Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 13:03, контрольная работа
В данной работе рассмотрена тема «Крестово-купольный храм как «картина мира», ее актуальность в том, что она сформировала во многом самобытный облик и сыграла в истории важную роль духовного моста и живого посредника между культурами древности и нового мира. Ее актуальность составляет отражение христианства в «картине мира» через познание человеком всякого разумного деяния, через образы, символы, эстетическое воспитание, красоту познания.
I. Введение.
II. Основная часть:
1.Христианская «Картина мира».
2.Символика Крестово-купольного храма.
III.Заключение.
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО–СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
РЯЗАНСКИЙ
ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ, КАК КАРТИНА МИРА»
I. Введение.
II. Основная часть:
1.Христианская «Картина мира».
2.Символика Крестово-купольного храма.
III.Заключение.
В данной работе рассмотрена тема «Крестово-купольный храм как «картина мира», ее актуальность в том, что она сформировала во многом самобытный облик и сыграла в истории важную роль духовного моста и живого посредника между культурами древности и нового мира. Ее актуальность составляет отражение христианства в «картине мира» через познание человеком всякого разумного деяния, через образы, символы, эстетическое воспитание, красоту познания.
Нам кажется, что в
1. Объект исследования – восточно-христианская средневековая культура;
В
первом вопросе рассмотрена проблема
христианской «Культуры мира»; во втором
вопросе – символика крестово-
Христианские мыслители первых веков новой эры, воспитанные на традициях античной философии и хорошо ощущавшие ее кризисное состояние в позднеэллинистический период, активно разрабатывали на основе библейского материала идею трансцендентности конечного объекта познания. С другой стороны, античные традиции и естественное стремление человеческого разума к познанию постоянно убеждали их в необходимости и возможности абсолютного познания первопричины.
Особенно был неутомим в этом плане Климент Александрийский; все его работы пронизаны эллинской любовью к знанию, к мудрости, проблемы познания занимают центральное место в его философии. Он первым сформулировал и всесторонне проанализировал идею христианского познания, основывающегося на вере, показав, что она- идея- вытекает из основных положений ветхозаветной мудрости и греческой философии.
При этом вера (pistis) выступает у Климента как своеобразная априорная предпосылка знания. Она без доказательств, изначально, признает бога действительно существующим и этим определяет всю последующую познавательную деятельность. Вера возбуждает в человеке тоску по учению, которое направляет его по ступеням познания. Вера активизирует дух искания, ведущий к истинному знанию. Познание же «является совершенствованием человека как человека», и оно «полнее веры». «Гносис» возводит человека по лестнице совершенства к «высшей обители упокоения». Соответственно есть ряд ступеней познания, которыми проходит «истинный гностик» в процессе своей познавательной деятельности.
Всякий «гносис», по мнению Климента, начинается с элементарного познания окружающего мира. Таким «гносисом» обладают и неразумные существа. Принадлежностью человека является познание поэтическое, связанное с разумной частью души. Это мирское, или научное, знание действительности. В тесной связи с ним находится «опытное» познание. «Гносис» занимает среди них главное место, он способен проникнуть в самую сущность предмета, выявить его «идею» в платоновском смысле слова.
Познание
окружающего мира побуждает человека
к активной деятельности, ибо оно
является «началом и двигателем всякого
разумного деяния». Эта важная в
истории гносеологии мысль
Византийские мыслители конкретизировали эту идею до особой, религиозной «практики», мистического опыта, опираясь на идею Климента Александрийского, что только с помощью познания верующий достигает нравственного и духовного совершенства.
«Гносис» у Климента выходит далеко за рамки «научного» познания. Высшим «гносисом» оказывается «познание бога»; в нем конечная цель человеческого бытия, с помощью такого познания достигается спасение и именно к нему стремится «истинный гностик», следуя по ступеням христианской системы познания. Основными источниками для них являются Писание и «церковное предание», Однако большое внимание «гностик» должен уделять и философии, которая , по глубокому убеждению Климента, способствует выходу из «незнания», укрепляет и углубляет познание, защищает веру. Он твердо верил, что нет ничего, что нельзя было бы познать, ибо именно для сообщения знания «приходил Сын Божий» - «всякий гносис, в конце концов, - божественный дар». «Не из желания спастись ,- заявляет Климент, - стремится человек к гносису, но – из-за самого божественного знания.
