Корпоративные библиотечные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Среди многих институтов, в которых реализуется жизнь общества, существуют многочисленные объединения, призванные решать различные социальные и научно-производственные задачи. Формируемые национальными, региональными и локальными профессиональными интересами и социальными проблемами и потребностями они аккумулируют в себе инициативу, знания и опыт людей, соединение которых способно стать значительной движущей силой, привести к эффективным общественным действиям.

Работа содержит 1 файл

выдержки из автореферата.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

В рамках диссертационного исследования О. С. Колобова разработана  распределенная информационная система, которая объединяет библиографические  базы данных (БД) более 20 членов Томского библиотечного консорциума [89].

А. С. Карауш разработал модель корпоративного создания и тиражирования  электронных каталогов (ЭК) библиотек  на базе Муниципальной информационной библиотечной системы, Научно-медицинской  библиотеки Сибирского государственного медицинского университета, распределенной сети медицинских библиотек научно-исследовательских институтов г. Томска [75].

Отдельным направлением в развитии сотрудничества библиотек  можно считать развитие единого  информационного пространства. Различным организационным, программно-технологическим, информационным аспектам этой деятельности посвящены работы Т. Ф. Берестовой [17], Б. С. Елепова [65], И. Ю. Красильниковой [94], О. Л. Лаврик [109], В. Г. Свирюковой [178], А. А. Трофименко [215]. Однако при наличии достаточно большого числа публикаций о формах сотрудничества библиотек в современном обществе, нами не обнаружено публикаций, представляющих сравнительную характеристику библиотечных объединений и определяющих параметры их эффективной деятельности.

Нами выдвигается  гипотеза, что для повышения качества работы библиотечных объединений необходимо определить библиотечную специфику  основных форм сотрудничества, и, в  первую очередь корпораций, учесть в организации их деятельности общие  свойства социальных систем, определить основные индикаторы их эффективного функционирования.

Поэтому научной  задачей является выведение системы  индикаторов, позволяющих определить потенциал деятельности библиотечной корпорации и перспективные направления  ее деятельности.

Цель данного исследования заключается в теоретическом обосновании понятия «библиотечная корпорация» и определении путей повышения эффективности деятельности библиотечных корпораций через выявление влияющих на эффективность факторов и выведение системы индикаторов, позволяющих определить их потенциал.

Для достижения поставленной цели решались следующие  задачи:

1. Изучение истории  возникновения и развития форм  социально-экономического и профессионального  сотрудничества, в том числе и  в библиотечном деле;

2. Анализ документального потока по современным формам библиотечного сотрудничества;

3. Терминологический  анализ понятий, характеризующих  современные формы библиотечного  сотрудничества, определение их  сущностных свойств и важнейших  характеристик и разработка их классификации;

4. Изучение становления  и развития библиотечных корпораций  и разработка их типо-видовой  структуры; 

5. Выявление  основных направлений деятельности  библиотечных корпораций и проблем,  препятствующих их развитию;

6. Выведение  показателей эффективной деятельности библиотечных корпораций и разработка системы индикаторов для определения потенциала их деятельности;

7. Определение  потенциала деятельности отечественных  корпораций на основе разработанной  системы индикаторов. 

Объектом исследования являются современные формы библиотечного сотрудничества.

Предмет исследования: доминантные социально-экономические  и технологические факторы формирования контуров и уровней развития библиотечных корпораций.

Методологическая  основа. Отсутствие обобщающих теоретических работ по проблемам использования различных форм сотрудничества в библиотечном деле заставили обратиться к ряду философских, социологических, и юридических и исторических положений, которые были приняты в качестве методологической основы для анализа собранного материала. Это:

- философская  категория «взаимодействие», отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого, и положения из философских работ А. Г. Спиркина [198], изучавшего проблемы взаимодействия людей на базе этой категории;

- философские  категории «общее», как закономерная форма связи вещей, явлений и процессов в составе целого и «особенное», выражающая общее в единичном и единичное - в его единстве с общим [222];

- социологическое  понятие «социальное взаимодействие» из трудов по социальному взаимодействию Ю. Е. Волкова [42];

- понятия «социальная группа», «социальная система» и «социальный институт» из трудов Ю. Е. Волкова [42], Т. Парсонса [152];

- принцип историзма  и подходы, использованные И.  Н. Ильиной в ее исторических  исследованиях общественных организаций  в России [72];

- подходы к  классификации общественных организаций,  разработанные С. А. Солдатовым в рамках юридических наук [193].

