Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа
Среди многих институтов, в которых реализуется жизнь общества, существуют многочисленные объединения, призванные решать различные социальные и научно-производственные задачи. Формируемые национальными, региональными и локальными профессиональными интересами и социальными проблемами и потребностями они аккумулируют в себе инициативу, знания и опыт людей, соединение которых способно стать значительной движущей силой, привести к эффективным общественным действиям.
Изучение деятельности библиотечных корпораций позволило выявить следующие их основные направления: формирование корпоративных информационных ресурсов, информирование о ресурсах и предоставление доступа к ним пользователей, каталогизация заимствованием, развитие МБА и ЭДД. Кроме того, деятельность некоторых российских библиотечных корпораций направлена на сотрудничество с другими организациями, обучение и повышение квалификации сотрудников библиотек-участников корпорации, формирование полнотекстовых коллекций.
Изучение характеристик и особенностей отечественных и зарубежных библиотечных корпораций, а также применение классификаций библиотечных ассоциаций, предложенных зарубежными исследователями позволило определить классификацию библиотечных корпораций по следующим параметрам: 1) создаваемый продукт: а) один продукт, б) комплекс продуктов; 2) оказываемые услуги: а) информационное обслуживание пользователей, б) информационное обслуживание пользователей, каталогизация заимствованием, МБА и ЭДД, в) дополнительные услуги; 3) виды объединяемых ресурсов: а) информационные, б) интеллектуальные; 4) наличие юридического статуса: а) имеется, б) не имеется; 5) финансовые условия: а) осуществляющие финансовую деятельность, б) не осуществляющие финансовую деятельность; 6) территориальный охват: а) международные; б) национальные; в) региональные; 7) разнообразие организационно-правовых форм собственности участников: а) объединения библиотек с разной организационно-правовой формой собственности ; б) объединения библиотек с одной организационно-правовой формой собственности; в) объединения библиотек единой области деятельности, но с разной организационно-правовой формой собственности.
Анкетирование библиотек-участниц РКБИС, изучение публикаций показало, что существует ряд проблем программно-технологического, технического, экономического и организационно-правового характеров, которые препятствуют эффективной деятельности библиотечных корпораций.
Применение свойств социальных систем и обобщение положительного опыта деятельности библиотечных корпораций позволили разработать систему индикаторов для определения потенциала деятельности библиотечных корпораций. Система включает следующие индикаторы:
• социологические: уровень гомогенности библиотечной корпорации; неотторжимость библиотек корпорации без ущерба для ее жизнедеятельности; наличие процессов, объединяющих участников библиотечных корпораций; уровень устойчивости (стабильности); длительность функционирования;
• финансовые: внешняя поддержка; членские взносы; платные услуги;
• организационно-правовые: юридический статус; квалифицированные сотрудники; информирование и реклама; наличие развитой системы управления; нормативно-организационная основа; организационная структура; сотрудничество с другими организациями, структурами, системами; разработка и участие в проектах;
• программно-технологические и технические: АБИС участников корпорации; уровень технического обеспечения участников корпорации; качество Интернет-связи; качество библиотечных продуктов.
Таким образом,
эффективность работы библиотечных
корпораций и их потенциал может
измеряться путем оценки социологической,
финансовой, организационно-правовой,
программно-технологической и
Применение системы индикаторов для определения потенциала деятельности отечественных библиотечных корпораций показало, что наиболее эффективной является деятельность библиотечных корпораций национально го уровня: АРБИКОН и ЛИБНЕТ.
Заключение
Изменение социально-экономической основы общества заставило библиотеки более активно проявлять и доказывать свою социальную значимость и защищать интересы читателей. Развитие технологий информационного и сетевого взаимодействия открыло новые возможности для создания информационно-библиотечных продуктов и обслуживания читателей-пользователей. Это заставило библиотеки искать такие формы сотрудничества, которые бы позволили наиболее эффективно решать поставленные перед библиотеками задачи.
Поэтому целью диссертационного исследования стало теоретическое обоснование понятия «библиотечная корпорация» и определение путей повышения эффективности деятельности библиотечных корпораций через выявление влияющих на эффективность факторов и выведение системы индикаторов, позволяющих определить их потенциал.
В ходе диссертационного исследования решена основная научная задача - выведена система индикаторов, позволяющая определить потенциал и перспективные направления деятельности библиотечной корпорации. В данную систему включены: социологические, финансовые, организационно-правовые, программно-технологические и технические индикаторы. Обоснованием данного утверждению стало изучение становления и развития библиотечных корпораций; определение их специфических характеристик; выявление как проблем, препятствующих развитию, так и основных факторов их успешной деятельности. Для выведения социологических индикаторов библиотечные корпорации были изучены с позиций общих свойств социальных систем.
На пути к решению этой главной научной задачи диссертантом получены следующие результаты:
1. Проведен сопоставительный
анализ определений
2. Предложена
классификация современных
3. Комплексно
описана структура научного
4. Предложена
классификация библиотечных
5. Определены
основные современные
6. Выявлены проблемы функционирования библиотечных корпораций.
Эти результаты доказали выдвинутую гипотезу, что для повышения качества и эффективности работы библиотечных объединений необходимо определить библиотечную специфику основных форм сотрудничества, и, прежде всего корпораций, учесть в организации их деятельности общие свойства социальных систем, определить основные индикаторы эффективной деятельности библиотечных форм сотрудничества.
Одним из основных выводов проведенного исследования является утверждение, что библиотечная корпорация - это действующая на постоянной основе форма сотрудничества коллективных членов (одинаковой или разных организационно-правовых форм собственности), объединяющая их интеллектуальные и / или информационные ресурсы для решения специальных профессиональных задач, в которой могут оказываться платные услуги, и которая может действовать на международном, национальном и региональном уровнях. Доказательство правомерности такого утверждения строилось на изучении истории развития—корпораций в библиотечном деле; контент-анализе документального потока по формам библиотечного сотрудничества, определении его количественных и качественных характеристик; терминологическом анализе форм сотрудничества и определении их специфики в библиотечном деле; разработке классификации библиотечных форм сотрудничества. В результате чего были определены доминантные социально-экономические и технологические факторы формирования контуров и уровней развития библиотечных корпораций.
Проделанный в диссертации анализ отечественного и зарубежного опыта работы библиотечных корпораций позволил выявить многовариантность библиотечных корпораций, которая обусловлена различными компонентами ее формирования. Это: создаваемый продукт, оказываемые услуги, виды объединяемых ресурсов, наличие юридического статуса, финансовые условия, территориальный охват, типы участников корпорации с точки зрения их организационно-правовой формы.
Диссертант считает,
что для повышения
Итак, задачи, поставленные в диссертации, выполнены, цель - достигнута.
Перспективным направлением исследования может стать сравнительный анализ современных форм библиотечного сотрудничества с формами, которые успешно действовали в других социально-экономических условиях, выведение общего и специфического в целях, характере деятельности, организационных, правовых и других основах.