Этот
гносеолгический пафос
Псевдо-Ареопагит (конец V-VI вв.) и Максим Исповедник (VIIв) – отчетливо озвучивают идею трансцендентности и принципиальной непознаваемости божества ни с помощью разума, ни с помощью чувства. Интеллектуальное познание, по их мнению, бессильно проникнуть в сферу божественной сущности, и тем не менее все силы своего ума византийские мыслители направляли на постижение Божественной истины. Принцып двухступенчатого познания сформировался в византийской духовной культуре в результате своеобразного синтезирования двух противоположных по многим своим параметрам принципов мышления – древнегреческого и ближневосточного. Однако в силу того , что византийский антиномизм возник, как естественное продолжение и освоение высокой философской культуры древних греков, он развился в сложную, развернутую мировоззренческую систему.
Византийский антиномизм основывается, с одной стороны. На античной «диалектике» и античности (скептиков, в частности), а с другой – развивает антиномические элементы библейской литературы. Очень показательна для нас и пифагорейская классификация десяти рядов противоположности бытия. Когда речь идет о греческой, да и о любой другой древней философии, нельзя забывать, что она никогда не являлась последовательной философской системой новоевропейского типа. Ее тесная связь и переплетенность с художественно-мифологической сферой, религиозной практикой и общественно-государственной деятельностью придают ей своеобразную гибкость, неоднозначность. Образцом подобного неисчерпаемого родника мысли является художественно-мифологическая философия Платона, о чем свидетельствует поистине необозримая библиография платонианы с древнейших времен до наших дней.
Суть «исконного дуализма греческой религии» состоит в равноправном существовании двух основных религиозных течений, одно из которых было связано с культом олимпийских богов, указывающих смертным пути жизни (общенародная греческая религия), а другое имело своим истоком элевсинские и орфические таинства (культы «хтонических богов», ведающих тайнами загробного мира).
Григорий Нисский, часто прибегавший к «диалектическому исскуству» в свои доказательствах ,относился к системе мышления со скептицизмом, он считал, что с помощью такого рассуждения можно одинаково добиться и «ниспровержения истины и осуждения лжи», так что ценность его познания истины довольно относительна.
В русле самой греческой традиции попытку вырваться из сложившейся ситуации сделал неоплатонизм, оказавший непосредственное и сильное влияние на формирование интеллектуальных представлений христианства и в то же время позаимствовавший у него многое в процессе острой борьбы с ним. Так, глава и крупнейший представитель этой школы Плотин понимал диалектику в платоновском смысле, но не ограничивал познание только в этом. В основу философского метода неоплатоники, опираясь на гносеологию, поставили самосозерцание и самопознание.
У Плотина, как и у Филона, можно обнаружить и зачатки апофатического (отрицательного) определения Единого, а также противопоставление этого Единого Миру Бытия. Стремление аналитически преодолеть и объяснить эту противоречивость, а также осмыслить результаты «внутреннего опыта» не дало удовлетворительных результатов, но привело к «утомительно-назойливому повторению одной и той же мысли», к громоздкой и сложной структуре изложения. Тенденция, лишенная внутренних духовных стимулов дальнейшего развития бережно хранила, почитала и перерабатывала богатое классическое наследие в сферах науки, философии, искусства, литературы и была важнейшим источником «ренессансов» в истории византийской культуры. Постоянная борьба – противостояние, взаимовлияние и взаимодополнение двух культурных традиций наиболее плотно могут характеризовать античные истоки византийского мышления.
Корни византийской гносеологии можно обнаружить в древнееврейской культуре. Греко-римское влияние - это философско-милогический уровень, то древнееврейское – на религиозно-мифологическом. Грекоязычная духовная культура продолжала свое развитие на базе чуждой ей религиозно-мифологической традиции, находя в ней выход из своего кризисного состояния.
Появление собственно христианской литературы, особенно канонической (новозаветной), было тем духовным ядром. которое становится предметом исследования христианских мыслителей, религиозно-мифологическая литература отбирала, закрепляла и развивала материал предшествующих исканий на почве Греко-римской и ближневосточных культур.
В
основе религиозно-философских
Информация о работе Крестово-купольный храм, как картина мира