Опора на методологическую основу социологии вызвана тем, что  социологическая наука обладает колоссальным методологическим потенциалом, который позволяет осуществлять глубокий анализ широчайшего круга  общественных явлений и систем, относящихся к самым разным видам человеческой деятельности. При этом использование специфических для социологии теоретико-методологических подходов значительно глубже раскрывает реальное бытие экономических, политических, духовных явлений, чем при рассмотрении их только с позиций наук, непосредственным предметом которых они выступают [42]. Само же обращение к социологии связано с тем, что совместный характер различных проявлений жизнедеятельности людей, в которых возникает их взаимосвязь и взаимозависимость, является смыслом понятия «социальное» — исходным понятием этой науки.

Заметим, что  теоретические положения социологии для анализа библиотечных образований используются и в американских исследованиях. Например, любая созданная библиотечная организация в целом определяется как социальная группа, имеющая определенные цели, формально установленные правила и предписания, а также систему специфически определенных ролей, каждая из которых характеризуется ясно обозначенными правилами и обязанностями [100].

Использование принципа историзма, то есть подхода  к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся [222], связано с необходимостью изучить становление форм сотрудничества в исторической ретроспективе. Именно он позволяет «смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии оно проходило, и с точки зрения этого развития посмотреть, чем оно стало теперь» [114]. Он также заключается в том, что любое явление, любой предмет могут быть поняты и правильно оценены лишь с позиции рассмотрения их в конкретных исторических условиях и связях [222].

Теоретические основы для анализа отдельных  форм сотрудничества были почерпнуты в трудах К. С. Ильиной [73], А. И. Щиглик [238], С. А. Солдатова [193]. Были изучены и использованы работы О. И. Бетина [18], JI. Н. Крупининой [98], посвященные роли общественных объединений в формировании общества.

Был изучен и  использован опыт развития кооперации как профессиональной формы сотрудничества в агропромышленном комплексе, описанный  О. А. Ашихминой [10], М. А. Матусевич [132].

И, наконец, были использованы теоретические труды Ф. С. Воройского [4548], Я. JI. Шрайберга [233-235], Б. Р. Логинова [122], А. И. Племнека [158], посвященные корпоративной деятельности библиотек, а также работы

И. Ф. Тютиной [218-219], описавшей особенности библиотечных форм сотрудничества зарубежных стран.

Методы исследования: Комплексный характер исследования потребовал использования методов  терминологического, сравнительного анализа, контент-анализа документальных источников информации и библиотечных сайтов, моделирования, а также социологического метода - анкетирования.

База исследования: Документально-информационный поток  по формам сотрудничества, в том  числе по деятельности всех отечественных (17) корпораций; материалы сайтов, отражающие библиотечные формы сотрудничества России, США, Франции, Голландии, Италии, Великобритании и других стран.

Научная новизна  и теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что  впервые на основе терминологического анализа, изучения документальных источников и анализа практического опыта различных современных библиотечных объединений определена специфика каждой формы сотрудничества библиотек, установлены параметры их деятельности. Разработана классификация современных библиотечных форм сотрудничества и даны их определения. Библиотечная корпорация рассмотрена как социальная система и установлена ее типо-видовая структура. Выявлены параметры, позволяющие определить эффективность деятельности библиотечной корпорации. Разработана и применена система индикаторов для определения потенциала ее деятельности.

Практическая  значимость диссертационного исследования состоит в том, что предложенная классификация библиотечных форм сотрудничества может быть использована как основа для проектирования их деятельности; результаты упорядочения понятийного аппарата по библиотечным объединениям могут быть применены в разработке технологических документов; предложенная система индикаторов для определения потенциала деятельности библиотечных корпораций - может служить для оценки и оптимизации деятельности существующих и создании новых библиотечных корпораций.

