мелетинского...
Было и полуподполье -
структуралистские
конференции в Тарту
у Ю.М. Лотмана..."
Каждое
альтернативное сообщество
объединялось вокруг
референтной группы,
которая формировала
идеологию и стратегию
объединения, исходя
из чего выстраивался
и комплекс поведенческих
принципов. При общей
оппозиционности как
основы существования
андеграунда, его отношение
к официальной структуре
определялось двумя
противоположными поведенческими
стратегиями: с одной
стороны, стремление
к легализации, что зачастую
влекло к компромиссам,
попыткам самовыражения
посредством допустимых
форм, с другой - отказ
от любых возможностей
творческого взаимодействия
с властью. Эти разнонаправленные
тенденции оказались
ярко представлены двумя (оппозиционными
друг другу) московскими
творческими группировками - "метафористами"
Например, поэты-метафористы (М.
Шатуновский, Е. Бунимович,
Ю. Арабов, Н. Искренко,
В. Друк и др.), творческое
лидерство в среде которых
принадлежало культовым
фигурам «новой волны» -
А. Парщикову, И. Жданову
и А. Еременко - в 1981 году
объединились под руководством
К. Ковальджи в студии
при редакции журнала
«Юность». и "концептуалистами"
Поэты-концептуалисты (Д.
Пригов, Л. Рубинштейн,
Т. Кибиров, С. Гандлевский,
М. Айзенберг и др.) обитали
на приватной территории
кухонь и мастерских.
М. Айзенберг, подробно
описывая специфику
литературного бытования
круга своих друзей,
четко разграничивает
его с кругами «новой
волны»..
Кодекс
жизненного и творческого
поведения концептуалистов,
по свидетельству М.
Айзенберга, предполагал
бескомпромиссный отказ,
принципиальное нежелание
участвовать в "чужом",
т.е. прежде всего в традиционных,
официальных формах
жизни.
В
отличие от локальной
и во многом самодостаточной
среды концептуалистов,
менее сплоченные круги
московской "новой
волны" были ориентированы
на публичное признание
в широкой аудитории.
В
целом же попытки
андеграунда выйти
в открытый художественный
процесс могут
рассматриваться
как вполне органичный
и внутренне закономерный
творческий жест: "обретение
богемным художником
или поэтом славы или
известности, выходящей
за пределы его референтной
группы, - нормальное
явление, доказывающее,
кстати, благотворность
для общества существования
такого образования,
как андеграунд.
Органика
публичного жеста метафористов
содержала в себе как
раз то "вещество",
которого не хватало
сдержанному и аскетичному
творчеству концептуализма.
По замечанию Б. Гройса, "отсутствие
веры в непосредственную
силу искусства не пошло
на пользу русской неофициальной
культуре, лишив ее необходимой
для любого искусства
витальной энергии".
В конечном итоге логика
культурных взаимодействий
привела к тому, что
в 90-е годы "концептуалистские"
круги не только вышли
на публичную площадку,
но даже более того -
возглавили так называемый "истеблишмeнт".
Другой
уровень структурных
пересечений альтернативного
культурного поля
андеграунда представлен
единством социальной
среды. Универсальные
принципы нового художественного
мышления способствовали
объединению поэтов
и художников, "коммунальному"
бытованию видов искусства,
а также - синтезированию
новых художественных
форм. Локализованная,
ограниченная по составу
участников среда обусловливала
коллективную объективацию
творчества: действующие
лица-исполнители одновременно
оказывались и зрителями,
в творческое поле вовлекалась
художественно отрефлектированная
стихия быта.
Общность
социальной среды
содействовала развитию
акциональности, в
альтернативных творческих
кругах необычайную
популярность приобрели "коллективные
действия": перформансы,
хэппенинги, актуализирующие
проблемы приватных
и коллективных форм
функционирования искусства. "При
этом, - пишет В. Кулаков, -
сфера эстетического
сужается (или расширяется,
что в данном случае
одно и то же) до области
потенциально эстетического…
Зрителю говорят: ну
ты же умный, переходи
на самообслуживание,
с определенной точки
зрения все вокруг тебя
искусство. Такова эстетика "акции"
- и в "коллективных
действиях", и в стихах".
