Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа
Среди многих институтов, в которых реализуется жизнь общества, существуют многочисленные объединения, призванные решать различные социальные и научно-производственные задачи. Формируемые национальными, региональными и локальными профессиональными интересами и социальными проблемами и потребностями они аккумулируют в себе инициативу, знания и опыт людей, соединение которых способно стать значительной движущей силой, привести к эффективным общественным действиям.
В рамках диссертационного исследования О. С. Колобова разработана распределенная информационная система, которая объединяет библиографические базы данных (БД) более 20 членов Томского библиотечного консорциума [89].
А. С. Карауш разработал модель корпоративного создания и тиражирования электронных каталогов (ЭК) библиотек на базе Муниципальной информационной библиотечной системы, Научно-медицинской библиотеки Сибирского государственного медицинского университета, распределенной сети медицинских библиотек научно-исследовательских институтов г. Томска [75].
Отдельным направлением в развитии сотрудничества библиотек можно считать развитие единого информационного пространства. Различным организационным, программно-технологическим, информационным аспектам этой деятельности посвящены работы Т. Ф. Берестовой [17], Б. С. Елепова [65], И. Ю. Красильниковой [94], О. Л. Лаврик [109], В. Г. Свирюковой [178], А. А. Трофименко [215]. Однако при наличии достаточно большого числа публикаций о формах сотрудничества библиотек в современном обществе, нами не обнаружено публикаций, представляющих сравнительную характеристику библиотечных объединений и определяющих параметры их эффективной деятельности.
Нами выдвигается гипотеза, что для повышения качества работы библиотечных объединений необходимо определить библиотечную специфику основных форм сотрудничества, и, в первую очередь корпораций, учесть в организации их деятельности общие свойства социальных систем, определить основные индикаторы их эффективного функционирования.
Поэтому научной задачей является выведение системы индикаторов, позволяющих определить потенциал деятельности библиотечной корпорации и перспективные направления ее деятельности.
Цель данного исследования заключается в теоретическом обосновании понятия «библиотечная корпорация» и определении путей повышения эффективности деятельности библиотечных корпораций через выявление влияющих на эффективность факторов и выведение системы индикаторов, позволяющих определить их потенциал.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучение истории
возникновения и развития форм
социально-экономического и
2. Анализ документального потока по современным формам библиотечного сотрудничества;
3. Терминологический
анализ понятий,
4. Изучение становления
и развития библиотечных
5. Выявление
основных направлений
6. Выведение показателей эффективной деятельности библиотечных корпораций и разработка системы индикаторов для определения потенциала их деятельности;
7. Определение
потенциала деятельности
Объектом исследования являются современные формы библиотечного сотрудничества.
Предмет исследования:
доминантные социально-
Методологическая основа. Отсутствие обобщающих теоретических работ по проблемам использования различных форм сотрудничества в библиотечном деле заставили обратиться к ряду философских, социологических, и юридических и исторических положений, которые были приняты в качестве методологической основы для анализа собранного материала. Это:
- философская категория «взаимодействие», отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого, и положения из философских работ А. Г. Спиркина [198], изучавшего проблемы взаимодействия людей на базе этой категории;
- философские категории «общее», как закономерная форма связи вещей, явлений и процессов в составе целого и «особенное», выражающая общее в единичном и единичное - в его единстве с общим [222];
- социологическое понятие «социальное взаимодействие» из трудов по социальному взаимодействию Ю. Е. Волкова [42];
- понятия «социальная группа», «социальная система» и «социальный институт» из трудов Ю. Е. Волкова [42], Т. Парсонса [152];
- принцип историзма
и подходы, использованные И.
Н. Ильиной в ее исторических
исследованиях общественных
- подходы к
классификации общественных
Опора на методологическую основу социологии вызвана тем, что социологическая наука обладает колоссальным методологическим потенциалом, который позволяет осуществлять глубокий анализ широчайшего круга общественных явлений и систем, относящихся к самым разным видам человеческой деятельности. При этом использование специфических для социологии теоретико-методологических подходов значительно глубже раскрывает реальное бытие экономических, политических, духовных явлений, чем при рассмотрении их только с позиций наук, непосредственным предметом которых они выступают [42]. Само же обращение к социологии связано с тем, что совместный характер различных проявлений жизнедеятельности людей, в которых возникает их взаимосвязь и взаимозависимость, является смыслом понятия «социальное» — исходным понятием этой науки.
Заметим, что теоретические положения социологии для анализа библиотечных образований используются и в американских исследованиях. Например, любая созданная библиотечная организация в целом определяется как социальная группа, имеющая определенные цели, формально установленные правила и предписания, а также систему специфически определенных ролей, каждая из которых характеризуется ясно обозначенными правилами и обязанностями [100].
Использование принципа историзма, то есть подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся [222], связано с необходимостью изучить становление форм сотрудничества в исторической ретроспективе. Именно он позволяет «смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии оно проходило, и с точки зрения этого развития посмотреть, чем оно стало теперь» [114]. Он также заключается в том, что любое явление, любой предмет могут быть поняты и правильно оценены лишь с позиции рассмотрения их в конкретных исторических условиях и связях [222].
Теоретические основы для анализа отдельных форм сотрудничества были почерпнуты в трудах К. С. Ильиной [73], А. И. Щиглик [238], С. А. Солдатова [193]. Были изучены и использованы работы О. И. Бетина [18], JI. Н. Крупининой [98], посвященные роли общественных объединений в формировании общества.