Апробация работы. Материалы исследования докладывались  на научно-практических конференциях разных уровней: «Электронные ресурсы  региона: проблемы создания и взаимоиспользования» (межрегион, науч.-практ. конф., г. Новосибирск, 25-28 октября 2004 г.), «IV Сибирский библиотечный форум» (регион, науч.-практ. конф., г. Кемерово, 8-12 октября 2007 г.), «Роль ГПНТБ СО РАН в развитии информационно-библиотечного обслуживания в регионе» (межрегион, науч.-практ. конф., г. Новосибирск, 8 окт. 2008 г.), Научных сессиях «Итоги и перспективы научной работы ГПНТБ СО РАН» (г. Новосибирск, 14 февраля 2007 г., 13 февраля 2008 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 научных  работ, 1 из них - в издании, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией.

На защиту выносятся  следующие положения:

1. Развитие библиотечных  форм сотрудничества в России  в конце XX в. определяется изменением  социально-экономической основы  общества, развитием технологий  сетевого и информационного взаимодействия.

2. В современном  библиотечном деле выделяются  следующие формы сотрудничества: альянсы, ассоциации, консорциумы,  корпорации, общества, партнерства,  союзы. Основаниями для их классификации  могут служить: цель общественной  деятельности, срок действия, юридический статус, характер членства, объединяемые ресурсы, территориальный охват, профиль, разнообразие организационно-правовых форм собственности участников, наличие финансовой деятельности.

3. Библиотечная  корпорация - это действующая на постоянной основе форма сотрудничества коллективных членов (с одинаковой или разными организационно-правовыми формами собственности), объединяющая их интеллектуальные и / или информационные ресурсы для решения специальных профессиональных задач, в которой могут оказываться платные услуги, и которая может действовать на международном, национальном и региональном уровнях. Основаниями для классификации библиотечных корпораций могут служить: создаваемый продукт, оказываемые услуги, вид объединяемых ресурсов, наличие юридического статуса, финансовые условия, территориальный охват, разнообразие организационно-правовых форм собственности участников.

4. Эффективность  работы библиотечных корпораций  и их потенциал может измеряться  через систему социологических, финансовых, организационно-правовых, программно-технологических и технических групп индикаторов.

Достоверность результатов диссертационного исследования определяется использованием научных  публикаций по теме исследования, применением  современных общенаучных и специальных методов для сбора и обработки данных, аргументированностью научных положений и выводов, представлением основных результатов исследования в научных работах и на научных конференциях различного уровня.

Сформулированная  выше цель и задачи исследования определили логику изложения материала и структуру диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, включающего 259 наименований и 4 приложений. Работа проиллюстрирована 22 таблицами, 13 рисунками. Основной текст изложен на 215 страницах, общий объем диссертации-315 страниц.

Заключение: 

Выводы 

Изучение истории  становления корпораций показало, что  прообраз корпорации зародился еще  в средневековом обществе. Развитие машинного производства привело  к необходимости создания корпораций во многих зарубежных странах. В России возникновение корпоративных объединений было вызвано не требованиями экономической практики, а попытками путем законодательного регулирования создать институт рыночной экономики, нашедшего широкое применение за рубежом. Однако, если изначально процессы корпоративизации недооценивались, сложившаяся в настоящее время в России экономическая ситуация стала благоприятной основой для зарождения и функционирования корпораций.

Изучение истории развития корпоративных отношений в деятельности библиотек показало, что предпосылками развития библиотечных корпораций являлось создание СК для предоставления адресной информации о местонахождении материалов библиотек и распространение карточек центральных библиотек для устранения дублирования трудовых средств. В зарубежных странах библиотечные корпорации начали создаваться с 1970-х гг., что стало началом межбиблиотечного сотрудничества и кооперативных работ в данной сфере. В результате эффективной работы корпораций многие библиотеки зарубежных стран отказались от выполнения полномасштабных работ по каталогизации своих фондов, повысили уровень информационного обслуживания пользователей, расширили номенклатуру продуктов и услуг. В России по целому ряду причин (социально-экономическая ситуация, отсутствие автоматизированных технологий и др.) идеи корпоративного сотрудничества библиотек долгое время не были реализованы. Лишь в 1990-е гг., в связи с изменением экономического и политического положения страны, развитием информатизации, стало возможным и необходимым создание библиотечных корпораций.

Информация о работе Корпоративные библиотечные системы