И,
наконец, наиболее масштабный
уровень внутренних
взаимодействий альтернативного
культурного поля - межрегиональное
единство среды: неофициальная
культура ощущала себя
независимой от географии. "В 70-е
годы /... / художественными
новациями были озабочены
везде одинаково - в
Москве, в Питере, /... /,
на Украине, в Сибири,
на Урале, в Прибалтике.
Шел постоянный обмен
идеями. Может быть,
это была одна из немногих
областей жизни, где
столица и ее одна шестая
часть суши выступали
на равных".
В
ситуации оторванности
от мирового художественного
процесса именно альтернативная
среда становится
проводником "воздуха
большой жизни", передаточным
звеном, посредством
которого творческое
явление входит в сопряжение
с общекультурным полем
и заявляет о себе в
контексте поколения.
Одновременно
с тем, что единство
андеграунда представляло
собой "сумму отражений,
противостоящих коммунальному
единомыслию", главным
содержанием всей культурной
эпохи 70-х в России было "преодоление
барьера отъединения
и непонимания, попытка
создания светской религии
творчества, сотрудничества,
взаимопонимания и внутренней
свободы. Создание нового
языка, концепции мироздания
и человека в нем".
Взаимопонимание формировалось
в общем отрицании советских
стандартов, в общем
стремлении найти себя
в безграничном, открытом
контексте мировой культуры,
необъятная сфера которого
проецировалась интересом
ко всему, что находилось
за пределом социалистического
формата: "общехристианские
ценности, буддизм, восточная
эзотерика, З. Фрейд,
множество анекдотов,
современный городской
фольклор из слухов,
голосов, высоцких и
новиковских песен,
штампов, оживших фетишей,
негаций, субъективизма,
научной фантастики
и новомодных научных
открытий, /…/ тысячи
трудов от Ницше до Бергсона,
Сартра и Достоевского",
и т.д. - то, из чего в
процессе сосредоточенного
осмысления и "в спорах
до драк и хрипоты",
возникали новые образы
культуры, вырабатывалось
альтернативное мышление.
Питательная почва единой
культурной среды стала
стимулом синхронного,
одновременного формирования
нового языка, носителям
которого уже не составляло
труда понять друг друга,
где бы они ни жили.
1.2
Основные проблемы
изучения андеграунда
Общий
комплекс социально-психологических
характеристик поколения,
так или иначе
проявившийся во всех
слоях его активно
рефлексирующей части,
наиболее выразительно
преломилcя в творческой
среде - в результате
чего изначально сложное
и внутренне конфликтное
пространство художественного
процесса сформировало
новую систему противостояний.
Остановимся
подробнее на том
типе художественного
сознания, который
явился непосредственным
порождением своего
времени и максимально
полно выразил его специфику.
Речь о неофициальном ("альтернативном",
"новом", "другом", "ином",
"левом", "авангардном", "параллельном")
искусстве, вынужденном
бытовать в социокультурном
подполье.
Полемическое
разнообразие мнений
об андеграунде (в
плане его художественной
и социальной специфики),
представленное как
во множестве отдельных
публикаций, так и в
дискуссионных блоках,
с одной стороны, лишило
предмет обсуждения
четких границ, с другой -
обозначило его сложную
структуру и органичную
взаимосвязь с общекультурным
пространством.
Одна
из основных проблем
изучения андеграунда
связана с вопросом
его идентификации.
В большинстве
научно-критических
источников определение
андеграунда исходит
из принципа оппозиционного
соотношения ненормативного,
неуправляемого явления
с нормативным, основополагающим.
Это то, что принципиально
сближает феномены западного
и отечественного андеграунда,
при всем не менее принципиальном
между ними различии.
В западном обществе
андеграунд обозначает
сферу бытования авангардного
искусства, протестующего
против искусства буржуазного. (М.
Берг: "в Европе, где
впервые обрело себя
такое явление как "истэблишмент",
андеграунд долгое время
был известен под именем
“богемы”". Б. Гройс: "противниками
/западного андеграунда/
были традиционные навыки
общественного поведения
и эстетические нормы,
господствовавшие в
сознании большинства").
Отечественный
андеграунд, противопоставивший
себя советскому официозному
искусству, выражал
прежде всего его
политическое и эстетическое
неприятие и был
ориентирован на "попытки
восстановить прерванные
традиции - любые, лишь
бы не соцреалистические".