Был изучен и использован опыт развития кооперации как профессиональной формы сотрудничества в агропромышленном комплексе, описанный О. А. Ашихминой [10], М. А. Матусевич [132].
И, наконец, были использованы теоретические труды Ф. С. Воройского [4548], Я. JI. Шрайберга [233-235], Б. Р. Логинова [122], А. И. Племнека [158], посвященные корпоративной деятельности библиотек, а также работы
И. Ф. Тютиной [218-219],
описавшей особенности
Методы исследования: Комплексный характер исследования потребовал использования методов терминологического, сравнительного анализа, контент-анализа документальных источников информации и библиотечных сайтов, моделирования, а также социологического метода - анкетирования.
База исследования: Документально-информационный поток по формам сотрудничества, в том числе по деятельности всех отечественных (17) корпораций; материалы сайтов, отражающие библиотечные формы сотрудничества России, США, Франции, Голландии, Италии, Великобритании и других стран.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что впервые на основе терминологического анализа, изучения документальных источников и анализа практического опыта различных современных библиотечных объединений определена специфика каждой формы сотрудничества библиотек, установлены параметры их деятельности. Разработана классификация современных библиотечных форм сотрудничества и даны их определения. Библиотечная корпорация рассмотрена как социальная система и установлена ее типо-видовая структура. Выявлены параметры, позволяющие определить эффективность деятельности библиотечной корпорации. Разработана и применена система индикаторов для определения потенциала ее деятельности.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что предложенная классификация библиотечных форм сотрудничества может быть использована как основа для проектирования их деятельности; результаты упорядочения понятийного аппарата по библиотечным объединениям могут быть применены в разработке технологических документов; предложенная система индикаторов для определения потенциала деятельности библиотечных корпораций - может служить для оценки и оптимизации деятельности существующих и создании новых библиотечных корпораций.
Апробация работы. Материалы исследования докладывались на научно-практических конференциях разных уровней: «Электронные ресурсы региона: проблемы создания и взаимоиспользования» (межрегион, науч.-практ. конф., г. Новосибирск, 25-28 октября 2004 г.), «IV Сибирский библиотечный форум» (регион, науч.-практ. конф., г. Кемерово, 8-12 октября 2007 г.), «Роль ГПНТБ СО РАН в развитии информационно-библиотечного обслуживания в регионе» (межрегион, науч.-практ. конф., г. Новосибирск, 8 окт. 2008 г.), Научных сессиях «Итоги и перспективы научной работы ГПНТБ СО РАН» (г. Новосибирск, 14 февраля 2007 г., 13 февраля 2008 г.).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 научных работ, 1 из них - в издании, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие библиотечных
форм сотрудничества в России
в конце XX в. определяется изменением
социально-экономической
2. В современном
библиотечном деле выделяются
следующие формы
3. Библиотечная корпорация - это действующая на постоянной основе форма сотрудничества коллективных членов (с одинаковой или разными организационно-правовыми формами собственности), объединяющая их интеллектуальные и / или информационные ресурсы для решения специальных профессиональных задач, в которой могут оказываться платные услуги, и которая может действовать на международном, национальном и региональном уровнях. Основаниями для классификации библиотечных корпораций могут служить: создаваемый продукт, оказываемые услуги, вид объединяемых ресурсов, наличие юридического статуса, финансовые условия, территориальный охват, разнообразие организационно-правовых форм собственности участников.
4. Эффективность
работы библиотечных
Достоверность результатов диссертационного исследования определяется использованием научных публикаций по теме исследования, применением современных общенаучных и специальных методов для сбора и обработки данных, аргументированностью научных положений и выводов, представлением основных результатов исследования в научных работах и на научных конференциях различного уровня.
Сформулированная выше цель и задачи исследования определили логику изложения материала и структуру диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, включающего 259 наименований и 4 приложений. Работа проиллюстрирована 22 таблицами, 13 рисунками. Основной текст изложен на 215 страницах, общий объем диссертации-315 страниц.
Заключение:
Выводы
Изучение истории становления корпораций показало, что прообраз корпорации зародился еще в средневековом обществе. Развитие машинного производства привело к необходимости создания корпораций во многих зарубежных странах. В России возникновение корпоративных объединений было вызвано не требованиями экономической практики, а попытками путем законодательного регулирования создать институт рыночной экономики, нашедшего широкое применение за рубежом. Однако, если изначально процессы корпоративизации недооценивались, сложившаяся в настоящее время в России экономическая ситуация стала благоприятной основой для зарождения и функционирования корпораций.
Изучение истории развития корпоративных отношений в деятельности библиотек показало, что предпосылками развития библиотечных корпораций являлось создание СК для предоставления адресной информации о местонахождении материалов библиотек и распространение карточек центральных библиотек для устранения дублирования трудовых средств. В зарубежных странах библиотечные корпорации начали создаваться с 1970-х гг., что стало началом межбиблиотечного сотрудничества и кооперативных работ в данной сфере. В результате эффективной работы корпораций многие библиотеки зарубежных стран отказались от выполнения полномасштабных работ по каталогизации своих фондов, повысили уровень информационного обслуживания пользователей, расширили номенклатуру продуктов и услуг. В России по целому ряду причин (социально-экономическая ситуация, отсутствие автоматизированных технологий и др.) идеи корпоративного сотрудничества библиотек долгое время не были реализованы. Лишь в 1990-е гг., в связи с изменением экономического и политического положения страны, развитием информатизации, стало возможным и необходимым создание библиотечных корпораций.