В любом случае, андеграунд -
это явление стабильного
общества, в котором
существует постулирующая
основа. (В. Курицын: "В
советскую эпоху у нас
потому сформировалось
великолепное подполье,
что было кому противостоять:
стабильному официозу
и социалистическому
мещанству (тому, которое
исповедовало “образ
жизни - советский").
Другая
проблема, осложняющая
идентификацию андеграунда,
связана со смыслами,
проистекающими из русскоязычного
перевода этого слова.
Синонимически сближаемый
с "подпольем",
андеграунд воспринимает
и его семантику: во-первых,
значение запретной,
нелегальной деятельности,
во-вторых - смысловую
сферу "подпольного", "асоциального"
сознания. В первом случае
ареал подпольной культуры
все же получает некое
обозримое историческое
измерение, хотя в него
попадают и протопоп
Аввакум, и Чаадаев и
Мандельштам. (И. Жданов: "Как
только новообразовавшееся
государство приступило
к воплощению технологии
социально совершенного
человека, а именно:
отменило за ненадобностью
религию и отделило
Церковь от государства, /... /
тогда и появился андеграунд. /... /
Поэтому никто у нас
андеграунда не создавал...
Или можно еще и так
сказать: государство
его и создало"). Во
втором случае смысловой
диапазон проецируется
в символическое измерение,
в мир героев Достоевского (В.
Паперный: "Подполье
по Достоевскому - это
надрыв, ерничанье, юродство,
мазохизм"), в "подземные"
мифологемы, в иррациональное
и подсознательное.
В
переплетении исторических,
духовных, культурных,
общеэстетических, социально-психологических
и т.д. предпосылок зачастую
нелегко разграничить
сферы бытования андеграунда
и официально ангажированной
культуры. Если разграничение,
применительно к литературе,
проводить по парадигме "печатная"
- "непечатная", "самиздатовская"
(О. Седакова: "Как
автор - не только стихов,
но и переводов, и эссе,
и даже филологических
работ - я целиком принадлежала "второй",
негуттенберговской,
литературе"), то в
этом случае, по мнению
Е. Попова, "между
андеграундом и официальной
литературой не было
четкого водораздела.
Вполне вроде бы благополучный
писатель мог написать
вещь, которую не печатали,
и тогда она либо попадала
на Запад, или ходила
в самиздате, либо просто
ложилась в стол и становилась,
таким образом, андеграундом".
Измерение
андеграунда лишь
фактом наличия не
допущенных к официальной
публикации текстов
приравнивает его
к "аутсайду" и
лишает какой-либо отчетливой,
социально выраженной
определенности. Но,
поскольку российский
андеграунд явление
крайне неоднородное,
понятие "аутсайда"
в применение к нему
действительно продуктивно.
Исключая себя из "андеграунда",
именно термином "аутсайд"
обозначали собственную
социальную "неопределенность"
О. Седакова, И. Жданов,
Г. Сапгир и многие, кто
отказывал "семидесятым"
в некой стилевой и мировоззренческой
специфичности, видя
главное их достижение
в восстановлении живой
связи с культурной
традицией О. Седакова:
«...описывая “другую”
поэзию, я заметила странную
вещь: в качестве “других”,
или “новых”, мне приходилось
называть самые привычные
свойства нормальной
поэтической традиции:
во всяком случае, авторской
европейской поэзии,
какой она дошла к нашему
веку»..
Но
аутсайдерство как
форма социального
отчуждения выражает
рефлексии поколения,
скорее, в плане мировоззренческом,
нежели в культурной
практике. Для характеристики
андеграунда как особого,
исторически фиксированного
явления, основополагающим
представляется все
же структурно-социальный
фактор - наличие оппозиционного
сообщества, формировавшего
среду бытования оппозиции
эстетической. (В. Курицын: "Андеграунд
бывает разный. Бывает
культурный, бывает
социальный, бывает
духовный, бывает еще
андеграунд в значении
“метрополитен". /... /
Но культурный андеграунд -
это не спасение души
отдельного человека,
а институция. Это критическая
масса индивидов, создающая
свои системы ценностей
и приоритетов, свои
иерархии... "). Не исключая
общекультурной проблематики,
андеграунд создает
свою, специфическую,
которая связана, прежде
всего, с понятием альтернативной
социокультурной среды.